Организованная образовательная деятельность по познавательно - исследовательской деятельности "Лаборатория воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Для педагогов ДОУ
Организованная образовательная деятельность
по познавательно - исследовательской деятельности
«Лаборатория воды»
Подготовила: воспитатель
Павлова С. А.
МАДОУ «Детский сад № 5»
(первая квалификационная категория)
декабрь 2016 год
г. Гусев
Основные задачи:
- Образовательные задачи:
- Способствовать уточнению и расширению знаний о свойствах воды.
- Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы).
- Вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.
- Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
2.Развивающие задачи:
- Способствовать развитию любознательности;
- Развивать внимание детей;
- Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
3.Воспитательные задачи:
- Продолжать воспитывать культуру поведения;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
- Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы:
Презентация на тему: «Свойства воды», иллюстрации по теме «Вода», раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, широкие полоски от салфеток, тазик, волшебная палочка, фломастеры, тряпочки, лимонад, виноград, стеклянная банка, акварельные краски, сахарный песок, обычный песок, ложки, кисточки, вода питная.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении и свойствах воды, знакомство с понятием «Лаборатория», просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», проведение отдельных опытов с водой.
Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);
Загадки;
Сюрпризный момент;
Игра.
- Организационный момент
Приветствие гостей.
Доброе утро! Я вам говорю
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю Вам хорошо заниматься.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в учёных. Хотите?
(тогда занимайте свои места на стульчики).
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей).
-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
- Где работают ученые? (в научной лаборатории) - Слайд 1
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
-Я предлагаю вам превратится в учёных, для этого мне понадобится волшебная палочка.
- Фокус с водой.
Я своей волшебной палочкой взмахну и сейчас произойдет волшебство, хотите это увидеть? Тогда мне понадобятся ваши руки, опускайте их в воду. Раз, два, три, смотрите! Обратите внимание, что изменилось с водой? Получилось волшебство? А Вот теперь вы стали настоящими учёными.
-Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших опытов. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
( глобус накрыт на столе).
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус – это модель Земли).
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? (Это леса). Желтым? (Это горы). Коричневым? (Это пустыни). Синим? (Это моря и реки, океаны, озёра).
- А какого цвета на глобусе больше? (Голубого). Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше).
- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте их внимательно. Отвечать будем по очереди.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь) Слайд 2 Молодец! Получай эмблемку учёного.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки) Слайд 3
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (снег) Слайд 4
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька) Слайд 5
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)Слайд 6
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса) Слайд 7
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака) Слайд 8
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи) Слайд 9
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)Слайд 10
С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что...(град) Слайд 11
( За правильный ответ детей получают медальки учёных)
Ребята, о чём эти все загадки? ( О воде)
-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной. Слайд 12
- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Просмотр слайда на тему: «Вода нужна всем» Слайд 13
Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
(ответы детей).
- Ребята, а сейчас немного отдохнём. Выходите на середину зала и становимся врассыпную.
Танец « Капелька» Слайд 14
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, я приглашаю вас в Лабораторию воды.
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, а для этого вам необходимо одеть халаты с шапочкой и занять свои рабочие места в лабораторию.
(Дети надевают халат с шапочкой и рассаживаются по два человека за один стол).
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
Рассмотрим наше оборудование, которым мы будем пользоваться.
Какое оборудование у вас стоит на столе? (Это одноразовые стаканчики и тарелки, вода, термос, стекло, салфетки, тряпочки, фломастеры).
Приступим к нашим опытам.
Опыт №1. «Пар- это тоже вода»
Для этого опыта я беру термос с кипятком. Открываю его, чтобы дети увидели пар. Беру стекло или зеркальце и держу над паром. На нём выступают капельки воды, посмотрите внимательно. Какой можно сделать вывод? Вода может превратиться в пар.
Вывод: «Пар – это тоже вода».
Опыт№ 2. «Опыт со льдом».
Возьмём стакан с водой и поместим 3 кубика со льдом. Посмотрите, что произошло со льдом? Он утонет, будет плавать, может быть сразу растворится? Лёд плавает в воде. Он легче воды и поэтому он не тонет. Я предлагаю оставить лед в стаканчиках и мы позже посмотрим, что со льдом произойдёт?
Вывод: «Лёд легче воды».
Опыт № 3. «Есть вещества, растворимые и нерастворимые в воде»
Возьмите 2 стаканчика с водой. В один стакан положите обычный песок и попробуйте размешать его ложкой. Что получается? Растворился ли песок или нет? Какая стала вода? Мутная или прозрачная Возьмём другой стаканчик и насыплем в ложку сахарный песок, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Когда вы пьёте чай, вы сахар кладёте. Сахар растворяется? Конечно да. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось пить несладкий чай. А теперь возьмите стакан с водой и добавьте акварельную краску, размешайте. Какая стала вода? Цветной. Краска в ней растворилась.
Вывод: «Есть вещества, растворимые и нерастворимые в воде»
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физминутка
Мы учёные устали
И со стульев дружно встали.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их развернём,
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни,
1, 2, 3, 4, 5,
Постучали, повертели,
И работать захотели.
А теперь продолжим проводить наши опыты. Садитесь на свои места.
Опыт № 4. «Подводная лодка».
Есть питная вода, эта та вода которую вы пьёте и дома, и в детском саду. И есть газированная вода, но пить ее не рекомендуется. В этой воде много газов.
-Возьмите стакан с лимонадом и бросьте виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похоже на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. А тяжелевшая виноградинка вновь опуститься на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Итак, будет повторяться несколько раз, то опускается, то поднимается.
Опыт № 5 ««Вода ползает вверх»
Возьмите широкую полоску салфетки. На эту полоску наносим снизу точки в один ряд разноцветными фломастерами. Опускаем в воду край салфетки так, чтобы точки оказались над поверхностью воды. Точки не должны касаться воды. Как вода научилась рисовать? Почему точки поползли вверх? (ответы детей).
А теперь предлагаю вам вернуться ко второму опыту. Посмотрим что изменилось со льдом? Он превратился в воду. Значит лёд это вода.
- Ребята, вода у нас есть везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
- Нужно не забывать закрывать краны.
- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
- Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
- Не мыть в водоемах машины.
-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить
Запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают небольшие речки, а глубоководные реки становятся мелкими.
- А вы любите фокусы? Тогда - смотрите!
Фокус с водой.
У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку).
И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).
А хотите узнать мой секрет? Как же получилась у меня окрашенная вода в баночке? У меня под крышкой была краска. Попробуйте показать такой фокус дома.
Итог:
В: Ребята, а что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.
Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Вода»...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию с интеграцией образовательных областей "Спрячь мышку"
Знакомство детей с шестью основными цветами, учить различать их,развивать быстроту реакции, внимание, мышление.Закреплять знания о животных....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию с интеграцией образовательных областей "Укрась бабочку"
Учить детей группировать предметы по цвету; закреплять знания детей о геометрической фигуре круг, о понятиях "один -много", "большой - маленький" .Развивать мелкую моторику....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"
Применение квест-технологи при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"
Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада «В гости к воде»
Развитие у детей познавательной активности, любознательности через исследовательскую деятельность....
Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес».
Конспект организованно-образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»....