ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Друзья природы»
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Давыдова Евгения Викторовна

В современной экологической ситуации со всей очевидностью встаёт необходимость пропаганды и распространения экологических знаний, их научного обоснования, привития подрастающему поколению норм экологически правильного поведения.

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.Богдановка муниципального района Нефтегорский Самарской области – Детский сад с. Богдановка

 «Природа – бесценный дар, один на всех»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Друзья природы»

Разработчик:

                                                      Давыдова Евгения Викторовна

                                                      воспитатель первой категории

Февраль 2020г.

Тип проекта: опытно-исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта:долгосрочный

Сроки реализации проекта:  01.08.2019 г.  по  30.05.2020г.

Цель  проекта – воспитание  экологической  культуры  у  детей  4 лет

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники группы «Солнышко»

Проблема: в современной экологической ситуации со всей очевидностью встаёт необходимость пропаганды и распространения экологических знаний, их научного обоснования, привития подрастающему поколению норм экологически правильного поведения.

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Гипотеза:   экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет вестись систематическая работа на занятиях  и в повседневной жизни. Воспитанники группы и их родители, получив знания о экологических объектах и влиянии на них человека, будут, бережнее к ним относится.

Актуальность.Формирование экологической культуры современного человека невозможно осуществить только по учебникам, живое общение не заменит Интернет. Если исчезнут растения, то гордый венец природы – человек с его научно-техническим прогрессом тихо и незаметно уйдет с арены жизни за немногие недели. Вот почему в наше время становятся крайне важными пропаганда и популяризация знаний о природе и о растениях в частности. И чем раньше человек получит первый опыт познания окружающей природы, тем осознанней будет его отношение к ней.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять. Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

Задачи:

  1. Развивать способности к поисковой деятельности:
  • определению задач, исходя из поставленной проблемы;
  • планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
  • выбору материала и способу действия;
  • умению аргументировать свой выбор;
  • развивать желание экспериментировать с природными объектами.
  1. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач:
  • свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач;
  • расширять знания о жизни растений, их взаимосвязи в природе (в природе всё взаимосвязано, Земля – наш общий дом);
  • формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами.
  1. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
  2. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.
  • Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

  • Познакомить с правилами поведения в природе.

      5.  Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в        природе, наблюдательность, творческое воображение.

В основе разработки проекта «Друзья природы" реализуются принципы комплексного подхода:

  • четкая структура, обозначенные цели;
  • актуальность предмета исследования для всех участников;
  • продуманность методов обработки результатов;
  • социальной значимости.
  • Доступность (соответствие возрастным и индивидуальнымособенностям)

 Наглядность (наличие дидактических материалов).

 Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка,

реализация творческих потребностей).

 Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и

теоретической основы).

В процессе работы по программе дети усваивают происходящие в природе суточные и сезонные изменения, явления; изменения во внешнем виде растений и поведении животных; учатся выделять интересные факты.

Формы реализации проекта: работа с родителями, беседы, образовательная деятельность, детское творчество, игры, викторины, конкурсы, опытно – экспериментальная деятельность.

План работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Составление плана – схемы проекта.
  4. Сбор, накопление материала.
  5. Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  6. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  7. Презентация проекта, открытое занятие.

Схема осуществления проекта «Друзья природы»

Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Игры – драматизации по произведениям

Настольно-печатные игры

Социальное развитие

Тематические занятия, беседы по теме проекта, проведение экскурсий

Речь и речевое общение

Творческое рассказывание детей по темам.

Словотворчество детей (стихи, загадки, считалки).

Создание плакатов

Совместное участие детей и родителей в создании книжек – малышек о комнатных растениях, поделок из пластилина, бумаги и природного материала.

Здоровье и физическое развитие

Создание режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные туристические походы «Путешествие в страну бабочек», «Поющий лес» и др.

Познавательное развитие

Мир, в котором мы живем

Классификация (садовые и дикие растения и т.п.).

Дидактическая игра «Витаминная семейка»

Природа

Коллажи «Любимые цветы моей мамы», «В царстве комнатных растения», «Что растет у нас на грядке» и пр.

Конструирование

«Сад моей мечты», плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на тематику проекта

План реализации проекта

Подготовительный этап.

Срок: август 2019 г.

Мероприятия

 Объект

Ответственные

Подборка материала по теме проекта:

  • Диагностика экологических знаний ;
  • Сбор художественной литературы;
  • Музыкальная подборка песен о природе, звуки природы (шум дождя, пение птиц, шум ветра и т.д.);
  • Опрос детей;
  • Подборка дидактических, подвижных, пальчиковых игр
  • Анкетирование родителей.

«Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».

  • Консультация для родителей

Дети

Дети

Дети

Дети

Дети

Родители

Родители

Воспитатели

Основной  этап

Срок: сентябрь  2019  года  май  2020 года.

Название месяца

Тема

Цель

Содержание работы

Приложение

Сентябрь

«Овощи и фрукты»

«Овощи»                                  аппликация

«Дары  осени»  (рисование)

Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают, как употребляют в пищу.

Рассматривание овощей и фруктов (иллюстрации, муляжи и свежие овощи и фрукты), беседа   о  пользе фруктов, овощей,

Дидактические игры: «Лото» (фрукты и овощи), «Чего не стало», « Умные карточки      фрукты  овощи», «Чудесный мешочек»; Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», апельсин;                  Загадывание  загадок .    Консультация  для   родителей.                        

№1  Беседа  «Фрукты  овощи  полезные  продукты»                            

№2 «Овощи»   аппликация                        

№3 « Дары  осени»   (рисование)                  

№4 Консультация «Осень  дарит  витамины»                                                  

Октябрь

«Беседа о лесе»

Аппликация «Лес».

Уточнять и закреплять знания о деревьях и характерных признаках.

Учить узнавать и называть некоторые виды деревьев (елка, береза, сосна и др.)

1. Наблюдение деревьев на участке и беседа о деревьях и лесе.

Рассматривание иллюстраций серии «Деревья», «Лес».

Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги».

Консультация для родителей «По дороге домой»

№5

Консультация для родителей «По дороге домой»

Ноябрь

«Поздняя осень»

«Деревья поздней осенью»

Закреплять и уточнять знания детей об изменениях, которые происходят в природе поздней осенью.

Рисовать дерево (ствол, большие ветки и маленькие веточки)

 Наблюдение в природе, беседа о поздней осени. Рассматривание иллюстраций серии «Осень». Дидактические игры «Найди с какого дерева лист».

Рисование деревьев.

Декабрь

«Зимушка-зима»

Рисование на тему «Волшебница зима».

Выставка работ совместно с родителями  «Зимушка зима».

Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе; способствовать развитию познавательного интереса.

Рисования зимы.

Участие родителей в выставке.

Наблюдения в природе и беседа о зиме. Рассматривание иллюстраций серии «Зима». Чтение художественной литературы: загадывание загадок о явлениях зимы»

Рисования с детьми.

Дидактическая игра «Времена года и праздники.»

Январь

Беседа: «Дикие животные».

«Зайка серенький стал беленький»

Расширять знания детей о диких животных и их детенышей, их внешнем виде, повадках, условиях обитания.

Аппликация с элементами рисования.

Рассматривание иллюстраций серии «Дикие животные».

Дидактическая игра «Домино «Дикие животные»

Февраль

«Зимующие птицы»

Лепка «Птицы»

Познакомить детей с зимующими птицами: внешним видом, повадками.

Воспитывать заботливое отношение к птицам

Формировать у детей представление о приспособленности животных к зимнему периоду.

Лепка из пластилина.

Март

Весна, весна на улице, весенние деньки»

Рисование на тему «Подснежник»

Расширять знания детей о временах года; выделять признаки весны.

Побуждать детей передавать в рисунке форму цветов, расположение, цветовая гамма.

 Наблюдение в природе, беседа о приметах весны. Рассматривание иллюстраций серии «Весна»,

Рисование.

Апрель

«Шестиногие малыши» (насекомые)

Рисования «Бабочки на лугу».

Расширять представления детей о некоторых видах насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Уточнять детей о признаках насекомых, повадках, о пользе насекомых; формировать понятие насекомые.

Наблюдение в природе на участке и беседа о насекомых.

Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые»,

Художественное творчество рисование «Бабочки на лугу».

Май

«Царство растений – комнатные цветы» ( герань)

«Царство растений – садовые цветы»

Познакомить детей с комнатными растениями: названиями, внешним видом, строением; познакомить с уходом за комнатными цветами.

Познакомить детей с садовыми цветами, закреплять название цветов, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; уточнить почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе.

Рассматривание комнатных цветов, беседа о цветах, правилах ухода за ними: полива, рыхления. Дидактическая игра «Береги живое».

Наблюдение в природе: подготовка земли к посадке, посев семян цветов, луковиц, рассады. Рассматривание иллюстраций с изображением цветов, беседа. Аппликация «Тюльпан»,

Заключительный этап.

Срок:   май 2020г.

Мероприятия

Объект

Ответственные

1.Диагностика экологических знаний детей.

2.Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»  

3.Подготовить для родителей буклеты «Берегите окружающую природу»

4.Экологическое развлечение "Мы- друзья природы"

5.Созданиепрезентации    «Экологическоевоспитание детей 4 лет»

6. Изготовление макетов.

  • Макет дерева «Времена года» для уголка природы
  • Макет «Зоопарк»
  • Макет «Сад, огород»
  • Макет «Экологическая тропа на участке ДОУ»

7. Родительское собрание «Человек – часть природы»

8. Презентация проекта «Друзья природы» педагогам ДОУ

9. Презентация проекта на окружном конкурсе «Зеленая планета».

Дети

Родители

Дети, родители

Дети

 

Педагоги,

родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,

Воспитатели

Ожидаемые результаты проекта:

1.У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различают живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы родного края.

2. Ребята  бережно относятся  к природе,  стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.

 3. Дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомились  с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

 4. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времен года.

 6. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.

7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8.  Ребята узнали много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений;

9. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят  сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

10. У детей  сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.

11. Ребята научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объясняют связи и цепочки в природе, выполняют законы общего дома природы :
     *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
     *  В природе все взаимосвязано.
     *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

12. Многие дети научились проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, с пользой для себя занимаются  поисковой деятельностью.

13. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают  правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

14. К экологическому проекту привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дало большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2018.
  2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе ДОО». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2019.
  3. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017.
  4. Т.Г. Туева «Целевые прогулки в природу. Организация экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2018.
  5. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» - Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2018.
  6. Т.В. Гулидова. «Проектная деятельность в детском саду» Издательство «Учитель» 2016г.
  7. Интернет-ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Друзья природы»

Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет. Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития реб...

Педагогический проект "Друзья природы"

Проект по воспитанию у детей  старшего дошкольного возрастаинтереса  и любви к родной природе на основе  воспитания у них нравственных чувств....

Проект "Друзья природы"

Пояснительная запискаНас в любое время годаУчит мудрая ПриродаПтицы учат пению.Паучок – терпению.Пчелы в поле и в садуОбучают нас труду.И к тому же в их трудеВсе – по справедливости.Отражение в водеУч...

Проект Друзья природы

Проект по экологическому воспитанию и ознакомлению с природой детей старшей, подготовительной к школе групп...

Тема проекта: «Друзья природы» в старшей группе.

Государственное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18 г. Сызраниг.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную ...

НОД (интегрированная) с детьми старшей группы "Первоцветы-дары весны" (в рамках проекта "Друзья природы")

Занятие по ознакомлению с раннецветущими  растениями, их особенностями, целебными свойствами и мерами по сохранению в природе....