Проект "Вода-бесценный дар Земли"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_proektov.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 115
ПРОЕКТ
по экологическому воспитанию для подготовительной группы
«Вода – бесценный дар земли»
Руководитель: воспитатель
высшей квалификационной категории
Кириченко Валентина Яковлевна
Калининград 2020
Пояснительная записка
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.
Тип проекта: краткосрочный (январь-март)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Актуальность темы проекта. Экологическое состояние нашей планеты, а также тенденция к его ухудшению заставляет нас обратить внимание уже с дошкольного возраста на охрану природы. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, что вода нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Стоит задуматься о важности самого ценного источника жизни нашей планеты. Большинство из нас воспринимает воду как должное. А ведь она играет огромную роль практически во всем, что человек делает каждый день. Мы пьем воду, моемся и стираем, производим энергию, орошаем поля, путешествуем и перевозим товары, с ее помощью мы боремся с огнем. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде.
По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде. Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Гипотеза:
Рациональное использование воды человеком будет способствовать увеличению запасов пресной воды.
Объект исследования:
В качестве объекта исследования была выбрана вода – как источник жизни на земле, что обусловлено рядом причин.
Своей деятельностью люди стали наносить непоправимый ущерб. Человек слишком много берет и слишком мало делает для охраны водных пространств. Поэтому необходимо воспитывать у детей осознанное бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Учить экономичному использованию воды, в быту.
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: привлечение внимания дошкольников и взрослых к проблемам охраны источников воды в природе.
Задачи:
-Закреплять и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах;
-Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
-Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений и животных;
-Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека;
-Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей будут сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников. Дети узнают о причинах загрязнения водоемов и мерах их охраны, научатся бережно относиться к воде и экономить ее ежедневно как в детском саду, так и дома. А самое главное – это осознание дошкольниками того, что каждый несет ответственность за сохранение окружающей их среды.
Потому что для любого живого организма на планете действует формула вода - это жизнь!
Взаимодействие с родителями:
1.Анкетирование для родителей
2.Папка-передвижка для родителей «Как научить детей охранять природные ресурсы»
3.Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
4.Участие в фотовыставке “Вода вокруг нас»;
5.Совместное создание мини-музея в группе «По морям по волнам».
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Цель:
-Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;
-Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;
-Подбор информации для оформления родительского уголка;
-Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;
-Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
-Консультация «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
-Совместное создание воспитателем и родителями мини-музея в группе «По морям по волнам»;
-Участие в фотовыставке «Вода вокруг нас».
2 этап. Основной.
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «Вода нужна всем», «Вода вокруг нас», «Мир воды», «Кому в природе нужна вода», «Зачем вода нужна человеку?», «Роса», «Град и снег», «Дождь, туман», просмотр и обсуждение мультфильмов «Секреты воды», «Капля», «Круговорот воды в природе», « Лунтик и его друзья», «Капельки дождя», «Растения пьют воду», просмотр энциклопедии «Морские обитатели», сюжетно-ролевая игра «Рыбки в пруду», просмотр и обсуждение видеоурока «Как нужно беречь воду?», просмотр слайд-шоу Природные водоемы», «Водопады», «Подводный мир океана», |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение произведений: Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто живет в воде», Н.А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка), «Чей дом лучше», «Травинка путешественница», С. Сахаров «Кто в море живет?, «Живая вода», Н. А. Рыжова «Жила-была река»(экологическая сказка) Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Как люди речку обидели» (экологические сказки), «Что случилось с рекой»,Б.Заходер Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц и поговорок о воде . |
Физическое развитие | П/и «Караси и щуки»; «Рыбки», «Капелька», «Море и берег», «Караси и щуки», «Ходят капельки по кругу», «Мы водные животные», «Дождик», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька». |
Познавательное развитие | НОД по экологическому воспитанию «Берегите воду», опыт-эксперимент «Свойства воды», «Лед легче воды», «В соленой воде предметы не тонут», «Вода жидкая», «Вода ползет вверх», «Очищение воды: как воду сделать чистой», «Цветной лед», д\и «Как мы используем воду», «Аквариум», познавательная викторина «Вода», рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Вода вокруг нас».Итоговое мероприятие: НОД по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас». |
Художественно-эстетическое развитие | Конструирование из бумаги «Кораблик», «Лягушка», свободное рисование «Обитатели дна морского», «Берегите воду», лепка по представлению «На дне морском», рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают», Оригами «Рыбки в аквариуме», раскрашивание картинок «Правила поведения на воде» |
III этап. Заключительный.
1.Подведение итогов проектной деятельности;
2.Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»
3.Создание альбома «Вода»;
4.Фотовыставка «Вода вокруг нас»;
5.Создание мини-музея «По морям по волнам»;
6.Составление рекомендаций для родителей экологическому воспитанию детей 6-7 лет.
7.Фотоотчет о проведении экологического проекта «Вода вокруг нас»
Исследовательский проект «Вода – источник жизни на Земле» прошел интересно, что обусловлено полученными знаниями детей. Дети стали экономичнее, бережнее расходовать воду не только в детском саду, но и дома.
-сформирована система знаний на основе форм и методов работы
-приобретены элементарные умения оценивания состояния воды, доступной их возрастному пониманию
-Оценивание своих поступков и поступков других людей по отношению к воде
-Дети соблюдают правила поведения возле воды, а также готовы сами участвовать в охране и защите водных ресурсов, в опытническо-исследовательской работе.
Например: Ваня Рогов: «Когда я чищу зубы, то закрываю кран, а для полоскания рта воду пью из стаканчика. А еще я сделал замечание папе, что машину нельзя мыть возле озера».
Дети узнали много нового о свойствах воды в ходе экспериментальной деятельности.
Главным показателем экологической воспитанности дошкольников будет их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков. Вода необходима всем живым организмам: растениям, животным и человеку. Без воды нет жизни. Вода – одно из самых главных богатств Земли.
Список использованной литературы
1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
2. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева.-СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс».2014
3.Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2013
4.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6.А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
7. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
8.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005
9.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.
10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.
11.С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
12. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники - М., Линка-Пресс, 2012.
13.Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
14.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
15.Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
Интернет-ресурсы
1. http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-isledovatelskoi-dejatelnosti-na-temu-volshebnica-voda.html
3. http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9679.html
4. http://znayka.net/poslovicy/o-vode/
5. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-vodu.html
6. http://deti.ledibashkirii.ru/posloviczy-i-pogovorki/1050-posloviczy-i-pogovorki-vode
7. http://www.youtube.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Земля отцов-моя земля".
Занятие с использованием мультимедиа о Кубани....
Развивающее занятие по психологической поддержке дошкольников «Я люблю мою Землю – Земля любит меня» для детей 4-5 лет по программе Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!»
работа с одарёнными детьми...
Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"
Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...
"Малая Земля.."Экскурсия и посещение музея-мемориала "Малая Земля"
Цель:Закрепить знания о том,как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ,как живущие помнят о них,рассказать о мужестве и стойкости,проявленной трудящимися Новороссийска.Задачи:Образовательная:Поз...
Проект "Земля отцов - моя земля"
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному к...
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой, Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод. Листочки на землю летят, под ножками шуршат, шуршат Засыпай, Земля, баю-бай. Снежинки на землю
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой,Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод.Л...
НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"
Открытая непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной группы и их родителей к 23 февраля....