Статья на тему "Воспитание этических чувств и нравственности средствами природы."
статья по окружающему миру

Каменяр Светлана Ивановна

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремления защитить и сберечь природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Воспитание этических чувств и нравственности средствами природы».

                                                                                     

Цели и задачи:

- Обобщить и систематизировать представления детей природоведческого и природоохранного характера; расширять представления об окружающей природе, углублять знания о растениях и животных, окружающих их. Развивать у детей умение узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни.

- Привлекать к участию в посильной деятельности по уходу за растениями и животными.

- Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

- Упражнять в поиске и формулировке элементарных причинно-следственных связей между явлениями окружающей природы, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических проблем.

- Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Развивать эстетические чувства детей.

- Закреплять и обобщать правила экологически грамотного поведения человека в природе, понимание ответственности человека за сохранение природы.

- Воспитывать стремление к жизни в гармонии с природой, прививать любовь, гуманное и бережное отношение к ней.

- Формировать осознание ребенком себя человеком как части природного мира.

- Систематизация и углубление представлений о явлениях и объектах живой и неживой природы как фактора экологического благополучия.

Обоснование выбора темы.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стало очень актуальной. В условиях назревающей экологической катастрофы огромное значение приобретает экологическое воспитание как основная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Наш долг уделять как можно больше внимания нравственному и экологическому воспитанию дошкольников. Так как именно в период дошкольного детства начинает складываться эмоциональная сфера ребёнка. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Он сопереживает, сочувствует. Однако все это не обязательно в дальнейшем приведет к формированию экологического сознания. Важно воспитать у ребёнка чувство причастности к природе вообще, отношение к планете как дому, всему живому как самоценности.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремления защитить и сберечь природу и т.д.

Очень важно при этом, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Экологическое воспитании детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения е к природе (нравственное воспитание),

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие),

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её),

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе является следующее:

- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе);

Формируя гуманное отношение к природе необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?

Учитывая возрастные особенности дошкольников к, которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В.Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить, тех  кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.), а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за растениями, домашними животными, птицами и т.д., кроме того, умение сопереживать сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которое включает:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;  

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие), и в тоже время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенного похвалы воспитателя, расцветший цветок …) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольников в частности опирается на систему знаний. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю. И каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день, он познает - познает окружающий мир. Возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок – исследователь по своей природе. Те вопросы, которые задают нам дети на занятиях, во время прогулок, всего лишь малая часть их нерешенных «проблем». Если посмотреть карманы ребенка, чего там только нет: круглая галька, птичье перышко, сосновые иголочки … Вот и выходит, что все эти собранные ребятами «драгоценности» - своего рода осуществленные «почему», «зачем», «как».

Пока сохраняется интерес к познанию у этих маленьких исследователей, пока не угасли искры в их глазах нужно помочь ребенку открыть как можно больше тайн живой и неживой природы. И именно детские вопросы говорят о высоком уровне развития ребенка. Если дети задают нам вопросы, значит мы сумели их заинтересовать. Замечая, как часто дети обращаются к нам с вопросами о природе, сделали вывод: нужно уделять достаточно времени и внимания вопросам воспитания любви к природе расширять кругозор детей, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитывать желание помогать делом.

Ребенок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребенком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в водоем, никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоеме обитает много разных живых существ. В местах отдыха оставляют после себя мусор, не понимая, что тем самым загрязняют природу. Ловят бабочек, насекомых, принося им вред. Поэтому так важно научить ребенка добру.

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному.

Ребенок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребенку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие воспитания доброты.

Общение с природой также пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных, растений.

Помочь ребенку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами взрослыми. Именно от нас зависит каким вырастете ребенок – равнодушным или заботливым и внимательным.  

Именно поэтому, с раннего детства необходимо создавать ребенку такие условия, чтобы он ежедневно мог делать для себя новые открытия, пополнять свои знания о природе, замечать краски и звуки, испытывая при этом наслаждение. Сделать так, чтобы пребывание на природе стало его насущной потребностью, законом всей жизни. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.  

В старшем дошкольном возрасте происходит существенное изменение в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. При этом целостность педагогического процесса зависит от взаимодействия в работе по всем разделам Программы, включающих в себя развитие у детей экологических представлений, формирование познавательных, речевых и практических умений в разнообразной деятельности в природе, накопление гуманного экологически- целесообразного опыта отношения к ней.

Работа с детьми осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности с использованием различных методов обучения: наглядных, словесных, практических игровых и пр. и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценку происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Основной формой организации должна быть коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры -драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков. При этом важно:

- не заставлять играть ребенка, а создавать условия для возникновения интереса;

- не сдерживать двигательную активность детей;

- хвалить ребенка за успехи;

- не давать отрицательных оценок ошибкам детей.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами.

Следовательно, для успешной реализации задач экологического воспитания необходимо создать условия для самостоятельного изучения природы, для экспериментирования. Осуществить эту задачу можно, создав педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за явлениями и объектами неживой и живой природы, и активно взаимодействуя с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, средством реализации проектной деятельности «Самара- гордость моя» в ДОУ.»

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осуществ...

из опыта работы "Развитие нравственных чувств старших дошкольников средствами игротерапии"

В настоящее время исследование особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста является актуальной психологической проблемой так как, работа в данном направлении позволяет оптимизироват...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙВоспитание нравственных чувств у детей тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание ...

«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Выступление на тему:«РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ» Му...

Статья на тему: "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников по средством инновационных технологий"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в условиях современности ввиду преобладания в нашем обществе материальных ценностей над духовными.  Во все времена любовь к Р...

"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...

Статья на тему: «Рассказы Н. Носова как средство формирования нравственно- этических представлений детей старшего дошкольного возраста».

В статье рассматривается проблема формирования нравственно - этических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов Николая Николаевича Носова.В настоящее время по...