Конспект ОД в подготовительной к школе группе на тему: «Города Чувашии» (по областям «познавательное развитие» и «социально - коммуникативное развитие»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи:
- Образовательные:
- формировать обобщенные представления о родном крае – республике Чувашия: культура, географическое положение;
- продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети;
- расширять знания о государственной символике Чувашской Республики;
- формировать понимание обобщающих слов: село, город; учится выделять их особенности, различия в специфике труда людей в городе и в селе;
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность, самостоятельность, умение делать умозаключения;
- развивать произвольное внимание;
- развивать эмоциональную и слуховую память;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;
- воспитывать организованность, дисциплинированность;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goroda_chuvashii.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары Чувашской Республики.
Конспект ОД в подготовительной к школе группе
на тему: «Города Чувашии»
(по областям «познавательное развитие» и «социально - коммуникативное развитие»)
Подготовила и провела:
воспитатель
Егорова А.Ю.
Чебоксары 2019
Задачи:
- Образовательные:
- формировать обобщенные представления о родном крае – республике Чувашия: культура, географическое положение;
- продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети;
- расширять знания о государственной символике Чувашской Республики;
- формировать понимание обобщающих слов: село, город; учится выделять их особенности, различия в специфике труда людей в городе и в селе;
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность, самостоятельность, умение делать умозаключения;
- развивать произвольное внимание;
- развивать эмоциональную и слуховую память;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;
- воспитывать организованность, дисциплинированность;
Словарная работа:
активизировать: Чувашия, Чувашская республика,
обогащать словарный запас словами: достопримечательность;
Методы и приемы:
вводная часть:
- введение в игровую ситуацию «Нарспи и Сетнер пришли в гости»;
- вопросы;
основная часть:
- беседа;
- физкультминутка;
- просмотр презентации;
- игровое упражнение «Расположи достопримечательности города Чебоксары»;
- беседа;
-физкультминутка;
- игровое упражнение «Прочерти маршрут от предыдущего города к последующему»;
заключительная часть:
- игровое упражнение «Вспомни город»;
- подведение итогов;
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Города Чувашии»; куклы Нарспи и Сетнер; изображения села и города; магниты с изображением городов Чувашии;
Раздаточный материал: карандаши графитные; карта Чувашии; гербы городов Чувашии; карточки с изображением достопримечательностей города Чебоксары;
Предварительная работа: беседа с детьми о значении слов «флаг», «герб»; рассматривание российского, чувашского флага и герба;
Ход НОД:
Воспитатель (В): ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости: прекрасная девушка Нарспи и молодой человек Сетнер (воспитатель демонстрирует двух кукол). Поздороваемся с ними.
Дети (Д): здравствуйте!
(В): скажите, пожалуйста, знакомы ли вам эти персонажи? Если да, то в каком литературном произведении вы слышали эти имена?
(Д): да. Поэма «Нарспи».
Нарспи (Н): верно, ребята. Про нас (Нарспи и Сетнера) написал великий чувашский поэт Константин Иванов поэму, которая называется «Нарспи».
Сетнер (С): мы хотели вместе с вами отправиться на экскурсию по нашей республике.
(Н): ребята, скажите, пожалуйста, а как называется наша республика?
(Д): Чувашская Республика, Чувашия.
(В): правильно, мы можем называть нашу республику как Чувашией, так и Чувашской Республикой, потому что оба эти наименования, согласно Конституции Чувашской Республики, равнозначны.
(Н): мы отправимся с вами на экскурсию по городам Чувашии.
(С): ребята, я не знаю, что такое город. Вы знаете, что такое город?
(Д): да, город – это место, где живут люди.
(С): значит можно побывать на экскурсии и в моем родном селе Сильби, так как Сильби – это место, где живут люди.
(Н): нет, Сетнер, село и город отличаются. Вы согласны со мной, ребята? Чем отличается город от села?
(Д): дети молчат.
(Н): Сетнер, город – это крупный населенный пункт, то есть здесь живет много – много людей, и большая часть жителей работают на заводах, фабриках. Село – это небольшой населенный пункт, жители которого заняты выращиванием овощей и фруктов, домашнего скота или другими промыслами.
(С): а много ли городов в нашей республике?
(Н): да, много. Девять прекрасных, самобытных городов находится на территории Чувашской республики.
(Н): ребята, а какие города Чувашской Республики вы знаете?
(Д): Новочебоксарск, Чебоксары.
(Н): все верно, Новочебоксарск и Чебоксары считаются крупными городами Чувашии, но кроме них также есть еще семь малых городов республики: Мариинский Посад, Цивильск, Козловка, Канаш, Алатырь, Шумерля, Ядрин (Нарспи показывает города на карте Чувашии).
(С): отправляемся в путешествие! Для этого нам понадобятся карта Чувашской Республики, чтобы видеть, куда мы отправляемся, и карандаши, чтобы отмечать свой маршрут.
(Н): ребята, для того, чтобы мы с вами могли попасть на экскурсию в один из городов Чувашии, нам всем нужно будет встать на ножки и проговорить четверостишие из стихотворения великого чувашского поэта Якова Ухсая «Чувашская земля»:
Для счастья ты родился снова, (руки распростерты)
Ты снова жив, родимый край,-
Могучий, бодрый и здоровый (показывают свои мышцы на руках)
Смелей в грядущее шагай (шагают на месте).
(С): вот мы и попали с вами в первый город Чувашской Республики, в ее столицу – Чебоксары.
(Н): город Чебоксары расположен на правом берегу реки Волга. В этом замечательном городе находится огромное количество достопримечательностей.
(С): ребята, я не знаю, что такое достопримечательности. Вы знаете?
(Д): молчат.
(В): достопримечательность – это место, вещь или объект, заслуживающее особого внимания, знаменитое или замечательное чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.
(Н): ребята, я буду называть вам самые известные достопримечательности города Чебоксары, а вы попробуйте найти их изображения на своих карточка и закрыть поля.
Одним из объектов, заслуживающего особого внимания в Чебоксарах, является монумент «Мать – Покровительница». Скульптура изображает женщину-чувашку в национальном уборе с раскинутыми в сторону руками, обозначающими жест объятий, благословения и защиты.
Старейшим храмом Чувашии является Введенский собор.
Крупнейшим культурным центром Чувашской Республики является государственный художественный музей, располагающий богатой коллекцией произведений зарубежного и отечественного искусства.
Чебоксарский залив - это место отдыха, проведения праздничных мероприятий и масштабных республиканских торжеств. Кроме этих достопримечательностей в Чебоксарах имеется еще много других красивых и знаменитых мест.
Также у Чебоксар есть свой флаг и герб.
(С): ребята, а вы знаете, что такое герб?
(Д): герб – это символ государства.
(В): герб – это эмблема государства, то есть условное изображение идеи в рисунке.
(Н): на гербе города Чебоксары изображены:
- "Пять серебряных уток", которые означают стремление к свободе и достижение поставленных целей. Голубое поле означает красоту, ясность, мягкость и величие города Чебоксары.
- Дуб, любимое дерево чуваш, означает силу, вечность, крепость.
- Эмблема "Три серебряных дуба" - эти три силуэта означают существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем.
- Три четырехлучевые восьмиугольные звезды описывают девиз чебоксарцев: "Были, есть и будем".
(С): ребята, найдите, пожалуйста, среди разных гербов герб города Чебоксары и положите его на карту Чувашии, на то место, где обозначен город Чебоксары.
(Н): следующий город, в котором мы хотели побывать, является спутником города Чебоксары. Вы догадались, о каком городе пойдет речь?
(Д): Новочебоксарск.
(Н): ребята, ваш родной город Новочебоксарск, в котором вы проживаете, также как и Чебоксары, расположен на правом берегу Волги. Прочертите, пожалуйста, линию на карте Чувашии, которая находится возле каждого из вас, от города в котором мы были – Чебоксары, в город, в который мы собираемся – Новочебоксарск.
Возле собора святого князя Владимира установлен памятник князю Владимиру: его пятиметровая фигура и мемориальная доска со словами: «Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси».
Декоративно-монументальная композиция в честь основания города Новочебоксарска. По окружности кольца надпись на чувашском и русском языках: «Город Новочебоксарск основан в 1960 году».
Памятник погибшим во время Великой Отечественной войны жителям деревень, ранее располагавшихся на месте г. Новочебоксарска; Монумент жертвам Чернобыльской АЭС и других техногенных катастроф.
(С): у Новочебоксарска также есть свой герб. Композиция герба г. Новочебоксарск символизирует город химиков, энергетиков, строителей (показывает на трех уток).
(Н): ребята, найдите, пожалуйста, герб города Новочебоксарск и прикрепите его к карте Чувашии.
(С): следующий город Чувашии также расположен на правом берегу Волги?
(Н): да, город Мариинский Посад расположен на правом берегу реки Волга. Посмотрите, пожалуйста, на карту. Прочертите, пожалуйста, линию на карте Чувашии, от Новочебоксарска до Мариинского Посада.
В этом городе находится Свято- Троицкий собор. Недалеко от которого находится часовня и целебный источник. Люди приезжают сюда, чтобы помолиться, очиститься и испить воды из целебного источника.
Государева гора. Место названо в память о том, как императрица Екатерина II останавливалась в этом месте.
Старинный храм Казанской Божьей Матери; Мариинско-Посадский историко-краеведческий музей, где можно увидеть, как раньше жили богатые купцы.
(С): ребята, посмотрите, пожалуйста, на герб города Мариинский Посад и скажите, что там изображено?
(Д): корона и гора.
(Н): правильно. Город Мариинский Посад назван в честь императрицы Марии Александровны, вот поэтому на гербе изображена корона. Две изумрудные вершины олицетворяют местоположение города.
(В): найдите, пожалуйста, герб города Мариинский Посад и положите его на карту Чувашии, которая находится возле каждого из вас. Прочертите, пожалуйста, линию на карте Чувашии, от Новочебоксарска до города Мариинский Посад.
(Н): Город Цивильск расположен на Приволжской возвышенности, на берегу реки Большой Цивиль. В городе Цивильск можно увидеть Тихинский женский монастырь; Свято – Троицкий собор. В этом городе появился первый в Чувашии железобетонный монолитный мост.
(С): ребята, а какое дерево вы видите на гербе города Цивильск?
(Д): дуб.
(Н): дуб, нарисован на гербе славного города Цивильск, так как дуб также как и город силен своей мощью, неторопливостью, долгожительством и долготерпением. Встаньте, пожалуйста, на ножки и покажите ручками какой дуб сильный, несгибаемый.
(В): найдите, пожалуйста, герб города Цивильск и положите его на карту Чувашии. Не забываем прочерчивать линию от города Мариинский Посад до города Цивильск.
(С): еще один славный город в Чувашии называется Козловка. Он также расположен на правом берегу Волги. В Козловке имеется Музей боевой Славы под открытым небом. В этом музее можно увидеть различные танки, самолет, пограничный столб, вечный огонь и аллею славы героев, павших во время ВОВ. Каждое лето пристань Козловки принимает около 80 теплоходов с туристами!
(Н): в городе Козловка стоит дом - музей, в котором раньше жил великий математик Николай Иванович Лобачевский. На гербе города Козловка изображены промыслы, которыми занимаются жители этого города: деревообрабатывающий (листья деревьев) и рыбный (рыба).
(В): найдите, пожалуйста, герб города Козловка, положите его на карту Чувашии. Не забываем прочерчивать линию от города Цивильск до города Козловка.
(С): ребята, как вы думаете, как называется этот красивый город с такой величественной деревянной церковью? Может у кого-то в этом городе живут бабушки, дедушки или другие родственники?
(Д): различные названия городов.
(Н): этот прекрасный город называется Канаш. Там и вправду стоит деревянная церковь апостола Варнавы. В городе имеется краеведческий музей, в котором можно познакомиться с чувашской национальной одеждой, украшениями, проследить историю района по вещевым, фото- и документальным материалам. Также Канаш - это станция железной дороги, здесь находится крупный железнодорожный узел. Поэтому на гербе города Канаш изображена эмблема, состоящая из шестерни и железнодорожного колеса с крыльями.
(В): найдите, пожалуйста, герб города Канаш. Прикрепляем герб к карте. Чтобы добраться до следующего города, нам нужно сесть на поезд и выполнить следующие движения:
Поезд мчится и свистит (руки согнуты в локтях, синхронно вращаются)
И колесами стучит (топают на месте).
Я стучу, стучу, стучу (шаг в сторону и притоп),
Всех до места докачу (бег на месте).
Чу-чу-чу (круговые движения руками)!
(С): вот и добрались мы с вами по железной дороге к городу Алатырь.
(Н): город расположен на левом берегу реки Суры. Казанская Пятницкая церковь несколько веков являлась визитной карточкой города Алатырь. На севере города стоит Свято – Троицкий монастырь с самой высокой в России колокольней. Венцом исторической части города Алатырь называют собор Рождества Пресвятой Богородицы.
(С): ребята, как вы думаете, что изображено на гербе города Алатырь?
(Д): дети перечисляют различные варианты.
(В): на гербе города Алатырь изображены три колчана, наполненные стрелами, в знак того, что жители этого города хорошо стреляли из лука. Прикрепляем герб города Алатырь к карте, проводим карандашом от города Канаша до Алатыря. Нам еще осталось побывать в двух городах Чувашии.
(С): предпоследний город Чувашии на нашем маршруте – Шумерля. Что есть известное и красивое в этом городе?
(Н): в городе установлен монумент Планера. Планер представляет собою копию планера военных лет, которые выпускались здесь на заводе. На северо- западе города установлен памятник - Братская могила летчиков, погибших во время авиакатастрофы в 1943 году.
(В): ребята, что изображено на гербе города Шумерля?
(Д): дети предлагают разные варианты.
(В): верно, дубовый лист с желудями в гербе напоминает о химической и мебельной промышленности, которой занимаются в городе. Шестерня символизирует развитие машиностроительной промышленности.
(С): Прикрепляем герб города Шумерля к карте, проводим карандашом от города Алатырь до Шумерля. Последний город Чувашии, в котором мы сегодня хотели бы побывать – это город Ядрин.
(Н): город Ядрин расположен на берегу реки Сура. В дань уважения знаменитым выходцам из города Ядрин, в городе была сооружена скульптура «Ангел памяти и славы». Памятником архитектуры является здание казначейства. Свято – троицкий собор был построен в городе Ядрин в благодарность Господу за прекращение голода, свирепствовавшего в далекие - далекие года.
(В): посмотрите, пожалуйста, на герб города Ядрин. Что изображено на нем?
(Д): шарики.
(В): в центре герба изображена пирамида из пушечных ядер, что указывает на историчность города, то есть то, что в городе Ядрин происходило много разных событий.
(Н): прикрепляем герб города Ядрин к карте, проводим карандашом от города Шумерля до города Ядрин.
(С): ребята, вот мы и побывали во всех девяти прекрасных, исторически богатых городах Чувашии. Вам понравилось?
(Д): да.
(С): ребята, а сможем ли мы вспомнить вместе с вами названия городов Чувашской республики, где сегодня мы с вами побывали?
(Д): да.
(Н): предлагаю вам, ребята, вспомнить названия городов. Ребенок, правильно назвавший город, получает возможность прикрепить магнитный герб этого города к доске. Слушаем внимательно вопросы. Первый город (столица Чувашии), в котором мы побывали сегодня назывался…
(Д): Чебоксары.
(Н): правильно ответила Маша И., Маше предоставляется возможность прикрепить магнитный герб города Чебоксары к доске. Второй город, в котором мы сегодня побывали, является спутником города Чебоксары.
(Д): Новочебоксарск.
(Н): Глебу К. предоставляется возможность прикрепить магнитный герб города Новочебоксарск доске. Третий город был назван в честь императрицы Марии Александровны.
(Д): Мариинский Посад.
(Н): Альвина А. прикрепляет магнитный герб города Мариинский Посад к доске. В четвертом городе появился первый в Чувашии железобетонный монолитный мост.
(Д): Цивильск.
(Н): Игорь Т. прикрепляет магнитный герб города Цивильск к доске. В пятом городе музей боевой славы под открытым небом, где можно увидеть различные танки, самолет, пограничный столб и др.
(Д): Козловка.
(Н): Артем Г. прикрепляет магнитный герб города Козловка к доске. Шестой город является крупным железнодорожным узлом в Чувашии.
(Д): Канаш.
(Н): Женя Р. прикрепляет магнитный герб города Канаш к доске. Жители седьмого города когда-то давным-давно очень хорошо стреляли из лука и поэтому на гербе их города изображены колчан и стрелы.
(Д): Алатырь.
(Н): Максим Х. прикрепляет магнитный герб города Алатырь к доске. В восьмом городе установлен монумент Планера, который представляет собою копию планера военных лет выпускавшихся здесь на заводе.
(Д): Шумерля.
(Н): Кира С. прикрепляет магнитный герб города Шумерля к доске. В девятом городе сооружена скульптура «Ангел памяти и славы».
(Д): Ядрин.
(Н): молодцы, ребята. Все запомнили.
(С): огромное вам спасибо, ребята, за познавательное путешествие! А мы отправляемся дальше в другие детские сады к другим ребятам, чтобы рассказать им о величественных, прекрасных городах Чувашии!
(Н): до свидания!
(Д): до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной к школе группе .Тема :"Город , в котором мы живем"
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений,приобщение к...
Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие в космос».
Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательное развитие»с испол...
Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Космические спасатели»
Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе «Космические спасате...
Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе по ФЭМП «Мы - солдаты»
Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе по ФЭМП &la...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Тема: «Математическое путешествие». Образовательная область «Познавательное развитие» Тип НОД: интегрированное
Данный конспект разработан для старших дошкольников и предназначен для ознакомления воспитателям ДОУ. Конспект направлен для развития у детей элементарных математических представлений (количество, вел...
Технологическая карта НОД в подготовительной группе интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие Форма проведения: морское путешествие Тема: «Остров сокровищ»
Тенхнологическя карта НОД по теме: "Морское путеществие "Остров сокровищ"...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в I младшей группе ТЕМА: «МОЙДОДЫР В ГОСТЯХ У РЕБЯТ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Цель: формирование позитивного отношения к культурно-гигиеническим навыкам.Задачи:Учить детей взаимодействовать друг с другом в игровой форме. Формировать положительное отношение к здоровому обра...