Конспект НОД по окружающему миру на тему:«Животные Арктики и Антарктиды» для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать у детей правильное представление об Арктике, Антарктике и обитателях данной местности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по окружающему миру на тему:«Животные Арктики и Антарктиды» для детей подготовительной группы.
Цель: Познакомить детей с животными Арктики и Антарктиды, с их внешним видом, образом жизни и повадками, с природными условиями Арктического края.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о животных севера, их внешнем виде, образе жизни и повадках.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к жизни животных севера;
- развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;
- развивать речь детей, обогащать их словарь.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным.
Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о животных Арктики и Антарктиды.
Материалы и оборудование: Глобус, Презентация «Животные Арктики и Антарктиды», ноутбук.
Структура НОД:
- Вводная часть:
(У воспитателя на столе стоит красивая коробка внутри которой находится глобус)
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что находится у меня в коробке?»
(Ответы детей)
Воспитатель: «Чтобы узнать, отгадайте загадку:
Реки, горы и поля, ох огромная Земля.
Но на нем вся поместилась,
В шарик меньше превратилась.
Ты его крути, верти, точку мира в миг найди.
Дети: « Это Глобус!»
Воспитатель: «Правильно, это глобус, уменьшенная модель нашей планеты Земля.
Сегодня мы с вами отправимся в самое загадочное и холодное место на нашей планете. (Рассматривают глобус). Вот здесь находится Северный полюс, а здесь Южный полюс.
Антарктида, перед нами Самый южный континент.
Только здесь перед глазами Лед и снег, а солнца нет.
Здесь, друзья, не поныряешь, Юг, сказали, — ну и что ж.
Даже не позагораешь,Если только ты — не морж.
В Арктике белой, в белой пустыне
Белый медведь грузно ходит по льдине,
Белая крачка по небу летит,
Белый белёк возле мамы лежит.
Айсберг белеет в белом тумане,
Белые стаи белуг в океане.
Белой метлой ветер вихри метёт,
Белую песню про Север поёт.
Воспитатель: «Ребята, а Вам интересно, чем же отличается Арктика от Антарктики?»
Дети: «Да!»
II. Основная часть:
Воспитатель: «Арктика – северная часть земного шара. Это замерзший океан, льды, толщина которых достигает высоты трех - этажного дома.
Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Не зря это царство льда и снега. Это самое суровое место на Земле. Зимой наступает время, когда солнце вообще не всходит – полярная ночь.
На зимнем арктическом небе можно видеть необычный феномен - полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы. На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце.Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов.Наступает короткое лето. В это время почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром.
Антарктиду называют южным полюсом. Антарктида - это оледенелый материк, окруженный океаном. Это самое суровое место на планете.В Антарктиде никто не живет постоянно, но на многочисленные научные станции приезжают ученые со всех концов света и ведут исследования.Снегом и льдом почти полностью покрыта Антарктида. А у ее берегов плавают айсберги - плавучие ледяные горы, у которых над водой только небольшая часть, а большая - под водой.
Воспитатель: «А как вы думаете, где холоднее?» (Ответы детей)
Воспитатель: «На самом деле, мы привыкли, что на Севере холодно. Но намного холоднее и больше снега и льдов на Южном полюсе. Какой полюс Южный?»
Дети: «Антарктика»
Воспитатель: «Правильно, В Антарктике намного холоднее»
Воспитатель: «Ребята, посмотрите на доску (презентация с изображением белого медведя и пингвина) Как вы думаете они могут встретиться?»
(Ответы детей)
Воспитатель: «Пингвин и белый медведь никогда не могут встретиться, так как белый медведь обитает в Арктике на Северном полюсе, а пингвины в Антарктике на Южном полюсе»
Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрите, кто живёт в Арктике и Антарктиде»
(Показ презентации)
ТЮЛЕНЬ.Тюлени большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние - как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью состоящей из коротких жестких волос и толстым слоем жира. У тюленей рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами.
ПИНГВИН.Пингвины – удивительные морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу - рыбу, крабов, раков. А вот летать они не умеют. Крылья у них есть, но годны они не для полётов, а для плавания. Поэтому их называют водоплавающими птицами.
МОРЖ. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба. При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки, подтянется и взбирается на льдину. моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину.
СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ. Дикие северные олени зимой бывают очень светлой окраски (от почти белой до серовато-белой, а летом после линьки они становятся серовато-коричневыми. У них продолговатое тело и довольно короткие ноги. Копыта северных оленей большие, широкие и плоские. Между пальцев имеются жесткие длинные волосы. Поэтому олени не проваливаются в снегу. Олени могут раскапывать снег передними ногами, чтобы добыть лишайники. Мех у оленей густой, и даже нос покрыт шерстью. Волосинки внутри полые, поэтому сохраняется тепло и олени не замерзают, а также хорошо держатся на воде и плавают. У диких северных оленей крупные ветвистые рога, причем их имеют и самки, и самцы. Олени сбрасывают рога (самцы в начале зимы, самки весной, после рождения потомства, затем рога начинают расти снова.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ. Белый медведь – самый крупный хищник на нашей планете. Его вес может достигать 1 тонны, а длинна тела 3 м. Рост белого медведя в холке достигает 1,5 м. От своих сородичей белый медведь отличается строением тела , цветом шерсти и кожи. Голова белого медведя уже и длиннее, чем у остальных представителей медвежьих, с плоским лбом и длинной шеей. Уши вверху закругленные. Шерсть белая без пигментного окраса. Кожа белого медведя черная. На подушечках лап длинная шерсть и небольшие шишечки. Между пальцами передних лап есть плавательные перепонки. Такое строение тела помогает белому медведю выжить в суровых условиях Арктики. Густая шерсть белого медведя, состоящая из двух толстых рядов волос, не дает ему замерзнуть. Помимо шерсти, чтобы не чувствовать холода, у них есть толстый подкожный слой жира до 13 см. Шерсть и шишечки на лапах не дают скользить по льду, а перепонки между пальцами помогают плавать.
МОРСКИЕ СЛОНЫ. Огромный, увеличенный нос висит над пастью с ноздрями вниз. Именно из-за такого носа они и получили такое название-морские слоны. Добычей морских слонов являются рыбы и головоногие. Морские слоны в состоянии нырять за добычей на глубину до 1400 м. Как и у китов, дыхание у морских слонов во время ныряния на глубину замедляется, отчего снижается расход кислорода. Естественными врагами морских слонов являются белые акулы и касатки, охотящиеся в верхних слоях воды.
АЛЬБАТРОС. Альбатрос – это удивительная птица, которая может долгие месяцы не появляться на суше! Они проводят дни и ночь напролёт лавирую над океанами и преодолевают сотни миль в день. Альбатрос – красивая птица и океанская даль – её единственный дом. Кроме огромных крыльев эти пернатые имеют уникальный клюв, который состоит из отдельных пластин. Клюв у них тонкий, но сильный и снабжён вытянутыми ноздрями. Небольшие виды стремятся полакомиться рыбой вблизи берега, другие же улетают на сотни миль от суши чтобы найти для себя лакомый кусочек.
ПЕСЕЦ Или полярная лисица. Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. В отличие от лисицы, тело у песца приземистое, морда укороченная; уши закруглены, слабо выступают из зимней шерсти. подошвы лап у песцов покрыты жёсткими волосами. Питается грызунами, но часто ходит за медведем и доедает то, что не доел медведь.
СИНИЙ КИТ. Синий кит - Самый большой кит, самое большое современное животное, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо существовавших на Земле. Его длина достигает 33 метров, а масса может значительно превышать 150 тонн. Синий кит не имеет зубов. Питается он мелкими рачками. Набрав в огромный рот воды, кит процеживает её через ротовые пластинки. А оставшихся рачков поедает. Бывает, что и мелкая рыба попадается, тоже ест. В сутки съедает целый вагон рачков! (27 тонн)
Воспитатель: «Давайте мы с вами немного отдохнем»
Физминутка «Кто на Севере живет».
По ледяной пустыне
Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)
За нею медвежата
Торопятся вперед (убыстряют шаг)
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полыни холодной
За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени,
Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
III. Заключительная часть:
Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии. Где находится Арктика?»
Дети: «На Северном полюсе»
Воспитатель: «Что вы можете рассказать об Артике?»
Дети: «Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние»
Воспитатель: «Кого можно встретить из животных в Арктике?»
Дети: «Полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белуху, кита»
Воспитатель: «Почему эти животные живут в Арктике?»
Дети: «Питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять, у многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу»
Воспитатель: «Где находится Антарктика? Какие животные там обитают?»
Дети: «Находится на Южном полюсе, там холодней и люди не живут. Там обитают пингвины, морские слоны, альбатросы»
Воспитатель: «Молодцы ребята! Сегодня мы узнали много нового и интересного, на этом наше занятие подошло к концу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру тема "Животные из жарких стран"
Уточнить знания детей о животном мире жарких стран...
Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему:"Животный мир Арктики и Антарктиды"
Познакомить детей с Арктикой и Антарктидой,с особенностями природных условий, с климатом, с животными, их образом жизни, повадках; проведение опытов и экспериментов....
Презентация для детей "Антарктида" для детей старшей группы.
Антарктида - это волшебное царство "Снежной королевы"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме «Животные» с использованием дидактической игры для детей с нарушением слуха
Цель: Учить прислушиваться к речевым звукам.Задачи: Образовательные:· Продолжать формировать у детей обобщающее понятие - животные.·...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Загадки осени" с квест технологией для детей старшей группы
ull; Закрепить и уточнить представления о сезонных изменениях в природе осенью (листья меняют окраску, поспевают овощи и фрукты, солнце греет меньше, идут дожди, люди надевают резиновые са...
Презентация на тему: Животный мир Арктики и Антарктиды
Презентация на тему: Животный мир Арктики и Антарктиды...
конспект нод по окружающему миру. Тема: "Животные севера, Животные юга"
Цель: систематизировать знания детей о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание.Задачи: Развивать наблюдательность, внимание во время рассматривания макетов: животные Север...