конспект нод по окружающему миру. Тема: "Животные севера, Животные юга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Танеева Валентина Владимировна

Цель: систематизировать знания детей о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание.

Задачи: Развивать наблюдательность, внимание во время рассматривания макетов: животные Севера и животные Юга.

Расширить и углубить представление детей о диких животных:

о северном олене, о белом медведе, о верблюде.

Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный анализ.

Описывать животных с помощью схемы.

Активизировать словарь детей.

Развивать внимание, восприятие, память, мышление, диалогическую речь, связную речь.

Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.

Оборудование: презентация «Животные юга», «Животный севера», проектная доска

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных, загадывание загадок, раскрашивание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе Танеевой В.В.

21.03.2022г.

Тема: «Животные Севера и Юга»

Цель: систематизировать знания детей о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание.

Задачи: Развивать наблюдательность, внимание во время рассматривания макетов: животные Севера и животные Юга.

Расширить и углубить представление детей о диких животных:

о северном олене, о белом медведе, о верблюде.

Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный анализ.

Описывать животных с помощью схемы.

Активизировать словарь детей.

Развивать внимание, восприятие, память, мышление, диалогическую речь, связную речь.

Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.

Оборудование: презентация «Животные юга», «Животный севера», проектная доска

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о животных, загадывание загадок, раскрашивание.

Ход занятия.

Орг. момент.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня путешествие на самолете.

Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни!

Заведите моторы! У-у-у Взлет!

Сегодня наш самолет пролетит над холодными странами, а потом мы сделаем посадку в Африке и вернемся домой.

Вот мы и оказались на Севере. На Севере очень холодно, чтобы не замёрзнуть наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. Игра «Надень себя». (Дети имитируют движения).

Наш самолет летит низко над Тундрой!

И мы видим красавца – зверя с огромными красивыми рогами.

Кто это?

Дети: Северный олень

Быстрые ноги не вязнут в снегу,

Голову вскинул олень на бегу –

Вскинул высоко, как будто гордится,

Что человеку сумел пригодиться!

Воспитатель: Кто хочет рассказать про оленя? Но рассказывать будем с помощью схемы. Схема - Где живет? Какого цвета, размера, покров? Строение животного? Чем питается?

Ребенок: Живет в Тундре. У него серая, густая, теплая, пушистая шерсть. Сильные ноги, копыта раздваиваются при ходьбе. Питается мхом и травой.

Воспитатель:Услышали олени гул нашего самолета, испугались, побежали далеко в Тундру. Давайте не будем им мешать и отправимся дальше. Набираем высоту! У-у-у

Дети: У-у-у

Воспитатель: Мы подлетаем к Арктике. В центре, которой находится Северный Ледовитый Океан, где мы можем встретить дрейфующие льды и много снега.

Воспитатель: Каких животных мы можем встретить среди снега, льда и воды?

Дети: перечисляют животных и подробно останавливаются на северном медведе.

Воспитатель: Почему его так называют?

Ответы детей!

Воспитатель: А каких медведей вы еще знаете?

Дети: Бурый медведь

Дети: Белый медведь живет на Севере, а бурый в лесу. Белый медведь белого цвета, а бурый коричневого цвета. Шерсть у обоих теплая и пушистая. У белого медведя голова вытянута с маленькими ушами на длинной шее,

а у бурого медведя круглая голова с круглыми ушами на короткой шее.

Разминка «Белые медвежата».

Ищут маму медвежата белоснежные ребята (на четвереньках)

Неуклюжие, смешные, все забавные такие (прыжки на месте)

Воспитатель: Ребята, становится очень холодно, предлагаю вам отправиться в Африку, там всегда жарко. Взлетаем!

Дети: У-у-у

Воспитатель:Подлетаем к Африке.

Игра «Раздень себя».

Воспитатель: Как жарко, надо снять с себя зимнюю одежду. (Дети имитируют движения)

Воспитатель:Наш самолет идет на посадку.

А каких животных жарких стран мы можем встретить?

Дети: перечисляют животных. И останавливаются подробно на верблюде.

Живет в пустыне. У него коричневато – песочная шерсть, один или два горба. Сильные, длинные ноги. На ногах два пальца соединены мозолистой подушкой. Шея длинная, изогнутая. Длинные ресницы. Может долго не есть и не пить. Питается тростником и кустарниками.

Разминка «Животные жарких стран».

Носит мама кенгуру в тёплой сумке детвору.

(ходьба по кругу, руками показывать большой живот)

А ребятки – кенгурятки целый день играют в прятки.

(присесть, закрыв глаза).

Воспитатель:А сейчас возвращаемся домой. Пристегнули ремни! Набираем высоту! У-у-у

Итак, мы дома.

Дидактическая игра «Кто где живёт».

Составление сложносочинённых предложений с союзом а.

Воспитатель: Путешествие было долгим, вы устали. Ребята, присядьте на стульчики, и пока вы отдыхаете, расскажите кто, где живёт.

Предполагаемые ответы детей:

-Морж живёт на севере, а слон в Африке.

-Тюлень живёт на Севере, а тигр в Африке.

-Олень живёт на Севере, а лев в Африке.

-Медведь живёт на Севере, а жираф в Африке.

-Морж живёт на Севере, а верблюд в Африке.

-Олень живёт на Севере, а крокодил в Африке.

Итог занятия.

Молодцы, ребята. Ваши рассказы были очень интересными. Вам понравилось путешествие? (ответы детей) А на память о нашем путешествии я хочу вам дать листочек - задание, дорисуйте недостающие части тела животных и раскрасьте их.

Расскажите детям о животных севера

¬ Белый медведь - самый крупный хищник в мире.

Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, поэтому его очень трудно заметить на снегу или льдине. Он замечательно плавает - этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап.

¬ У котиков, тюленей и моржей - огромные ноздри, и за короткое время они могут вдохнуть количество воздуха, необходимое, чтобы оставаться под водой около 10 минут. Они питаются рыбой, едят раков, моллюсков, креветок.

¬ У моржей массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной и длинные клыки. Морж защищается клыками от врагов, с помощью клыков он вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или земле. Длина клыков у крупных моржей достигает одного метра.

Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники. Под кожей моржа толстый слой жира – замечательная защита от холода.

¬ У северного оленя длинная, густая шерсть, ветвистые рога, длинные ноги, маленький хвост. Олень питается травой, грибами, лишайником. Когда лежит снег, он по запаху определяет, где растет ягель, передними копытами разгребает

снег и достаёт замороженный лишайник.

¬ Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато – серый. А зимой – снежно-белый, иногда с голубым отливом. Так песец летом маскируется под цвет земли, а зимой под цвет снега.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животные жарких стран

Слайд 2

Географическая карта мира

Слайд 3

ГДЕ ЭТО? Самый теплый материк живописен и велик. Тут живёт среди саванн много львов и обезьян.

Слайд 4

Животный мир Африки очень разнообразен. Здесь живет множество травоядных животных, на которых охотятся хищники. Здесь можно встретить и крошечных грызунов, и прекрасных птиц, и настоящих великанов – слонов, жирафов, бегемотов носорогов и крокодилов…

Слайд 5

Отгадайте загадку: Грива для меня - корона. Царь зверей - большая честь. Жалко, нет в саванне трона, Но зато он в цирке есть.

Слайд 6

Лев - хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет.

Слайд 7

Лев и львица могут гордиться своим удивительным хвостом. Это он с виду такой длинный и тонкий, да еще на конце украшен кисточкой. В хвосте заключена необычайная сила: он может стать твердым, как железный прут или ударить, будто мощная плеть. Но, самое интересное в кисточке, там спрятан шип, похожий на коготь.

Слайд 8

На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте.

Слайд 9

Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам редко охотится .

Слайд 10

Лев никого не боится. Когда он решает идти на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордо предупреждает: рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.

Слайд 11

Львы охотятся всем семейством и одной зебры или антилопы им хватает на несколько дней. Они никогда не будут убивать животное просто так, охотятся только когда голодные, а потом сладко и долго спят.

Слайд 12

Львы живут в Африке, и в небольшом количестве – в Индии. В пустыне они не живут, им больше нравится саванна, где много копытных и водопоев.

Слайд 13

Отгадайте загадку: Носом - шлангом великан Моется, как в душе. Этот житель жарких стран Всех крупней на суше.

Слайд 14

Слон – могучее, очень сильное животное. Даже льву с ним не справиться.

Слайд 15

Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом?

Слайд 16

Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.

Слайд 17

Слоны умеют и любят плавать.

Слайд 18

В жаркие дни машут своими ушами, чтобы было прохладнее.

Слайд 19

Во время ходьбы слоны переставляют ноги на одной стороне тела в одновременно. Только одно млекопитающее не умеет прыгать - это слон.

Слайд 20

Кто может принести вред слону? Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё! Огромный слон, который не боится даже льва, ужасается при виде маленькой мышки.

Слайд 21

А крошечный муравей во время сна слона прогрызает подошвы ног, после чего слон не может ходить.

Слайд 22

В дикой природе слоны встречаются в лесах Африки, Индии и Юго-Восточной Азии

Слайд 23

Отгадайте загадку: В Африке толстяк живёт, у него огромный рот, В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде, Травку тоннами жуёт ненасытный…

Слайд 24

Бегемот – огромное и тяжелое животное. Кожа толстая, почти голая, очень сильно нагревается на солнце.

Слайд 25

От жары он спасается в воде.

Слайд 26

Умеет великолепно плавать и нырять. На ногах между пальцами у него есть плавательные перепонки.

Слайд 27

Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он не только хорошо плавает, но и быстро бегает по суше.

Слайд 28

Хищники нападать на бегемота опасаются потому, что уж больно он ужасен в гневе, да и вооружен отменно. Несмотря на то что бегемот — животное травоядное, зубы у него, пожалуй, самые страшные, какие только можно представить, особенно нижние клыки. Они растут всю жизнь и достигают длины свыше полуметра.

Слайд 29

Днем животные лежат на дне реки. Уши у них «заткнуты» специальными перепонками, препятствующими попаданию воды. Так что в светлое время суток бегемот голодает, а поесть выходит только ночью.

Слайд 30

Он съедает 50-60 килограммов травы за сутки. Это травоядное животное, но любит и водную растительность.

Слайд 31

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Бегемот дружит с птицами. Как они ему помогают? Птичка сидит на голове у бегемота, когда он в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки.

Слайд 32

Бегемоты водятся только в Африке на берегах пресных озер и рек

Слайд 33

Отгадайте загадку: Вот живой подъёмный кран, Обитатель жарких стран. Со стволов многоэтажных Рвёт и листья, и банан.

Слайд 34

Жираф – это самое высокое животное. Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев.

Слайд 35

Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников.

Слайд 36

Жираф любит растения, его язык и губы не чувствуют колючек.

Слайд 37

В неволе скучает по просторам. Любит бегать по саванне. Как верблюд, может тоже долго обходиться без воды во время засухи.

Слайд 38

Единственное место обитания жирафов – это Африка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру тема "Животные из жарких стран"

Уточнить знания детей о животном мире жарких стран...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира) тема: «Животные Севера».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира)    тема: &l...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Животные севера»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе«Животные севера»...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе « Животные Севера»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе« Животные Севера»Цель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.Задачи:- Формировать представления детей о животны...

Конспект НОД в подготовительной группе Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Животные Крайнего Севера»

Цель:  Формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации,  об образе жизни животных на Крайнем Севере; знакомить с  животными, занесенными в Красную к...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: ознакомление с окружающим миром ТЕМА: «Животные севера».

- закрепить  представления  о природных и  погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);- расширить  и  активизировать...