Волшебница вода
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Николаевна Перевозникова

Прект типа: познавательно- исследовательский. Вода - первый и любимый всеми детьмиобъект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Любят играть с ней, но их представление о воде недостаточны. Путем экспериментирования разбираемся в свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

                       Воспитатель: Перевозникова О.Н.

 Проект в старшей группе «Волшебница вода»

Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.

                                                                                       Леонардо да Винчи

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки: краткосрочный (1 неделя).

Участники: дети, воспитатели, родители.

Место проведения: групповая комната, наблюдения на участке.

Актуальность проекта:  Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. Дети часто на вопрос, какого цвета вода отвечают: «Белая». На вопрос, какой вкус у воды отвечают, что она сладкая или наоборот кислая. А на пар часто говорят, что это дым. Ведь свойства воды в разных состояниях различные (пар, вода, снег, лед, явления природы, связанные с водой - дождь, туман, роса, град и т. д.) – объекты, окружающие детей, но мало ими изученные, представляют большое поле для проведения элементарных опытов, позволяющих расширить и углубить познавательную сферу детей.

Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды.

Цель проекта:  расширять знания у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к воде и водным ресурсам.

Задачи проекта:

  1. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека).
  2. Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное).
  3. Формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем).
  4. Развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  5. Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей.
  6. Способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, приметы о воде и водных источниках).
  7. Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту).
  8. Воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности.
  9. Привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада: побудить родителей к помощи в создании мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов в группе «Уголок экспериментирования» и повышение компетентности родителей по использованию водных ресурсов.

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.

Методы исследования:

-Наблюдения,

-беседы с детьми о воде,

-чтение художественной литературы,

-рассматривание иллюстраций,

- самостоятельное рисование ,

-заучивание стихотворений,

- отгадывание загадок,

- физ.минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры,

-информационные листы для родителей



Наблюдения :

- За «огородом» на подоконнике ,полив цветов ;

- Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.

Ход проекта:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию ( можно ли прожить без воды) .

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

-Кому нужна вода?

-Кто живёт в воде?

-Где в природе встречается вода?

Поэтапное решение проблемы:

Цель: Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных объектах.

3.Проведение темы по всем образовательным областям.

4.Экспериментальная деятельность.

5. Выставка работ детей;

6.Выход : Викторина «КАПИТОШКИНЫ ЗАБАВЫ»

Художественная литература :

- Чтение рассказов , стихов , сказок о воде . «Дождик»Л.Квитко; «Первый снег» Я.Аким; «Град» Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы» Х.Лаиглессия; «Данка по воду пошла» ; «Как черепаха по воду ходила»; «Обвал»Борис Житков; «Весна» Богдан Чалый; «Кто в море живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи»Д.Максимович.

Заучивание пословиц, поговорок и стихотворений .

Загадывание тематических загадок .

Трудовая деятельность.

«Напоим цветы водой» , «Расти семечко».

Цель: дать представление о том, что без воды всё живое погибает, цветы и растения засыхают, теряют листья.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

Утренняя беседа: «Что мы знаем о воде?»


Познание (расширение кругозора)

Тема: «Вода-источник жизни».

Цель: Расширять познания по теме, воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.

-Рисование «Берегите воду».

Цель:- Прививать бережное отношение к воде ,как к источнику жизни;

-Учить рисовать

- Пальчиковая игра « звенит капель»

Чтение худ.литературы : «Весна» Богдан Чалый;

П.и «Ручеёк»

ВТОРНИК.

Утренняя беседа « откуда берётся вода?»

Развитие речи «Разучивание стихотворения « Волшебница – вода ».

Цель: развивать слуховую память ,артикуляционный аппарат ,учить произносить стихотворение в разном темпе и с выражением.

Математика «Потерялись капельки».

Цель: закреплять счёт в пределах 10,закреплять знания цветов, продолжать учить сравнивать 2 группы предметов.

Пальчиковая игра «А я по воду пошёл».

Чтение худ. литературы: «Я под краном руки мыла».

Д.и «угадай-ка»(учить отгадывать загадки по теме)

СРЕДА.

Утренняя беседа: «Можем ли мы прожить без воды?»

Экспериментальная деятельность: «Вода в различных состояниях. Свойства воды».

Цель:

-Наблюдение за водой в различных её состояниях (снег, лёд, пар).

- Пронаблюдать свойства воды (без запаха, бесцветная ,прозрачная ,растворитель ,текучая).

                 Аппликация « Стакан газированной воды».


Цель: Закреплять знание различных напитков на основе воды, продолжать учить аккуратно вырезать мелкие детали из цветной бумаги (пузырьки газа) и наклеивать на композицию.

Чтение худ.литературы: «Горные ручьи» Д.Максимович.

Вечернее развлечение «Надувание мыльных пузырей.»

Задачи : доставить детям удовольствие, создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой; следить за правильностью выполнения вдоха (через нос, учить направлять струю воздуха при выдохе).

ЧЕТВЕРГ.

Утренняя беседа «Весенние изменения в природе. Состояния воды»

Развитие речи: « составление рассказа по картине «Круговорот воды в природе».

Цель: -Учить составлять рассказ по картине, развивать связную речь и последовательность ,дополнять рассказ товарища.

Игра-эксперимент «Тонет- не тонет»

Задачи: обогащать чувственный опыт детей, их представления о многообразии свойств предметов окружающего мира, развивать умение узнавать и называть их.

Чтение худ.литературы: «Крокодиловы слёзы» Х.Лаиглессия;

ПЯТНИЦА.

Утренняя беседа « Что мы знаем о воде?- говорят она везде!»

Рисование «На воде» - коллективное

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования на поверхности воды , учить выполнять несложные изображения, развивать творческие способности, фантазию.

Работа с родителями:

 Создание альбома «Мир природы»;

 Создание коллажа «Круговорот воды в природе»;

 Изготовление книжек – малышек о воде;

 Прослушивание с детьми записей шума водопада, звона веселого ручейка, дождя и другие явления природы. Пояснения детям где – что;

 Повторить с детьми времена года (в какое время года и в каком состоянии находится вода);

 Повторить с детьми, где встречается вода и почему она может быть мутная или грязная;

 Закреплять знания детей о свойствах воды.


Результаты исследовательской деятельности:

Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды нет жизни, все живое гибнет. Вода присутствует везде. Узнали, что вода не имеет формы, цвета, вкуса, запаха, но при определенных условиях это можно изменить. Воду можно заморозить, разморозить, окрашивать, придавать ей вкус. Водой можно смывать грязь. Сделали вывод, что сосулька дает больше воды, потому что она плотнее и тверже, а снег мягкий и рыхлый, поэтому и воды он выделяет меньше, но тает снег быстрее чем лед. Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву, что вода может впитываться, но опять же не во все. Мы о воде узнали много нового. Мы вместе достигли поставленной цели и выполнили все задачи в этом проекте.

Приложения к проекту «Волшебный мир воды»




Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательно-исследовательскому развитию

в старшей группе

«Волшебница вода»


Цель: Развивать и обобщать знания детей о значении воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представление детей о некоторых свойствах воды.
  2. Совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов.    
  3. Формировать умение у детей выполнять действия последовательно.
  4. Способствовать формированию умения находить способы решения различных проблем с помощью пробующих действий, делать выводы на основе практических опытов.
  5. Продолжать отрабатывать технику сгибания листа бумаги прямоугольной формы пополам.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный кругозор детей.
  2. Развивать у детей интерес к опытно-исследовательской деятельности.
  3. Способствовать развитию психических функций: памяти, внимания, воображения, мышления.

Воспитательные:

  1. Способствовать проявлению самостоятельности при конструировании поделки;
  2. Помочь детям осознать необходимость заботы о чистоте воды (в частности, в реках).

Оборудование: макет Капельки Воды; засохшее растение; карточки для схемы (с изображением воды, тепла, света, почвы); схема «Круговорот воды в природе»; стаканы по количеству детей; чистая вода; грязная вода; воронки; разные фильтры (бумажная салфетка, ватный диск, ткань); большой таз с чистой водой; маски для игры: Мама –Тучка, дети - Капельки, Солнышко; водоохранные знаки; бумага для конструирования; подружки Капельки изготовленные из цветной бумаги, гуашь, салфетки.

Предварительная работа: проведение опытов «Испарение воды», «Очистка воды», разучивание стихов, загадок, песен, игр о воде, чтение экологической сказки «Жила-была Река» автор Ирина Жириль, уход и полив растений, наблюдение за их ростом.

Ход ООД

  1. Организационный момент

Воспитатель: В гости к детям приходит Капелька Воды (макет, изготовленный из ткани, бумаги, картона) и просит поиграть с ней в игру.

Артикуляционная гимнастика:

Де-де-де – искупались мы в воде,

Да-да-да – нам всегда нужна вода,

Ды-ды-ды – очень плохо без воды,

Ду-ду-ду – завтра я в бассейн пойду.

Капелька спрашивает у детей, что они знают о воде.

Воспитатель предлагает послушать, как много интересного ребята могут рассказать о воде.

  1. Основная часть

Воспитатель: - Ребята, послушайте и определите, что это за звуки? (звучит аудиозапись) Звуки воды.

Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лед.

Растает и снова в поход!

По горным вершинам

Широким долинам.

Вдруг в небо взовьется

Дождем обернется

Вокруг оглянитесь

В природу вглядитесь.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница чудо-вода.

Воспитатель показывает детям, засохшее растение. Просит объяснить, отчего так случилось – идет решение проблемы.

Показ детям незаконченной схемы « Что нужно растению?» - дети должны выбрать картинки из предложенных, добавить к схеме недостающие (вода, тепло, свет, почва).

Беседа «Для чего нужна вода?»

Воспитатель задает вопрос детям: «Для чего нужна вода?»

Выслушивает детские ответы, уточняет, дополняет ответы.

Воспитатель: где человек использует воду? (готовит еду, купается, пьёт, стирает, убирает, поливает огород, и др.)

Воспитатель: кому нужна вода? (всем живым существам: животным, растениям, насекомым, людям, птицам, и др.)

Воспитатель: где в природе есть вода? (в реке, в ручье, в озере, в море, в роднике, в болоте, в луже)

Воспитатель: Во что может превратиться вода? (в пар, в лед).

Воспитатель просит одного из детей загадать загадку

«Это вещество прозрачное, у него нет запаха, оно умеет течь, переливаться, легко принимает форму того предмета, в котором находится. Одни предметы в этом веществе растворяются, другие – нет. О каком веществе идет речь?» (О воде)

Через отгадку идет закрепление свойств воды.

Дети читают стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

ОПЫТ «Испарение воды»

Воспитатель обращает внимание детей на блюдечко с подкрашенной водой, спрашивает, для чего оно? (дети объясняют, что это – длительный опыт, который показывает, что вода испаряется.)

Воспитатель: Где вода быстрее испаряется: возле батареи, на солнце или в прохладном месте? В какую погоду лужи высыхают быстрее? На примере, какого опыта вы докажите, что вода испаряется?

Дети: Опыт с блюдцем.

Воспитатель: какой вывод можно сделать?

Дети: Вода путешествует.

Воспитатель показывает схему: « Круговорот воды в природе» (идет её краткий анализ)

Стихотворение « Капелька», Г. Люшни

Нависли тучи над селом —

И разразился в небе гром!

Катился гром, гремел, ворчал

На всех,

Кого в пути встречал.

На землю шляпкою гвоздя

Упала капелька дождя.

Она была совсем ничья,

Но стала капелькой ручья.

И вместе с ней бумажный флот

С рассветом двинулся в поход.

И небывалой красоты

Шли канонерки и плоты...

Поила капля целый день

В лугах цветы,

В садах сирень.

Не обошла и огород,

Где зелень разная растет.

И под небесной синевой

Пропахла солнцем и травой.

В селе закончила дела

И быстро в реку утекла,

И там с мальчишками она

Ныряла весело до дна.

Потом у дальнего причала

Турбинам лопасти вращала,

Чтобы от них по селам тёк

По проводам гудящий ток.

В реке закончила дела —

И в море капля уплыла.

От берегов родных вдали

Теперь качает корабли. (Г.Люшнин)

Физминутка

Вы ребята поднимайтесь

И в снежинок превращайтесь

Закружились, завертелись

Белые снежинки

Вверх взлетели белой стаей

Легкие пушинки.

Чуть затихла злая вьюга

Улеглись повсюду.

Заблестели, словно жемчуг,-

Все дивятся чуду

Заискрились, засверкали

Белые подружки.

Заспешили на прогулку

Дети и старушки

Покружитесь и в ребяток превращайтесь.

Игра « Мы капельки»

Мама-Тучка посылает капельки на землю, они летают, поливают. Сливаются в маленькие ручейки – дети по двое берутся за руки, затем ручейки впадают в реку – дети встают и движутся цепочкой, потом река впадает в океан – движение по кругу, плавают. Появляется Солнышко – капельки-дети становятся легкими – руки вверх, тянутся вверх и улетают назад к Маме-Тучке.

Воспитатель просит детей вспомнить экологическую сказку, которую они слушали накануне, напоминает 2-3 эпизода о том, как люди обидели реку и она заболела.

Воспитатель читает стихотворение:

Мимо разных дворов и крылечек,

Где-то рядышком и вдалеке,

Вьётся множество маленьких речек.

Чтобы слиться в огромной реке.

Вьются речки, сливаясь в колечки,

Путь-дорога у них нелегка…

Если высохнут малые речки,

Обмелеет большая река.

Опыт «Очистка воды»

Воспитатель показывает стаканы с чистой водой (такая вода была до загрязнения) и стаканы с грязной водой (такая вода стала, когда заболела река). Предложение очистить эту воду.

Опыт-эксперимент:

Дети работают парами (через воронку с помощью выбранного фильтра сливают грязную воду в пустой стакан). После опыта идет сравнение воды до очистки и после, и с чистой водой.

Капелька благодарит детей за помощь реке. Но этой воды мало. Как же помочь реке? (версии детей о том, как человек может исправить свою ошибку). (Очистить реку)

Воспитатель показывает водоохранные знаки, которые дети приготовили, предлагает установить их на берегу реки.

Разминка. Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчикам сказать:

«Пальчик, пальчик мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай,

И другому передай!»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Прижимают горошины (бусины)

к столу.

Перекатывают к другой руке

Катают в ладонях горошины (бусины)

  1. Рефлексия

Конструктивная деятельность

Воспитатель: - Ребята мы с вами помогли реке. Она снова стала чистой. Давайте построим из бумаги кораблики и пустим «Бумажный флот» по чистой реке.

Дети складывают из бумаги кораблики и запускают их в плавание.

Итог: Капелька хвалит детей за то, что они так много рассказали ей о воде, спасли реку, и дарит им своих подружек - Капелек на память.

Дети читают стихотворение

«Песнь о воде»

Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг?

Снимает грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без воды.



Беседа с детьми старшей группы

«Для чего нужна вода?»



Я хочу загадать вам загадку.

 «Она и в озере, она и в лужице.

 Она и в чайнике у нас кипит.

Она и в реченьке бежит, шуршит».

 Что это?

Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море)

А сейчас я вам перескажу разговор мальчиков…

- Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Налили целую ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты и пошли па улицу.

- Кран-то закрыли?

- Зачем? Воды и так много. Пусть себе течет, потом закроем.

- Что потом делали?

- Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было.

Дети, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет! Воду надо беречь: пресной, чистой воды на Земле мало)

  Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

 Мы ее не замечаем.

 Мы привыкли, что вода —

 Наша спутница всегда.

Воспитатель: Дети, а кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, животным, людям.

Воспитатель: Давайте проверим, всех ли мы перечислили

А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть полы, готовить обед и т.д.) Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? (Ответы) Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало?

Дети. Много, очень много.

Воспитатель: У меня в руке яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть — суша, а вот эта большая часть — вода. Так много или мало воды на планете?

Дети: Много.

Воспитатель: Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? Хотите узнать? (Да.) Какая вода на вкус?

Дети. Горькая, соленая, невкусная.

Воспитатель: Можно ее пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте эту воду? Какая она на вкус?

Дети. Вкусная, чистая, несоленая, пресная.

Воспитатель: Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите: вот она какая (показывает детям морскую соль). В пищу люди употребляют поваренную соль. Посмотрите на неё. Давайте сравним поваренную соль и морскую соль. Что вы скажете о морской соли?

Дети. Крупная, сероватая, горькая.

Воспитатель: А поваренная?

Дети. Мелкая, белая, соленая.

Воспитатель: Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озерах. Подойдите к глобусу. Покажите реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды?

Дети. Мало.

Воспитатель: У воды великая забота - поить всех обитателей Земли. А как человек использует воду? Давайте посмотрим на ширму «Где человек использует воду?». А теперь поиграем в игру «Вырастим цветы». Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю. Ярко припекает солнышко. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они все тянутся и тянутся вверх. Я их еще раз поливаю водой. А ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот наши цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом!

Вы уже знаете: чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим ширму «Как вода приходит в дом». Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары-отстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. Вы знаете, что такое фильтр? (Ответы?) Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый стакан. Что вы видите на марле?

Дети. Вся грязь осталась на марле.

Воспитатель: А какой стала вода в стакане? Верно, чистой. Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает ее. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры.

Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде?

Дети. Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.

Воспитатель: Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?

Дети. Включать воду тонкой струей, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны.

Воспитатель: А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!». А вам такое задание - нарисуйте рисунки на тему «Берегите воду!».
















Консультация для родителей

«Опыты, которые можно провести дома»


Первый и любимый всеми детьми объект для исследования - вода. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок первых трех-четырёх лет жизни должен только в вашем присутствии.

Как играть с водой?

Опыт 1

Сначала согрейте стенки ванны струей горячей воды из душа. На дно ванны можно что-нибудь положить — кусок поролона или пеноплена (вырежьте по форме дна ванны из туристического коврика). Посадите ребенка в ванну, не наливая туда воду, а пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя, даже на минуту. А около небольшого тазика с водой можно. Поэтому лучше всего ставить под кран таз, чтобы вода набиралась в него. Тогда воду можно будет брать и из таза, и из-под крана. Малышам 1—3 лет не нужно давать сложные научные объяснения и называть сложные термины. Они должны играть и наблюдать.

Во время игр обязательно комментируете все, что делает и видит ребенок: вода льется, пробка плавает, вода замерзла. Обращайте внимание малыша на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.

Детям 5—7 лет необязательно залезать в ванну для игр с водой. Достаточно небольшого подноса, поставленного на перегородку (сидение или подставка для таза). С такими детьми можно вести более серьезные беседы, знакомить с некоторыми терминами, вести дневник записи экспериментов. Некоторые опыты стоит время от времени повторять и сравнивать записи результатов, полученных в разное время. Это подтвердит случайность или закономерность результатов исследований. После проведения опыта можно заглянуть в энциклопедию и более подробно познакомиться с предметом исследования.

Опыт 2.

Попробуйте выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Кидайте в таз с водой предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаги. Кидайте поролоновые губки, пробки, камушки, шишки, палочки и многое другое. Понаблюдайте, что тонет сразу, что по мере намокания, а что не тонет вообще. Кусок пробки плавает в воде, а кусок железа такой же величины тонет. Пробка плавает, потому что она гораздо легче железа.

То, насколько плотным и тяжелым является данный материал или тело, принято называть плотностью. Если плотность какого-то материала меньше плотности воды, он будет плавать. Это объясняется тем, что выталкивающая сила волы будет достаточной для того, чтобы держать его на плаву

Выберите несколько предметов ратного размера и формы, которые тонут в воде. Налейте воды в прозрачную пластиковую бутыль, у которой отрезана верхушка. Отметьте уровень воды маркером, опустите один из предметов в воду — вода поднялась, отметьте получившийся уровень воды. Затем проделайте то же самое с другими предметами. Сделайте вывод: чем больше объем погружаемого предмета, тем выше поднимается вода. Объемом называется часть пространства, занятая каким-либо предметом.

Возьмите весы «безмен». Повесьте ка веревку тяжелый предмет, например гантель или старый чугунный утюг. Веревку привяжите к крючку весов. Постепенно погружайте предмет, висящий на веревке, в наполненную ванну, наблюдайте, как изменяются показания весов. Вес предмета в воде уменьшится.

Тяготение Земли действует на все предметы и направлено к ее центру. Благодаря этому у них есть вес. Па предмет, погруженный в жидкость, действует также выталкивающая сила, которая уменьшает силу тяжести, притягивающую предмет к земле.

Опыт 3.

Попробуйте подкрасить воду акварельными красками, делая растворы разной концентрации в прозрачных пластиковых бутылках. Сравнивайте результат: чем больше краски растворено в воде, тем темнее получается раствор.

Однородная смесь двух и более веществ называется раствор. Вещества, способные раствориться в воде, называются растворимыми.

Можно попытаться выяснить, что еще растворится в воде, кроме красок? Пусть малыш наливает в коду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой – сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье.

А если влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать? Сначала может показаться, что жидкости перемешались. По если поставить сосуд на стол и немного подождать, будет видно, как содержимое банки расслаивается, и во всех слоях заметны шарики жидкости. На дне будет вода (она более тяжелая) с шариками масла. В среднем слое будет поровну масла и воды, а часть масла поднимется наверх. Если оставить банку на несколько часов, вся вода опустится вниз, а масло будет наверху. Смесь несмешиваемых жидкостей называется эмульсией.

А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду, сразу же после размешивания или через некоторое время?

Детям старшего дошкольного возраста можете сказать, что процесс растворения молекул вещества в жидкости называется диффузия (что такое молекулы, объясните вкратце).

Можно провести опыт, показывающий изменение плотности воды при изменении концентрации раствора. Отрезав у высокой двухлитровой бутыли верхушку, наполните ее водой. Бросьте в бутыль коробочку из-под киндер- сюрприза, предварительно положив в нее немного пластилина, чтобы коробочка тонула в воде. Возьмите пачку поваренной соли и засыпайте в бутыль по одной ложке (5—7 ложек), всякий раз размешивая соль. Наблюдайте за плавающей коробочкой после каждой ложки соли.

На тело, плавающее в воде, действует выталкивающая сила, которая чем больше, чем больше плотность воды. По мере увеличения содержания соли плотность воды возрастает, коробочка поднимается.

А можно ли получить растворенное вещество из раствора? Попробуйте профильтровать получившийся раствор. Заодно выясните, какие вещества и материалы пропускают воду, а какие нет.

Опыт 4.

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Обратите внимание ребенка на то, что вода может принимать какую угодно форму и количество воды не зависит от формы емкости.

Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков «поместится» в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку), делая на ней отметки маркером, после того как нальете каждую следующую порцию. А если потом вылить воду обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?

Ребенка старшего дошкольного возраста познакомьте с единицами измерения объема — литрами, миллилитрами, декалитрами. Купите в хозяйственном магазине мерный стакан, научите ребенка отмерять нужное количество жидкости. Выясните, сколько миллилитров содержит чайная, десертная, столовая ложки, любимая чашка ребенка, суповая тарелка, кастрюля или чайник.

Если у вас есть весы, взвесьте один литр воды. Его масса будет равна ровно одному килограмму. А сколько будет весить литр сока? Литр масла?

Опыт 5.

Спросите у ребенка, что будет, если пустую открытую бутылку опускать под воду целиком. Она заполнится или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). Обратите внимание на то, что в бутылке есть воздух, и по мере заполнения бутылки водой он постепенно выходит.

А если бутылку закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить бутылку ко дну и удержать там. Воздух легче воды и поднимается вверх. Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, окажется под водой. Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните бутылку не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.

Опыт 6.

В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать, бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг своей оси. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если дырки ратного размера на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.

Или несколько (все одинакового или каждая своего размера):

- в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте, на любом расстоянии друг от друга;

- в ряд вертикально;

- в ряд по спирали, снизу доверху вокруг всей бутылки (такие дырки надо делать маленькими, проколов гвоздем);

- расположенные хаотично по всей поверхности бутылки

Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько одинакового или разного размера).

Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. Обратите внимание ребенка: чем выше уровень воды в бутылке, тем сильнее напор воды, выливающейся из отверстия, тем длиннее и прямее струя.

Чем больше глубина, тем больше давление. Давлением называется сила, давящая на определенную плоскость.

Опыт 7.

Познакомьте ребенка с понятием «температура».

Возьмите несколько пластиковых бутылок из-под лимонада, разрежьте их поперек на две половины (получатся большие тонкостенные стаканы). Налейте в один стакан холодную воду, в другие — слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать — расставлять стаканы от самого холодного к самому горячему. Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать воду т бутылки на руку и сравнивать.

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста можно проводить эксперименты с термометром (купите в аптеке термометр для воды). Опускайте его в воду разной температуры, сравнивайте показатели. В теплую воду кидайте лед, а в холодную - подливайте горячей воды и наблюдайте за движением столбика. Сделайте вывод: при нагревании температура увеличивается, столбик термометра поднимается, и наоборот.

Можно вместе с ребенком замораживать лед в сосудах разной формы. Это могут быть традиционные формочки для льда, в которых получаются одинаковые кубики, стаканчики или формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.

Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий на полке в ванной. Или положите по льдинке в стакан с горячей, с теплой и холодной водой. Понаблюдайте — где лед быстрее растает. Что будет с теплой водой, когда в ней растворятся кубики льда? Как изменится ее температура? (проверьте с помощью термометра).

А что если один стаканчик со льдом обернуть теплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить на столе? Сделайте вывод: теплая одежда не греет то, что под ней, а помогает сохранять исходную температуру. Попробуйте замораживать не только воду, но и другие жидкости, например сок. Проследите, одинаково ли быстро они замерзнут? Будут ли они одинаково твердые? Будет ли их одинаково легко разгрызть? Сок состоит не только из воды. Замерзший сок — это смесь замерзшей воды и незамерзших веществ, поэтому он не такой твердый, как кубик из воды, и его легко раскусить.

Спросите у ребенка, может ли лед двигать предметы сам. Проведите такой опыт:

  • опустите в воду соломинку для коктейля; наберите в соломинку воды;
  • закрыв языком верхнее отверстие соломинки (чтоб не вылилась вода), выньте ее из воды и залепите внизу пластилином;
  • вынув соломинку изо рта, залепите пластилином верхнее отверстие;
  • положите соломинку в морозильник на несколько часов;
  • достав соломинку, убедитесь, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из отверстия соломинки виден лед.

Лед занимает больше места, чем вода, правда, не намного — всего на одну десятую. Объясните ребенку, что вещества могут принимать различное состояние — быть твердыми, жидкими и газообразными. Проще всего это показать с помощью все той же воды, но сказать ребенку, что другие вещества ведут себя точно так же, все зависит только от температуры, до которой нагревают или охлаждают то или иное вещество. Вода, например, закипает при температуре 100 градусов, а масло — при температуре 200 градусов.

Подышите на стекло в автобусе зимой. Откуда взялся лед? В воздухе, который вы выдыхаете, есть водяной пар. Оказавшись на стекле, он мгновенно превратился в воду и так же мгновенно замерз, так как стекло очень холодное.

Снимите крышку с закипевшего чайника. Откуда на ней капельки воды? Как она поднялась вверх? Вверх поднялся пар и конденсировался, так как крышка холоднее самого чайника.

Пар превращается в воду, если его охладить ниже 100 градусов. Это называется конденсацией. Придумайте другие опыты и игры с водой, используя сосуды разной формы, мельницы для воды, соломинки, воронки, сообщающиеся сосуды и многое другое. Сделайте макет водонапорной башни, водяных часов или водяной мельницы (особенно хорошо такие постройки получаются на дачном участке)




Родительское собрание

«Опытно-экспериментальная деятельность детей»



Цель: познакомить и заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с условиями развития любознательности у детей старшего возраста;
  2. Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;
  3. Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Уважаемые родители! Я всегда рада видеть Вас за нашим круглым столом. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это значит, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей.

Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Учат нехотя уроки,

Болтуны и лежебоки

Любознательные дети,

Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться

А учиться и учиться.

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у любознательных детей. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.

- Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы родителей).

Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. А маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть ребенок положит губки в воду и угадает, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Вывод:

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...