"Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Николаевна Перевозникова

Познакомить детей с птицами, их внешним видом, повадками, образом жизни. Продолжать знакомить  с законами природы. Упражнять детей в звукоподражании. Закрепить знания о перелетных птицах. Воспитывать экологическое мировозрение. Вызвать интерес к жизни птиц, желание заботиться о них. Желание самим стать добросердечнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_prirodoy_ptitsy.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Кеклик»

                                    Старшая группа                                

 

Цели:        Воспитатель: Перевозникова О.Н.

Познакомить детей с птицей кеклик.

 Словарь: кеклик, самоотверженно, выводок.

 Продолжить знакомить детей с законами природы.

 Упражнять в звукоподражании, ходьбе в полуприсяде.

 Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии кекликов, оборудование для воспроизведения аудиозаписи пения кеклика.

Кеклики

Ход занятия:

Сегодня я хочу познакомить вас с удивительными птицами. Кроме того, что они красивы, эти птицы еще и очень любящие своих деток родители. А зовут этих птиц – кеклики. Взгляните как они выглядят. (Показ картинок и фотографий). Что вы можете сказать о том, как выглядят кеклики? Нравятся ли они вам? Чем? (Ответы детей).

Весной нарядные кеклики-женихи за своими подружками ухаживают. Выставят грудку вперед, голову назад откинут, крылья веером растопырят и бегают, бегают вокруг невест. Если два жениха невесту не поделят, нахохливаются и бросаются в драку. Ударяют клювом о клюв, бьют друг друга крыльями и так до тех пор, пока более слабый не сдастся и не уйдет. Так часто бывает в природе: побеждает сильнейший. А своим невестам кеклики-женихи громко представляются: «кэ-кэ-лик, кэ-кэ-лик», а те им в ответ пищат и тихо посвистывают. И так всю ночь до самого рассвета.

Давайте попробуем произнести песню кекликов: «кэ-кэ-лик, кэ-кэ-лик». (Звукоподражание). Теперь вам понятно, за что эти птицы получили свое имя? За что? (Ответы детей). Еще этих птиц иногда называют "каменными куропатками", потому что они любят селиться в горной местности, среди камней.

Питаются кеклики в основном растительной пищей, поедая зерна, зелень, почки, ягоды и плоды, а также в большом количестве различные луковицы, которые птицы выкапывают из земли. Если при этом они найдут какого-нибудь жука или гусеницу, то могут съесть и их.

Гнездо кеклики строят вдвоем. Дружно выстилают углубление в земле мхом, перьями, травой. Яички у кекликов красивые, белые с разноцветными пестринками. Вылупившись и чуть подсохнув, пуховые птенчики бегают за мамой. Чуть только подрастут, начинают крылья пробовать – перепархивают с места на место. За это препархивание и называют птенцов кеклика «поршками». Чуть заслышат предостерегающий сигнал взрослых, и сразу птенцы-кеклики затаиваются в ямках, в траве, под кустами. Лежат послушные тихо-тихо и ждут, когда родители дадут им знак о том, что опасность миновала.

Летом кеклики разгуливают по горам всем семейством. Все птенцы в птичьих семьях называются – выводком. Выгуливает свой выводок и мама, и папа и оба вместе. Родители кеклики удивительно заботливые, самоотверженные. Самоотверженные – значит отважные, не жалеющие самих себя ради других, в данном случае – деток. Если птенцов выследит хищник, мать, приказав детям спрятаться, бросается с громким криком не убегать от врага, а наоборот, навстречу ему. Стоит пред врагом, хлопая крыльями, на месте, как будто говорит: «не тронь малышей, меня съешь». И гибнет. Таким же образом может пожертвовать собой ради спасения птенцов и кеклик-отец.

Послушайте, как один такой случай подсмотрел писатель М. Зверев.

«Лисица бежала по самому дну ущелья… Внизу раздалось хлопанье крыльев и тревожный крик птицы. Маленькие кекличата брызнули во все стороны и спрятались в камнях. Лисица бросилась к кеклику. Но он не улетел, а, не двигаясь с места, прыгал и хлопал крыльями. Лисица, схватив его, с жадностью съела и побежала дальше. Кекличат она не заметила. В конце ущелья опять тревожно закричал кеклик и внезапно замолчал. Его постигла та же участь… Птенцы еще долго лежали притаившись. Наконец… долетел тонкий писк – кекличата взобрались на камни и запищали… Вдруг из-за горы вылетела другая взрослая птица-кеклик и, планируя, опустилась около кричащих птенцов. Они бросились к ней. Кеклик побежал в гору. Птенцы последовали за ним…»

Птица, принявшая осиротевших, потерявших родителей кекличат уже имела своих подросших птенцов. Теперь она воспитывала и своих большеньких, и, только что принятых под свое покровительство крох. А если и ее настигнет беда, она так же безропотно и самоотверженно позволит съесть себя, но детей сбережет. Поэтому в горах иногда встречаются такие кеклиные семьи – выводки, в которых птенцов больше, чем детей в нашей группе, да еще и разного возраста. Вот такой детский сад.

Так и продолжается на Земле кекличиный род, принося в жертву взрослых птиц, но спасая юное поколение. Именно такой способ выживания придумала для этих красивых птиц Природа. Закон природы суров, но это закон. Для других существ есть и другие законы. Самка кенгуру, когда ее преследуют, выбрасывает в безвыходном положении из сумки своего детеныша на съедение хищнику. Тем самым она спасает себя – мать будущих кенгурят.

Подвижная игра «Прячьтесь, птенцы»

Давайте поиграем в игру «Прячьтесь, птенцы». Дети – птенцы слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки. По сигналу «Прячьтесь, птенцы!» дети в полуприседе продвигаются вперед до обозначенного чертой (скакалкой) безопасного места и замирают в неподвижности. Лисица – лов имеет право схватить того, кто шевелился.

Вопросы:

1. Давайте теперь вспомним, что интересного мы сегодня узнали о кекликах?

 2. Почему люди дали кекликам такое имя?

 3. Как еще называют кекликов?

 4. Заботивые ли кеклики родители?

 5. Как живут кеклики - по одному или большими семействами?

 6. Как выглядят кеклик 7. Как они поют? 8. Чем питаются кеклики?

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Королек»

 Цели:

Познакомить детей с птицей, ее внешним видом, повадками, особенностями.

 Объяснить детям значение слова «солидный», «потаенный», выражения «на крыле». Побуждать подбирать синонимы к слову «маленькая». Развивать связную речь детей.

 Закрепить знания о знакомых птицах. Познакомить детей с легендой о корольке.

 Закрепить навыки счета и рисования округлых предметов. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Оборудование:

Картинка с изображением королька желтоголового, наперсток, карта Крыма, теннисный мяч, шаблон гнезда, простой и цветные карандаши, листы бумаги, оборудование для воспроизведения аудиозаписи пения королька.

 

Ход занятия:

Взгляните на картинку. На ней изображена птица. Совсем не солидная эта птица. Размером, чуть побольше жука, а два ее новорожденных птенца могут поместиться вот в таком наперстке.

Что вы можете сказать о размерах этой птички? (Ответы детей). Какими еще словами можно описать маленькие размеры этой птицы? (Ответы детей).

Какая уж тут солидность. Это того, кто важный, крепкий, прочный называют солидным. Но хоть мал королек, да удал: он красавец и трудяга отменный. Взгляните на картинку: наряд у королька зеленоватый, на голове, будто золотая корона, шапочка с желтой верхушкой. Чем не король, раз с короной. А какой труженик! За сезон целые тучи насекомых может изничтожить. Не прочь подкрепиться и семенами разных трав.

Над просторными крымскими степями (показ на карте) королек только пролетает, а вот гнезда вьет в горно-лесной части Крыма и зимует там же (показ на карте). Гнезда очень потаенные. Подумайте, что означает это слово? (Ответы детей). Спрятанный от чужих глаз, расположенный в тайном месте, надежно укрытый – вот что значит «потаенный». Вот такого размера гнездо королька (показ теннисного мяча) с боковым входом. Яйца белого цвета с красными крапинками. Птенцов чаще всего бывает от 7 до 11. Хоть и крошечные птенцы, но ведь и гнездо невелико. Вот и приходится птенцам в гнезде располагаться в два этажа, друг на друге. Тем, кто снизу трудно, поэтому дружные птенцы местами меняются, и тот, на ком сидели, заберется на «второй этаж».

Через полмесяца корольковая малышня уже «на крыле». Это значит, что птица уже летает. Поначалу птенцы слабенькие, неуверенные в себе, но чуть подкормятся и подрастут, как уже летают наравне с матерью. Из-за тесноты в гнезде, случается и выпадает какой-нибудь торопыга, однако, сразу же начинает карабкаться вверх по стволу, к гнезду. Если рядом будет стоять человек, и по нему поползет вверх, не сознавая опасности. Очень уж доверчивы эти птицы.

Самцы корольки. А вы уже хорошо знаете, кто такие самцы? (Ответы детей). Так вот, самцы очень одаренные музыканты. Голосок не очень громкий, зато мелодичный и высокий по тону.

Давайте поиграем в музыкальную игру. Попробуем пропеть «ля» низко и высоко. А теперь будем подниматься голосом по лесенке, можете помочь себе ладошкой (дети поднимают ладонь выше с повышением тона). Попробуем спуститься голосом по лесенке вниз. Молодцы!

Поет королек без устали, чем бы не занимался. И во время строительства гнезда, и во время кормления птенцов, и когда разыскивает пищу, и даже зимой, в холода и морозы. Но самые великолепные песни исполняет королек во время свадьбы.

 А уж как подвижны корольки. Весь день снуют в древесных кронах, обшарят каждый сучочек, каждую веточку, а поживу непременно найдут. Могут, заметив что-либо вкусненькое, зависнуть на месте в воздухе и, часто-часто работая крылышками, все-таки достать то, что им приглянулось. Так же делает чужеземная самая маленькая в мире птица колибри. Потому и зовут королька «русскими колибри».

Люди любят эту крошечную птаху и за трудолюбие, и за красоту, и за доверчивость к человеку, и потому в легенде королек очень сообразителен, находчив и смел. Послушайте эту легенду.

Легенда о корольке

«Решили птицы избрать для себя короля. Кто выше всех взлетит, тому и королем быть. Все взмыли вверх по команде. А силенки-то разные. У одних птиц крылья больше, у других меньше. Кто над лесом взлетел, кто чуть повыше, кто горы перевалил. Но выше всех, на недосягаемой высоте, орел оказался, и когда уверился, что рядом никого нет, хотел было уже спуститься, а тут у него из-под крыла птичка вылетела и пропищала: «Я выше всех». Птичий народ, конечно, во всем разобрался, и в короли все-таки орла выбрали. А чтобы находчивую птичку не обидеть, его корольком назвали, будто бы он второй по значимости после короля, в птичьем царстве».

Понравилась ли вам легенда? Чем именно? (Ответы детей).

А сейчас давайте поиграем. Выходите все на ковер. Вспомним знакомых птиц и покажем их повадки.

Игра «Повадки птиц»

1. Вот летит городской житель воробей. В пыли вывалялся и теперь перья отряхивает.

2. Вот чайка летит над волной и камнем падает в погоне за рыбой.

3. Вот хищный ястреб парит высоко под облаками. Глядит острым взором, не пробегает ли где зайчишка.

4. Вот красноштанный дятел крепко вцепился коготками в ствол дерева и стучит клювом, ищет личинки.

5. Вот бежит, подпрыгивая, фазан.

6. Вот баклан ныряет за рыбой. Увлекся и подмочил оперение. Теперь сидит на камне, расправил крылья – сушит их.

(Дети имитируют поведение птиц).

Садитесь на места. Молодцы! Вы очень похоже передавали движениями повадки птиц. Вернемся к нашему корольку.

 Есть в наших крымских лесах у желтоголового королька родственник – красноголовый королек. Они очень похоже. Попробуйте сами догадаться, чем же они отличаются друг то друга. (Ответы детей). Верно, шапочка на голове у красноголового королька красного цвета. Он тоже в Крыму зимует и гнездится. Особенно любит жить в кронах сосен.

 В неволе корольки быстро привыкают к человеку. Но птички они компанейские и потому в одиночестве в клетке перестают петь, есть, тоскуют и быстро погибают. Лучше всего живется птице на воле в ее родных краях.

А сейчас давайте вспомним, сколько нового и интересного мы узнали о корольках.

Вопросы:

1. Какого размера корольки?

 2. Как они выглядят, почему их зовут желтоголовыми?

 3. Где они вьют гнезда и как выглядят эти гнезда?

 4. Сколько птенцов бывает у королька и как они располагаются в гнезде?

 5. Что произойдет, если птенец вывалиться из гнезда?

 6. Чем славятся корольки?

 7. Все ли корольки поют, как и когда?

 8. Как корольки добывают пищу?

 9. Какие родственники есть у желтоголового королька?

 10.Что случается с корольками в неволе?

Молодцы! Вы внимательно слушали и много запомнили. Поделитесь своими знаниями с другими. Расскажите об этой крошечной птичке своим родителям, знакомым.

А сейчас я хочу предложить вам нарисовать гнездо королька. У вас есть шаблоны. Приложите их к листу бумага и аккуратно обведите простым карандашом. Теперь нарисуйте внутри круга – «гнезда» яйца. Сколько бывает яиц в одном гнезде? От 7 до 11. Это значит, что вы можете нарисовать 7 яиц или 8, 9, 10, 11. Не меньше 7, но не больше 11. А запомнил ли кто-нибудь, какого цвета яйца корольков? Белые с красными крапинками. Крапинка – это пятнышко большое или маленькое? Конечно, маленькое.

 Давайте посмотрим, какие гнезда у вас получились. (Рассматривание рисунков детей).

Позже можно предложить детям игру «Какая птица мы не скажем, но движеньями покажем», в которой одни дети имитируют движения птиц, а другие отгадывают названия.

Предложить детям с высоким уровнем развития изобразительной деятельности совместно с родителями нарисовать два рисунка: «Королек возле гнезда» и «Королек в клетке». В группе рассмотреть готовые рисунки и обсудить, как живется корольку на воле, а как в клетке. Подвести детей к выводу о необходимости бережного отношения к птицам.

Воспитатель: Перевозникова О.Н.

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Баклан» 

                                                   Старшая группа

Цели:

Познакомить детей с хохлатым бакланом, его внешним видом, повадками, использованием человеком.

 Уточнить знания детей об особенностях водоплавающих птиц.

 Словарь: баклан, хищные повадки, оперение, прирученный. Воспитывать интерес к природе родного края.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Оборудование:

Картинка с изображением хохлатого баклана, оборудование для воспроизведения аудиозаписи пения баклана.

Ход занятия:

– Взгляните на эту картинку. На ней изображен баклан. Внешность у него довольно мрачная. Оперение черное, клюв длинный, загнутый книзу. А как вы думаете, почему баклана зовут хохлатым? За небольшой хохолок на голове. Хвост у баклана прямой, жесткий, лапы короткие, перепончатые. Зачем же баклану нужны перепонки на лапах? У каких еще птиц перепончатые лапки? Звуки, которые издает баклан, похожи на хриплое гоготанье, и гоготом этим они охотно обмениваются в своих бакланьих компаниях. За длинный нос баклана еще зовут «длинноносом», а за черное оперение и хищные повадки – морским вороном. Что значит «хищные повадки»? Это значит похищающий добычу, употребляющий в пищу других животных.

Бакланы очень заботливые родители. В начале весны самка откладывает 2-3 яйца. На яйцах сидят по очереди – то самка, то самец, причем тот, кто хочет сменить другого, преподносит сидящему на яйцах пучок водорослей. А зачем птицы сидят на яйцах? Согревают их своим теплом. Когда птенцы вылупляются из яиц, родители продолжают заботиться о них. Утром и вечером родители охотятся – ловят рыбу. Затем эту рыбу они пережевывают, а птенцы засовывают свои головы им в горло и достают оттуда получившуюся кашицу. А вот днем, в самую жару, бакланы не охотятся. Они стойко стоят возле своих деток, распластав над ними крылья. Зонтик, получившийся из бакланьих крыльев защищает птенцов от жарких солнечных лучей, опасных для малышей. Еще родители приносят в гнездо мокрые водоросли и охлаждают ими и гнездо и бакланят.

– Питаются бакланы мелкой рыбой, морскими ракообразными. В погоне за добычей могут очень глубоко нырять, помогая себе крыльями. Рыбу хватают острыми краями мощного клюва, затем выныривают на поверхность, но рыбу не глотают, а сначала подбрасывают ее вверх, как жонглеры, раскрывают клюв, ловят на лету и едят. Если бы бакланы охотились поодиночке, им было бы трудно прокормиться, поэтому они собираются большими компаниями и охотятся вместе. Окружают косяк рыбы и гонят к берегу. Кормятся по очереди. Ведь если бы они все сразу нырнули, рыбы могли бы уйти, поэтому и ныряют бакланы по очереди.

 Случается, что бакланы перед охотой специально заглатывают камни. От этого бакланы становятся тяжелее и могут глубже нырять. Иногда тот или иной баклан-рыбачок так увлечется охотой, что совершенно забывает о своем оперении, которое подмокает и подчас так сильно, что баклан и взлететь не может, до берега вплавь добираются, гребя лапами. Доплывут, выберется на солнышко, крылья распахнут на стороны и стоят, перья сушат. Иногда стайки сохнущих птиц можно увидеть на камнях, на скалах, а то и на спинах пеликанов – птиц-великанов. Пеликаны им это миролюбиво разрешают, но все равно картина получается цирковая.

Подвижная игра «Бакланья охота»

– Давайте поиграем в игру под названием «Бакланья охота». Выберем 5 «бакланов», остальные будут «рыбами». «Бакланы», приготовьтесь к охоте (дети по показу воспитателя выставляют вперед руки, как бакланьи клювы). «Бакланы» должны стараться поймать «клювом» «рыбу», которая пытается от них ускользнуть. (Затем дети выбирают других «бакланов»).

– Но не думайте, что как только баклан нырнет разок, так сразу и намокает. Нет, конечно. Намокает он не сразу. У бакланов, как у каждой водоплавающей птицы есть на конце спины отверстие, из которого выделяется специальная смазка. Ею птицы смазывают оперение для того, что бы оно не намокало.

– В некоторых странах бакланы помогают человеку в нелегком рыбачьем труде. Рыбаки перед выходом в море берут в лодку несколько прирученных бакланов. Что значит «прирученных»? Воспитанных человеком. Рыбаки надевают им на шеи кольца, которые не позволяют птицам глотать рыбу, и спускают их на веревочке за борт лодки. Когда в горловом мешке у бакланов скопиться достаточно рыбы, его втаскивают в лодку и, держа головой вниз, вытряхивают пойманную рыбу. После завершения лова с птиц снимают кольца и кормят.

Вопросы:

1. Давайте теперь вспомним, что интересного мы сегодня узнали про бакланов.

 2. Почему бакланов называют хохлатыми?

 3. Зачем водоплавающим птица нужны перепонки на лапках?

 4. Как еще называют бакланов и почему?

 5. Чем питаются бакланы?

 6. Как они охотятся?

 7. Что делают для того, чтобы глубже нырять?

 8. Благодаря чему оперение водоплавающих птиц почти не намокает?

 9. Что предпринимают бакланы, если их оперение все-таки намокло?

 10.Почему про бакланов говорят, что они заботливые родители?

 11.Как в некоторых странах используют прирученных бакланов для ловли рыбы?

Предложить детям раскраски с изображением птицы баклана.

Итог занятия.

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Малиновка»

 

Познакомить детей с малиновкой (зарянкой). Вызвать у детей эмоциональный отклик от знакомства с этой птицей, желание самим стать добросердечнее.

 Словарь: малиновка, зарянка, добросердечность, насекомоядная.

 Развивать интерес к жизни птиц, желание заботится о них.

Оборудование:

Картинки и фотографии малиновки, оборудование для воспроизведения аудиозаписи пения малиновки.

 

Ход занятия:

Сегодня я хочу рассказать вам о птичке, ростом невеличке, меньше воробья, но с сердцем огромным, добрым, отзывчивым.

 Если наткнется она случайно на выпавшего из гнезда, орущего на земле чужого пернатого детеныша, обязательно накормит. Если случится несчастье в соседнем семействе, потеряют птенцы родителей, примет чужую беду эта птичка близко к сердцу и возьмется таскать еду сироткам, воспитывать их. Если наткнется на больную, ослабевшую птицу и тут ей дело – заботится, подкармливает. И все равно ей кому помогать – своим родственникам или совсем другим птицам. Эту птицу можно назвать добросердечной. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей). Очень доброе у нее сердце. Всем старается помочь. И так поступает не только самка, но и самец.

Так о какой же птице все это я вам рассказываю? О малиновке или зарянке. У нее есть два имени. Взгляните на нее. (Показ картинок и фотографий).

Ножки у нее высокие, тоненькие, держится она на них прямо. С земли вспархивает бесшумно, изящно. На кормушках не жадничает, а ест осторожно, медленно, каждый раз грациозно наклоняясь к зернышку или хлебу. Клюв у малиновки длинный и тонкий. Подергивает приподнятым хвостиком, покачивается слегка и выпячивает свою грудку. Грудка яркая – оранжево-малиновая. Оттого и малиновкой зовут. А зарянкой кличут за то, что такого же цвета небо на заре бывает, когда первыми лучами его солнышко окрашивает. К тому же любит петь она по утренним и вечерним зорям. О ней говорят в народе: «зарянка одним глазом зорю вечернюю провожает, другим утреннюю встречает».

Гнездятся малиновки в лесах, высоко на деревьях. По весне откладывают желтовато-розовые с рыжими пятнышками яйца. Все время, пока самка высиживает яйца, самец распевает неподалеку от гнезда.

Петь малиновки любят на самых макушках деревьев. Малиновки – родственники соловья. Песенка у малиновки тихая, нежная. Днем птичка молчит, кормится сама и кормит других, а по утрам и вечерам, даже в дождливую и сырую погоду слышится ее голосок: «тик-тикк-рикк». Попробуйте повторить песенку малиновки. (Звукоподражание).

Малиновка – птица насекомоядная. Что это значит? (Ответы детей). Кроме насекомых малиновки едят мелкие семена, клюют ягоды. Причем у ягод клюют только мякоть, а семена раскидывают по лесу. Пройдет время, и вырастут из этих семян молодые ягодные кустики. Вот как разумно все в природе устроено – и птицам вкусно, и ягодным кустам польза.

В Крыму малиновки зимуют и часто появляются на кормушках.

Вопросы:

1. Какие имена носит эта птица, и за что она их получила?

 2. Понравилась ли вам малиновка? Почему?

 3. Как выглядит малиновка?

 4. Где вьет гнезда?

 5. Как малиновки высиживают птенцов?

 6. Где любит петь? Когда? Какие песни у малиновки?

 7. Чем питается малиновка? В какое время дня?

 8. Круглый год живет малиновка в Крыму или нет?

 9. Чем мы можем помочь малиновке?

Конспект комплексного занятия по родной природе и конструированию в старшей группе, тема «Чайка»

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни).

 Словарь: стая, гнездиться, водоплавающие, всеядные. Формировать умение давать аргументированный ответ на вопрос.

 Закрепить умение работать ножницами и иголкой.

 Развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику.

 Воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

Оборудование:

Аудиозапись морского прибоя с криками чаек, силуэт чайки из бумаги размером 66 см, картинки с изображением чаек и различных гнезд, заготовки из бумаги для конструирования, ножницы, цветные карандаши, иголка с ниткой.

Ход занятия:

Сегодня нам предстоит поближе познакомиться с птицей, обитающей в наших краях. Но я не стану называть эту птицу. Вы сами узнаете ее по голосу. Закройте глаза и представьте себя на палубе прогулочного катера. (Включается аудиозапись). Свежий морской ветерок обдувает вас, с тихим шелестом ласково плещется волна за бортом катера. А над волнами летают … Узнаете? Какие птицы? Это чайки.

Вот самые крупные из наших чаек (показ картинок) — серебристая чайка или хохотунья и черноголовый хохотун. И эти чайки действительно очень крупные – длина их бывает такой. (Показ силуэта чайки с размахом птиц 66 см).

 А как вы думаете, почему чайки носят такие странные прозвища – «хохотунья», «хохотун»? За громкий хохочущий голос.

 А теперь поразмышляйте, почему эта чайка названа серебристой, а эта – черноголовой? У серебристой чайки цвет перьев серебристый, а у черноголовой – перья на голове черного цвета. Оперение у чаек очень густое, с обильным мягким пухом, снаружи покрыто водонепроницаемой смазкой. Почти у всех чаек окончания крыльев чёрные. А вот хвост обычно короткий, у большинства видов закруглённый, с рулевыми перьями, которые помогают чайкам рулить – поворачиваться во время полета. У чаек хорошо развиты плавательные перепонки на ногах. Как вы думаете, зачем чайкам плавательные перепонки на ногах? Плавательные перепонки на ногах птиц помогают им плавать, грести ногами, как веслами.

 Можете вспомнить других птиц, также как и чайки, имеющих на ногах плавательные перепонки?

 (Можно предложить детям картинки с изображением различных птиц, из которых нужно выбрать водоплавающих, имеющих перепонки на ногах). Гуси, утки, пингвины, бакланы. Всех этих птиц можно назвать водоплавающими. Почему? Потому что они плавают в воде.

Живут чайки стаями. Что это означает? Чайки – птицы, любящие жить сообща, большими компаниями. Стая – это группа птиц или животных.

 Один раз в году чайки гнездятся. Попробуйте догадаться, что значит «гнездятся»? Когда говорят, что птицы «гнездятся» - имеют в виду, что птицы строят гнезда, откладывают в них яйца и высиживают птенцов. Запомните это слово. Гнездятся чайки тоже стаями, рядом друг с другом, а иногда совместно с другими водными птицами. Чайка-самец, выбирает место для гнезда и строит его прямо на прибрежных скалах, среди камней или на морском пляже. Чайка-самка откладывает в готовое гнездо яйца и высиживает птенцов. А знаете ли вы, для чего птицы сидят на гнездах с яйцами? Чтобы своим теплом согреть яйца и защитить их от холода и врагов.

Дидактическое упражнение «Найди гнездо чаек»

Детям предлагаются картинки с изображением различных гнезд (на дереве, среди травы, в дупле, под крышей, на скалах), среди которых дети должны выбрать гнездо чайки. Воспитатель просит объяснить выбор, почему остальные гнезда не могут принадлежать чайкам.

Вылупившиеся из яиц птенцы покрыты густым пухом бледно-серого цвета с пестрыми пятнышками, ведь если бы птенцы были серебристо-белыми, как их мамы и папы, они бы были бы очень заметны и стали бы легкой добычей, а пестрая окраска помогает птенцам быть незаметными среди камней и укрыться от хищников. В течение двух недель птенцы остаются в гнезде, где за ними ухаживают оба родителя.

Динамическая пауза «Над волнами чайки кружат»

Над волнами чайки кружат,

 Полетим за ними дружно.

 Брызги пены, шум прибоя.

 А над морем – мы с тобою.

 (Дети машут руками, изображая полет чаек, бегаю врассыпную по ковру)

Мы теперь плывем по морю

 И резвимся на просторе.

 Веселее загребай

 И дельфинов догоняй.

 (Дети садятся на колени, соединяют руки за спиной, поочередно отрывают ступни ног от пола в быстром темпе)

Корм чайки добывают себе как на воде, так и на суше — на морских просторах, на нашем озере Байкал, в прибрежной зоне, на лугах и засеянных полях, даже на мусорных свалках.

 Серебристая чайка – всеядная птица. Как вы понимаете значение слова «всеядная»? Всеядными называют тех, кто ест все, самую разную пищу: и растительную и животную.

 В полях и на лугах чайки охотно поедают насекомых и мышей. От этого полям и лугам большая польза. А вы догадываетесь какая? Насекомые и мыши уничтожают урожай на полях, а чайки, поедая этих насекомых и мышей, помогают урожай сохранить.

 Чайки хорошо держатся на воде, но ныряют крайне редко. Охотятся за рыбой, моллюсками, ракообразными, летающими и водными насекомыми. Разоряют гнёзда других птиц, питаясь их яйцами. Моллюсков, покрытых толстой раковиной, бросают с высоты пятиэтажного дома, тем самым разбивая скорлупу. Кроме того, многие чайки охотно поедают падаль или ищут себе пропитание среди пищевых отходов на свалках и вблизи рыболовецких судов. Некоторые чайки могут улетать на кормёжку на десятки километров от водоёмов. Кроме животной пищи, также поедают семена и ягоды.

 Утром и под вечер чайки стаями посещают озеро и пляжи, где охотно поглощают ракообразных, мертвых рыб, выброшенных волнами водоросли и оставленный людьми съедобный мусор. И снова можно сказать, что чайки наши помощники. Почему? Они как санитары очищают пляж и море.

А сейчас предлагаю вам веселую считалку.

Считалка «Чайки»

Подогрела чайка чайник,

 Пригласила восемь чаек.

 Прилетели все на чай!

 Сколько чаек – отвечай?

Разомнем пальчики и сделаем поделку из бумаги.

Пальчиковая гимнастика «Чайка»

Пальчики – головка,

 Крылышки – ладошки.

 (Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, цепляются друг за дружку, остальные пальцы сомкнуты)

Чайка вверх взлетает,

 Над водой мелькает.

 (Не разъединяя пальцы изображать полет птицы)

На волну присела.

 (Соединить большой и указательный пальцы (голова), остальные пальцы сложить в кулачок (туловище). Опустить руку на стол и покачивать)

Тут же рыбку съела.

 (Большой и указательный пальцы разъединяются и соединяются снова).

Конструирование «Летящая чайка»

Детям предлагается вырезать чайку по нарисованному контуру из листа бумаги, сложенного пополам. Затем дорисовать детали цветными карандашами (глаза, клюв, ноги с перепонками, концы крыльев). Затем в центре поделки протягивается иголкой нитка, завязывается узелок. Чайку можно держать за нитку. Дети обыгрывают поделку, двигая рукой, дуя на нее.

Вопросы:

Как называются самые крупные из крымских чаек?

 За что они получили такие названия?

 Зачем чайкам на ногах перепонки?

 Как живут чайки – поодиночке, парами или стаями?

 Как чайки гнездятся?

 Почему чаек называют всеядными птицами?

 Почему чаек называют санитарами?

Дополнительный материал к занятию:

Мы сидели в небольшом кафе на берегу моря, пили нарзан и наблюдали, как гуляющие по набережной кормили чаек. Они бросали им куски булок. Чайки ловко подхватывали их на лету и при этом издавали резкие, пронзительные крики.

 – И зачем это люди прикармливают таких бездельников, – недовольно ворчал мой приятель, студент Шура.

 – Какие же они бездельники? – вступилась я за чаек. – Сколько им приходится полетать, чтобы поймать какую-то несчастную рыбешку.

 – Вот именно, рыбешку. Сколько рыбы они уничтожают!

 В это время из кухни вышел повар. Он подошел к перилам в конце террасы и выплеснул целый таз рыбьей требухи и разных кухонных остатков.

 – Фу, какое безобразие! – возмутился кто-то их посетителей. – И как это позволяют разводить такую антисанитарию!

 – Послушайте-ка, гражданин! – окликнул Шура повара, который, не обратив никакого внимания на замечания, направился с пустым тазом обратно на кухню. – Подойдите-ка сюда.

 Повар подошел.

 – Вы что же это мух плодите? – укоризненно сказал Шура. – Да и бездельников откармливаете!

 – Это чайки-то бездельники? – удивился повар. – Что вы! Это мои помощники! И относительно антисанитарии вы не правы. Смотрите, как они все почистили.

 И действительно, не прошло и пяти минут, как налетевшие тучей чайки прибрали все отбросы.

 – Вы пройдите, – посоветовал повар, – за город к рыбачьим пристаням. Там всегда полно рыбьих отбросов. И если бы не чайки, то берег обратился бы в свалку. А они все подбирают.

 – Это верно, – отозвался гражданин, сидевший за последним столиком. – Чайки – морские санитары. Конечно, они не без греха: уничтожают и живую рыбу. А сколько дохлой убирают! Кто бы ее, мертвую-то, в море собирал? А ведь она, разлагаясь, заражала бы и живую. Представляете, какая опасность грозила бы рыбьему поголовью, если бы не чайки!

 Шура был смущен.

 – А ведь я всегда считал этих длиннокрылых красавиц вредительницами, - признался он.

 С этого времени он перестал так сердито поглядывать на чаек, а однажды даже сказал:

 – Интересно бы посмотреть их гнездовья. Слышал я о птичьих базарах, но не ясно их представляю.

 Вот как-то этим же летом довелось нам побывать на скалах, где во множестве селились чайки. Было время, когда птенцы уже покинули гнезда, и птиц на камнях не было. Мы ходили по уступам, в ямках лежала разбитая скорлупа, валялись перья и пух, торчали пучки сухой травы.

 И вдруг, чуть ли не у самых наших ног закричала, забилась чайка. Она трепыхалась, рвалась, но почему-то не взлетала. Мы нагнулись к ней.

 – Да она привязана! – воскликнул Шура.

 – Не может быть!

 Оказалось, чайка была не привязана, а приколота за крыло.

 Осмотрев ее хорошо, мы поняли, что птица, по-видимому, напоролась крылом на острый стебель сухого рогоза еще в то время, когда высиживала птенцов из яиц. Освободиться не сумела. Так и осталась прикованной к гнезду. Самцу пришлось кормить и вылупившихся детей и их мать. Сейчас возле нее лежали полуживые кузнечики и две маленькие рыбки. Мы освободили пленницу, осторожно перерезав прутик, державший ее за крыло. Чайка взлетела и затерялась среди других птиц, которые с отчаянными криками носились над нашими головами, пока мы освобождали их подругу.

 (По М. Звереву)

Подскажи словечко:

«Море, покачай-ка!» —

 попросила … (ЧАЙКА)

Синеет море перед нами,

 Летают … (ЧАЙКИ) над волнами.

Наевшись рыбы до отвала,

 На море … (ЧАЙКА) отдыхала.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе, тема:           «Щегол»

 

Программное содержание:

Познакомить детей с произведением В. Зотова «Сказка про щегла».

 Расширить и закрепить знания о певчих птицах.

 Упражнять в счете, сравнении совокупностей, измерении длины.

 Совершенствовать изобразительные умения.

 Познакомить детей со значением слова «щеголь», «щеголять». Ввести в активный словарь слова: хор, дирижер, солист. Упражнять в подборе слов-синонимов.

 Развивать любознательность, мышление, слуховой анализатор, мелкую и общую моторику.

 Воспитывать интерес к познанию нового.

Оборудование:

Книга В. Зотова «Сказка про щегла» с цветными иллюстрациями.

 Раздаточные листы с рисунком заготовкой.

 Простой и цветные карандаши, ластики, линейки, кассы цифр.

 Аудиозапись голосов птиц.

Ход занятия:

Сегодня главным героем нашего занятия будет птица.

 Давайте вспомним, какими еще словами называют птиц? Птичка, пичуга, птаха. А как называют птичью детвору? Птенцы.

В мире существует огромное количество самых разнообразных птиц. Ученые разделяют всех птиц по группам. Многие из этих групп знакомы и вам. Например, перелетные птицы. Каких птиц называют перелетными? Перелетными называются птицы, ежегодно совершающие перелёты от мест гнездований на зимовки и обратно.

 Может вы сами сможете назвать какие-то группы птиц? Назовите знакомых вам птиц из этих групп. Ласточки, грачи, стрижи, скворцы.

 Городские – птицы, живущие рядом с человеком, в городе. Голуби, вороны, воробьи, галки, синицы.

 Лесные – птицы, живущие в лесу. Дятел, кукушка, иволга, сорока, тетерев, глухарь.

 Водоплавающие – птицы, обитающие на водоемах, умеющие плавать. Лебедь, цапля, утка, чайка.

 Хищные – птицы, которые питаются другими птицами или животными. Коршун, сова, орел, сокол, ястреб.

 Певчие – поющие птицы, издающие певучие, красивые звуки. Соловей, жаворонок, малиновка (зарянка), дрозд, чиж.

Как раз сегодня речь пойдет о певчей птице. О птичьем хоре, дирижере и солистах. Вам знакомы эти слова? Что они означают?

 Хор – группа поющих вместе.

 Солист – один исполнитель, поющий один.

 Дирижер – музыкант управляющий хором.

Слушание аудиозаписи «Пение птиц»

Детям предлагается послушать пение певчих птиц, среди которого звучит карканье вороны. Предлагается ответить на вопрос: «Всех ли птиц, чьи голоса прозвучали, можно назвать певчими? Почему? Что это за птица?»

Еще нам встретится совсем незнакомое слово «щеголь».

 Щеголь – это тот, кто нарядно, изысканно одет. А про того кто выставляет напоказ свою нарядную одежду, говорят – «щеголяет».

Вот теперь можно приступать к чтению сказки, написанной большим любителем птиц и природы вообще Владимиром Зотовым.

Чтение произведения В. Зотова «Сказка про щегла»

Жила в лесу птичка. Было у нее уютное гнездышко из бересты, мха, пуха. Питалась она насекомыми и семенами трав, любила летать по лесу, пересвистываться с другими птицами. Но больше всего на свете любила птаха петь. И все бы хорошо, да вот только вид у птички был невзрачный: маленькая, серая вся, как мышонок. Из-за этого она и в птичий хор идти стеснялась, боялась: засмеют! Но однажды все же отважилась, прилетела. Дирижер-дятел небрежно посмотрел на нее и даже слушать не стал.

 – Уж очень вы некрасивы, – сказал он, – испортите своим видом весь птичий хор. Посмотрите, какие у нас нарядные солисты: на крыльях разноцветные перышки, а что за грудки, что за хвостики!

 Обиделась птаха. Улетела далеко от всех в лес. Села на ветку кустика и плачет.

 «Кап-кап-кап..» – падают на землю слезинки. Как раз под тем кустом, где сидела пичуга, росла красная земляничка. «Что такое, – удивилась она, – тучек на небе нет, а дождик идет». Присмотрелась, а это птичка горькими слезами заливается.

 – Кто тебя обидел? – спросила ягодка.

 Поведала ей птица о своей беде.

 – Не печалься, – промолвила добрая земляничка, – я покрашу в красный цвет твой лобик.

 – И я тоже тебе помогу, – рядом росла ягодка-черничка. Она покрасила черной краской затылок и часть крылышек бедной птички.

Раскрашивание цветными карандашами

Детям предлагается раскрасить части птицы красным и черным цветом.

Счет и сравнение совокупностей

Детям предлагается сравнить количество ягод земляники и черники, обозначить количество цифрами и сравнить.

Динамическая пауза «Птицы»

1. «Цапля»

Цапля ходит по воде

 И мечтает о еде.

 Ноги выше поднимай

 Ты, как цапля, не зевай!

 (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше. То же самое и другой ногой).

Чтоб поймать еду в водице,

 Надо цапле наклониться.

 Ну-ка тоже наклонись,

 До носочка дотянись.

 (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню).

2. «Голуби»

Голуби летели,

 (Махи руками)

На веточку сели.

 (Присесть)

Веточка качается –

 Неплохо получается.

 (Наклоны туловища влево-вправо)

3. «Синица»

Скачет шустрая синица.

 (Прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится.

 (Прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок,

 (Прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

 (Кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

 (Присели)

Почесала клювом грудку,

 (Встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,

 Тири-тири, тень-тень-тень!

 (Прыжки на месте с ноги на ногу)

4. «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

 (Бег с плавными движениями руками)

Прогнулись над водой,

 Качают головой.

 (Волнообразные движения верхней частью туловища)

Прямо и гордо умеют держаться,

 Очень бесшумно на воду садятся.

 (Присели, руки отвели назад)

Сели, посидели,

 Снова полетели.

 (Встать, бег с плавными движениями руками)

- Продолжим чтение сказки.

Ромашка, что качалась на длинном стебельке, прикоснулась своими лепестками сначала к ее щечкам. А потом и к крылышкам. Стали они белыми-белыми.

Работа ластиком

Дети с помощью ластика стирают заштрихованные простым карандашом части птицы, делая их белыми.

Упражнение на соотнесение цифры и количества

Дети рисуют ромашке столько лепестков, какая цифра написана в ее серединке.

А солнышко выглянуло из-за тучки и брызнуло на другие перышки золотисто-желтой краской.

Раскрашивание цветными карандашами

Детям предлагается раскрасить перышки в желтый цвет.

Измерение длины

Дети с помощью линейки (или условной мерки) измеряют длину отрезков-«лучей солнца», сравнивают их.

Стала птаха нарядной и красивой. И от радости так и залилась, такую неслыханную трель вывела, что сам дирижер-дятел от удивления замер: кто это так прекрасно поет? Что за мастер?

 Прилетел, послушал и пригласил невиданную птичку в свой хор.

 Когда она явилась на лесную поляну, все солисты замерли, даже про ноты от восхищения забыли.

 – Ах! В каком наряде щеголяет эта птица. Будто щеголь-щегол!

 – Да уж, истинный щегол! – подтвердил дятел.

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Жаворонок»

 

Цели:

Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).

 Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах, об особенностях крымского климата.

 Познакомить детей с загадкой, стихотворением, приметами о жаворонках.

 Словарь: жаворонок, противень, земледельцы, сусiдка (украинский), «пернатые друзья», «превосходные летуны», фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна».

 Упражнять детей в звукоподражании, рисовании и приемах раскрашивания.

 Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

Оборудование:

Фотография хохлатого жаворонка, силуэт жаворонка на нитке; дидактическая игра «Времена года» (в виде наборного полотна); сплетенные из теста «птички», противень, смазанный маслом, миндальные орехи, изюм, столовые ножи; аудиозапись пения жаворонка, романса «Жаворонок» М. И. Глинки, пьесы «Песня жаворонка» П. И. Чайковского.

 

Ход занятия:

Идет Весна-красна!

 Идет весна ясна!

 С солнцем теплым,

 С дождем обильным.

 Принесет весна урожай

 В наш счастливый край!

Одно из главных весенних событий это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком речь? Почему мы называем птиц «пернатыми» и «друзьями»? (Ответы детей). Верно, «пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, сады, леса, поля и огороды.

А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Ответы детей). Правильно, перелетные. Назовите известных вам перелетных птиц. (Ответы детей). Ласточки, скворцы, грачи, малиновки, перепела, корольки, журавли, лебеди.

Сегодня мы с вами познакомимся с перелетной птицей. Зовут ее – жаворонок, певец весны. А вот и он сам. (Звучит аудиозапись пения жаворонка и поднимается вверх силуэт жаворонка на нитке).

Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, за что жаворонка называют «певцом весны»? За что же? (Ответы детей). Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни.

В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков.

Уж вы пташечки, жавороночки,

 Прилетайте к нам.

 Весну ясную, весну красную

 Принесите нам.

А мамы пекли из теста булочки заплетушки, похожие на птичек. Мы с вами с утра уже заплели тесто. Сейчас оно подошло и нам осталось сделать клювики и глазки. Из чего мы сделаем глазки? Из изюма. А что такое изюм? Верно, сушеный виноград без косточек. А что мы используем в качестве клювика? Миндальный орех. И теперь нам осталось ножом вот так надрезать хвостики нашим птичкам. (Воспитатель сопровождает объяснения показом). Готовых жавороночков высаживайте на смазанный маслом противень – так называется доска для выпечки. Знакомо вам это слово? Если нет, то повторите его еще раз и постарайтесь запомнить. Попросим Татьяну Владимировну отнести противень с жавороночками на кухню и поставить выпекаться … куда? В духовку. (Дети работают под звуки «Песни жаворонка» П. И. Чайковского. Воспитатель объясняет, что композитору нравилось пение жаворонка и он постарался передать его звуками музыки).

А пока пекутся наши птички, познакомимся поближе с жаворонком.

Прилетают жаворонки в Крым маленькими стайками, не любят они шумных компаний. А прилететь стараются тогда, когда уже тепло. В связи с этим примета есть: «Жаворонок летит к теплу».

Весной у жаворонков, как и у всех птиц много забот. Что это за заботы, расскажите пожалуйста. (Ответы детей). Найти себе пару, обустроить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов. Свадьбы у жаворонков проходят в воздухе. Взлетев повыше, самцы поют своим невестам красивые, мелодичные песни, примерно так: «Цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Пальчиковая гимнастика «Жаворонки»

Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: «цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Хочет – прямо полетит,

 Хочет – в воздухе висит,

 Камнем падает с высот

 И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).

Жаворонки славятся своим пением. А еще какая птица считается превосходным певцом? (Ответы детей). Верно, соловей.

Улетают из Крыма жаворонки в середине осени, ночью, когда не беспокоят их пернатые хищники. Летуны жаворонки превосходные. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей). Действительно, жаворонки умеют быстро и долго летать. Правда, в непогоду они устают и вместе с другими пернатыми путешественниками садятся на корабли. И моряки не трогают их, так как есть морская примета: «Несчастье грозит тому кораблю, на котором была обижена попросившая приюта птица».

Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, конским волосом, перьями. А для чего жаворонки это делают? (Ответы детей). Мягкая подстилочка в гнезде нужна для того, чтобы отложенные туда яйца не повредить, да и птенцам на мягком удобнее. Самочка откладывает от трех до пяти яиц. По цвету они рыжевато-серенькие.

Мы с вами уже нарисовали гнезда, а сейчас дорисуем в них яйца. Сколько яиц может быть в гнезде жаворонка? (Ответы детей). Вы можете нарисовать в гнезде не меньше трех, но не больше пяти яиц. А каким способом мы добьемся получения рыжевато-серой окраски яиц? (Ответы детей). Сначала с легким нажимом карандаша закрасим яйца оранжевым карандашом, а затем поверх оранжевого закрасим черным карандашом, едва нажимая на него. Вот так и получится у яиц рыжевато-серая окраска. (Дети работают под звуки романса М. И. Глинки «Жаворонок»).

Подвижная игра «Жаворонок»

Пришло время поиграть. Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,

 Колокольчиком звенел.

 Порезвился в тишине,

 Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

 В Крыму живет особый жаворонок. Взгляните на него. (Показ фотографии). Нигде больше на всей огромной планете Земля не встретишь эту птицу. Она живет только в Крыму. Зовут ее хохлатый жаворонок. Как вы думаете, почему этот жаворонок зовется хохлатым? (Ответы детей). Молодцы, вы заметили хохолок на голове у этого жаворонка и догадались, что свое имя он получил именно за свой хохолок. А не припомните ли вы еще одну птицу, которая как и хохлатый жаворонок живет только в Крыму и тоже зовется хохлатой? (Ответы детей). Это хохлатый баклан.

Наш хохлатый жаворонок в воздух поднимается не часто. Он неутомимо бегает по земле, иногда перелетая на короткие расстояния. За это получил он прозвище «земляной жаворонок». Зимовать он остается в Крыму, никуда не улетает. Если зима бывает снежная, то тяжело ему приходится. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Под снегом не найти птице корма. Вот и приходится хохлатому жаворонку бродить вдоль дорог, возле домов и копаться в мусорных кучах в поисках пищи. Есть у хохлатого жаворонка еще одно название-имя – сусiдка. Это украинское слово. Знаете ли вы, как оно переводится на русский язык? (Ответы детей). Соседка. А жаворонка называют так за то, что в голодную зиму он селится и кормится по соседству с человеком. Повторите украинское слово «сусiдка» и постарайтесь запомнить.

 Хохлатый жаворонок поет даже зимой, а еще умеет передразнивать других птиц. Невесту себе он выбирает один раз на всю жизнь.

Гнездо хохлатый жаворонок устраивает в степи, на пустырях, даже на пригородных свалках. Птенцы появляются на свет слепые, без перьев. Родители кормят их. Как вы думаете, чем? (Ответы детей). Как и другие птицы, жаворонки выкармливают своих птенцов насекомыми. Аппетит у птенцов отличный, растут они так быстро, что родители не нарадуются. Подросшие птенцы выбираются из гнезда и бродят возле него, верещат чуть слышными детскими голосами. Если доведется вам повстречать таких птичьих малышей, не трогайте их, не тревожьте. И не думайте, что птенцы выпали из гнезда или потерялись. Родители их рядом. Учат птенцов затаиваться, отыскивать корм, отличать съедобное от несъедобного. Скоро птенцы становятся похожими на родителей, переходят на зерновой корм, но и от насекомых не отказываются. Поедая насекомых и выклевывая семена диких трав-сорняков, жаворонки издавна считались друзьями земледельцев. Кто такие земледельцы? (Ответы детей). Люди, обрабатывающие землю и выращивающие растения. Что касается зерен пшеницы, то птицы не трогают зерна в колосе, а подбирают упавшие на землю пшеничные зернышки.

Ну что же, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали.

Вопросы:

1. Как называется жаворонок, который живет только в Крыму?

 2. Почему его называют земляным жаворонком?

 3. Улетает ли хохлатый жаворонок на зиму в теплые края? Почему?

 4. Каким украинским словом называют хохлатого жаворонка и за что?

 5. Как жаворонки устраивают гнезда?

 6. Как растят птенцов?

 7. За что жаворонков называют друзьями земледельцев?

 8. Какие приметы связаны с жаворонками? (О тепле, у моряков).

 9. Почему жаворонки считаются певчими птицами?

(Открывается дверь, входит помощник воспитателя с готовыми булочками «жаворонками» и передает их воспитателю).

Попало ваше тесто в горячее место.

 Попало – не пропало! Жаворонками стало.

Ребята, берите «жавороночков» в руки и проходите на ковер. (Каждый ребенок получает в салфетке булочку-жаворонка). Прежде чем съесть жавороночков, поиграем с ними немного. Вспоминайте песенку из игры «Жаворонок». (Дети выполняют движения соответственно тексту, держа в руке булочки-жавороночки).

 Наше занятие закончено, поставьте своих жавороночков на столы, помойте ручки и попробуйте их на вкус.

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Перепел»

 Цели:

Познакомить с внешним видом, повадками перепелов.

 Учить детей понимать образность и значение пословиц.

 Ввести в словарь слова «пичужка», «дегустатор», «свирель».

 Упражнять детей в звукоподражании птичьим голосам.

 Расширять знания детей о приспособлении к среде обитания.

 Развивать у детей интерес к жизни птиц родного края.

 Активизировать познавательные способности детей.

Оборудование:

Фотография перепела, грецкие орехи, перепелиные яйца, оборудование для воспроизведения аудиозаписи пения перепела.

Ход занятия:

Есть про птиц такая пословица: «Без хвоста и пичужка не красна». Кто такая пичужка? (Ответы детей). Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей). Хвост украшает птицу. Сегодня мы познакомимся с птицей, у которой совсем нет хвоста. Зовут ее перепел. Перепел — это самец, а самочку зовут – перепелка. Но перепела и без хвостиков очень симпатичные. Взгляните на фотографию. Самочки серенькие в пестринках. Самцы очень на них похожи. Только вот весной, чтобы понравиться самочке, перепел «расцветает пером» - на горлышке у него появляется яркое рыжее пятнышко.

Гнезда препела не вьют, а устраиваются в ямке среди камней. Взгляните на перепелиные яйца. Какого они цвета и какой раскраски? (Ответы детей). Бурые, пятнистые. Природа мудра и не спроста именно так раскрасила перепелиные яйца. Давайте поразмышляем, почему? (Ответы детей). Яйца такой расцветки похожи на камешки и не выделяются среди настоящих камней. А были бы они белыми, как куриные яйца, хищным птицам сверху они сразу были бы видны.

Но вот из яиц появляются малыши. Птенцы у перепелов крошечные, меньше грецкого ореха. Взгляните на орехи и представьте себе размер птенцов. Малыши уже с первых дней жизни самостоятельные: лихо бегают за матерью, а в случае поданного ей сигнала тревоги отлично прячутся в траве.

Послушайте, как написал поэт Белоус о птенцах-перепелятах:

Прошлым летом на лужку

 В ямке вывелся, в пушку,

 И обсохнуть не успел –

 Комара и муху съел.

Перепелята всегда слушаются свою маму. Непослушных детей у птиц, да и вообще, у всех животных не бывает. И знаете почему? Потому, что непослушных, как правило, съедают хищники. Отбился от стаи, не спрятался вовремя, орал, когда взрослые приказали молчать, убежал не туда, и все! Съест хищник. Ястребы перепелятники всегда начеку, так и послушивают, так и поглядывают, как бы препелами полакомиться.

Быстро растут птенцы и к моменту отлета в теплые края, летят со взрослыми на равных. Вспомните, как называют птиц, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются?(Ответы детей). Перепела - перелетные птицы. По дороге в теплые края им нужно перелететь два моря:  которое называется …? Верно, Черное море, и Средиземное море. Перепела плохие летуны, и потому такой долгий путь для них тяжелое испытание. Перепела заранее готовятся к перелету: много едят, чтобы сил набраться. К концу лета они становятся такими толстенькими, что их называют «жирянки». Вылетают в путь птицы только при попутном ветре. Попутным называют такой ветер, который дует в ту сторону, куда держит путь путешественник. Вот и ждут перепела, когда ветер подует в нужную им сторону – на юг. Только тогда летят. А ветер помогает им, подталкивает. В дорогу отправляются ночью. В темноте не охотятся на них пернатые хищники. Пролетая над морями, перепела используют для отдыха мачты кораблей – садятся на них. А однажды люди с корабля наблюдали такую картину. Сидели на воде много гусей-гуменников, а на каждом гусе сидело по перепелке. Летели перепела, летели над морем, устали. Видят – гуси сидят на воде. Вот и присели им на спины передохнуть. А гуси и не против – отдыхайте птахи.

Удивительно, до чего же по-разному слышится человеку крик перепела, а ведь кричит он одинаково во все времена. Перепела, как будто, не поют, а приказывают:

 Лентяй слышит: «спать пора, спать пора», - и храпит себе, уткнувшись в подушку.

 Косарь слышит: «подь по луг, подь по луг», - и бежит скорей на луг траву косить.

 Огородник слышит: «подь полоть, подь полоть», - и спешит на огород грядки пропалывать, от сорняков избавляться.

 Грибник слышит: «подь по лес, подь по лес», - берет корзинку и отправляется за грибами.

Недаром говориться: «У каждой пташки своя свирелька». Что такое свирелька? (Ответы детей). Это уменьшительное название музыкального инструмента свирели – свирелька. А как вы понимаете пословицу «у каждой пташки своя свирелька»? (Ответы детей). Каждая птица по-своему поет.

 Вот и давайте поиграем в игру «Узнай птицу по голосу».

Дидактическая игра «Узнай птицу по голосу»

«Ух-у-у-у-уууу» - сова.

 «Ку-ку» - кукушка.

 «Кии-к, кии-к» - дятел.

 «Карр, карр» - ворона.

 «Тррр-рру, трр-рру» - журавли.

 «Чик-чики-чирик» - воробей.

А теперь скажите мне, любите ли вы кушать яйца? Вы много раз ели куриные яйца. Сейчас я предлагаю вам попробовать перепелиные яйца. Поработайте дегустаторами. Дегустатор – это человек, который пробует что-либо и высказывает свое мнение об этом. Легонько постучите яйцом о стол, аккуратно почистите яйцо, складывайте скорлупу в тарелочку. А теперь ешьте. Высказывайте свое мнение. Понравился ли вам вкус перепелиного яйца? Похож ли он на вкус куриного яйца? (Ответы детей). Недаром говориться: «На вкус и цвет товарищей нет». Вы славно поработали дегустаторами. Постарайтесь запомнить это слово. Давайте скажем его все вместе. «Дегустатор». Кого так называют? (Ответы детей).

Перепелиные яйца не простые, а целебные. Они гораздо полезнее куриных. В них больше витаминов. Человек употребляет в пищу и мясо перепелов.

Вопросы:

1. Как называют самца, самочку и птенцов этих птиц?

 2. Чем они отличаются от других птиц?

 3. Как устраивают гнезда?

 4. Какие у них яйца и почему именно такие?

 5. Каковы птенцы перепелов?

 6. Почему все птенцы послушные дети?

 7. Как готовятся перепела к отлету в теплые края?

 8. Как совершают перелет?

 9. Как поют перепела?

 10. Какие пословицы вы запомнили?

        Воспитатель: Перевозникова О.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....