Конспект "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Джалагония Анна Васильевна

Конспект НОД по теме зимующие птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 41 комбинированного вида.

Конспект

организованной образовательной деятельности по окружающему миру

 в подготовительной группе

Тема : «Зимующие птицы»

Выполнила воспитатель

Джалагония А.В..

Г.о.г Шахунья

2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область:

  • Познавательное развитие;
  • Физическое развитие;

Цель: Продолжать формировать основы экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления о зимующих птицах.
  • Закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку.
  • Познакомить детей с особенностями приспособления зимующих птиц к зиме.
  • Активизировать словарь детей по теме.

Развивающие:

  • Развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные названия птиц.
  • Развивать умение преобразовывать единственное число в множественное число.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Материалы, инструменты, оборудование: ноутбук, проектор, аудиозапись взмаха волшебной палочки, аудиозапись голоса птиц, презентация, раскраски с изображением птиц, цветные карандаши, мяч, бумажные оранжевые птички, видео «Интересные факты о зимующих птицах.(https://www.youtube.com/watch?v=BSEhP3UVYjs )

Методические приемы:

  • Наглядные (рассматривание, упражнения)
  • Словесные(беседа, художественное слово, объяснение, вопросы, напоминание)
  • Игровые  (игровая ситуация)
  • Использование ИКТ и интернет ресурсов

Предварительная работа:

  • Наблюдения за зимующими птицами
  • Беседы оправильной подкормки зимующих птиц

Части ООД

Дидактическое обеспечение и теоретическое обоснование

Ход ООД

Деятельность педагога

Деятельность детей. Форма организации детей

Время

1. Вступительная часть.

Создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.

Вопросы используются для уточнения знаний детей о зиме.

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

Ребята, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Присаживайтесь, ребята, на свои места.

Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

-Назовите зимние месяцы.

-Какие признаки зимы вы знаете?

-Вам нравиться зима? Почему? 

-Какая погода зимой? 

Дети стоят по кругу и внимательно слушают воспитателя.

Дети улыбаются друг другу.

Дети садятся на свои места.

Ответы детей.

Дети называют признаки зимы.

Ответы детей.

1мин

3мин

2.Основная часть

Уточнение знаний детей о правилах поведения в лесу.

Сюрпризный момент для привлечения внимания детей.

Уточнение знаний детей об общих признаках птиц.

Уточнение знаний об определенных индивидуальных признаках птиц.

Вопросы дляуточнение знаний детей о подразделении птиц на группы.

Загадки побуждают детей к логическому мышлению.

Д/и «Узнай птицу по описанию» - развитие внимания, мышления.

Физическая пауза для предупреждения и снятия утомления детей.

Беседа с целью знакомства детей с приспособленностью зимующих птиц к зиме.

Вопросы используются с целью развития логического мышления детей.

Напоминание с целью закрепление знаний детей о любимом корме разных птиц.

Игра-викторина по просмотренному видео с целью закрепления знаний детей, развитие памяти и внимательности.

Игра «Один-много» - на образование множественного числа существительного (названий птиц)

Игра «Назови ласково» на образование уменьшительно-ласкательных названий птиц.

- Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес?

- И прежде чем отправиться в это удивительное путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.

(звучит аудиозапись взмаха волшебной палочки)

- Мы очутились на полянке, где чудесно поют птицы.

А вот и необычное дерево.


- Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.

- Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
- По каким признакам вы это определили?
- Птички в этой стайке разные.
- Давайте познакомимся с ними поближе.
- Перечислите этих птиц.
- Как вы догадались, что это снегирь?
- Как определили, что это сорока?
- Как определили, что это ворона?
Как определили, что это синица?
- Молодцы, ребята.

 Дети, на какие две группы мы делим птиц?

Чем эти птицы отличаются?

Правильно, ребята, зимующие птицы - те, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем увидеть их у нас круглый год.

 Назовите  зимующих птиц.

А каких перелетных птиц вы знаете?

Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать?

А как эти птицы называются?

Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Если вы правильно отгадаете загадку – появится картинка птицы, если не отгадаете – картинка не появится.

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(появление на слайдеворобья)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(появление на слайде снегиря)

Все время стучит

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(появление на слайде дятла)

Белые щечки,

Синяя птичка,

Остренький клювик.

Собой невеличка,

Желтая грудка,

Это ……

(появление на слайде синицы)

Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет.

(появление на слайде голубя)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая.

(появление на слайде вороны)

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

(появление на слайде свиристели)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

Клё - клё - клё! поёт со свистом?

(появление на слайде клёста)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(появление на слайде сороки)

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! У нас собралась веселая пернатая стайка птиц.  

А теперь игра на внимательность. Я предлагаю вам внимательно посмотреть на слайд и назвать мне ту птицу, какую я загадаю:

1.        Маленькая подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, яйцевидным туловищем короткими и округлыми крыльями. Клюв к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

2.        Эта красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое.

3.        У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

4.        У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

5.        Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

6.        Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

7.        У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой.голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

А теперь немного отдохнем и помогут в этом нам шустрые синички (слайд – «синица»)

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень!

Присаживайтесь на свои места.

А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?
- Как же птицы согреваются в морозы?
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.

Когда птица голодная, перышки у нее становятся тоненькими и плохо сохраняют тепло, птица голодная быстрее замерзает и погибает.
Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
Правильно, голод.
Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
А как вы думаете,  легко ли птицам зимой искать себе корм?

Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

Мы с вами тоже, прошлой зимой,  старались помочь птицам пережить трудную зиму.

Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода?

Да, мы делали для птиц кормушки и каждый день их кормили.

Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.

У каждой птицы свой любимый корм. (слайд кормушки)

-Воробей — питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.

-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).

-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.

- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.

-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.

А сейчас внимание на экран.

(Воспитатель включает видео канала «Узнавай» - «Интересные факты о зимующих птицах»)

Вам понравилось видео о зимующих птицах?

Что вам больше всего запомнилось? А какими вы были внимательными, я сейчас проверю. Мы сыграем в игру-викторину. Чья команда ответит быстрее на вопрос- получает жетон.

Для чего птицы зимой нахохливаются и стоят на одной ноге?

Почему нельзя подкармливать зимующих птиц пищей с нашего стола?

Какой любимый корм снегирей?

Кого ловит сорока зимой?

Чем питается дятел?

При помощи чего он добывает себе корм?

Молодцы, обе команды были очень внимательными и показали хорошие результаты!

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру с мячом«Один - много». Отвечает тот, кому я кидаю мяч.

Один снегирь, а много … снегирей.

Один глухарь, а много … глухарей.

Один дятел, а много … дятлов.

Одна сорока, а много … сорок

Один воробей, а много … воробьев.

Одина синица, а много … синиц.

Один голубь, а много … голубей.

Одина ворона, а много … ворон.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Напоминаю, отвечает тот, кому я кидаю мяч.

Птица –… птичка, синица –… синичка, снегирь –…снегирек, голубь –… голубка, воробей –… воробышек.

(звучит аудиозапись голоса птиц)

Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

(Воспитатель делает взмах волшебной палочки и раздается аудиозапись взмаха волшебной палочки)

Ответ детей.

Ответы детей.

Дети закрывают глаза, считают до трех.

Дети открывают глаза и внимательно смотрят на слайд с изображением дерева с  птицами.

Звучит запись голосов птиц.

Ответ детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети отгадывают загадки.

Дети отгадывают птиц по описанию:

-воробья;

-синицу;

- дятла;

-снегиря;

-сороку;

-ворону.

Дети выходят на свободное место.

Дети прыгают на месте на 2 ногах.

Дети прыгают на месте на левой ноге.

Дети прыгают на месте на правой ноге.

Дети кружатся вокруг себя

Дети присаживаются на пол

Дети встают и выполняют наклоны головы влево-вправо

Дети прыгают на месте на левой ноге.

Дети прыгают на месте на правой ноге.

Дети прыгают на месте на 2 ногах.

Дети садятся на свои места.

Ответы детей.

Дети делятся на 2 команды (по рядам)

Дети отвечают на вопросы.

Дети выходят из своих мест и строятся кружком вокруг воспитателя.

Тот ребенок, кому кинули мяч преобразует единственное число во множественное число.

Тот ребенок, кому кинули мяч образует уменьшительно-ласкательное названия птиц.

2мин

5мин

3мин

5мин

2мин

5мин

5мин

2мин

2мин

3.Заклю

чительнаячасть

Подведение итогов занятия.

Игра «Дорисуй»- закрепление знаний детей об окраске птиц, развитие мелкой моторики пальцев.

Рефлексия – подведение итогов занятия и удовлетворенности работы группы.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? О каких птицах мы сегодня говорили?

Рассмотрите внимательно еще раз слайдс птицами и запомните их, а я прочитаю вам стихотворение:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.

(звучит фонограмма «Песни птиц»)

А сейчас я вам предлагаю разукрасить птиц, которых мы видели в сказочном зимнем лесу.

 Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам. У меня такое прекрасное настроение. А у вас?

Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых, сказочных птичек.

 Спасибо, занятие окончено.

Ответы детей.

Дети раскрашивают птиц.

5мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....