Конспект "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 41 комбинированного вида.
Конспект
организованной образовательной деятельности по окружающему миру
в подготовительной группе
Тема : «Зимующие птицы»
Выполнила воспитатель
Джалагония А.В..
Г.о.г Шахунья
2020г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная область:
- Познавательное развитие;
- Физическое развитие;
Цель: Продолжать формировать основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления о зимующих птицах.
- Закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку.
- Познакомить детей с особенностями приспособления зимующих птиц к зиме.
- Активизировать словарь детей по теме.
Развивающие:
- Развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные названия птиц.
- Развивать умение преобразовывать единственное число в множественное число.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Материалы, инструменты, оборудование: ноутбук, проектор, аудиозапись взмаха волшебной палочки, аудиозапись голоса птиц, презентация, раскраски с изображением птиц, цветные карандаши, мяч, бумажные оранжевые птички, видео «Интересные факты о зимующих птицах.(https://www.youtube.com/watch?v=BSEhP3UVYjs )
Методические приемы:
- Наглядные (рассматривание, упражнения)
- Словесные(беседа, художественное слово, объяснение, вопросы, напоминание)
- Игровые (игровая ситуация)
- Использование ИКТ и интернет ресурсов
Предварительная работа:
- Наблюдения за зимующими птицами
- Беседы оправильной подкормки зимующих птиц
Части ООД | Дидактическое обеспечение и теоретическое обоснование | Ход ООД Деятельность педагога | Деятельность детей. Форма организации детей | Время |
1. Вступительная часть. | Создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе. Вопросы используются для уточнения знаний детей о зиме. | Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Ребята, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться! - Доброе утро! - Доброе утро Солнцу и птицам! - Доброе утро! Присаживайтесь, ребята, на свои места. Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? -Назовите зимние месяцы. -Какие признаки зимы вы знаете? -Вам нравиться зима? Почему? -Какая погода зимой? | Дети стоят по кругу и внимательно слушают воспитателя. Дети улыбаются друг другу. Дети садятся на свои места. Ответы детей. Дети называют признаки зимы. Ответы детей. | 1мин 3мин |
2.Основная часть | Уточнение знаний детей о правилах поведения в лесу. Сюрпризный момент для привлечения внимания детей. Уточнение знаний детей об общих признаках птиц. Уточнение знаний об определенных индивидуальных признаках птиц. Вопросы дляуточнение знаний детей о подразделении птиц на группы. Загадки побуждают детей к логическому мышлению. Д/и «Узнай птицу по описанию» - развитие внимания, мышления. Физическая пауза для предупреждения и снятия утомления детей. Беседа с целью знакомства детей с приспособленностью зимующих птиц к зиме. Вопросы используются с целью развития логического мышления детей. Напоминание с целью закрепление знаний детей о любимом корме разных птиц. Игра-викторина по просмотренному видео с целью закрепления знаний детей, развитие памяти и внимательности. Игра «Один-много» - на образование множественного числа существительного (названий птиц) Игра «Назови ласково» на образование уменьшительно-ласкательных названий птиц. | - Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес? - И прежде чем отправиться в это удивительное путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу. У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех. (звучит аудиозапись взмаха волшебной палочки) - Мы очутились на полянке, где чудесно поют птицы. А вот и необычное дерево.
- Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц). Дети, на какие две группы мы делим птиц? Чем эти птицы отличаются? Правильно, ребята, зимующие птицы - те, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем увидеть их у нас круглый год. Назовите зимующих птиц. А каких перелетных птиц вы знаете? Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать? А как эти птицы называются? Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим. Если вы правильно отгадаете загадку – появится картинка птицы, если не отгадаете – картинка не появится. Чик – чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (появление на слайдеворобья) Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (появление на слайде снегиря) Все время стучит Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (появление на слайде дятла) Белые щечки, Синяя птичка, Остренький клювик. Собой невеличка, Желтая грудка, Это …… (появление на слайде синицы) Ходит важно, вперевалку, И воркует, и клюет. (появление на слайде голубя) Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Каркунья хрипловатая. (появление на слайде вороны) Эти птички с хохолком, Очень яркие притом. На рябину прилетели, Птички эти… (появление на слайде свиристели) Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым Клё - клё - клё! поёт со свистом? (появление на слайде клёста) Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (появление на слайде сороки) Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! У нас собралась веселая пернатая стайка птиц. А теперь игра на внимательность. Я предлагаю вам внимательно посмотреть на слайд и назвать мне ту птицу, какую я загадаю: 1. Маленькая подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, яйцевидным туловищем короткими и округлыми крыльями. Клюв к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. 2. Эта красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. 3. У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. 4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. 5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. 6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. 7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой.голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. А теперь немного отдохнем и помогут в этом нам шустрые синички (слайд – «синица») Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки — на плетень, Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! Присаживайтесь на свои места. А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах? Когда птица голодная, перышки у нее становятся тоненькими и плохо сохраняют тепло, птица голодная быстрее замерзает и погибает. Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. Мы с вами тоже, прошлой зимой, старались помочь птицам пережить трудную зиму. Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода? Да, мы делали для птиц кормушки и каждый день их кормили. Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. У каждой птицы свой любимый корм. (слайд кормушки) -Воробей — питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой. -Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое). -Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола. - Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину. -Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб. А сейчас внимание на экран. (Воспитатель включает видео канала «Узнавай» - «Интересные факты о зимующих птицах») Вам понравилось видео о зимующих птицах? Что вам больше всего запомнилось? А какими вы были внимательными, я сейчас проверю. Мы сыграем в игру-викторину. Чья команда ответит быстрее на вопрос- получает жетон. Для чего птицы зимой нахохливаются и стоят на одной ноге? Почему нельзя подкармливать зимующих птиц пищей с нашего стола? Какой любимый корм снегирей? Кого ловит сорока зимой? Чем питается дятел? При помощи чего он добывает себе корм? Молодцы, обе команды были очень внимательными и показали хорошие результаты! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру с мячом«Один - много». Отвечает тот, кому я кидаю мяч. Один снегирь, а много … снегирей. Один глухарь, а много … глухарей. Один дятел, а много … дятлов. Одна сорока, а много … сорок Один воробей, а много … воробьев. Одина синица, а много … синиц. Один голубь, а много … голубей. Одина ворона, а много … ворон. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Напоминаю, отвечает тот, кому я кидаю мяч. Птица –… птичка, синица –… синичка, снегирь –…снегирек, голубь –… голубка, воробей –… воробышек. (звучит аудиозапись голоса птиц) Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад. (Воспитатель делает взмах волшебной палочки и раздается аудиозапись взмаха волшебной палочки) | Ответ детей. Ответы детей. Дети закрывают глаза, считают до трех. Дети открывают глаза и внимательно смотрят на слайд с изображением дерева с птицами. Звучит запись голосов птиц. Ответ детей. Ответы детей. Ответы детей. Дети отгадывают загадки. Дети отгадывают птиц по описанию: -воробья; -синицу; - дятла; -снегиря; -сороку; -ворону. Дети выходят на свободное место. Дети прыгают на месте на 2 ногах. Дети прыгают на месте на левой ноге. Дети прыгают на месте на правой ноге. Дети кружатся вокруг себя Дети присаживаются на пол Дети встают и выполняют наклоны головы влево-вправо Дети прыгают на месте на левой ноге. Дети прыгают на месте на правой ноге. Дети прыгают на месте на 2 ногах. Дети садятся на свои места. Ответы детей. Дети делятся на 2 команды (по рядам) Дети отвечают на вопросы. Дети выходят из своих мест и строятся кружком вокруг воспитателя. Тот ребенок, кому кинули мяч преобразует единственное число во множественное число. Тот ребенок, кому кинули мяч образует уменьшительно-ласкательное названия птиц. | 2мин 5мин 3мин 5мин 2мин 5мин 5мин 2мин 2мин |
3.Заклю чительнаячасть | Подведение итогов занятия. Игра «Дорисуй»- закрепление знаний детей об окраске птиц, развитие мелкой моторики пальцев. Рефлексия – подведение итогов занятия и удовлетворенности работы группы. | Ребята, вам понравилось наше путешествие? О каких птицах мы сегодня говорили? Рассмотрите внимательно еще раз слайдс птицами и запомните их, а я прочитаю вам стихотворение: Снегирь, и сорока, и клест, и синицы – Зимуют у нас эти чудные птицы, И чтоб они жили по – прежнему с нами Мы будем кормить их, конечно же, сами. Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц») А сейчас я вам предлагаю разукрасить птиц, которых мы видели в сказочном зимнем лесу. Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам. У меня такое прекрасное настроение. А у вас? Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых, сказочных птичек. Спасибо, занятие окончено. | Ответы детей. Дети раскрашивают птиц. | 5мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....