Конспект занятия по экологии в старшей группе «Деревья - не только украшение Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

ИСАКОВА ЛЮДМИЛА МАКСИМОВНА

Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, по форме листа, расположению хвоинок на ветке).

Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии

в старшей группе:

«Деревья-не только украшение Земли»

                                                    Воспитатель старшей группы

                                                                                  Исакова Л.М.

     Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, по форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

     Предшествующая работа:

  • Наблюдение за елью, сосной на территории ДОУ;
  • Чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • Рассматривание иллюстраций о лесе.
  • Словарная работа:
  • Березовая роща, березняк; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

    Материалы к занятию:

  • Ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  • Иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • Хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • Шишки сосны и ели в контейнерах;
  • Иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • Мяч для игры;
  • Раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Организационный момент:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-Ребята я получила письмо приглашение в лес.

-А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес - это место, где растут много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растут много деревьев».

-Ребята как вы думаете, деревья живые? Чем они дышат? (живые, они дышат листьями).

-А какую пользу приносят деревья? (ответы детей)

- Правильно, деревья – это основной источник кислорода на планете.

-Деревья вдыхают грязный воздух, а выдыхают кислород-чистый воздух, которым дышим мы с вами.

-А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса-посади»

«Не мудрено срубить-мудрено вырастить»

«Одна искра целый лес сжигает»

«Кто с дерево кору снимает, тот его убивает»

-А кто хозяин леса?

-Лесник.

-Молодцы, но прежде чем отправится в лес, что мы должны вспомнить?

-Правильно, правило поведения в лесу.

1.Не будем ломать ветки деревьев.

2.Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3.Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы.

4.Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

5.В лесу не нужно ломать и вырубать деревья.

6.Нельзя кричать.

7.нельзя разжигать костры и мусорить.

Молодцы ребята, вы хорошо знаете правило поведения в лесу.

Хотите послушать сказку про деревья?

А помогут мне рассказать наши девочки.

«Жили – были деревья – подружки;

Елка - Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стойнушка.

Они жили дружно, но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: «Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вт так: я намного лучше и нужнее всех вас.

Сосна – Стройнушка: «Что бы вы там не говорили, а я самая красивое дерево. Ствол у маня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка: «Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Вот – так!

Береза – Веселушка: «А о ком стихи и песни сочиняют? Такие например: «Белая береза под моим окном…» Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем сосуды натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я каралева!»

Что случилось далее мы узнаем позже. А сейчас отгадайте загадку.

Там полным   полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа. (лес)

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но чтобы попасть в лес,надо произнести волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

Ну вот мы и в лесу.

- Смотрите пенек, а на пеньке письмо. (воспитатель читает) «Я Старичок – Лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой, вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны за пеньком. Отгадайте и дорога домой вам открыта».

- Ну что ребята давайте думать. (Находим три конверта с цифрами 1,2,3.)

- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1 ). В этом конверте задание ,в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1)Солнце-источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерево (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым).Одни деревья предпочитают светлые места(сосна, лиственница),другие могут расти и в тени(ель, липа).Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал-нужно готовиться к зиме.

2)Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

3)Деревья пьют воду, как люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег-укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4)Деревья как и люди должны дышать. Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух.

5)Ветер-переносит пыльцу растений(ели, сосны),а так же распространяет семена(ели, березы, осины, клена, ясеня, тополя, липы).

6)Птицы-птицы питаются насекомыми, живущими на дереве.

7)Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

-Ну, вот мы ответили на первое задание. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету?(второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на такой вопрос: Что вы знаете о березе?

-У березы ствол белый с черными черточками,

-Как можно сказать одним словом о белом стволе березы?

-Белоствольная береза.

-Береза-единственное в мире дерево с белой корой.

-Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?(варианты детских ответов).

-Оказывается, березка через них дышит, и называются они чечевичками.

-Разбежались по опушке в белых платицах  подружки.

-Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок-подружек. Как называют лес, где растут одни березы?(Березовой рощей или березняком).Повторите пожалуйста.

-Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется лиственным.

-Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

-На ветках этих деревьев растут листочки

-Молодцы ребята и на второе задание мы тоже ответили.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.  (руки вверх, встать на насочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.              (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.                       (руки вверх, помахать ими).

-Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой?(три).Который по счету?(третий).Интересно, что спрятана в этом конверте?

-Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

-Идемте дальше и на пути нашем-Хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

-Какие деревья растут в хвойном лесу?

-Сосны, ели.

-Кто знает загадку про ель и сосну?

1.Зимой и летом одним цветом.

2.Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж

Зимою в платье летнем. (ель).

3.У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

-Почему эти деревья стоят зеленые?

-Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

-Что вы можете рассказать о елке?

-Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные.

-Что вы можете сказать о сосне

-Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

-Лес, где растут одни сосны и ели называется Хвойный лес.

-Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

-Чем они похожи?

-Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

-А чем же отличается сосновая ветка от еловой?

-Иголками.

-По –другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным.

-Какие хвоинки у сосны?

-Длинные.

-А у ели?

-Короткие.

-Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

-Посмотрите на подсказку (показываю картину, на которой изображена ветка ели с шишкой).

-Какие шишки у ели?

-Еловая шишка удлененная. У нее более мягкие чешуйки.

-Что вы расскажите про сосновые шишки?

-Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

-Сосновые шишки растут два года, на второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

-Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».

-На карточках-хвойные и лиственные деревья. Возьмите листочки и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листочек именно сюда). Молодцы ребята мы выполнили все три задания. Ой ребята, смотрите корзина с угощениями, ее нам оставил Старичок-Лесовичок, спасибо ему большое. Ну а теперь попробуем вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

Вот мы и вернулись в детский сад.

-Ребята, а как же наша сказка о деревьях-подружек. «Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели деревья по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

-Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ-ВЕДЬ МЫ- ЧАСТИЧКА ЕЕ!

Релаксация:

Какое у вас настроение после прогулки по лесу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе по теме:"Земля-наш общий дом".

Цель:Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ,живущих рядом с человеком.Учить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.Продолжать формировать у детей убеждение,что к...

Конспект Игрового занятия по экологии в старшей группе «Деревья весной»

Конспект Игрового занятия по экологии в старшей группе«Деревья весной»...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «22 апреля – День Земли»

Конспект занятия по экологии в старшей группе  «22 апреля – День Земли»...

Игровое занятие по экологии в старшей группе «Деревья весной»

Игровое занятие по экологии в старшей группе «Деревья весной»...

Игровое занятие по экологии в старшей группе "Деревья весной"

Расширить знания о деревьях, учить различать деревья по цвету коры, ствола и форме листа. Закрепить знания детей:о значении деревьев;о характерных признаках весны. Воспитывать у детей желани...

Занятие по экологии в старшей группе: «Вода — символ жизни на Земле!»

Формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента....