Наблюдение на прогулке.
статья по окружающему миру

Алексеева Екатерина Петровна

Наблюдение это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_na_progulke.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Огромное  место на прогулках отводится такому виду деятельности,  как наблюдениям. Наблюдение это целенаправленное, восприятие явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Во время  прогулки  в проводятся  кратковременные наблюдения, организуемые для формирования знаний о качествах свойствах и предмета и явления, дети во время наблюдений учатся различать величину, цвет, форму, пространственное расположение частей, а при ознакомлении с животными — внешний облик, издаваемые звуки и т. д. При организации наблюдений обязательно учитывается возрастной фактор. Время наблюдения в младшем возрасте наблюдения не более 7-10 минут,  в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить  наблюдения  нужно ежедневно, но объекты для рассмотрения каждый раз должны быть разные. Объектами наблюдений могут быть:

• Живая природа: растения и животные;

• Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

• Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Необходимо , чтобы наблюдение проходило при умственной активности детей, заставляло их искать ответы на поставленные вопросы, думать, воспитывало интерес и бережное отношение к природе, развивало любознательность. В соответствии с рекомендуемой методикой проведения прогулки в ДОУ по ФГОС наблюдения реализуются по следующему алгоритму: Установление факта . Формирование связей между частями объекта. Накопление впечатлений, полученных в ходе наблюдений. Проведение сопоставлений. Подведение итогов. С целью накопления у детей значимого жизненного опыта и расширения знаний об окружающем мире во время прогулки проводят разные виды наблюдений: Кратковременные, призванные сформировать первичные представления о предметах и объектах (как выглядит кошка, как ходит). Долгосрочные, способствующие расширению имеющихся знаний (сезонные изменения растений,  изменение листвы на деревьях осенью).

Наилучшими являются о приемы, которые вызывают положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:

Воспитатель перед началом работы  выбирает и продумывает  место и время проведения наблюдения, выбирает объект наблюдения, оптимальное  расположение  детей вокруг объекта  Перед тем как начать наблюдение, педагогу необходимо сконцентрировать внимание детей. Не стоит  использовать сюрпризные моменты, вызывающие сильные эмоции: это  не позволит детям включиться в работу. В процессе  наблюдения воспитатель организует обследование предметов, задает детям вопросы по ходу наблюдения. Ответы детей объединяются, сравниваются, и воспитатель помогает  детям сформулировать свои мысли и подвести итоги. Для обеспечения высокой активности детей в процессе наблюдения  целесообразно использовать раздаточный материал для каждого ребенка и для самого воспитателя. В качестве раздаточного материала можно  использовать растения, части растений, овощи и фрукты.

В младшем возрасте. Продумывая работу с детьми по проведению наблюдений на прогулке, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Не нужно забывать, что внимание детей младшего возраста привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому в начале проведения наблюдения воспитателю  необходимо  привлечь внимания детей к объекту наблюдения.  При этом можно использовать игровые приемы, сюрпризные моменты: например, заинтересовать детей  с помощью забавных игрушек, перчаточных  кукол. Затем организуется рассматривание объекта. Необходимо учитывать то, что детей привлекают прежде всего действия животного и воспитатель побуждает его к активному поведению различными приемами, а затем обращает внимание детей на то, как животное, смотрит, какие издает звуки. Большое значение имеют приемы обследования. Обследование объектов наблюдения помогает выделить их сенсорные признаки, например, шерстка котенка какая она, пушистая или гладкая. Воспитатель может  использовать и подражание движениям, звукам. Например, предложить  детям сложить ладони вместе и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в наблюдениях  можно использовать сравнение. Например подобрать два растения и сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. . Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что растения отличаются друг от друга по величине, цвету, и т. д.

В средней группе можно использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель предлагает ребенку вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться впечатлениями, формированию представлений о животных.

При  наблюдении в средней группе рекомендуется использовать потешки, загадки, стихи, песенки, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может прочитать стихи  детям или  предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их самим.

Представления, которые формируются во время наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Дети так же знакомятся  с особенностями внешнего вида некоторых животных и растений, выделяют, характерные признаки и составные части каждого из них. В наблюдениях  за животными, дети узнают, о том, как двигаются , где обитают и чем питаются. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

 В этом возрасте необходимо формировать у детей умение рассказывать  о результатах проведенных наблюдений. Для этого воспитатель  подбирает приемы для активизации речи детей:  можно задать один вопрос в разных вариантах разным детям, предлагая проговаривать хором новые и трудные слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

В группе старшего возраста воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах, с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Так же важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются  наблюдения и с использованием раздаточного материала. Детям в старшей группе предоставляется самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. В случае затруднений педагог помогает детям вопросами, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление отношений и связей, подводит их к возможности самостоятельно сделать  вывод. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

В подготовительных к школе группах. Основная тенденция познавательной деятельности детей этого возраста это стремление к обобщению. Оно объясняется тем, что способности детей видеть основные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.

Так же как и в старшей группе, педагог начинает  наблюдение с того что ставит перед воспитанниками познавательные задачи. Только теперь  во время наблюдения воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующий от детей умения наблюдать и планомерно рассказывать о результатах наблюдения.

При организации наблюдения с детьми, воспитатель подбирает материал, который способствует  обобщению и систематизации знаний, помогающий увидеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих   признаков  у  детей   формируются   элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Воспитатель помогает детям увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

 Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение следует  обобщением.

В процессе познавательно - исследовательской деятельности у детей формируются такие социально нормативные возрастные характеристики, как: инициатива и самостоятельность  ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за ветром"

Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за работой дворника"

Цель задания: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.Задачи:1 Обучающие: закреплять знания детей о профессиях, активизировать словарь по темам «Инвентарь», &la...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за птицами"

Цель занятия: закрепить знания о птицах.Задачи:1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; - учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передв...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за небом"

Цель занятия: формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба.Задачи:1. Образовательные: формировать представления о различных со...