Краткосрочная образовательная практика по экономическому образованию дошкольников "Труд, деньги".
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Каждый ребенок, так или иначе, оказывается вовлеченным в экономический процесс. Ему покупают игрушки, одежду, книги. На него тратятся труд, ресурсы и производственные силы. Поэтому дошкольнику необходимо знать основные законы экономики. Задача взрослых – помочь детям войти в социальную жизнь, понять, что такое материальные ценности, воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краткосрочная образовательная практика
«Труд, деньги»
для детей 5-7 лет
Авторы:
Е. О. Максимова, воспитатель
КОП «Труд, деньги»
Аннотация для родителей | Каждый ребенок, так или иначе, оказывается вовлеченным в экономический процесс. Ему покупают игрушки, одежду, книги. На него тратятся труд, ресурсы и производственные силы. Поэтому дошкольнику необходимо знать основные законы экономики. Задача взрослых – помочь детям войти в социальную жизнь, понять, что такое материальные ценности, воспитать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги. |
Цель краткосрочной образовательной практики | Обеспечение условий для формирования основ финансовой грамотности. |
Задачи краткосрочной образовательной практики | Создать необходимую мотивацию для повышения финансовой грамотности. Формировать навыки финансово-грамотного поведения. Развивать умение работать с вычислительной техникой. |
Количество занятий | 5 |
Максимальное количество участников | 5-10 |
Перечень материалов и оборудования для проведения краткосрочной образовательной практики | Ноутбук, смартдоска, презентации, калькулятор, карточки с заданиями, пластилин, нож пластмассовый, штамповки, конструктор LEGO, выкройки, деньги разного номинала. |
Предполагаемые результаты | Дети владеют элементарными экономическими понятиями. Умеют применять их в практической деятельности. Владеют навыками управления деньгами. |
Тематический план | |||||
Тема встречи | Цель | Содержание занятия | Результат | ||
Деятельность педагога | Деятельность ребенка | ||||
1. | «Узнаем историю денег» | Познакомить с историей денег. Формировать навык пользования купюрами и монетами разного номинала при покупке товара. | Педагог предлагает детям разыграть проблемно-игровую ситуацию: разделиться на два племени первобытных людей. Первое – охотники, второе племя делает домашнюю утварь. Выдвигает проблему: одному племени необходима посуда для приготовления пищи, а другому – из чего приготовить. Дает понятие «бартер». Задает вопрос проблемно-поискового характера: - Как быть, если охотнику не нужна посуда, а тому, кто изготавливает посуду – мясо? Рассказывает об истории появления денег с использованием презентации. Предлагает изготовить каждому рубль с помощью пластмассового ножа и штамповки. Вносит современные российские деньги (бумажные купюры и монеты) для рассматривания. Мотивирует на практическое задание: как использовать разные деньги при покупке (детям предлагается совершить покупки, используя деньги разного номинала). | Дети делятся на два племени, решают проблемную ситуацию. Принимают понятие «бартер». Высказывают предположения. Выполняют практическое задание «Сделай свой рубль». Рассматривают, выявляют сходства и различия, находят систему защиты на бумажных купюрах. Выполняют задание. Совершают покупки. | Делают умозаключения о необходимости обмена. Дети владеют понятием «бартер». Воспитанники понимают необходимость появления денег. Знают о том, как изготавливались деньги в старину. Имеют представления об особенностях современных российских денег. Дошкольники владеют элементарными навыками расчета денежными средствами разного номинала. |
2. | «Узнаем, зачем люди работают. Что получают за труд и зачем им это надо» | Помочь детям понять взаимосвязь терминов «труд – деньги». | Педагог задает проблемные вопросы: - Если вы пойдете в магазин, и захотите что-то купить, что вам для этого нужно, необходимо? - Где можно взять деньги? - Откуда берут деньги ваши родители? Беседует с детьми о профессиях родителей и продуктах их труда, знакомит с понятием «заработная плата». Предлагает практическое задание: самостоятельно заработать деньги и обменяться результатом своего труда. Озвучивает трудовую деятельность и заработную плату за каждый готовый продукт, продолжительность рабочего дня – десять минут. Педагог выдает зарплату. Организовывает ярмарку, выступая продавцом товара, изготовленного детьми. Подводит детей к формулированию вывода: - Что помогает людям обмениваться результатом своего труда? | Высказываются, обсуждают. Вступают в диалог, высказывают мнения и предположения. Выбирают деятельность: швейное производство (выкроить и вырезать платья); овощеводство («выращивание» (лепка) овощей); автомобильное производство (строительство машин из конструктора LEGO). Формулируют вывод. | Формирование общих представлений о предназначении денег. Владеют знаниями о профессиях своих родителей, понятием «заработная плата». Получение продукта – товара. Систематизированы представления о том, что люди обмениваются результатом своего труда при помощи денег. |
3. | «Учимся грамотно тратить деньги» | Познакомить детей с грамотным распределением бюджета через включение понятий: необходимые и желаемые траты. Формировать навык работы с калькулятором. | Разговор педагога с детьми: - На что тратятся деньги в вашей семье? По ходу разговора педагог выкладывает схематичные изображения того, что перечисляют дети. Дает понятие необходимых трат и желаемых покупок. При необходимости добавляются схематичные изображения необходимых трат. Детям предлагается разделить семейные траты на необходимые и желаемые. Практическое задание: спланировать расходы необходимых и желаемых трат, исходя из фиксированного бюджета семьи 100 рублей. Привлекает детей к анализу и обсуждению таблиц расходов, подводит к формулированию вывода. | Дети вступают в разговор. Принимают участие в совместной деятельности. Работают с карточками, где указан перечень трат и их цена. Выбирают расходы и отмечают их условным знаком. Производят расчет с помощью калькулятора. Презентуют свои таблицы семейного бюджета. | Развитие коммуникативных навыков. Дошкольники владеют понятиями «необходимые траты» и «желаемые покупки». Заполненные карты-таблицы семейного бюджета. Совместное формулирование вывода: купить все всегда невозможно. Сначала необходимые траты, а затем – желаемые. |
4. | «Учимся экономить» | Закладывать основы полезных привычек, как рационально - делового качества. | Просмотр фрагмента из мультфильма «Трое из Простоквашино», где Матроскин говорит: «Я ничего покупать не буду, я буду экономить…» Педагог задает вопросы: - Что значит экономить? - Вы слышали от родителей такое слово? - В каких случаях? - А как можно сэкономить расходы? В помощь предлагается схема возможных способов экономии денежных средств. Ставит детей в условную ситуацию для решения экономических задач. Предлагается задача на сообразительность. Просмотр фрагмента из мультфильма «Трое из Простоквашино», где Матроскин озвучивает свою мечту. Педагог задает вопросы: - Экономия и бережливость помогли Матроскину? - У вас есть мечта? -Если будете экономить, сможете осуществить мечту? | Выдвигают мнения, предположения. Решают задачи на ноутбуках. Решают задачу. Принимают участие в беседе. Озвучивают свою мечту. | Формирование понятия «экономия». Культивирование знаний о способах экономии. Общий вывод: «Бережливость – главное богатство». Имеют навык рационального использования денег с целью экономии. Умеют пользоваться компьютером. Совместный вывод: не всегда экономия бывает оправданной. Имеют представление о том, как экономно и бережливо расходовать денежные средства. |
5. | «Как «вырастить» деньги» | Познакомить детей со способами приумножения денежных средств, понятием «меценат». Формировать умение применять полученные знания в практических действиях. | Просмотр фрагмента из фильма «Приключения Буратино», где главный герой закапывает деньги с надеждой на денежное дерево. После просмотра задаются вопросы: - Вырастет ли денежное дерево? - Что может сделать Буратино, чтобы приумножить свое богатство? Дает информацию о том, что деньги можно приумножить несколькими способами: - положить в банк под проценты; - вложить в недвижимость, акции; - открыть собственное дело; - вложиться в образование, с целью получения высокооплачиваемой работы. Предлагает детям игровые проблемные ситуации: I «Отправляемся в банк». Озвучивает понятия «банковский вклад», «проценты по вкладу». Детям предлагается выбрать выгодный вклад: положить деньги на три месяца, где доход составит 3 рубля за каждый месяц. Или на шесть месяцев, где доход – 2 рубля за каждый месяц. II «Открываем бизнес» Дает понятие «бизнес». 1.«Открываем овощной магазин». При открытии своего магазина «Овощи-фрукты», что выгоднее завести и дороже продать – картошку или мандарины? 2. «Открываем швейное производство». Имеется ткань на одно платье. Как можно заработать на два платья? Предлагает детям отметить плюсы и минусы представленных способов увеличения денежных средств. Педагог возвращается к сказочному герою. - Откуда у Буратино деньги, при помощи которых он хотел разбогатеть? - А где вообще можно взять деньги, которые будут на тебя работать? Ставит воспитанников в условную ситуацию: - Представьте, что вы разбогатели. На что потратите свои деньги? Привлекает внимание к презентации «Знаменитые меценаты России». - На какие добрые дела вы хотели бы потратить часть своих денег? | Дети рассуждают о возможных вариантах. Производят подсчет, фиксируют результаты в карточке. Рассуждают, делают предположения. Участвуют в обсуждении. Выдвигают мнения, предположения. Формулируют вывод. Сравнивают вложение денежных средств в бизнес и в банк. Обсуждают. Делятся планами. Смотрят презентацию. Участвуют в обсуждении | Развитие умения вступать в диалог, высказывать свое мнение. Получена информация для дальнейшей деятельности. Имеют представления о понятиях «банковский вклад», «проценты по вкладу». Общий вывод: деньги выгоднее класть на более длительный срок. Делают умозаключение: чтобы получить выгоду от продаж, необходимо знать покупательский спрос. Высокая цена не дает гарантии получения быстрой прибыли. Приходят к выводу: можно сшить платье из этой ткани, продать его и купить снова ткани на два, а может, и три платья и т.д. Так можно накопить деньги. Дети имеют представления о рисках и возможностях каждого способа увеличения денежных средств. Осознание того, что деньги можно получить несколькими способами: найти клад, заработать, получить наследство и т.д. Но, ни в коем случае деньги нельзя красть или выпрашивать. Знакомятся с понятием «меценат», узнают об известных меценатах России. Общий вывод: богатый человек не должен быть жадным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочная образовательная практика "Весёленькие ребусы"
Посетив краткосрочную образовательную практику "Весёленькие ребусы" , которая состоит из 4 занятий по 25 минут, дошкольники научатся решать и составлять ребусы....
Краткосрочная образовательная практика "В гостях у сказки"
Развитие творческих способностей детей, посредством театральной деятельности....
Краткосрочная образовательная практика «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой» для детей 3-4 лет
Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.Серия наблюдений, опытов и экспериментов ...
Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики
Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...
«Краткосрочные образовательные практики как эффективная форма организации образовательной игровой деятельности по интересам, способствующая позитивной социализации дошкольников»
Материал предназначен для педагогов ДОУ...
Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ
Презентация для педагогов ДОО по теме "Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ"...
Инновационные образовательные практики в инклюзивном образовании (по материалам Фестиваля лучших инклюзивных практик 2024 года) часть 2
Инновационные образовательные практики в инклюзивном образовании (по материалам фестиваля лучших инклюзивных практик 2024 года)– Казань: Управление образования ИКМО г.Казани, 2024. – 122 с...