ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Таинственный мир лекарственных трав»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта: Поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе: укрепляя, стимулируя и удовлетворяя детскую любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ | 406.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
ДЕТСКИЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Таинственный мир лекарственных трав»
(старшая группа)
Подготовила: воспитатель
Князева Светлана Станиславовна
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Таинственный мир лекарственных трав»
Тип проекта: подражательско-исполнительский
Вид: групповой
Форма проведения: беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца)
Место проведения: экологическая зона детского сада, группа, участок группы, семья.
Возраст детей: 5 -6 лет.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Цель проекта: Поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе: укрепляя, стимулируя и удовлетворяя детскую любознательность.
Задачи проекта:
1. Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ, способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новые растения.
2. В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
3. Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями.
4. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.
5. Привлечение родителей к реализации проекта.
Ожидаемый результат:
- формирование у детей знаний о лекарственных травах;
- обучение детей постановке и решению экологических задач;
- проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми способов ухода за растениями;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
- побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.
Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей, плакаты, фотографии, альбом гербарий составленный совместно с родителями.
1. Название проекта: «Таинственный мир лекарственных трав».
2. Тематическое поле: растения.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца)
3. Место проведения: экологическая зона детского сада, группа, участок группы, семья.
4. Цель проекта: Поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе: укрепляя, стимулируя и удовлетворяя детскую любознательность.
5. Задачи проекта:
1. Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ, способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новые растения.
2. В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
3. Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями.
4. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.
5. Привлечение родителей к реализации проекта.
6. Проблема, сформированная детьми и воспитателем: мы хотим побольше узнать о лекарственных растениях, о их пользе для сохранения здоровья человека.
7.1 Цель проекта для дошкольников | 7.2 Цель работы над проектом для воспитателя |
Познакомить с лекарственными растениями, какие из них растут в данной местности. Открыть лесную аптеку в группе. | Приобщить дошкольников к изучению лекарственных растений и сбору простейших рецептов, для профилактики простудных заболеваний |
8.1. Задачи работы над проектом для дошкольников: | 8.2. Задачи работы над проектом для воспитателя: |
1.Узнать: | 1. Способствовать формированию умения получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности. |
2. Собрать коллекцию книг, альбомов, энциклопедий о лекарственных растениях | 2. Развитие готовности детей к социальному взаимодействию |
3.Собрать гербарий лекарственных растений. | 3.Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности. |
4 Создание лекарственной клумбы. | 4. Создание условий для творческого самовыражения воспитанников |
5. Совместно с родителями изготовить мини альбомы «Лекарство в нашем доме» - загадки, стихи, рассказы собственного сочинения. | 5. Помочь воспитанникам найти себе «зеленых друзей» среди комнатных растений. |
6. Сбор лекарственных растений для витаминного чая; профилактики заболеваний горла (полоскание). | 6. Побуждать эффективному взаимодействию в коллективной работе. |
7. Выставка ароматизированных подушечек. | 7. Развитие творческого самовыражения. |
9.1 Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта: | 9.2.0писание результата работы детей над проектом, полученного воспитателем: |
1. Создание альбомов « Лекарство в нашем доме» (стихи, загадки, рецепты, рисунки, рассказы). | 1. Сформированные умения детей |
2.Собранный гербарий лекарственных растений. | 2.Положительные взаимоотношения в группе |
3. Клумба с лекарственными растениями (календула) | 3.Система экологических знаний и умений |
4.Проведение совместно с родителями творческого вечера с демонстрацией стихов, загадок, рассказов, собственного сочинения; рисунков; обмен рецептами; витаминное чаепитие. | 4. Положительная динамика взаимодействия с родителями. |
5. Проведение профилактических мероприятий (полоскание горла календулой). | 5. Укрепление здоровья детей. |
10. Тип проекта: подражательско-исполнительский
11. Образовательные области, содержание которых включено в проект:
12 .1 Основной раздел программы:
Раздел | Тема |
Экологическое воспитание | Ребенок в мире природы, художественной литературы, эстетического восприятия |
12.2 Другие разделы:
Раздел | Тема |
Умственное воспитание | Познавательная, исследовательская деятельность. |
Эстетическое восприятие | Приобщить детей к прекрасному, миру природы. |
Трудовое воспитание | Хозяйственно - бытовой труд, ручной труд, труд в природе |
Художественная литература | Рецепты народных целителей, заметки медицинских работников, произведения поэтов и писателей России |
Физическое воспитание | Укрепление и оздоровление детского организма. |
Музыкальное воспитание | Музыкально - игровое творчество |
13. Участники проекта: дети, педагоги, родители
14. Возраст детей: 5 -6 лет.
15. Количество дошкольников, участвующих в проекте - 29 человек
16. Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Этап | Содержание деятельности детей на различных этапах проекта | Содержание деятельности воспитателя на различных этапах проекта |
Поисковый этап | *Совместный поиск и постановка проблемы и цели |
Аналитический этап | * Совместный анализ имеющейся информации по теме проекта, |
Практический этап | * Изучение информации о лекарственных растениях *'Участие в занятиях, беседах, экскурсиях, досугах. | *Создание условий для изучения детьми нужной информации, |
Презентационный этап | * Совместное обсуждение и подготовка презентационных материалов; |
Контрольный этап | *Совместное обсуждение полученных результатов. |
17. 0рганизационные формы работы дошкольников над проектом:
Формы работы | Кол-во часов |
1 .Групповое обсуждение | |
2. Самостоятельная деятельность | |
3. Консультация с воспитателем | |
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов | |
5. Чтение художественной литературы | |
6. Тематическое занятие «Растения в жизни людей» | |
7. Экскурсии в парк | |
8. Рассматривание альбомов, книг, фотографий, иллюстраций о | |
|
18. Форма проведения презентации: стихотворно-творческая.
19. Критерии оценки выполнения проекта:
1. Интерес детей и родителей
2. Отклик родителей на предлагаемые домашние задания.
3. Умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели.
4. Умение детей отбирать необходимую информацию и использовать её в своей деятельности.
5. Умение отражать собственные замыслы в реальной жизни.
20. Ожидаемый результат:
- формирование у детей знаний о лекарственных травах;
- обучение детей постановке и решению экологических задач;
- проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми способов ухода за растениями;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
- побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.
21. Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей, плакаты, фотографии, альбом гербарий составленный совместно с родителями, презентация.
Приложение №1
Письма–обращения к лекарственным растениям составленные совместно родителями и детьми.
«Ты очень красивый цветок, потому что ты – ландыш. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а еще буду тебя поливать».
«Одуванчик, ты похож на солнышко, а оно теплое и ты теплый. Я тоже зимой не мерзну. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться, мама моя тоже будет».
«Мне сказала бабушка, что ты – подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень часто падаю с велосипеда. Ты будешь лечить мои болячки, а я буду тебя поливать».
«Мне очень ты нравишься одуванчик, ты желтый, а потом белый и летаешь. Я хочу с тобой дружить».
«Очень- очень хочу дружить с тобой, ромашка. Я тебя часто рисую. Ты такая красивая, я тебя не буду рвать, потому что тебе будет больно».
Приложение №2
Именная книга.
С издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.
Всё целебно: лес, луга, поля.
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь нам врачует раны!
Подорожник.
План-конспект беседы “Подорожник”
Задачи:
Продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства, местах, где произрастают растения, с особенностями его внешнего вида и строения;
Воспитывать любовь к родному краю.
Ход занятия
Лесовичок: Ребята, так сегодня спешил к вам, чтобы рассказать об одном растении. Вы так часто его встречали и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растёт возле дорог. Никто не вспомнил его название? Это подорожник.
Подорожник у дороги
Дружно топчут наши ноги.
Вот козлёнок пробежал,
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом,
А ему все нипочем.
И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно, почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей). Да, жёсткие листья у подорожника, упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным. Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Посмотрите, из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава – подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что? (семена). Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.
Применение в медицине
Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.
Загадки о подорожнике
- Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.
- Его бьют сапогами, его мнут колесом,
Ему все нипочем. - У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой?
• Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)
• Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ
Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.
А.А. Плешаков
ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.
В.Н. Андреева
Зверобой
План-конспект беседы “Зверобой”
Задачи:
Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью, уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает.
Вызвать интерес к познавательной беседе.
Ход занятия
Лесовичок: Здравствуйте, милые детишки. Я жду вас с нетерпением. Вам интересно узнать, с каким растением мы сегодня познакомимся? Тогда слушайте.
Цветок это дорогу окаймляет
Узкой, ярко-жёлтой полосой.
Сердце мое радует, пленяет,
Он своею солнечной красой.
Не догадались? Тогда ещё слушайте подсказку.
Выйду на дорогу полевую,
В воздухе разлит душистый зной.
Замечтаюсь, наклонюсь, сорву я
Зверобоя венчик золотой.
Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей.
Давайте рассмотрим это растение. У зверобоя прямой, ветвистый стебель, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы. Что вы видите? (ответы детей). Они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа. Вот что говорят о зверобое:
Если расцвёл зверобой,
Значит лето в зените.
Тают в дали голубой
Тучек влажные нити.
Травянистое растение зверобой, растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.
Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.
(Лесовичок угощает детей чаем).
А сейчас предлагаю отгадать загадку и выучить её.
Золотист, красив на вид,
Для коров – ядовит (зверобой).
Мята
Мята - название происходит от нимфы Минфы (или Минты), богини горы Менте в Элиде, возлюбленной бога подземного царства Гадеса. Супруга Гадеса Персефона превратила её в растение — душистую мяту.
Описание.
Мята перечная - это многолетнее растение. Стебель у мяты перечной высотой около одного метра, цветки розово-красные, листочки яйцевидной удлинённой формы с зубчиками по краям, а корень горизонтальный и деревянистый. Цветение у этого растения начинается с июня месяца и по сентябрь.
Больше всего в мяте перечной ценится стебель и листочки, которые собирать нужно до цветения.
Применение
Растение широко используется: в пищевых продуктах, в косметике — мята японская и мята перечная ;в фитотерапии и ароматерапии — мята перечная, мята водяная ,мята болотная ;в фармакологии — преимущественно мята перечная.
Интересные факты
Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода мелисса
Какие части растения используются в медицине?
Применяются только листья мяты перечной, их начинают собирать когда цветы набирают бутон и в начале цветения растения. После сбора листья сушат.
Ромашка
Название "ромашка" - исконно русское, возникшее в результате словесных метаморфоз. В лечебнике XVI века упоминается пупавка римская, которая потом превратилась в романову траву, затем в роману, а позже - в ромашку. На языке цветов это означает: "милая простота".
Существует много видов ромашки: обыкновенная, аптечная, римская, персидская, немецкая, кавказская, и растут они повсюду - на лугах, в степях, даже в пустыне.
В медицине ценится ромашка, которую не зря назвали аптечной, - неприметное растение обладает прекрасными лечебными свойствами. Ромашка оказывает ярко выраженное противовоспалительное действие. Поэтому ее полезно использовать при любых простудных явлениях.
Описание
Ромашка похожа на солнышко и также как солнышко дарит нам тепло и радость. Серединка ромашки желтая, а лепестки белые. Еще у ромашки есть стебель и зеленые листочки. Растет она в лесу и на лужайке. Расцветает ромашка в начале лета и цветет до поздней осени. Ромашка - лекарственное растение, лечит людей от болезней. Поэтому нельзя сорвать ромашку и бросить погибать на землю. Тогда пользы от нее не будет и она погибнет.
Применение в народной медицине.
Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.
Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.
Загадки о ромашке
- Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?
- Шел я лугом, по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца жгучие лучи. - Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. Может быть, кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику
На верхушке стебелька —
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка.
И сверкает солнце.
Стоит в поле кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка.
С зеленым листочком-платочком в кармашке.
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут. С.П. Красиков
Одуванчик.
Одуванчик лекарственный, род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков
Строение одуванчика
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает. Растет одуванчик почти везде: На своей высокой ножке, Поднимаясь к вышине, Он растет и на дорожке, И в ложбинке, и в траве. Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Описание.
Одуванчик представляет собой лекарственное растение, которое обладает корнем с многочисленными разветвлениями. Листья этого растения голые, сросшиеся в розетку, которая расположена прямо перед корнем. Цветы этого растения обладают ярко-желтым окрасом. Во всех частях этого лекарственного растения имеется млечный сок белого цвета. Цветение этого растения происходит в мае, его плодами являются семена, которые можно наблюдать, начиная с первого месяца лета.
На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.
Применение в народной медицине.
Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.
Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.
Загадки об одуванчике
- Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек. - Над лугом парашютики
Качаются на прутике. - Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
* * *
Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
С.П. Красиков
Я иду по цветущему лугу,
Высыхает на листьях роса.
Ветер травы качает упруго
И мне чудятся их голоса.
Они шепчут: “Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
До свиданья, друзья, до новых встреч.
Ландыш.
Гуляя в лесу, мы часто видим темно-зеленые листья ландыша, даже небольшие полянки, заросшие ими. А их прекрасных, белоснежных, ароматных цветков-колокольчиков на тонкой цветочной стрелке не видно нигде.
Ландыш первый раз цветет в возрасте 7 лет, а к 10-12 годам растение уже утрачивает эту способность. Цветки ландыша опыляют пчелы и шмели. Их привлекает пыльца и сильный аромат. Плод ландыша — круглая оранжево-красная ягода.
Какие части растения используются в медицине?
Все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян — лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца. Это растение используют и парфюмеры — ведь аромат ландыша незабываем.
Ландыш как декоративное растение выращивают еще издавна. Садоводы вывели новые сорта ландыша. На цветоносе их больше чем обычно и цветки крупнее, чем у лесных ландышей. Есть также сорта с розовыми махровыми цветками и даже с пестрыми листьями.
Ландыш может быть как чудесным лекарем, так и виновником недуга. Препараты ландыша применяются как успокаивающее при неврозах. Поскольку ядовитостью растение обладает нешуточной (отравления у людей, случайно выпивших воду, где стояли ландыши), в народной медицине практически не применяется. Особенной токсичностью отличаются красные сочные ягоды.
Загадки
Даже ночью муравьишка Ответ: Ландыш | Цветёт он майскою порой, Ответ: Ландыш | Белые звоночки Ответ: Ландыш |
Этот цветок распускается в мае, Ответ: Ландыш |
Травами надо любоваться, вдыхать их аромат, но не ломать, не рвать попусту цветы ни в лесу, ни в поле, ни на лугу. Пусть они украшают нашу землю. Пусть вас радует цветущее разнотравье.
Фото приложение №3
Команда юных экологов.
Приложение №4
Правила сбора лекарственных растений
1. Нельзя собирать травы вблизи дорого, по которым ездит транспорт. Почему? (ответы детей). Нельзя собирать травы в городских скверах, парках. Почему? (ответы детей). Да, на стебли, листья, соцветия оседает копоть, пыль, растения впитывают в себя все вредные вещества из воздуха, из почвы. Такие растения принесут только вред здоровью человека.
2. Нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животным.
Теперь мы поговорим, где лучше собирать травы. Травы лучше собирать в солнечную погоду, когда на них просохнет роса. Собирать надо лишь хорошо известные травы, причём у каждого растения лечебным свойством обладают разные части. Собранные растения необходимо просушить в тени, аккуратно их перебирая.
3. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
4. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу
Используемая литература
1. Интернет: http://www.tiensmed.ru/news/oduvanchik-wkti/
2. Красная Книга.
3. Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поляна лекарственных трав в ДОУ
Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе дошкольных учреждений и в семье. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходят его интенсивный рост и р...
лекарственные травы.
собрание лекарственных трав. данный материал позволит воспитателю познакомиться с названием и действием лекарственных трав. даны описания многих растений-трав, применяемых в традиционной медицине и на...
Конспект занятия "Лекарственные травы"
Конспект занятия для детей старшей группы. Знакомство с лекарственными травами....
Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»
Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»Цель: закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.Задачи:Образовательная:Расширять знания детей о лекарственных...
Прогулка - Лекарственные травы.
Конспект целевой экологической прогулки "Лекарственные травы" ,для второй младшей группы....