Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»
Цель: закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
Образовательная:
Расширять знания детей о лекарственных растениях и растениях, занесённых в Красную книгу ( ОО «Познание»);
Учить различать данные растения по внешнему виду ( ОО «Познание»);
Подвести к понятию об умелом использовании лекарственных растений ( ОО «Безопасность»);
Продолжать учить работать с трафаретами и ножницами ( ОО «Художественное творчество»)
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, связную речь, память, наблюдательность, стремление выражать своё отношение к окружающему( ОО «Социализация», «Коммуникация»);
Развивать мелкую моторику (ОО «Физическая культура», «Здоровье»);
Развивать литературную речь ( ОО « Чтение художественной литературы»)
Воспитательные:
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью ( ОО «Здоровье»);
Вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки ( ОО «Музыка»)
Здоровьесберегающие:
Укреплять физическое и психическое здоровье посредством дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, коррекционных упражнений ( ОО «Физическая культура»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе «Лекарственные травы»
Цель: закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
Образовательная:
Расширять знания детей о лекарственных растениях и растениях, занесённых в Красную книгу ( ОО «Познание»);
Учить различать данные растения по внешнему виду ( ОО «Познание»);
Подвести к понятию об умелом использовании лекарственных растений ( ОО «Безопасность»);
Продолжать учить работать с трафаретами и ножницами ( ОО «Художественное творчество»)
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, связную речь, память, наблюдательность, стремление выражать своё отношение к окружающему( ОО «Социализация», «Коммуникация»);
Развивать мелкую моторику (ОО «Физическая культура», «Здоровье»);
Развивать литературную речь ( ОО « Чтение художественной литературы»)
Воспитательные:
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью ( ОО «Здоровье»);
Вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки ( ОО «Музыка»)
Здоровьесберегающие:
Укреплять физическое и психическое здоровье посредством дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, коррекционных упражнений ( ОО «Физическая культура»)
Оснащение предметно-пространственной среды: магнитофон, аудиозапись песни «Аленький цветочек», сборы лекарственных растений, д/и «Лекарственные растения», иллюстрации цветов, ватные шарики, на каждого ребёнка ножницы, трафарет цветка, клей, клеёнка, салфетка, крупа ( пшено, рис). Бокалы, заварочные чайники.
Предварительная работа: беседы о лекарственных растениях, экскурсия в лес, д/и « Вершки и корешки», « Определи по запаху», « Узнай растение», чтение стихов, загадок, заучивание стихотворений, рассматривание энциклопедий.
Ход НОД:
( Дети сидят на стульчиках полукругом ).
В-ль: - Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить.
- Послушайте небольшой рассказ.
« Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет. «Вот бабушка обрадуется!» - подумала Красная Шапочка. Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать цветы, научись выращивать их сама».
- Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? ( Надо бережно относиться к природе).
- Какая самая главная польза от растений? ( Ответы детей).
- Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Иногда люди срывают растения, которые занесены в Красную книгу.
- Вы знаете что это за книга? ( Это документ, в него занесены разные виды животных, растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли).
- Растений на Земле очень много. Среди них есть лекарственные растения. Почему их называют лекарственными? ( Их используют для лечения различных заболеваний).
Дидактическая игра «Собери растение»
( Дети проходят к столу. На столе разложены части растений: цветки, стебли, листья, корни, ягоды. Дети из частей собирают лекарственное растение).
В-ль: - Каждый из вас собрал лекарственное растение. Назовите его и расскажите, что вы знаете об этом растении.
( Дети рассказывают о лекарственных растениях. По необходимости воспитатель дополняет рассказы детей).
Одуванчик – лекарственное растение, для лечения кашля и улучшения аппетита, используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. Молодые нежные листья идут на приготовление салата.
Гимнастика для глаз.
В-ль: - А теперь представим, что семена одуванчика от сильного ветра полетели вверх, вниз, медленно направо и быстро налево и приземлились к нам на кончик носа.
Тысячелистник – лекарственное растение с цветочным зонтиком и «тысячей» мелких листочков. Используют только цветочный зонтик. Если заболели печень, желудок, пьют как чай. Соком тысячелистника обрабатывают раны.
В-ль: - А сейчас пальчиками покажем, как распускаются цветки у растений.
Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание (ритмичное движение пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки (ладони опустить вниз, и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Крапива – листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Когда мы касаемся листа, волосок прокалывает кожу и в ранку попадает жгучая жидкость, появляется волдырь. Но людям есть за что благодарить крапиву, из неё можно приготовить щи и салат, где очень большое количество витаминов. Много лет назад врачи советовали: « Берём сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве содержится вещества, убивающие микробов. Крапива укрепляет волосы.
В-ль: - Давайте похлопаем себя по плечикам, по рукам, ногам, представим, что крапива нас «ужалила».
Коррекционное упражнение «Крапива».
Душица – цветки, собранные в соцветия, имеют приятный аромат (воспитатель предоставляет возможность понюхать сухое растение). Душица помогает при кашле, простуде.
Дыхательное упражнение «Душица»: вдох через и длительный выдох через рот, губы трубочкой.
Подорожник – обладает целебными свойствами. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу и вскоре станет легче.
В-ль: отгадайте загадку: « Мягок, а не пух, зелен, а не трава?» ( Мох).
Мох в походе вместо ваты. В войну им пользовались партизаны, прикладывали к ранам, и раны быстро заживали
Коррекционное упражнение «Собери мох в кочку». ( Дети пальчиками ног собирают ватные шарики в «кочку»).
Ландыш – « белые горошинки на зелёной ножке», - так говорится о нём в загадках. Ландыш настаивают и используют как успокоительное средство. Из-за красоты своих душистых, белоснежных цветков, ландыша с каждым годом становиться всё меньше и меньше, поэтому собирать их в букеты не надо. Но ландыш и коварен. После цветения у него появляются красные ягодки, и они ядовиты. Поэтому будьте осторожны.
Лекарственные растения ещё называют « Зелёной аптекой». И испокон веков люди запасаются лекарственными растениями. Вы должны знать правила сбора лекарственных растений:
- Собирать растения нужно в сухую погоду.
- Нельзя собирать растения вблизи дорог, в городе. Почему? ( Ответы детей).
- Сушить растения нужно в тени в подвешенном состоянии и хранить в тканевых мешочках.
- Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
- Не рвать растения занесённые в Красную книгу.
В-ль: - Нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно. Некоторые лекарственные растения при необдуманном употреблении могут привести к тяжёлым последствиям, поэтому, сначала нужно побеседовать с врачом. В старину говорили: « Каждая травка лечит, но и калечит».
Дети читают стихи.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Родители и воспитатели нас могут научить.
Все целебные растения
Знают они без исключения.
Нужно только не лениться, нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства,
Люди делают лекарства.
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелёными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья. М. Киселёва
( Дети проходят за столы).
Дидактическая игра « Четвёртый лишний». (На мольберте вывешены картинки с изображением цветов: роза, тюльпан, нарцисс и ромашка аптечная. Дети должны выбрать лишний цветок).
В-ль: - Почему вы выбрали именно этот цветок?
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымиться
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Так говорят об отваре ромашки аптечной. Но сегодня мы на ромашке не гадаем, нам другое важно. В природе существуют ромашки луговые, садовые и аптечные. Чем они отличаются друг от друга? ( Ответы детей).
Мы сегодня говорим о лекарственных растениях, и я предлагаю сделать ромашку аптечную.
Вспомним правила работы с ножницами:
- ножницы должны быть всегда закрыты и лежать подальше от края стола;
- передавать ножницы всегда закрытыми, держась за лезвие, кольцами вперёд;
- при вырезывании пальцы держать подальше от лезвий;
- запрещается толкать товарища, крутиться с ножницами в руках .
( Дети выполняют работу под музыку « Аленький цветочек». По шаблону вырезают ромашку, промазывают клеем и засыпают крупой: сердцевину – пшеном, лепестки – рисом).
В-ль: - Все ребята молодцы, потрудились от души!
Подводится итог занятия. О чём мы с вами говорили? И т.д.
Растения мы знаем, бережём и охраняем,
В книгу Красную они, уж давно занесены.
Люди рвут их не на потеху,
Отнесут их все в аптеку.
Чай с какими травами вы пьёте дома всей семьёй и для чего?
Сюрпризный момент.
Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи!
( на столе под салфеткой чашки и чайники с заваренным чаем из мяты, мелиссы, смородины).
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, парного
Самоварного чайку.
Чаепитие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №5 «Филиппок»
Городского округа Тольятти
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
Образовательная область «Здоровье», «Безопасность»
Тема «Полезные растения в подготовительной группе
Конспект составила
Воспитатель высшей категории
Почтарёва Е.П.
Дата проведения: 19.04. 2013 г.
Тольятти 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Лекарственные растения»
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Лекарственные растения» Цель: закреплять знания детей о лекарственных травах. Учить отвечать на вопросы сложными предложениями. Познакомить с нов...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Лекарственные растения"
Занятие в увлекательной форме познакомит детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами....
Конспект занятия в средней группе: «Цветы. Трава и цветы на лужайке»
Конспект занятия для средней группы. Указаны цели, задачи, оборудование, план занятия и его ход....
конспект занятия в старшей группе "Лекарственные травы"
Тема "Лекарственные травы"Цель: формировать умение детей, узнавать и правильно называть лекарственные травы...
Конспект занятия в подготовительной группе "Лекарственные травы"
Ознакомление с окружающим миром...
Конспект ООД в подготовительной группе «Лекарственные растения — средство оздоровления организма человека»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения....