Конспект НОД на тему: «Помощь человека птицам»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Помощь человека птицам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная
школа №15 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Конспект НОД на тему:
«Помощь человека птицам»
образовательная область: социально-коммуникативное развитие
возрастная группа: старшая группа
Мансурова Резеда Фанаисовна |
Цели: расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах.
Задачи:
– формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;
– рассмотреть способы оказания помощи птицам в холодное время года;
– углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли);
– классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;
– обогащать словарь, упражнять в образовании сложных прилагательных;
– воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование: изображения и картинки птиц на каждого ребенка; карандаши и листы бумаги; перья, веер; картинки с буквами «П», «З»; мяч.
Ход НОД
I. Вводная часть.
– Дети, сегодня мы с вами поиграем в игры, но не в простые игры, а в такие, где нужно хорошо думать и отвечать. Вы готовитесь идти в школу, а там много придётся думать.
Сначала послушайте загадку.
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это … (птица).
– Вы отгадали правильно, сегодня мы узнаем много интересного о птицах.
II. Основная часть.
1. Зимующие птицы.
– А сейчас мы вспомним, какие птицы обитают в нашем краю. Вы любите загадки?
(загадки о зимующих птицах)
– О каких птицах были эти загадки? (о зимующих птицах).
– Да, правильно. Эти птицы зимующие, потому что никуда от нас не улетают, они зимуют в наших краях.
Чем питаются зимующие птицы? (плодами деревьев: яблони, рябины; семенами растений).
– А как вы думаете, где живут эти птицы? Как, заботится о них человек? (устраивает кормушки, подкармливает птиц).
– Ребята, а почему зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная? (ответы детей)
– А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (ответы детей).
Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так: найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны. А чем питается дятел? (ответы детей). А почему синички зимой прилетают ближе к дому человека? (ответы детей)
Воспитатель показывает картинку с изображением синички.
– Посмотрите, какие красивые у нее перья: на груди – желтые, на голове – черные, на щеках – белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята, а как вы думаете, что ест синичка весной и летом? (ответы детей).
– Верно, весной и летом они поедают много разных букашек, насекомых, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей. А чем мы можем подкормить синицу зимой? Что она любит больше всего? (синицы у нас зимуют (человек их подкармливает салом), а потом они улетают (кочуют) в тайгу).
– Мы с вами вспомнили зимующих птиц, назовите их (дети перечисляют).
2. Динамическая пауза «Непоседа воробей».
Воробьишко наш на воле, (разводят руки в стороны)
Скачет он в широком поле. (подскоки сначала на правой, потом на левой ноге)
«Вредных насекомых я ищу, полакомиться я хочу!» (наклоны туловищем вперед)
Был на крыше, на лугу, (руки «домиком» над головой, затем приседают).
А теперь взлететь хочу.
Полететь над небесами,
Над горами и холмами. (бегают по кругу, взмахивая руками).
«Улетел я из гнезда,
Храбрый и отважный я!»
Но подул вдруг ветерок, (обмахивают руками лицо).
Озяб непоседа-дружок (руки сгибают в локтях и скрещивают).
«Без мамы просто беда,
Возвращаться в гнездо мне пора!» (садятся на свои места).
3. Перелетные птицы.
– А сейчас отгадайте еще загадки.
(загадки о перелетных птицах)
– О каких птицах были эти загадки? (о перелетных птицах).
– Верно. Перелетные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забиваются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в теплые страны, а весной они возвращаются в родные края.
Итак, с наступлением холодов осенью начинается перелёт птиц. Первыми улетают насекомоядные птицы, позднее всех улетают водоплавающие. Почему? (замерзают реки и озёра).
– А сейчас пройдите за столы. Рассмотрите изображение. Кто изображён? (птицы).
– Обведите только перелётных птиц (обводят).
– Каких птиц вы обвели? (дети называют).
– Предлагаю поиграть. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы (берут). Я читаю стихотворение и та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
4. Закрепление изученного.
– Сейчас мы поиграем в игру «В каком доме живёт птица?» Видите у нас в группе буквы «П» и «З» это домики для птиц. «П» – для перелетных птиц, а «З» для зимующих птиц. Я показываю птицу, а вы «летите» к тому домику, где живёт эта птица.
– Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.
III. Заключительная часть.
– Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
– О каких птицах вы узнали?
– Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь, правда? Ребята, помогайте птицам пережить трудную зимнюю пору. Устраивайте для них кормушки, помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза, а сытой и стужа не страшна!
– Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали.
Встали в круг. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали и сказали «Молодец».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-569450-1422364487.jpg)
Конспект занятия на тему «Помощь космическому другу»
Конспект для детей 6-7 лет. Включен элемент школьного урока....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/09/picture-875513-1502273708.jpg)
Конспект занятия на тему: " Помощь лесным жителям."
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы».Цели:Образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/07/picture-598083-1607336517.jpg)
Конспект мероприятия на тему: «Помощь Доктору Айболиту»
Конспект мероприятия на тему: «Помощь Доктору Айболиту»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/12/picture-1333089-1620807237.jpg)
Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности во 2 младшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Помощь птицам в зимний период»
Цель: расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Задачи: Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Воспитывать соч...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1222415-1607603613.jpg)
Конспект ОД по теме «Помощь при укусах»
Ребята следует помнить,что укусы животных могут нанести большой вред здоровью. Существуют меры безопасности по предотвращению нежелательных последствий от укуса. Их необходимо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/14/picture-1416351-1686733236.jpg)
Конспект занятия Мир природы и человека ПТИЦЫ
Данное занятие проводится с целью ознакомления детей о птицах, среде их обитания....