"Волшебные магниты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательско-исследовательской деятельности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_volshebnye_magnity.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель. Расширение кругозора дошкольников по теме «Магнетизм».
Задачи.
Программное содержание.
1. Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм». Обратить внимание на понятия магнитные силы, магнитное поле, магнит. Дать детям представление об основных видах магнитов, познакомить с различной формой магнита.
2. Формировать у детей представление о свойствах магнита. Создать условия для отбора детьми информации о магнитах, помочь детям заметить уникальность его свойств. Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации путём проведения опытов и экспериментов с магнитами.
3. Пополнить знания детей об использовании свойств магнитов человеком.
4. Учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.
5. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи.
6. Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.
7. Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания:(притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле, северный полюс магнита, южный полюс магнита, постоянный магнит, временный магнит)
8. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы.
Магниты разной формы, игрушка Незнайка, перчатки с вшитыми магнитами для организационного момента, картинки; металлические предметы: скрепки, пластинки, гайки, шурупы; набор предметов из разных материалов (пластмасса, резина, картон, дерево), пластиковые тарелки с водой, с манкой; стаканчики с водой, картон, «замусоренный пруд», удочки-игрушки, карточки с лабиринтами.
Ход занятия.
-Ребята, Незнайка оставил на столе перчатки. Мне кажется они какие-то необычные.
Воспитатель примеряет перчатки, проводит руками над столом и замечает, что скрепки, лежащие на столе, притянулись к рукам.
Обсуждение сложившейся ситуации. Рассматривание и обследование перчатки.
(Варианты ответов детей).
Вместе с воспитателем дети приходят к выводу, что причина в магните, зашитом в перчатке.
ЗАГАДКА:
Этот камень непростой
Он с загадкою одной:
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Давайте вместе с Незнайкой исследуем магнит. Узнаем, есть ли от него польза?
-Знаете ли вы о его происхождении, откуда люди его достают (Ответы детей).
- Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показ картинок). А почему мы их называем природные камни?
Дети: Эти камни создала природа.
- Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (дети повторяют). С такими постоянными магнитами мы сегодня проведём разные опыты. Посмотрите, какие бывают магниты (показ магнита-подковы, бруска, кольца).
Давайте отправимся в нашу лабораторию и узнаем, как ведет себя магнит? (Дети рассаживаются за столами).
Проведем опыт и посмотрим, какие предметы магнитятся, а какие – нет. А мы с Незнайкой будем внимательно за вами наблюдать.
-Итак, наша работа будет называться «Сортировка предметов».
На тарелочках у детей разложены предметы из разных материалов. При помощи магнита нужно разделить их на две группы: те, которые притягиваются магнитом, и те, которые не притягиваются магнитом. На схеме отметить материалы знаками «минус» и «плюс».
-А сейчас мы с вами посмотрим, как «парит» бабочка над поляной (магнитное поле).
(Бабочка не опускается, почему?)
Оказывается, что вокруг магнита существует магнитное поле.
Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается действие магнита на предметы. -Хотите вы узнать, есть ли у магнитного поля преграды?
-У вас в стаканчиках с водой плавают рыбки-скрепки. Незнайка вас просит, не замочив рук, достать всех рыбок.
«Сухие руки». В стакане с водой находятся скрепки. При помощи магнита дети их извлекают из воды, не замочив рук. Мокрые предметы кладут на салфетку.
- Давайте сделаем вывод. Оказывается, магнитные силы проходят сквозь воду.
- А через твердые вещества?
Представьте, что мы с вами в пустыне, а вы теперь - «кладоискатели».
В ваших тарелках с песком спрятаны «сокровища» (скрепки, монетки). Как вы будете их искать? ( При помощи магнита дети достают их).
-Оказывается, магнитные силы проходят через твердые вещества.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Я(воспитатель) – «магнит», вы (дети) – «предметы из разных материалов». Я называю материал, из которого вы сделаны.
В зависимости от этого вы или «притягиваетесь», или «отталкиваетесь».
Следующий наш фокус мы с Незнайкой назвали «Танец скрепок». На картоне расположены скрепки. Под картоном размещается магнит. Движения магнита заставляют двигаться скрепки.
Оказывается, магнитные силы проходят через картон. Давайте и вы это проверите.
Игра «Лабиринт». Лабиринт на карточках. Магнит под карточкой заставляет двигаться бумажные фигурки на скрепках( каждому ребенку раздается картонное поле с дорожками, необходимо, двигаясь по дорожке, привести фигурку в нужное место, используя магнит под картоном)
Цепочка. К магниту прикрепляется скрепка. Через некоторое время к скрепке осторожно присоединяется вторая скрепка. Они примагничиваются. Магнит – это волшебный камень, он скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.
И теперь наши скрепки стали временным магнитом.
-А сейчас подойдите к нашему столу, и мы с Незнайкой покажем вам, как собачка убегает от дрессировщика.
Показать на схеме-картинке (отталкивание разноименных полюсов у магнита)
-Незнайка просит вас объяснить, почему так получается?
Можно ли помочь нашему дрессировщику? Давайте попробуем.
- Ребята, скажите, какую пользу можно может приносить магнит? А может быть и вред?
(Заслушиваются ответы детей).
- Свойства магнитов широко используются в технике и в быту. Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, компас помогает людям ориентироваться в пространстве, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.
Показ картинок. Рассматривание предметов: браслет, очешник с магнитной защелкой, магнит для лечения, магнит-держатель инструментов, магниты-буквы, магнитная игра)
-Давайте и мы используем магнит для доброго дела и вместе с Незнайкой отправимся на ближайший пруд, чтобы его очистить и помочь рыбкам. (С помощью удочек-игрушек вылавливаем мусор - металлические предметы)
ИТОГ
С какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?
1. Магнит притягивает железные предметы.
2. Магниты могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от полюсов в месте соединения.
3. Магнит имеет магнитное поле.
4. Магнитные силы проходят через разные материалы: крупа, вода, картон, дерево.
5. При помощи постоянного магнита можно сделать временный магнит.
Незнайка очень доволен, теперь он много узнал. Спасибо вам за хорошую работу и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста(5-6 лет). "Эти волшебные магниты".
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по окружающему миру,формированию целостной картины мира. Занятие- эксперимент по изучению свойств магнита. В занятии используются о...
Волшебные магниты
Конспект совместной образовательной деятельности и презентация к ней для детей старшего дошкольного возраста...
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Волшебные магниты»
Гипотеза: как развить познавательные возможности и способности ребёнка?Цель: создать условия для ознакомления детей со свойствами магнита.Задачи: - выяснить способности магнита – притягивать некоторые...
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей «Волшебные магниты» в старшей группе
конспект занятия "Волшебные магниты" - старший возраст...
Конспект совместного занятия детей с родителями "Волшебные магниты".
Дети узнают о действии и свойствах магнита....
НОД "Волшебные магниты"
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита....
проект "Эти волшебные магниты"
Для развития у детей познавательной активности....