"Волшебные магниты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фильчакова Ольга Анатольевна

Конспект занятия по познавательско-исследовательской деятельности  в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnye_magnity.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Расширение кругозора дошкольников по теме «Магнетизм».

Задачи.

Программное содержание.
1. Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм». Обратить внимание на понятия магнитные силымагнитное поле, магнит. Дать детям представление об основных видах магнитов, познакомить с различной формой магнита.

2. Формировать у детей представление о свойствах магнита. Создать условия для отбора детьми информации о магнитах, помочь детям заметить уникальность его свойств. Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации путём проведения опытов и экспериментов с магнитами.

3. Пополнить знания детей об использовании свойств магнитов человеком.

4. Учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.

5. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи.

6. Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.

7. Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания:(притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле, северный полюс магнита, южный полюс магнита, постоянный магнит, временный магнит) 

8. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы. 

Магниты разной формы, игрушка Незнайка, перчатки с вшитыми магнитами для организационного момента, картинки; металлические предметы: скрепки, пластинки, гайки, шурупы; набор предметов из разных материалов (пластмасса, резина, картон, дерево), пластиковые тарелки с водой, с манкой; стаканчики с водой, картон, «замусоренный пруд», удочки-игрушки, карточки с лабиринтами.

Ход занятия.

-Ребята, Незнайка оставил на столе перчатки. Мне кажется они какие-то необычные.

Воспитатель примеряет перчатки, проводит руками над столом и замечает, что скрепки, лежащие на столе, притянулись к рукам.

Обсуждение сложившейся ситуации. Рассматривание и обследование перчатки.

(Варианты ответов детей).

Вместе с воспитателем дети приходят к выводу, что причина в магните, зашитом в перчатке.

ЗАГАДКА:

Этот камень непростой

Он с загадкою одной:

Может двигать он предметы

И притягивать железо.

 Давайте вместе с Незнайкой исследуем магнит. Узнаем, есть ли от него польза?

-Знаете ли вы  о его происхождении, откуда люди его достают (Ответы детей).

- Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показ картинок). А почему мы их называем  природные камни?

Дети: Эти камни создала природа.

- Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (дети повторяют). С такими постоянными магнитами мы сегодня проведём разные опыты. Посмотрите, какие бывают магниты (показ магнита-подковы, бруска, кольца).

Давайте  отправимся в нашу лабораторию и узнаем, как ведет себя магнит? (Дети рассаживаются за столами).

Проведем опыт и посмотрим, какие предметы магнитятся, а какие – нет. А мы с Незнайкой будем внимательно за вами наблюдать.

-Итак, наша работа будет называться «Сортировка предметов».

На тарелочках у детей разложены предметы из разных материалов. При помощи магнита нужно разделить их на две группы: те, которые притягиваются магнитом, и те, которые не притягиваются магнитом. На схеме отметить материалы знаками «минус» и «плюс».

-А сейчас мы с вами посмотрим, как «парит» бабочка над поляной (магнитное поле).

(Бабочка не опускается, почему?)

 Оказывается, что  вокруг магнита существует магнитное поле.

Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается действие магнита на предметы. -Хотите вы узнать, есть ли у магнитного поля преграды?

-У вас в стаканчиках с водой  плавают рыбки-скрепки. Незнайка вас просит, не замочив рук, достать всех рыбок.

«Сухие руки». В стакане с водой находятся скрепки. При помощи магнита дети их извлекают из воды, не замочив рук. Мокрые предметы кладут на салфетку.

- Давайте сделаем вывод. Оказывается, магнитные силы проходят сквозь воду.

- А через твердые вещества?

Представьте, что мы с вами в пустыне, а вы теперь - «кладоискатели». 

В ваших тарелках с песком спрятаны «сокровища» (скрепки, монетки). Как вы будете их искать?  ( При помощи магнита дети достают их).

-Оказывается, магнитные силы проходят через твердые вещества.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-  Я(воспитатель) – «магнит», вы (дети) – «предметы из разных материалов». Я называю материал, из которого вы сделаны.

 В зависимости от этого вы  или «притягиваетесь», или «отталкиваетесь».

 Следующий наш фокус мы с Незнайкой назвали «Танец скрепок». На картоне расположены скрепки. Под картоном размещается магнит. Движения магнита заставляют двигаться скрепки.

Оказывается, магнитные силы проходят через картон. Давайте и вы это проверите.

Игра «Лабиринт». Лабиринт на карточках. Магнит под карточкой заставляет двигаться бумажные фигурки на скрепках( каждому ребенку раздается картонное поле с дорожками, необходимо, двигаясь по дорожке, привести фигурку в нужное место, используя магнит под картоном)

  Цепочка. К магниту прикрепляется скрепка. Через некоторое время к скрепке осторожно присоединяется вторая скрепка. Они примагничиваются. Магнит – это волшебный камень, он скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

И теперь наши скрепки стали временным магнитом.

-А сейчас подойдите к нашему столу, и мы с Незнайкой покажем вам, как собачка убегает от дрессировщика.

Показать на схеме-картинке (отталкивание разноименных полюсов у магнита)

 -Незнайка просит вас объяснить, почему так получается?

Можно ли помочь нашему дрессировщику? Давайте попробуем.

- Ребята, скажите, какую пользу можно может приносить магнит? А может быть и вред?

(Заслушиваются ответы детей).

- Свойства магнитов широко используются в технике и в быту. Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, компас помогает людям ориентироваться в пространстве, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.

Показ картинок. Рассматривание предметов: браслет, очешник с магнитной защелкой, магнит для лечения, магнит-держатель инструментов, магниты-буквы, магнитная игра)

-Давайте и мы используем магнит для доброго дела и вместе с Незнайкой отправимся на ближайший пруд, чтобы его очистить и помочь рыбкам. (С помощью удочек-игрушек вылавливаем мусор - металлические предметы)

 

ИТОГ

 С какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?

1. Магнит притягивает железные предметы.

2. Магниты могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от полюсов в месте           соединения.

3. Магнит имеет магнитное поле.

4. Магнитные силы проходят через разные материалы: крупа, вода, картон, дерево.

5. При помощи постоянного магнита можно сделать временный магнит.

Незнайка очень доволен, теперь он много узнал. Спасибо вам за хорошую работу и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста(5-6 лет). "Эти волшебные магниты".

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по окружающему миру,формированию целостной картины мира. Занятие- эксперимент по изучению свойств магнита. В занятии используются о...

Волшебные магниты

Конспект совместной образовательной деятельности и презентация к ней для детей старшего дошкольного возраста...

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Волшебные магниты»

Гипотеза: как развить познавательные возможности и способности ребёнка?Цель: создать условия для ознакомления детей со свойствами магнита.Задачи: - выяснить способности магнита – притягивать некоторые...

НОД "Волшебные магниты"

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со  свойствами магнита....

проект "Эти волшебные магниты"

Для развития у детей познавательной активности....