ООД по экологии для детей старшей группы «Птицы весной»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ловягина Людмила Николаевна

Расширяем представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_ptitsy_vesnoy.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНКА»

ООД по экологии для детей старшей группы

«Птицы весной»

Составила: воспитатель I категории Ловягина Людмила Николаевна

КИРСАНОВ – 2019

Цель:

Расширить представления детей о жизнедеятельности зимующих и перелётных птиц весенний период.

Задачи:

- Закрепить признаки весны.

- Дать сведения о видах гнезд и их размещении.

- Формировать представление о том, что человек должен бережно относиться к природе.

- Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к природе и к жизни птиц.

- Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные.

 

Предварительная работа:

Разучивание загадок о птицах; рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, за гнездованием вороны во время прогулок; беседа о перелетных птицах, разучивание физкультминуток по теме, рассматривание картин и фотографий с птицами.

Демонстрационный материал:

Деревья, картинки и фотографии птиц; плюшевое солнышко, Кукла Незнайка, конверты с разрезанными картинками, гнездо, картинки с гнездами, скворечник, мяч, карточки с изображением кормов для птенцов, плакаты «Правила поведения в лесу», коллективная работа плакат «Берегите птиц», аудиозапись «Голоса птиц».

(Дети стоят в кружочке)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро, дети!

Проблемная ситуация

-Ребята, сегодня я проснулась от перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. А вы слышали? (Ответы детей)

-Почему птицы стали так весело и громко петь свои песни? (Потому что наступила весна.)

Основная часть.

1. Беседа

- Давайте вспомним приметы весны. Передаём солнышко и называем.

(Примерные ответы детей.)

-Весной солнце не только светит, но и греет.

-Весной появляются проталинки.

-Весной тает снег, появляются лужи и текут ручейки.

-Весной с крыш домов свисают сосульки.

-Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.

-Весной появляются первые цветы (подснежники).

-Весной просыпается медведь после зимней спячки.

-Весной с тёплых стран прилетают птицы.

Вот такие чудеса происходят весной.

-Что вы слышите? (Голоса птиц.)

2. Сообщение темы

-Давайте сегодня поговорим о птицах весной.

Давайте сядем. (Дети сидят)

-Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Их называют перелетные.)

-Как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие)

- А как называется, когда птиц много? (Стая)

4. Дидактическая игра «Раздели на группы»

-Ребята, посмотрите на дерево. (На дереве висят фотографии и картинки птиц)

Собралась стая птиц и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Помогите их разделить. Нужно подойти к дереву взять картинку. Перелетных птиц нужно поместить на полянку с проталиной, а зимующих — на полянку со снежинкой.

(На одном мольберте — эмблема – снежинка, а на другом – весенняя проталинка.)

(Ласточка, сова, дятел, кукушка, воробей, синичка, сорока, ворона,

скворец, грач, снегирь, жаворонок.)

- Проверим.

- Как здорово, что мы справились с этим заданием.

5. Дидактическая игра «Собери картину» (Работа в паре)

-А у меня ещё есть картинки с птичками. Они лежат в конверте. Ребята, проходите за столы. Нам нужно собрать картинку из частей в паре.

(Дети получают конверты с разрезанными картинками)

Дети в паре собирают картину. (4 части)

(Утка, лебедь, гусь, журавль, аист, цапля)

- А эти птицы перелётные они или зимующие? (Ответы)

6. Викторина

  1. Почему у журавля длинный клюв? (Чтобы лягушек и рыб доставать из воды)
  2. Почему у цапли длинная нога? (Чтобы не утонуть.)
  3. Значить эти птицы в воде живут? (Водоплавающие и болотные)
  4. Как же ласково называем лебедя? (лебёдушка) А утку? (уточка)

Молодцы! Можно и поиграть.

7. Физкультминутка

1. «По дубочку постучишь»

(Дети встают в кружок и выполняют движения)

По дубочку постучишь – вылетает сизый чиж.

У чижа, у чижика хохолочек рыженький.

Чижик по лесу летал, правой ноженькой стучал.

Скив-скив, не зевай, себе пару выбирай.

2. «Я-дрозд, ты-дрозд» — игра на коммуникативное общение:

(дети встают парами)

Я-дрозд, — (показывают каждый на себя)

И ты-дрозд — (показывают друг на друга)

У меня есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

И у тебя есть нос — (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

У меня щёчки гладки — (показывают свои щёчки)

И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)

Мы -два друга – (берутся за руки)

Мы любим друг друга – (обнимаются)

8. Беседа о птичьих гнёздах

– Ребята, а вы знаете, что делают все птицы весной? (Весной у птиц много забот они строят гнезда, высиживают птенцов.)

- Правильно. Я видела настоящее гнездо. Хотите посмотреть?

(Дети подходят к дереву с гнездом, рассматривают его)

- А как вы думаете из чего сделано это гнездо? (Из сухой травы)

- Можно ли трогать гнездо птицы? (Нет) Почему?

-Руками гнездо трогать не будем. Я вам предлагаю посмотреть фотографии птичьих гнёзд. Хотите? (Показываю фотографии гнёзд)

- А ещё из чего строят птицы свои гнезда? (Из веток, листьев)

-Кто строит своё гнездо из глины? (Ласточка строит гнездо из глины)

-А где птицы стоят свои гнёзда?

(Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.)

А какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка)

-А как же тогда у кукушки птенцы появляются. (Она заходит в чужие гнёзда и оставляет там свои яйца.Чужая мама высиживает их.)

-Ребята, а как называется такой птичий дом? (Скворечник) А кто делает такие дома? Кто там живёт? (Папа-скворец, мама — скворчиха и птенец — скворчонок)

-Как мы с вами можем помочь птицам весною?

(Сделать скворечники и развесить их)

-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у птиц?

(Отложить яйца и вывести птенцов) -А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца.

(Мама – птица, самка)

-А теперь ещё поиграем. (Дети встают в кружок.)

8. Дидактическая игра «У кого кто?» /с мячом на паласе)

-У кого, кто появляется?

  1. У совы — совята
  2. У кукушки-кукушата
  3. У скворца — скворчата
  4. У галки-галчата
  5. У вороны — воронята
  6. У сороки – сорочата (сорочёнок)
  7. У журавля — журавлята
  8. У аиста – аистята
  9. У грача — грачата
  10. У утки-утята
  11. У лебедя — лебедята
  12. У гуся гусят

-Молодцы!

-Птенчики появились. А кто же их кормит?

(Оба родителя и мама-самка и папа-самец.)

- А когда птенцы подрастут, они сами себе ищут корм.

9. Дидактическая игра «Найди корм»

Сейчас мы превратимся в птенцов. (Дети кружатся)

Покружись, покружись,

В птенчика превратись.

-Вы теперь птенчики и вам нужно выбрать себе корм.

(Дети выбирают себе корма)

-Что выбрали? (Ответы детей)

-А какие корма остались? Молодцы! А теперь снова превратимся в девочек и мальчиков.

Покружись, покружись.

В ребятишек превратись.

- Итак, чем же питаются птицы?

(Птицы питаются насекомыми, гусеницами, личинками, червяками.)

-Молодцы!

- Питаясь насекомыми, птицы помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки.

10. Демонстрация плакатов

-А что мы должны делать для охраны птиц?

  1. Нельзя шуметь в лесу.
  2. Нельзя забирать птиц домой.
  3. Нельзя ловить и убивать птиц.
  4. Нельзя разорять птичьи гнёзда.
  5. Нельзя брать птенцов из гнезда.

-Молодцы ребята!

Заключительная часть.

-Давайте покажем нашим гостям плакат «Берегите птиц!», который мы сделали сами.НОД по экологии в старшей группе на тему «Птицы весной»

(Дети берут плакат и читают стихотворение)

Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря.
Всегда, в любое время года
Берегите птиц, друзья!
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Птицы - наши друзья»

Материал предназначен для проведения НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по экологии для детей старшей группы "Весна. Изменения в природе".

Обобщение и уточнение знаний детей о весенних явлениях в природе....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Птицы весной"

Показать изменения в жизни и поведении птиц...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Птицы весной"

Занятие построено в игровой форме. Дети получают письмо от одного из Эколят Шалуна, получают задание. В ходе занятия дети изучают городских птиц (макет города и картинки птиц), лесных птиц (макет леса...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы весной".

Продолжать закреплять названия птиц и их птенцов....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Птицы весной»

Закрепить знания детей о перелетных птицах, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы полным о...