КОНСПЕКТ образовательной деятельности «познание»«Путешествие барона Мюнхаузена»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлых Ирина Сергеевна

 

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

«познание» Опытно- экспериментальная деятельность

по теме: «Путешествие барона Мюнхаузена»

для воспитанников старшего дошкольного возраста   

Разработала:  старший воспитател Светлых И.

1. Комплексная программа «От рождения до школы»

2.Старшая группа

3.Опытно- экспериментальная деятельность.

4. «Путешествие барона Мюнхаузена»

5.Цель: Создать условия для формирования наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Задачи:

образовательные: Сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть, развивать элементарные представления о том, как зависит состояние льда от температуры нагрева. Подвести детей к пониманию, что в качестве чернил можно использовать различные жидкости, при нагревании которые имеют свойства проявляться.    

развивающие: Развивать элементарные представления о том, как зависит состояние льда от температуры нагрева. Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям. Подвести детей к пониманию того, что при смешивании нескольких веществ (воды, пищевой соды, уксусной и лимонной кислоты) выделяется углекислый газ.

воспитательные: воспитывать у детей навыки сотрудничества и дружеские взаимоотношения.

Виды деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Форма организации: Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Форма реализации: Проблемная ситуация, сюжетная,        экспериментирование.

Предварительная работа: проведение похожей серии опытов, чтение рассказов про барона Мюнхаузена, заучивание стихов, разгадывание загадок, эвристические беседы.

Оборудование: свечка, лист бумаги с надписью лимонным соком, разрезные картинки, ракушки, камешки, металлические ложки, ёмкости в водой, ёмкости со льдом, бутылка с водой, лимон, пищевая сода, шарик, корзина, гелевые шары, картинки с изображением моря, айсберга и острова с пальмами, костюм барона Мюнхаузена, фартуки детские, клеёнки на столы.                              

                                         Ход

 Вводная часть

1.Проблемная ситуация.                                                                                

Воспитатель приглашает ребят в книжный уголок послушать увлекательные рассказы о великих путешественниках.

Внезапно раздаётся шелест книжных страниц (Аудио запись) и звучит голос барона Мюнхаузена, где он просит помощи.  

(Аудиозапись)-Ребята я великий путешественник барон Мюнхаузен, отправился в кругосветное путешествие на своём воздушном шаре вокруг света, но ветер внезапно сменился и меня унесло на необитаемый остров. Воздушный шар лопнул и я не могу вылететь обратно домой. Милые ребята помогите пожалуйста! 

Воспитатель: Ну что ребята поможем барону Мюнхаузену вернутся домой?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну тогда отправляемся в путешествие, ой подождите, а вы разрешение у родителей спросили?

Дети: Спрашивают у родителей разрешение и все вместе становятся в круг, читают стихотворение.

 

 -Мы ладошку в ладошке сложим 

И друг другу дружить предложим 

Будем петь, путешествовать, играть,

Чтобы добрыми умными стать. 

Воспитатель: А на чём мы с вами отправимся в путешествие?

Дети: ответы. 

Воспитатель: А вот чтобы узнать, транспорт, на котором мы отправимся в путешествие отгадайте мою загадку?

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма и пара,

Паровозная сестричка 

Кто такая? (электричка.)

Воспитатель: Сейчас я вам раздам билеты, с помощью них вы найдёте свою пару соотнеся геометрическую фигуру и цифру. А с собой мы возьмём рюкзак, я кое что нам в дорогу собрала.

(Дети строятся, затем под музыку имитируя, что едут поют песню)

Дети: Едут в электричке

Девчонки и мальчишки

Колёса со старанием

По рельсам тарахтят 

Везут по расписанию 

Компанию ребят. 

 Основная часть

 2. Выдвижение гипотезы, анализ,

Экспериментирование.

(Приезжают на берег моря)

Воспитатель: Ребята посмотрите куда мы с вами приехали?

                        Кажется, это берег моря, ой посмотрите, а что это волной на

                        Берег вынесло?   

(Находит бутылку достаёт из неё послание и размокшую карту)                                                

Воспитатель: Это послание нашего барона в помощь нам он нарисовал и послал карту, а к ней записка не было у меня на острове ни карандаша, ни ручки, а только одни бананы и лимоны, поэтому карту я вам нарисовал лимонным соком, а за каждую выполненную задачу вы в награду будете получать элементы картинки.    

Воспитатель: Да ребята, но на ней ничего не видно давайте сядем и  

подумаем, как же её посмотреть?

Дети: ответы.

Воспитатель: Знаю я ребята один нехитрый способ.

Опыт№1. «Невидимая карта»

Цель: Подвести детей к пониманию, что в качестве чернил можно использовать различные жидкости, при нагревании которые имеют свойства проявляться.

Ход- эксперимента:

(Правила безопасности повторить)

На чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.

Вывод:

 Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и карту можно будет почитать. 

 (Дети получают элементы картинки)

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше, но вот беда у нас впереди море, как же мы переправимся через него? Давайте это выясним с помощью опыта. Давайте все оденем фартуки, чтобы не намочится.

Опыт№2.  «Плавучесть предметов»

Цель: Сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть.

Ход-эксперимента:

Воспитатель предлагает детям, достав из рюкзака, брусок дерева, металлическая ложка, камешек, морская ракушка. Ребята, а как вы думайте какие предметы останутся на плаву?

Дети: ответы. (прогнозирование)

Детские предположения последовательно проверяются. Все предметы поочерёдно опускаются в воду.

Вывод: После завершения опыта дети высказывают предположения. Дерево лёгкое, а все остальные предметы тяжелые.  

Воспитатель: А какое плавательное средство мы сможем смастерить из дерева.

Дети: Плот. 

Воспитатель: Молодцы! (дети получают элементы картинок). Тогда поплыли.

                                             

                                                  Физкультминутка.

                                       От зелёного причала 

                                       Оттолкнулся чудный плот,  

                                       Он поплыл назад сначала,      

                                       (Шагают назад)

                                        А потом поплыл вперёд     

                                       (Шагают вперёд)

                                       И поплыл, поплыл по морю

                                       Набирая полный ход.

                                       (Имитировать движение плота)

                                        Море очень широко,

                                      (Дети широко разводят руки в сторону.)

                                        Море очень глубоко.

                                      (Приседают, коснувшись руками пола.)

                                        Рыбки там живут, друзья,

                                       (Выполняют движение «Рыбка».)

                                        А вот воду пить - нельзя.

                                       (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

 

Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на пути огромный ледяной                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          айсберг, он нам весь путь перегородил, как же нам плыть дальше?                                                                                                                                                                                                                                         

 Дети: Ответы.

Воспитатель: А может мы его растопим?

Опыт: №3.  «Таяние льда»

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния льда от температуры нагрева, чем выше температура, тем быстрее тает лед.

Ход-эксперимента:

Воспитатель предлагает детям сесть за столы взять в руки кубики льда и понаблюдать как лёд растает и превратится в воду. А ещё как можно растопить лёд?

Дети: Ответы. 

Вывод: Лёд тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лёд тает. 

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием вот вам награда.

Воспитатель: Айсберг мы растопили, а вот в дали уже остров виден и кажется нас встречает барон Мюнхаузен. 

Барон Мюнхаузен: Здравствуйте ребята! Как я рад вас видеть какие вы молодцы прибыли ко мне на помощь, но как же мы вернёмся домой мой воздушный шар прохудился, что делать не знаю?

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что ещё осталось в нашем походном рюкзаке?

(Достаёт: надувной шарик, соду, лимонный сок, воронка и бутылочку с водой.) 

С помощью этих вещей можно надуть воздушный шарик.

 Давайте все сядем в круг на песке и будем наблюдать

Опыт: №4.  «Надуй шарик с помощью лимона»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что при смешивании воды, пищевой соды, уксусной и лимонной кислоты выделяется углекислый газ.

Ход-эксперимента:

В бутылку с водой через воронку насыпаем две ложки пищевой соды. Из другой бутылочки добавляем лимонный сок смешенный с уксусом и быстро надеваем шарик на горлышко бутылки, закрепив скотчем.

Вывод: Пищевая сода и сок лимона смешанный с уксусом вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.  

Заключительная часть.

(Дети получают последние элементы картины) 

Воспитатель: Ребята у нас с вами было такое замечательное путешествие, мы узнали столько нового и интересного. Давайте соберём элементы и посмотрим, что же получится?

(Дети собирают разрезную картину)

Воспитатель: Что же в итоге получилось?

Дети: Дружба!  

Барон Мюнхаузен: Только благодаря вашей дружбе вы сумели меня выручить. Спасибо вам большое! А теперь нам пора возвращаться обратно домой вас уже заждались ваши мамы и папы. 

Воспитатель: Картину мы возьмём с собой и повесим в группе, глядя на неё мы будем вспоминать о нашем чудесном путешествии.

(Барон Мюнхаузен выносит шарики дети садятся в корзину и летят домой. 

 Дети возвращаются подбегают к родителям (формируют вывод в рассказах родителям.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

«познание»

               Опытно- экспериментальная деятельность

по теме: «Путешествие барона Мюнхаузена»

для воспитанников старшего дошкольного возраста

                                                                            Разработала:  

                                                                     старший воспитатель

                                                                       Светлых И.С.

                                                     

                                    г. Саратов    2018г

1. Комплексная программа «От рождения до школы»

2.Старшая группа

3.Опытно- экспериментальная деятельность.

4. «Путешествие барона Мюнхаузена»

5.Цель: Создать условия для формирования наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.

Задачи:

образовательные: Сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть, развивать элементарные представления о том, как зависит состояние льда от температуры нагрева. Подвести детей к пониманию, что в качестве чернил можно использовать различные жидкости, при нагревании которые имеют свойства проявляться.    

развивающие: Развивать элементарные представления о том, как зависит состояние льда от температуры нагрева. Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям. Подвести детей к пониманию того, что при смешивании нескольких веществ (воды, пищевой соды, уксусной и лимонной кислоты) выделяется углекислый газ.

воспитательные: воспитывать у детей навыки сотрудничества и дружеские взаимоотношения.

Виды деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

 

Форма организации: Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Форма реализации: Проблемная ситуация, сюжетная,        экспериментирование.

 

Предварительная работа: проведение похожей серии опытов, чтение рассказов про барона Мюнхаузена, заучивание стихов, разгадывание загадок, эвристические беседы.

Оборудование: свечка, лист бумаги с надписью лимонным соком, разрезные картинки, ракушки, камешки, металлические ложки, ёмкости в водой, ёмкости со льдом, бутылка с водой, лимон, пищевая сода, шарик, корзина, гелевые шары, картинки с изображением моря, айсберга и острова с пальмами, костюм барона Мюнхаузена, фартуки детские, клеёнки на столы.

                                         

                                         Ход

 Вводная часть

1.Проблемная ситуация.                                                                                 

Воспитатель приглашает ребят в книжный уголок послушать увлекательные рассказы о великих путешественниках.

Внезапно раздаётся шелест книжных страниц (Аудио запись) и звучит голос барона Мюнхаузена, где он просит помощи.  

 

(Аудиозапись)-Ребята я великий путешественник барон Мюнхаузен, отправился в кругосветное путешествие на своём воздушном шаре вокруг света, но ветер внезапно сменился и меня унесло на необитаемый остров. Воздушный шар лопнул и я не могу вылететь обратно домой. Милые ребята помогите пожалуйста!  

Воспитатель: Ну что ребята поможем барону Мюнхаузену вернутся домой?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну тогда отправляемся в путешествие, ой подождите, а вы разрешение у родителей спросили?

Дети: Спрашивают у родителей разрешение и все вместе становятся в круг, читают стихотворение.

 

 -Мы ладошку в ладошке сложим  

И друг другу дружить предложим  

Будем петь, путешествовать, играть,

Чтобы добрыми умными стать.  

Воспитатель: А на чём мы с вами отправимся в путешествие?

Дети: ответы.  

Воспитатель: А вот чтобы узнать, транспорт, на котором мы отправимся в путешествие отгадайте мою загадку?

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма и пара,

Паровозная сестричка  

Кто такая? (электричка.)

 

Воспитатель: Сейчас я вам раздам билеты, с помощью них вы найдёте свою пару соотнеся геометрическую фигуру и цифру. А с собой мы возьмём рюкзак, я кое что нам в дорогу собрала.

 

(Дети строятся, затем под музыку имитируя, что едут поют песню)

 

Дети: Едут в электричке

Девчонки и мальчишки

Колёса со старанием

По рельсам тарахтят  

Везут по расписанию  

Компанию ребят.  

 Основная часть

 2. Выдвижение гипотезы, анализ,

Экспериментирование.

(Приезжают на берег моря)

Воспитатель: Ребята посмотрите куда мы с вами приехали?

                        Кажется, это берег моря, ой посмотрите, а что это волной на

                        Берег вынесло?    

(Находит бутылку достаёт из неё послание и размокшую карту)                                                

Воспитатель: Это послание нашего барона в помощь нам он нарисовал и послал карту, а к ней записка не было у меня на острове ни карандаша, ни ручки, а только одни бананы и лимоны, поэтому карту я вам нарисовал лимонным соком, а за каждую выполненную задачу вы в награду будете получать элементы картинки.    

Воспитатель: Да ребята, но на ней ничего не видно давайте сядем и  

подумаем, как же её посмотреть?

Дети: ответы.

Воспитатель: Знаю я ребята один нехитрый способ.

Опыт№1. «Невидимая карта» 

Цель: Подвести детей к пониманию, что в качестве чернил можно использовать различные жидкости, при нагревании которые имеют свойства проявляться.

Ход- эксперимента:

(Правила безопасности повторить)

На чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.

Вывод:

 Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и карту можно будет почитать.  

 (Дети получают элементы картинки)

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше, но вот беда у нас впереди море, как же мы переправимся через него? Давайте это выясним с помощью опыта. Давайте все оденем фартуки, чтобы не намочится.

 

Опыт№2.  «Плавучесть предметов»

Цель: Сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть. 

Ход-эксперимента:

Воспитатель предлагает детям, достав из рюкзака, брусок дерева, металлическая ложка, камешек, морская ракушка. Ребята, а как вы думайте какие предметы останутся на плаву?

Дети: ответы. (прогнозирование)

Детские предположения последовательно проверяются. Все предметы поочерёдно опускаются в воду.

Вывод: После завершения опыта дети высказывают предположения. Дерево лёгкое, а все остальные предметы тяжелые.  

Воспитатель: А какое плавательное средство мы сможем смастерить из дерева.

Дети: Плот.  

Воспитатель: Молодцы! (дети получают элементы картинок). Тогда поплыли.

                                             

                                                  Физкультминутка.

                                       От зелёного причала  

                                       Оттолкнулся чудный плот,  

                                       Он поплыл назад сначала,      

                                       (Шагают назад)

                                        А потом поплыл вперёд      

                                       (Шагают вперёд)

                                       И поплыл, поплыл по морю

                                       Набирая полный ход.

                                       (Имитировать движение плота)

                                        Море очень широко,

                                      (Дети широко разводят руки в сторону.)

                                        Море очень глубоко.

                                      (Приседают, коснувшись руками пола.)

                                        Рыбки там живут, друзья,

                                       (Выполняют движение «Рыбка».)

                                        А вот воду пить - нельзя.

                                       (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на пути огромный ледяной                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          айсберг, он нам весь путь перегородил, как же нам плыть дальше?

 Дети: Ответы.

Воспитатель: А может мы его растопим?

Опыт: №3.  «Таяние льда»

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния льда от температуры нагрева, чем выше температура, тем быстрее тает лед.

Ход-эксперимента:

Воспитатель предлагает детям сесть за столы взять в руки кубики льда и понаблюдать как лёд растает и превратится в воду. А ещё как можно растопить лёд?

Дети: Ответы.  

Вывод: Лёд тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лёд тает.  

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием вот вам награда.

Воспитатель: Айсберг мы растопили, а вот в дали уже остров виден и кажется нас встречает барон Мюнхаузен.

         

Барон Мюнхаузен: Здравствуйте ребята! Как я рад вас видеть какие вы молодцы прибыли ко мне на помощь, но как же мы вернёмся домой мой воздушный шар прохудился, что делать не знаю?

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что ещё осталось в нашем походном рюкзаке?

(Достаёт: надувной шарик, соду, лимонный сок, воронка и бутылочку с водой.)  

С помощью этих вещей можно надуть воздушный шарик.

 Давайте все сядем в круг на песке и будем наблюдать

 

Опыт: №4.  «Надуй шарик с помощью лимона»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что при смешивании воды, пищевой соды, уксусной и лимонной кислоты выделяется углекислый газ.

Ход-эксперимента:

В бутылку с водой через воронку насыпаем две ложки пищевой соды. Из другой бутылочки добавляем лимонный сок смешенный с уксусом и быстро надеваем шарик на горлышко бутылки, закрепив скотчем.

Вывод: Пищевая сода и сок лимона смешанный с уксусом вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.  

Заключительная часть.

(Дети получают последние элементы картины)  

Воспитатель: Ребята у нас с вами было такое замечательное путешествие, мы узнали столько нового и интересного. Давайте соберём элементы и посмотрим, что же получится?

(Дети собирают разрезную картину)

Воспитатель: Что же в итоге получилось?

Дети: Дружба!  

Барон Мюнхаузен: Только благодаря вашей дружбе вы сумели меня выручить. Спасибо вам большое! А теперь нам пора возвращаться обратно домой вас уже заждались ваши мамы и папы.  

Воспитатель: Картину мы возьмём с собой и повесим в группе, глядя на неё мы будем вспоминать о нашем чудесном путешествии.

(Барон Мюнхаузен выносит шарики дети садятся в корзину и летят домой.  

 Дети возвращаются подбегают к родителям (формируют вывод в рассказах родителям.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Познание" "Путешествие по Европе"

Образовательная деятельность "Путешествие по Европе", с использованием ИКТ, рекомендована для детей старшего дошкольного возраста. К НОД прилагается самоанализ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Область познание. "Путешествие в зимний лес" подг. лог. гр.

На этом занятии продолжают формироваться знания детей о жизни птиц, деревьев и животных в зимнее время года....

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе . Область познание. "Путешествие на лодке по водоему". Автор-составитель: педагог 1й квалификационной категории Ивановская Светлана Степановна

целью непосредственно-образовательной деятельности является знакомство детей с водными растениями. В форме путешествия на лодке дети познают воды и дно водоемов. В НОД интегрируются области: чтение ху...

Конспект открытого показа непосредственной образовательной деятельности, старшая группа, область познание: "Путешествие по знакомым сказкам"

Продолжение формирования мыслительных операций (анализа,синтеза, сравнения,обобщения, классификации)...

Конспект открытого показа непосредственной образовательной деятельности, старшая группа, область познание: "Путешествие по знакомым сказкам"

Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)....