КОНСПЕКТ образовательной деятельности «познание»«Путешествие барона Мюнхаузена»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
«познание» Опытно- экспериментальная деятельность
по теме: «Путешествие барона Мюнхаузена»
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Разработала: старший воспитател Светлых И.
1. Комплексная программа «От рождения до школы»
2.Старшая группа
3.Опытно- экспериментальная деятельность.
4. «Путешествие барона Мюнхаузена»
5.Цель: Создать условия для формирования наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.
Задачи:
образовательные: Сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть, развивать элементарные представления о том, как зависит состояние льда от температуры нагрева. Подвести детей к пониманию, что в качестве чернил можно использовать различные жидкости, при нагревании которые имеют свойства проявляться.
развивающие: Развивать элементарные представления о том, как зависит состояние льда от температуры нагрева. Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям. Подвести детей к пониманию того, что при смешивании нескольких веществ (воды, пищевой соды, уксусной и лимонной кислоты) выделяется углекислый газ.
воспитательные: воспитывать у детей навыки сотрудничества и дружеские взаимоотношения.
Виды деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Форма организации: Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Форма реализации: Проблемная ситуация, сюжетная, экспериментирование.
Предварительная работа: проведение похожей серии опытов, чтение рассказов про барона Мюнхаузена, заучивание стихов, разгадывание загадок, эвристические беседы.
Оборудование: свечка, лист бумаги с надписью лимонным соком, разрезные картинки, ракушки, камешки, металлические ложки, ёмкости в водой, ёмкости со льдом, бутылка с водой, лимон, пищевая сода, шарик, корзина, гелевые шары, картинки с изображением моря, айсберга и острова с пальмами, костюм барона Мюнхаузена, фартуки детские, клеёнки на столы.
Ход
Вводная часть
1.Проблемная ситуация.
Воспитатель приглашает ребят в книжный уголок послушать увлекательные рассказы о великих путешественниках.
Внезапно раздаётся шелест книжных страниц (Аудио запись) и звучит голос барона Мюнхаузена, где он просит помощи.
(Аудиозапись)-Ребята я великий путешественник барон Мюнхаузен, отправился в кругосветное путешествие на своём воздушном шаре вокруг света, но ветер внезапно сменился и меня унесло на необитаемый остров. Воздушный шар лопнул и я не могу вылететь обратно домой. Милые ребята помогите пожалуйста!
Воспитатель: Ну что ребята поможем барону Мюнхаузену вернутся домой?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну тогда отправляемся в путешествие, ой подождите, а вы разрешение у родителей спросили?
Дети: Спрашивают у родителей разрешение и все вместе становятся в круг, читают стихотворение.
-Мы ладошку в ладошке сложим
И друг другу дружить предложим
Будем петь, путешествовать, играть,
Чтобы добрыми умными стать.
Воспитатель: А на чём мы с вами отправимся в путешествие?
Дети: ответы.
Воспитатель: А вот чтобы узнать, транспорт, на котором мы отправимся в путешествие отгадайте мою загадку?
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма и пара,
Паровозная сестричка
Кто такая? (электричка.)
Воспитатель: Сейчас я вам раздам билеты, с помощью них вы найдёте свою пару соотнеся геометрическую фигуру и цифру. А с собой мы возьмём рюкзак, я кое что нам в дорогу собрала.
(Дети строятся, затем под музыку имитируя, что едут поют песню)
Дети: Едут в электричке
Девчонки и мальчишки
Колёса со старанием
По рельсам тарахтят
Везут по расписанию
Компанию ребят.
Основная часть
2. Выдвижение гипотезы, анализ,
Экспериментирование.
(Приезжают на берег моря)
Воспитатель: Ребята посмотрите куда мы с вами приехали?
Кажется, это берег моря, ой посмотрите, а что это волной на
Берег вынесло?
(Находит бутылку достаёт из неё послание и размокшую карту)
Воспитатель: Это послание нашего барона в помощь нам он нарисовал и послал карту, а к ней записка не было у меня на острове ни карандаша, ни ручки, а только одни бананы и лимоны, поэтому карту я вам нарисовал лимонным соком, а за каждую выполненную задачу вы в награду будете получать элементы картинки.
Воспитатель: Да ребята, но на ней ничего не видно давайте сядем и
подумаем, как же её посмотреть?
Дети: ответы.
Воспитатель: Знаю я ребята один нехитрый способ.
Опыт№1. «Невидимая карта»
Цель: Подвести детей к пониманию, что в качестве чернил можно использовать различные жидкости, при нагревании которые имеют свойства проявляться.
Ход- эксперимента:
(Правила безопасности повторить)
На чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.
Вывод:
Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и карту можно будет почитать.
(Дети получают элементы картинки)
Воспитатель: А нам пора отправляться дальше, но вот беда у нас впереди море, как же мы переправимся через него? Давайте это выясним с помощью опыта. Давайте все оденем фартуки, чтобы не намочится.
Опыт№2. «Плавучесть предметов»
Цель: Сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть.
Ход-эксперимента:
Воспитатель предлагает детям, достав из рюкзака, брусок дерева, металлическая ложка, камешек, морская ракушка. Ребята, а как вы думайте какие предметы останутся на плаву?
Дети: ответы. (прогнозирование)
Детские предположения последовательно проверяются. Все предметы поочерёдно опускаются в воду.
Вывод: После завершения опыта дети высказывают предположения. Дерево лёгкое, а все остальные предметы тяжелые.
Воспитатель: А какое плавательное средство мы сможем смастерить из дерева.
Дети: Плот.
Воспитатель: Молодцы! (дети получают элементы картинок). Тогда поплыли.
Физкультминутка.
От зелёного причала
Оттолкнулся чудный плот,
Он поплыл назад сначала,
(Шагают назад)
А потом поплыл вперёд
(Шагают вперёд)
И поплыл, поплыл по морю
Набирая полный ход.
(Имитировать движение плота)
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на пути огромный ледяной айсберг, он нам весь путь перегородил, как же нам плыть дальше?
Дети: Ответы.
Воспитатель: А может мы его растопим?
Опыт: №3. «Таяние льда»
Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния льда от температуры нагрева, чем выше температура, тем быстрее тает лед.
Ход-эксперимента:
Воспитатель предлагает детям сесть за столы взять в руки кубики льда и понаблюдать как лёд растает и превратится в воду. А ещё как можно растопить лёд?
Дети: Ответы.
Вывод: Лёд тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лёд тает.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием вот вам награда.
Воспитатель: Айсберг мы растопили, а вот в дали уже остров виден и кажется нас встречает барон Мюнхаузен.
Барон Мюнхаузен: Здравствуйте ребята! Как я рад вас видеть какие вы молодцы прибыли ко мне на помощь, но как же мы вернёмся домой мой воздушный шар прохудился, что делать не знаю?
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что ещё осталось в нашем походном рюкзаке?
(Достаёт: надувной шарик, соду, лимонный сок, воронка и бутылочку с водой.)
С помощью этих вещей можно надуть воздушный шарик.
Давайте все сядем в круг на песке и будем наблюдать
Опыт: №4. «Надуй шарик с помощью лимона»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что при смешивании воды, пищевой соды, уксусной и лимонной кислоты выделяется углекислый газ.
Ход-эксперимента:
В бутылку с водой через воронку насыпаем две ложки пищевой соды. Из другой бутылочки добавляем лимонный сок смешенный с уксусом и быстро надеваем шарик на горлышко бутылки, закрепив скотчем.
Вывод: Пищевая сода и сок лимона смешанный с уксусом вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Заключительная часть.
(Дети получают последние элементы картины)
Воспитатель: Ребята у нас с вами было такое замечательное путешествие, мы узнали столько нового и интересного. Давайте соберём элементы и посмотрим, что же получится?
(Дети собирают разрезную картину)
Воспитатель: Что же в итоге получилось?
Дети: Дружба!
Барон Мюнхаузен: Только благодаря вашей дружбе вы сумели меня выручить. Спасибо вам большое! А теперь нам пора возвращаться обратно домой вас уже заждались ваши мамы и папы.
Воспитатель: Картину мы возьмём с собой и повесим в группе, глядя на неё мы будем вспоминать о нашем чудесном путешествии.
(Барон Мюнхаузен выносит шарики дети садятся в корзину и летят домой.
Дети возвращаются подбегают к родителям (формируют вывод в рассказах родителям.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
«познание»
Опытно- экспериментальная деятельность
по теме: «Путешествие барона Мюнхаузена»
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Разработала:
старший воспитатель
Светлых И.С.
г. Саратов 2018г
1. Комплексная программа «От рождения до школы»
2.Старшая группа
3.Опытно- экспериментальная деятельность.
4. «Путешествие барона Мюнхаузена»
5.Цель: Создать условия для формирования наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.
Задачи:
образовательные: Сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть, развивать элементарные представления о том, как зависит состояние льда от температуры нагрева. Подвести детей к пониманию, что в качестве чернил можно использовать различные жидкости, при нагревании которые имеют свойства проявляться.
развивающие: Развивать элементарные представления о том, как зависит состояние льда от температуры нагрева. Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям. Подвести детей к пониманию того, что при смешивании нескольких веществ (воды, пищевой соды, уксусной и лимонной кислоты) выделяется углекислый газ.
воспитательные: воспитывать у детей навыки сотрудничества и дружеские взаимоотношения.
Виды деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Форма организации: Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Форма реализации: Проблемная ситуация, сюжетная, экспериментирование.
Предварительная работа: проведение похожей серии опытов, чтение рассказов про барона Мюнхаузена, заучивание стихов, разгадывание загадок, эвристические беседы.
Оборудование: свечка, лист бумаги с надписью лимонным соком, разрезные картинки, ракушки, камешки, металлические ложки, ёмкости в водой, ёмкости со льдом, бутылка с водой, лимон, пищевая сода, шарик, корзина, гелевые шары, картинки с изображением моря, айсберга и острова с пальмами, костюм барона Мюнхаузена, фартуки детские, клеёнки на столы.
Ход
Вводная часть
1.Проблемная ситуация.
Воспитатель приглашает ребят в книжный уголок послушать увлекательные рассказы о великих путешественниках.
Внезапно раздаётся шелест книжных страниц (Аудио запись) и звучит голос барона Мюнхаузена, где он просит помощи.
(Аудиозапись)-Ребята я великий путешественник барон Мюнхаузен, отправился в кругосветное путешествие на своём воздушном шаре вокруг света, но ветер внезапно сменился и меня унесло на необитаемый остров. Воздушный шар лопнул и я не могу вылететь обратно домой. Милые ребята помогите пожалуйста!
Воспитатель: Ну что ребята поможем барону Мюнхаузену вернутся домой?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну тогда отправляемся в путешествие, ой подождите, а вы разрешение у родителей спросили?
Дети: Спрашивают у родителей разрешение и все вместе становятся в круг, читают стихотворение.
-Мы ладошку в ладошке сложим
И друг другу дружить предложим
Будем петь, путешествовать, играть,
Чтобы добрыми умными стать.
Воспитатель: А на чём мы с вами отправимся в путешествие?
Дети: ответы.
Воспитатель: А вот чтобы узнать, транспорт, на котором мы отправимся в путешествие отгадайте мою загадку?
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма и пара,
Паровозная сестричка
Кто такая? (электричка.)
Воспитатель: Сейчас я вам раздам билеты, с помощью них вы найдёте свою пару соотнеся геометрическую фигуру и цифру. А с собой мы возьмём рюкзак, я кое что нам в дорогу собрала.
(Дети строятся, затем под музыку имитируя, что едут поют песню)
Дети: Едут в электричке
Девчонки и мальчишки
Колёса со старанием
По рельсам тарахтят
Везут по расписанию
Компанию ребят.
Основная часть
2. Выдвижение гипотезы, анализ,
Экспериментирование.
(Приезжают на берег моря)
Воспитатель: Ребята посмотрите куда мы с вами приехали?
Кажется, это берег моря, ой посмотрите, а что это волной на
Берег вынесло?
(Находит бутылку достаёт из неё послание и размокшую карту)
Воспитатель: Это послание нашего барона в помощь нам он нарисовал и послал карту, а к ней записка не было у меня на острове ни карандаша, ни ручки, а только одни бананы и лимоны, поэтому карту я вам нарисовал лимонным соком, а за каждую выполненную задачу вы в награду будете получать элементы картинки.
Воспитатель: Да ребята, но на ней ничего не видно давайте сядем и
подумаем, как же её посмотреть?
Дети: ответы.
Воспитатель: Знаю я ребята один нехитрый способ.
Опыт№1. «Невидимая карта»
Цель: Подвести детей к пониманию, что в качестве чернил можно использовать различные жидкости, при нагревании которые имеют свойства проявляться.
Ход- эксперимента:
(Правила безопасности повторить)
На чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.
Вывод:
Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и карту можно будет почитать.
(Дети получают элементы картинки)
Воспитатель: А нам пора отправляться дальше, но вот беда у нас впереди море, как же мы переправимся через него? Давайте это выясним с помощью опыта. Давайте все оденем фартуки, чтобы не намочится.
Опыт№2. «Плавучесть предметов»
Цель: Сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть.
Ход-эксперимента:
Воспитатель предлагает детям, достав из рюкзака, брусок дерева, металлическая ложка, камешек, морская ракушка. Ребята, а как вы думайте какие предметы останутся на плаву?
Дети: ответы. (прогнозирование)
Детские предположения последовательно проверяются. Все предметы поочерёдно опускаются в воду.
Вывод: После завершения опыта дети высказывают предположения. Дерево лёгкое, а все остальные предметы тяжелые.
Воспитатель: А какое плавательное средство мы сможем смастерить из дерева.
Дети: Плот.
Воспитатель: Молодцы! (дети получают элементы картинок). Тогда поплыли.
Физкультминутка.
От зелёного причала
Оттолкнулся чудный плот,
Он поплыл назад сначала,
(Шагают назад)
А потом поплыл вперёд
(Шагают вперёд)
И поплыл, поплыл по морю
Набирая полный ход.
(Имитировать движение плота)
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на пути огромный ледяной айсберг, он нам весь путь перегородил, как же нам плыть дальше?
Дети: Ответы.
Воспитатель: А может мы его растопим?
Опыт: №3. «Таяние льда»
Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния льда от температуры нагрева, чем выше температура, тем быстрее тает лед.
Ход-эксперимента:
Воспитатель предлагает детям сесть за столы взять в руки кубики льда и понаблюдать как лёд растает и превратится в воду. А ещё как можно растопить лёд?
Дети: Ответы.
Вывод: Лёд тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лёд тает.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием вот вам награда.
Воспитатель: Айсберг мы растопили, а вот в дали уже остров виден и кажется нас встречает барон Мюнхаузен.
Барон Мюнхаузен: Здравствуйте ребята! Как я рад вас видеть какие вы молодцы прибыли ко мне на помощь, но как же мы вернёмся домой мой воздушный шар прохудился, что делать не знаю?
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что ещё осталось в нашем походном рюкзаке?
(Достаёт: надувной шарик, соду, лимонный сок, воронка и бутылочку с водой.)
С помощью этих вещей можно надуть воздушный шарик.
Давайте все сядем в круг на песке и будем наблюдать
Опыт: №4. «Надуй шарик с помощью лимона»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что при смешивании воды, пищевой соды, уксусной и лимонной кислоты выделяется углекислый газ.
Ход-эксперимента:
В бутылку с водой через воронку насыпаем две ложки пищевой соды. Из другой бутылочки добавляем лимонный сок смешенный с уксусом и быстро надеваем шарик на горлышко бутылки, закрепив скотчем.
Вывод: Пищевая сода и сок лимона смешанный с уксусом вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Заключительная часть.
(Дети получают последние элементы картины)
Воспитатель: Ребята у нас с вами было такое замечательное путешествие, мы узнали столько нового и интересного. Давайте соберём элементы и посмотрим, что же получится?
(Дети собирают разрезную картину)
Воспитатель: Что же в итоге получилось?
Дети: Дружба!
Барон Мюнхаузен: Только благодаря вашей дружбе вы сумели меня выручить. Спасибо вам большое! А теперь нам пора возвращаться обратно домой вас уже заждались ваши мамы и папы.
Воспитатель: Картину мы возьмём с собой и повесим в группе, глядя на неё мы будем вспоминать о нашем чудесном путешествии.
(Барон Мюнхаузен выносит шарики дети садятся в корзину и летят домой.
Дети возвращаются подбегают к родителям (формируют вывод в рассказах родителям.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в области "Познание" "Путешествие по Европе"
Образовательная деятельность "Путешествие по Европе", с использованием ИКТ, рекомендована для детей старшего дошкольного возраста. К НОД прилагается самоанализ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Область познание. "Путешествие в зимний лес" подг. лог. гр.
На этом занятии продолжают формироваться знания детей о жизни птиц, деревьев и животных в зимнее время года....
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе . Область познание. "Путешествие на лодке по водоему". Автор-составитель: педагог 1й квалификационной категории Ивановская Светлана Степановна
целью непосредственно-образовательной деятельности является знакомство детей с водными растениями. В форме путешествия на лодке дети познают воды и дно водоемов. В НОД интегрируются области: чтение ху...
НОД. Образовательная деятельность "Познание". "Путешествие по реке Волге". Подготовительная группа.
Беседа воспитателя с детьми о великой русской реке....
Конспект открытого показа непосредственной образовательной деятельности, старшая группа, область познание: "Путешествие по знакомым сказкам"
Продолжение формирования мыслительных операций (анализа,синтеза, сравнения,обобщения, классификации)...
Конспект открытого показа непосредственной образовательной деятельности, старшая группа, область познание: "Путешествие по знакомым сказкам"
Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)....
Конспект НОД В подготовительной к школе группе Образовательная деятельность: Познание. «Путешествие в космос»Задачи: Расширять представления детей о космосе и космических явлениях. Активизировать словарь по теме «Космос». Продолжать учить чтению. Развива
Муниципальное образовательное учреждение«Детский сад №35 г. Челябинск» Конспект НОДВ подготовительной к школе группеОбразовательная деятельность: П...