Проект по экологическому воспитанию "Насекомые"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект по экологическому воспитанию "Насекомые" направлен на формирование знаний детей об окружающем мире, на воспитание любви к природе и бережном к ней отношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.93 КБ |
![]() | 24.31 КБ |
![]() | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тип проекта:
По содержанию — познавательный , исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой
Сроки реализации:
краткосрочный ( 1 неделя)
Участники проекта:
• Воспитатели группы:
• Дети средней группы №6
• Родители
Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».
Задачи проекта:
• Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
• Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
• Воспитывать бережное отношение к живому.
• Развивать эмоциональную отзывчивость
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат проекта:
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
• Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
• Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
• Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
НОД (интегрированное) «Насекомые»- открытое занятие для педагогов детского сада.
Сотрудничество с семьёй:
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
• Придумывание рисунков-загадок о насекомых
НОД (интегрированное ) «Путешествие в мир насекомых»- открытое занятие для родителей
Продукты проекта:
• Прослушивание музыкальных произведений «Весенний лес», «Песня бабочки» ( дети)
• Божья коровка (аппликация; дети)
• Насекомые ( рисование; дети)
• Бабочка (конструирование из счетных палочек; дети)
• Насекомые (лепка; дети)
• проект «Насекомые» (воспитатель Руколеева Л.В.)
Ожидаемый результат по проекту:
• Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
• Для родителей:
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.
Проект состоит из двух этапов:
I этап – подготовительный:
• Разработка проекта
• Подбор литературных произведений о насекомых
• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме, изготовление дидактической игры по теме «Насекомые»
• Подбор материалов, игрушек и изготовление атрибутов для игровой деятельности
• Подбор музыкальных произведений по теме
• Составление плана основного этапа.
• Определение целей и задач проектной деятельности
II этап – основной (реализация проекта):
• Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание насекомых через лупу.
• Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Отгадывание загадок по теме.
• Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку «Песенка бабочки»
• Просмотр мультфильмов «Пчёлка Майя»
• Дидактические игры: «Угадай насекомое», «Как сказать правильно?» «Собери насекомое»
• С/Р игры, свободная деятельность детей
• Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Насекомые на полянке»
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование)
Достигнутые результаты по проекту «Насекомые»
В ходе реализации проекта «Насекомые » у детей сформировался выраженный интерес к насекомым, к жизни насекомых в природе, к особенностям их внешнего вида, окраске, к тому, как приспосабливаются насекомые к окружающей среде обитания.
Дети умеют различать насекомых по внешнему виду, знают названия насекомых, знакомы с особенностями насекомых, знают о способах передвижения насекомых и строении тела.
У детей сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных . Дети умеют делать выводы из наблюдений и устанавливать причинно-следственные связи.
Закрепилось стремление к правильному поведению по отношению к насекомым и бережному отношению ко всему живому в природе и к природе.
Закрепились коммуникативные навыки, умение работать в команде,
умение договариваться с другими детьми.
А так же закрепились умения и навыки выполнения творческо-продуктивной деятельности. (Рисования, лепки, аппликации)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 6
Педагогический проект
тема: «Насекомые»
Подготовила
воспитатель гр.№6
Руколеева Л.В.
Чебаркуль 2016 год
Предварительный просмотр:
Тема: «Насекомые»
Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Цель: Закрепить знания детей о насекомых.
Задачи:
1. Познавательное развитие: расширять знания и представления детей об особенностях насекомых, закреплять знания детей о насекомых, живущих в нашем крае.
2. Речевое развитие: развивать связную речь, логическое мышление, учить отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарный состав детей, формировать у детей умение слушать и отгадывать загадки. Развивать память, внимание.
3. Социально-коммуникативное развитие: развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
4. Художественно-эстетическое развитие: формировать умение слушать музыку, развивать творческие способности, закреплять навыки выполнения аппликации.
5. Физическое развитие: закреплять у детей умение играть в команде, выполняя правила игры, закреплять ориентацию в пространстве.
Методы и приемы: наглядный, словесный, беседа, художественное слово, игровые действия.
Оборудование:
• Оборудованная поляна с цветами
• Ободки с изображением насекомых
• Модели насекомых
• Иллюстрации насекомых
• Материалы к аппликации (божья коровка)
• Мольберт
• Мнемотаблица (насекомые)
• Музыкальная композиция (Мы едем, едем, едем..; Музыка весеннего леса; Песенка бабочки)
• Большие макеты цветов для игры «Насекомые»
• Деревянные рельефные палочки для пальчиковой гимнастики по количеству детей
Ход занятия
В. Дорогие ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие на лесную полянку, на машинах. И так в путь. Сели в машины, пристегнули ремни безопасности и поехали… Едем под музыкальное сопровождение.
В. Вот мы и приехали на лесную полянку. Посмотрите ребята, какая чудесная цветочная полянка, но приглядитесь, чего- то здесь не хватает, она какая- то необитаемая. А вот письмо, давайте прочитаем, что в нем, может мы узнаем почему на полянке никого нет. Читаем письмо.
Текст письма - Помогите! Помогите! Нас прогнала злая фея и чтоб мы вернулись нужно угадать про нас загадки. Жители полянки - насекомые.
В. Ребята поможем жителям полянки. (ответы детей), конечно же поможем.
В письме написаны загадки, которые мы должны отгадать:
1.У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза
Называем ее (стрекоза)
2. Не жужжу, когда сижу,
А жужжу, когда кружу (жук)
3. Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей)
4. Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка)
5. Зеленый чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам (кузнечик)
В. По мере отгадывания, воспитатель кладет насекомых на полянку.В. Вот сколько жителей появилось на полянке. А вот и еще жители полянки поспешили к нам. (в. кладет на полянку муху, пчелку) А как мы можем назвать их всех одним словом? (Ответы детей). Правильно ребята это насекомые.
В. Ребята присаживайтесь на стульчики вокруг полянки. Давайте расскажем, что мы знаем о насекомых. Вдруг еще какой- нибудь житель полянки расколдуется и появится. А помогать нам рассказывать о насекомых будут картинки. (мнемотаблица)
Воспитатель показывает иллюстрированную картинку с изображением насекомого и дети, опираясь на таблицу, по очереди отвечают на вопросы:
- Кто это?
- Величина, цвет?
- Части тела, сколько?
- Как передвигается.
В. Какие вы молодцы ребята! Скажите ребята, что общего у всех насекомых? (Ответы детей). Ребята, скажите какую пользу приносят насекомые.(Ответы детей).Как много вы рассказали о насекомых. Ой кто-то просится еще на полянку. Кто это ребята? (Ответы детей - это божья коровка).Садим на полянку божью коровку.
Динамическая пауза
Ребята поиграем в веселую игру. Превращаемся в насекомых. Воспитатель надевает детям на голову шапочки насекомых. Ребята, у кого какое насекомое тот и издает такие же звуки как звучит это насекомое, например комар – тоненько звенит, жук и пчела жужжат, мухи тоже звенят, но не как комары, а громче. Под музыку вы летаете и жужжите, а как только музыка закончится присаживайтесь возле больших цветков на полу. Если позволяет время можно повторить игру несколько раз. Дети играют в игру под музыкальную композицию «Песенка бабочки»
В. Ребята пока вы играли в насекомых, божья коровка мне сказала, что ей бы хотелось иметь друзей , подружек, давайте для нее смастерим подружек. (ответы детей) и ей на полянке будет еще веселее.
Воспитатель предлагает детям пройти за столик, где уже все приготовлено к выполнению аппликации. В. Ребята, перед тем как выполнить наших божьих коровок, давайте разомнем пальчики. Выполняется пальчиковая гимнастика с помощью деревянных рельефных палочек. Далее воспитатель показывает образец и ход работы. Аппликацию дети выполняют из вырезанных заранее деталей божьей коровки и листочка. Когда все ребята справились с аппликацией, воспитатель – молодцы ребята какие красивые божьи коровки у вас получились. (Аппликация выполняется под музыку «Весенний лес».) Давайте отнесем их на полянку. Вот сколько друзей появилось у божьей коровки.
Рефлексия. В. Ребята, интересное было у нас путешествие?(Ответы детей) А кого мы сегодня расколдовали ? (Ответы детей). Да, мы сегодня помогли насекомым. Ребята назовите пожалуйста насекомых которым мы помогли . (Ответы детей) . В. Ребята, все эти насекомые , живут в нашем крае, нашем городе, рядом с нами. Все они живые существа, и все живое на нашей планете нужно беречь, ведь даже маленькие насекомые очень важные жители нашей планеты, без них не будет ни птиц, ни леса, они очень важны. Ну а сейчас дорогие дети наше путешествие подошло к концу, мы снова сядем в машины и поедем обратно.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 6 первой категории
Конспект НОД (интегрированное)
для педагогов
дети среднего возраста (коррекционная группа)
Тема: «Насекомые»
Подготовила:
Воспитатель гр. № 6
Руколеева Л.В.
Чебаркуль 2016 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Любовь к Родине начинается с любви к природе»
Паспорт проекта Тип проекта: познавательный, творческий исследовательский, игровой Краткосрочный (1 неделя) по количеству участников: групповой Участники проекта: воспитатель, дети, родители
Актуальность проблемы Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Гипотеза Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Цель Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».
Задачи Определять по внешнему виду насекомое; Р ассказать о роли насекомых в природных сообществах; Ф ормировать у детей бережное отношение к природе Ф ормировать навыки исследовательской работы во время прогулки
1 ЭТАП ПРОЕКТА • Разработка проекта • Подбор литературных произведений о насекомых • Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме, изготовление д /игры по теме «Насекомые» • Подбор материалов, игрушек и изготовление атрибутов для игровой деятельности • Подбор музыкальных произведений по теме • Составление плана основного этапа. • Определение целей и задач проектной деятельности
2 ЭТАП Оформление информационного стенда для родителей; Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые»; Чтение и обсуждение художественной литературы по теме Прослушивание аудиозаписи звуков насекомых; Беседы по о знакомлению с окружающим миром «Путешествие в страну насекомых»; Оформление выставки детских работ « Букашечки-таракашечки » )
2 ЭТАП Наблюдение за насекомыми в их среде обитания Обыгрывание поведения насекомых в подвижных играх Творческо -п родуктивная деятельность(рисование, аппликация, лепка, конструирование) Дидактические игры по теме Сюжетно-ролевые игры , свободная деятельность детей •
2 ЭТАП •
2 ЭТАП •
2 ЭТАП •
2 ЭТАП •
2 ЭТАП •
Результаты исследования Сформировался устойчивый интерес детей к обитателям природы; Повысился уровень экологической грамотности воспитанников; У детей воспиталось чувство сопереживания и желания помочь маленьким жителям планеты
Выводы Воспитание у ребёнка младшего возраста любви и бережного отношения к окружающей природе, способствует формированию отзывчивой и гуманной личности
Берегите то, что нас окружает!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-82857-1380639312.jpg)
Проект: «Формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста на экологической тропе».
Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-513688-1415003544.jpg)
Проект по экологическому воспитанию на тему " Экологическая тропа-деревья, цветы и кустарники нашего детского сада"
воспитание экологически грамотного отношения к природе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-552471-1418825774.jpg)
проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.
Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-672088-1442941791.jpg)
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-1003555-1517226246.jpg)
Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»
Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/26/picture-1074641-1540572977.jpg)
«Реализация проекта «Предупреждающие экологические знаки» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Для ребёнка с ограниченными возможностями проективные технологии являются эффективными для развития экологической культуры при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, ег...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-1077656-1541265164.jpg)
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»
Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....