Проект по экологическому воспитанию "Насекомые"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект по экологическому воспитанию "Насекомые" направлен на формирование знаний детей об окружающем мире, на воспитание любви к природе и бережном к ней отношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.docx | 22.93 КБ |
konspekt_zanyatiya_nasekomye.docx | 24.31 КБ |
proekt_nasekomyeprezentatsiya1.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тип проекта:
По содержанию — познавательный , исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой
Сроки реализации:
краткосрочный ( 1 неделя)
Участники проекта:
• Воспитатели группы:
• Дети средней группы №6
• Родители
Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».
Задачи проекта:
• Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
• Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
• Воспитывать бережное отношение к живому.
• Развивать эмоциональную отзывчивость
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат проекта:
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
• Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
• Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
• Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
НОД (интегрированное) «Насекомые»- открытое занятие для педагогов детского сада.
Сотрудничество с семьёй:
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
• Придумывание рисунков-загадок о насекомых
НОД (интегрированное ) «Путешествие в мир насекомых»- открытое занятие для родителей
Продукты проекта:
• Прослушивание музыкальных произведений «Весенний лес», «Песня бабочки» ( дети)
• Божья коровка (аппликация; дети)
• Насекомые ( рисование; дети)
• Бабочка (конструирование из счетных палочек; дети)
• Насекомые (лепка; дети)
• проект «Насекомые» (воспитатель Руколеева Л.В.)
Ожидаемый результат по проекту:
• Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
• Для родителей:
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.
Проект состоит из двух этапов:
I этап – подготовительный:
• Разработка проекта
• Подбор литературных произведений о насекомых
• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме, изготовление дидактической игры по теме «Насекомые»
• Подбор материалов, игрушек и изготовление атрибутов для игровой деятельности
• Подбор музыкальных произведений по теме
• Составление плана основного этапа.
• Определение целей и задач проектной деятельности
II этап – основной (реализация проекта):
• Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание насекомых через лупу.
• Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Отгадывание загадок по теме.
• Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку «Песенка бабочки»
• Просмотр мультфильмов «Пчёлка Майя»
• Дидактические игры: «Угадай насекомое», «Как сказать правильно?» «Собери насекомое»
• С/Р игры, свободная деятельность детей
• Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Насекомые на полянке»
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование)
Достигнутые результаты по проекту «Насекомые»
В ходе реализации проекта «Насекомые » у детей сформировался выраженный интерес к насекомым, к жизни насекомых в природе, к особенностям их внешнего вида, окраске, к тому, как приспосабливаются насекомые к окружающей среде обитания.
Дети умеют различать насекомых по внешнему виду, знают названия насекомых, знакомы с особенностями насекомых, знают о способах передвижения насекомых и строении тела.
У детей сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных . Дети умеют делать выводы из наблюдений и устанавливать причинно-следственные связи.
Закрепилось стремление к правильному поведению по отношению к насекомым и бережному отношению ко всему живому в природе и к природе.
Закрепились коммуникативные навыки, умение работать в команде,
умение договариваться с другими детьми.
А так же закрепились умения и навыки выполнения творческо-продуктивной деятельности. (Рисования, лепки, аппликации)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 6
Педагогический проект
тема: «Насекомые»
Подготовила
воспитатель гр.№6
Руколеева Л.В.
Чебаркуль 2016 год
Предварительный просмотр:
Тема: «Насекомые»
Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Цель: Закрепить знания детей о насекомых.
Задачи:
1. Познавательное развитие: расширять знания и представления детей об особенностях насекомых, закреплять знания детей о насекомых, живущих в нашем крае.
2. Речевое развитие: развивать связную речь, логическое мышление, учить отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарный состав детей, формировать у детей умение слушать и отгадывать загадки. Развивать память, внимание.
3. Социально-коммуникативное развитие: развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
4. Художественно-эстетическое развитие: формировать умение слушать музыку, развивать творческие способности, закреплять навыки выполнения аппликации.
5. Физическое развитие: закреплять у детей умение играть в команде, выполняя правила игры, закреплять ориентацию в пространстве.
Методы и приемы: наглядный, словесный, беседа, художественное слово, игровые действия.
Оборудование:
• Оборудованная поляна с цветами
• Ободки с изображением насекомых
• Модели насекомых
• Иллюстрации насекомых
• Материалы к аппликации (божья коровка)
• Мольберт
• Мнемотаблица (насекомые)
• Музыкальная композиция (Мы едем, едем, едем..; Музыка весеннего леса; Песенка бабочки)
• Большие макеты цветов для игры «Насекомые»
• Деревянные рельефные палочки для пальчиковой гимнастики по количеству детей
Ход занятия
В. Дорогие ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие на лесную полянку, на машинах. И так в путь. Сели в машины, пристегнули ремни безопасности и поехали… Едем под музыкальное сопровождение.
В. Вот мы и приехали на лесную полянку. Посмотрите ребята, какая чудесная цветочная полянка, но приглядитесь, чего- то здесь не хватает, она какая- то необитаемая. А вот письмо, давайте прочитаем, что в нем, может мы узнаем почему на полянке никого нет. Читаем письмо.
Текст письма - Помогите! Помогите! Нас прогнала злая фея и чтоб мы вернулись нужно угадать про нас загадки. Жители полянки - насекомые.
В. Ребята поможем жителям полянки. (ответы детей), конечно же поможем.
В письме написаны загадки, которые мы должны отгадать:
1.У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза
Называем ее (стрекоза)
2. Не жужжу, когда сижу,
А жужжу, когда кружу (жук)
3. Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей)
4. Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок (бабочка)
5. Зеленый чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам (кузнечик)
В. По мере отгадывания, воспитатель кладет насекомых на полянку.В. Вот сколько жителей появилось на полянке. А вот и еще жители полянки поспешили к нам. (в. кладет на полянку муху, пчелку) А как мы можем назвать их всех одним словом? (Ответы детей). Правильно ребята это насекомые.
В. Ребята присаживайтесь на стульчики вокруг полянки. Давайте расскажем, что мы знаем о насекомых. Вдруг еще какой- нибудь житель полянки расколдуется и появится. А помогать нам рассказывать о насекомых будут картинки. (мнемотаблица)
Воспитатель показывает иллюстрированную картинку с изображением насекомого и дети, опираясь на таблицу, по очереди отвечают на вопросы:
- Кто это?
- Величина, цвет?
- Части тела, сколько?
- Как передвигается.
В. Какие вы молодцы ребята! Скажите ребята, что общего у всех насекомых? (Ответы детей). Ребята, скажите какую пользу приносят насекомые.(Ответы детей).Как много вы рассказали о насекомых. Ой кто-то просится еще на полянку. Кто это ребята? (Ответы детей - это божья коровка).Садим на полянку божью коровку.
Динамическая пауза
Ребята поиграем в веселую игру. Превращаемся в насекомых. Воспитатель надевает детям на голову шапочки насекомых. Ребята, у кого какое насекомое тот и издает такие же звуки как звучит это насекомое, например комар – тоненько звенит, жук и пчела жужжат, мухи тоже звенят, но не как комары, а громче. Под музыку вы летаете и жужжите, а как только музыка закончится присаживайтесь возле больших цветков на полу. Если позволяет время можно повторить игру несколько раз. Дети играют в игру под музыкальную композицию «Песенка бабочки»
В. Ребята пока вы играли в насекомых, божья коровка мне сказала, что ей бы хотелось иметь друзей , подружек, давайте для нее смастерим подружек. (ответы детей) и ей на полянке будет еще веселее.
Воспитатель предлагает детям пройти за столик, где уже все приготовлено к выполнению аппликации. В. Ребята, перед тем как выполнить наших божьих коровок, давайте разомнем пальчики. Выполняется пальчиковая гимнастика с помощью деревянных рельефных палочек. Далее воспитатель показывает образец и ход работы. Аппликацию дети выполняют из вырезанных заранее деталей божьей коровки и листочка. Когда все ребята справились с аппликацией, воспитатель – молодцы ребята какие красивые божьи коровки у вас получились. (Аппликация выполняется под музыку «Весенний лес».) Давайте отнесем их на полянку. Вот сколько друзей появилось у божьей коровки.
Рефлексия. В. Ребята, интересное было у нас путешествие?(Ответы детей) А кого мы сегодня расколдовали ? (Ответы детей). Да, мы сегодня помогли насекомым. Ребята назовите пожалуйста насекомых которым мы помогли . (Ответы детей) . В. Ребята, все эти насекомые , живут в нашем крае, нашем городе, рядом с нами. Все они живые существа, и все живое на нашей планете нужно беречь, ведь даже маленькие насекомые очень важные жители нашей планеты, без них не будет ни птиц, ни леса, они очень важны. Ну а сейчас дорогие дети наше путешествие подошло к концу, мы снова сядем в машины и поедем обратно.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 6 первой категории
Конспект НОД (интегрированное)
для педагогов
дети среднего возраста (коррекционная группа)
Тема: «Насекомые»
Подготовила:
Воспитатель гр. № 6
Руколеева Л.В.
Чебаркуль 2016 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Любовь к Родине начинается с любви к природе»
Паспорт проекта Тип проекта: познавательный, творческий исследовательский, игровой Краткосрочный (1 неделя) по количеству участников: групповой Участники проекта: воспитатель, дети, родители
Актуальность проблемы Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Гипотеза Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Цель Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».
Задачи Определять по внешнему виду насекомое; Р ассказать о роли насекомых в природных сообществах; Ф ормировать у детей бережное отношение к природе Ф ормировать навыки исследовательской работы во время прогулки
1 ЭТАП ПРОЕКТА • Разработка проекта • Подбор литературных произведений о насекомых • Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме, изготовление д /игры по теме «Насекомые» • Подбор материалов, игрушек и изготовление атрибутов для игровой деятельности • Подбор музыкальных произведений по теме • Составление плана основного этапа. • Определение целей и задач проектной деятельности
2 ЭТАП Оформление информационного стенда для родителей; Рассматривание иллюстраций по теме «Насекомые»; Чтение и обсуждение художественной литературы по теме Прослушивание аудиозаписи звуков насекомых; Беседы по о знакомлению с окружающим миром «Путешествие в страну насекомых»; Оформление выставки детских работ « Букашечки-таракашечки » )
2 ЭТАП Наблюдение за насекомыми в их среде обитания Обыгрывание поведения насекомых в подвижных играх Творческо -п родуктивная деятельность(рисование, аппликация, лепка, конструирование) Дидактические игры по теме Сюжетно-ролевые игры , свободная деятельность детей •
2 ЭТАП •
2 ЭТАП •
2 ЭТАП •
2 ЭТАП •
2 ЭТАП •
Результаты исследования Сформировался устойчивый интерес детей к обитателям природы; Повысился уровень экологической грамотности воспитанников; У детей воспиталось чувство сопереживания и желания помочь маленьким жителям планеты
Выводы Воспитание у ребёнка младшего возраста любви и бережного отношения к окружающей природе, способствует формированию отзывчивой и гуманной личности
Берегите то, что нас окружает!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста на экологической тропе».
Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам....
Проект по экологическому воспитанию на тему " Экологическая тропа-деревья, цветы и кустарники нашего детского сада"
воспитание экологически грамотного отношения к природе...
проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.
Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»
Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...
«Реализация проекта «Предупреждающие экологические знаки» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Для ребёнка с ограниченными возможностями проективные технологии являются эффективными для развития экологической культуры при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, ег...
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»
Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....