Учебно-методическое пособие "Летний сад"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Летний сад-интереснейший памятник архитектуры петровского времени, хорошо сохранившийся до наших дней. Летний сад стал официальной резиденцией, где устраивались ассамблеи, различные торжества и празднества. На аллеях сада были установлены скульптурные группы, статуи и бюсты, купленные в Италии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letniy_sad.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ЗНАНИЯМИ ОБ ИСТОРИИ РОССИИ И
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
«Так явственно из глубины веков,
Пытливый ум готовит к возрожденью.
Забытый гул забытых городов,
И бытия возвратное движенье»
А.Блок
Влияние ознакомления детей с элементарными знаниями об истории России и родного горда Санкт-Петербурга велико, так как это - основа, на которой должно строиться воспитание детей.
История - это память человечества, научный фундамент его деятельности и культуры, его нравственных устоев. Ничего не возникает на пустом месте. Настоящее опирается на уроки прошлого. Весь многовековой путь человечества во всей остроте классовых конфликтов, борьбы правды и лжи, добра и зла, как бы проходят перед нами, заставляя многое узнать, о многом задуматься и понять. История - это опыт жизни наших предков. «Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не знать и не любить историю Родины может только совершенно не развитый умственно» - писал Н.Г.Чернышевский.
Познакомясь с книгой Ишимовой «История России в рассказах для детей», увлеклась ее содержанием, ее идеей нравственности.
В повседневной жизни нашим детям приходится сталкиваться с бездуховностью окружающей жизни общества. Я загорелась желанием приобщить их к истокам русской культуры, чистоты, нравственности. Через занятия по истории России и города повысить их нравственный Уровень, развить любознательность, интерес к истории и окружающей жизни, любовь к Родине. И через знания развивать нравственные качества: коллективизм, честность, правдивость, храбрость - как одну из характерных черт русского народа, доброту к окружающим людям, гостеприимство.
Знания, которые дети получают на занятиях, экскурсиях, закрепляются и расширяются в повседневной жизни детей, на праздниках.
«ЧЕМ СЛАВИТСЯ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»
Цель занятия
:
1. Расширять знания детей о Родине. Развивать интерес к ее истории.
2. Развивать в детях нравственные качества, пробуждать возвышенные идеалы, честный благородный образ мыслей.
3. Воспитывать чувство гордости за свое Отечество, свой народ, за чудо-богатырей защитников Родины, слава о которых не меркнет в веках.
4. Продолжать развивать речь детей. Обогащать словарь детей новыми словами: отечество, предки, стан, жито.
Дети встают полукругом у карты России. Предлагаю детям послушать стихотворение:
«Страна, где мы впервые
вкусили сладость бытия
Поля, леса, холмы родные
Родного неба милый свет
Знакомые потоки.
Златые игры первых лет
и первых лет уроки.
Что вашу прелесть заменит
О, Родина святая!
Какое сердце не дрожит
Тебя благословляя!
Задаю детям вопросы:
1. Догадались, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
- О Родине
1. Как называется страна, в которой мы живем?
-Россия
Обвожу указкой контуры России и говорю:
«Любимый край!
Как ты велик
с границы до границы
и скорый поезд напрямик
в неделю не промчится...»
Издавна живут на этой земле люди сильные, добрые, трудолюбивые. И очень приветливые.
Дети вспомните стихотворение Владимира Солоухина «Здравствуйте.
Здравствуйте
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостнее
сделалась жизнь?
-
Здравствуйте, - то есть
Будьте в хорошем здоровье
Это главное в жизни
Я вам главного, лучшего в мире желаю!
Я вас встретил впервые!
Но я человек и вы человек
Мы люди на этой земле,
поклонимся же при встрече друг другу
- Здравствуйте!
Как я рад, что могу вам это сказать!
Большие красивые горда выросли на земле русской.
А в старину, в отечестве нашем России...
Говорю детям: продолжите мой рассказ, расскажите о ваших предках, т.е. о людях, живущих много лет назад.
Дети продолжают:
1 «Не было таких больших городов, а на этих местах некогда шумели непроходимые леса, были топкие болота, стояли дымные избушки. Были города, но не такие большие, как сейчас и жили в них люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные и добрые. Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно». И всегда исполняли обещанное».
2. Говорю. «Они были так гостеприимны...»
Дети продолжают:
«Что наказывали всякого хозяина. У которого гость был чем-либо оскорблен или обижен».
Говорю: «Они растили хлеб, охотились и хлеб так много значит для них, что называли они его словом «жито» от слова - жить; и может оттуда из далека дошли до нас пословицы.
Дети вспомните пословицы».
Дети вспоминают пословицы:
о хлебе:
1. Хлеб - всему голова.
2. Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
3. Нету хлеба не куска и в горнице тоска.
4. Худ обед - когда хлеба нет.
5. Хлеб да вода - богатырская еда.
о труде:
1. Солнце украшает землю, а человека труд.
2. Труд человека кормит, а лень портит.
3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
4. Долог день до вечера, коли делать нечего.
5. Кончил дело - гуляй смело.
о доброте:
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Добрый человек придет, словно солнце принесет.
о гостеприимстве:
1 Редкому гостю и двери настежь.
2. Русский человек хлеб-соль водит..
Рассказываю:
«Широко раскинулись степи русские - без конца и края, шло из этих степей на Русь много горюшка, налетели на русские земли злые кочевники - жгли и грабили, уводили людей в плен. Чтобы сберечь от них землю русскую - вставали на ее защиту чудо-богатыри».
Спрашиваю детей: (и показываю картину «Три богатыря»)
Каких вы знаете русских чудо-богатырей,защитников земли Русской? (- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор-богатырь). Расскажите, что вы знаете о них.
Рассказываю:
«Много лет оберегал землю Русскую богатырь Илья Муромец, ростом он велик, умом светел, глазами зорок. Но дома не построил, семьи не завел - все в степи, да в чистом поле правил службу воинскую.
Жила под Киевом вдова и был у нее любимый сын - богатырь Добрынюшка. По всей Руси о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Да и нрав у Добрынюшки спокойный и ласковый. Никого он не заругает, зря не обидит. Недаром люди прозвали его Добрынюшкой».
Об Алеше Поповиче
«В славном городе Ростове, у ростовского попа был один единственный сын. Звали его Алеша, прозвали по отцу Поповичем. Алеша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алеша не большой богатырь, зато смелостью да хитростью взял».
Спрашиваю детей:
1. Какая пословица была у богатырей самой любимой?
- «Один за всех, все за одного»
2. Как вы думаете почему?
- Дружба не раз их из беды выручала и поэтому, что больше всего ценили русские богатыри?
Кто загадку отгадает, тот отгадку получает:
«Ездит старый по святым горам.
Тут колеблется мать - сыра земля
Осыпаются камни в пропасти,
-Выливаются быстры реченьки».
( Святогор-богатырь.)
Святогор-богатырь передаёт вам послание от богатырей.
Дети читают послание:
1. Живи счастливо да учись.
2. Ученый водит, неученый следом ходит.
3. Рано веселей вставай
Заря счастья кует.
4. Ходи вправо, гляди браво.
5. Кто помоложе, с того ответ подороже.
6. Будь сын отца храбрее
Дочка матери добрее.
7. Живи с людьми дружно
Дружно не грузно,
8. А врозь, хоть брось
Молодцы ребята, хорошо вы знаете историю своей Родины, своего народа.
А знаете ли вы как называется город, в котором вы живете?
- Санкт-Петербург.
Что означает название города «Санкт-Петербург? (Город святого Петра)
Разгадайте кроссворд:
по горизонтали:
1. Основатель нашего города.
2. Главный проспект города.
3. Первая крепость города.
4. Где находится множество великих фонтанов.
5.Главная площадь города
6.Кроме церквей и храмов, что в нашем городе есть?
7. Название музея, где собраны экспонаты о земле русской.
8. Музей на главной площади города
9.Как называются каменные львы, у которых вы загадывали желание? (грифоны)
по вертикали: название города, где живём.
«Летний сад»
Программное содержание:
Учить детей видеть необычное, волшебное, сказочное среди того, что нас окружает.
- Продолжать развивать у детей образное восприятие.
- Показать детям связь между поколениями людей через их стремление украсить наш город.
- Продолжать воспитывать любознательность и наблюдательность у детей
Словарная работа: Ограда, чугунное кружево, решетка, фонари, балкон.
Предварительная работа:
- беседы;
- экскурсия с родителями: «Летний сад» - рассматривание иллюстраций,;
- изобразительная деятельность: «Чугунное кружево наших садов».
Ход занятия:
Наш город, ребята, один из прекрасных городов мира!
Чем же всё – таки удивителен Санкт – Петербург?
Почему, увидев его однажды, уже не забудешь никогда?
Почему его не спутаешь ни с каким другим городом?
Да потому, что он имеет своё удивительное, неповторимое «лицо», свой удивительный неповторимый характер.
Он необыкновенно сказочно красив, необыкновенно щедр, радушен и гостеприимен, необыкновенно талантлив и богат.
Его украшают парки, музеи, памятники. Его омывают воды реки Невы.
Одним из красивейших памятников архитектуры Петербурга является Летний сад.
Стихотворение:
)
Сказала мама: «Подойди» -
Я подошел поближе.
Сказала мама: «Погляди» -
И я сказал - «Ну, вижу.
Сказала мама: «Глупый ты пока еще сынище!
Решетка дивной красоты,
Второй такой не сыщешь
А я сказал: - Простой забор,
Хоть и высокий правда...
Сказала мама: - Вот позор...
И мы пошли обратно.
Потом я ел, гулял опять.
Играл с соседским Петей
И наконец улегся спать при выключенном свете.
И тут как будто наяву я вдруг увидел четко
Листву, решетку и Неву. Красивая решетка!
Посмотрите на эту дивную решетку, которая известна всему миру (фотография).
Будьте внимательны и постарайтесь описать ее. Что вы видите? Вы очень внимательны и, конечно же увидели все те ажурные кружева, из которых она «сплетена».
Золотятся лепестки цветов среди натянутых струн решётки Летнего сада, и не боятся ни ветра, ни морозов охапки роз в корзинах на его садовых воротах, обращенных к Неве.
Как красиво сочетание чёрного и золотого цвета, это так величественно и царственно.
Ребята, а кто из вас был в Летнем саду летом! Летом там очень красиво. Летний сад очень тенист: старинные липы, клены, дубы украшают аллеи.
Петербуржцы любят отдохнуть, посидеть на скамейках под тенистыми деревьями в жаркий день. Растет здесь и самый старый дуб, посаженный еще Петром I
Летом вы увидите много красивых, зеленых деревьев, сквозь ажурную решетку сада.
Эта решетка кажется тонкой, воздушной и легкой. Наш город давно славится этой «вышивкой». И самым красивым считается «кружево» решетки Летнего сада.
Об этой решетке известно много историй и случаев. Я расскажу вам один из них.
В наш город приехал иностранец осматривать достопримечательности Санкт-Петербурга и решил начать экскурсию с Летнего сада.
Рано утром он сел напротив решетки и просидел так целый день, не спуская с нее глаз. Он увидел, что решетка выглядит по-разному в различное время суток. Красота ее так поразила иностранца, что он на следующий день уехал, чтобы это впечатление навсегда осталось в его памяти и не затмить его другими памятниками города.
Давайте и мы внимательно посмотрим на нее, чтобы запомнить это волшебство». (Фотография с изображением решетки Летнего сада),
«Завидую приезжим, в город мой.
Их радость увидеть первым взглядом
Неву с ее гранитом, Летним садом
С дворцами, тесно выросшими рядом.
Дивиться черным с золотыми оградами
Вобрать в себя и увезти домой
Жемчужную прозрачность белой ночи,
На Марсовом - пыланъе алых роз.
И радостью наполнится до слез,
Когда разводят многотонный мост. Как детскую игрушку...»
Летний сад был создан по велению Петра 1.
Планировка сада соответствовала модному стилю. Симметрично расположенные аллеи и дорожки пересекали территорию Летнего сада в строго определенном порядке. Кронам деревьев и кустарников при помощи декоративной стрижки придавалась самая разнообразная форма. Для украшения Летнего сада были устроены фонтаны, возведены грот, галереи на берегу Невы, разнообразные павильоны.
В аллеях сада были установлены скульптурные группы, статуи и бюсты. Отовсюду привозили для царского сада редкие деревья и цветы.
Позже увлечение пейзажными парками привело к тому, что кроны деревьев перестали подстригать, и они обрели со временем естественную красоту. К этому времени Летний сад уже не был царской резиденцией и стал излюбленным местом прогулок горожан.
Здесь находился и находится до сих пор, как архитектурный памятник, летний дворец Петра I.
Летний сад украшают мраморные статуи. Особенно много скульптур белеет в темной зелени главной аллеи. Она прямая, широкая, с тенистым сводом вековых деревьев. Летний сад красив в любое время года, но особенно он прекрасен в начале осени. Когда осень только тронула своей кистью деревья и засверкали в густой листве золотые и багряные краски.
Незабываемый «Летний сад и весной»:
День золотой, благоуханный
Весной прекрасен «Летний сад»
Голубоватый и туманный
За сенью кружевных оград! (В.Княжин)
В» Летнем саду» любили гулять А.С.Пушкин и И.А.Крылов.
Великий русский поэт, и всеми любимый баснописец любили гулять в Летнем саду и здесь они написали многие свои произведения.
А здесь нам надо решить примеры и решив их мы прочтем имя человека, который решил основать этот дивный сад.
6-4 2 = Ё 8-5 3 = Т 9-8 1 = П 3+1 4=Р |
Молодцы, это, конечно же, Петр I приказал посадить сад, который до сих пор дивит нас своей красотой.
Вот вам задание.
Какое излюбленное место наших горожан изобразил художник?
Вот какой красивый сад!
Здесь есть памятник Крылову
Ваза у пруда стоит.
А решетка - просто чудо:
Вся на солнышке блестит,
Много людей потрудилось, чтобы сделать ее и здесь установить. Смотрите, как красиво стоят колонны, увенчанные вазами и урнами, а между ними высокая решетка - «простая, красивая и очень легкая на вид». Ее архитектор Ю.М.Фельтон, который подарил нам вид этого совершенства.
Ребята, мы часто рассматриваем постройки нашего города и затем пытаемся быть архитекторами и строим новые или воссоздаем эти.
Сегодня мы с вами будем художниками. И вы на листе бумаги попробуете изобразить чугунное кружево решетки «Летнего сада».
В Петербурге - весна!
Как красиво вокруг!
Над Невой солнце ясное светит,
С криком чайки кружат над Невой,
О, прекраснейший город на свете!
(Л. Цебровская 1
.Здравствуй, город наш любимый,
Город музыки, дождя,
Самый лучший и красивый
Град Великого Петра I
(Л.Цебровская)
Всем улыбки даришь ты, И каналы, и мосты.
И соборы-терема, И прекрасные дома!
Даже солнце в синеве, Славит город на Неве,
Петербургу шлем привет, Краше места в мире нет!
(В. Шефнер)
Наш город. Балтикою пахнущий,
Стоит на невском берегу,
Как хлебосольный дом, распахнутый,
Он гордо смотрит в синеву.
(Ю. Капустина)
Наш город – морская держава,
И с самых далёких веков
Лучшей традицией стало
Балтийских растить моряков.
Мы ребята скажем прямо,
Будущие моряки
Ветер с Балтики студеной
Обжигает нам виски.
Просто город наш такой,
Просто город наш морской
Ну а вид у всех мальчишек,
Независимый мужской.
Я рад, что в славном городе живу,
Люблю его дворцы, люблю Неву
Старинных зданий расписной фасад,
Чудесный, старый Летний сад.
«Летний сад»
День золотой благоуханный,
Весной прекрасен Летний сад,
Голубоватый и туманный,
За сенью кружевных оград! (В.Княжин)
«Памятник Петру 1»
Вот памятник царю Петру,
И царскому коню,
Фотографируют его
По 200 раз на дню.
Царь много славных дел свершил,
А конь неоднократно
Его на подвиги возил
И привозил обратно. ( М. Борисова)
«Адмиралтейство»
Над грохотом и пылью
Над шумной суетой,
Плывёт на тонком шпиле
Кораблик золотой.
Летают рядом чайки,
Звезда горит вдали
Он рад был бы причалить
Да в небе нет земли. (М.Борисова)
Ночи наши сказочные белые,
Всё кругом светло, почти как днём,
Такие ночи, ты мой друг запомни,
Бывают только в городе моём. (Г.Портнов)
Петербург!
Как горящая в небе звезда,
День и ночь ты нам издали светишь,
Мы не верили в чудо ещё никогда,
Нынче знаем, есть чудо на свете.
Наш город - морская держава,
И с самых далеких веков
Лучшей традицией стало
Балтийских растить моряков.
Мы ребята - скажем прямо,
Будущие моряки.
Ветер с Балтики студеной
обжигает нам виски.
Просто город наш такой,
Просто город наш морской,
Ну а вид у всех мальчишек,
Независимый, мужской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал для работы с родителями подготовительной к школе группы на учебный год.
План работы с родителями на учебный год...
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
Учебно - методическое пособие "Проектирование учебно - образовательной деятельности в ДОУ".
Учебно - методическое пособие, для детей в ДОУ....
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи
Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...