Учебно-методическое пособие "Летний сад"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Летний сад-интереснейший памятник архитектуры петровского времени, хорошо сохранившийся до наших дней. Летний сад стал официальной резиденцией, где устраивались ассамблеи, различные торжества и празднества. На аллеях сада были установлены скульптурные группы, статуи и бюсты, купленные в Италии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letniy_sad.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ ЗНАНИЯМИ ОБ ИСТОРИИ РОССИИ И

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

«Так явственно из глубины веков,

Пытливый ум готовит к возрожденью.

Забытый гул забытых городов,

И бытия возвратное движенье»

А.Блок

Влияние ознакомления детей с элементарными знаниями об истории России и родного горда Санкт-Петербурга велико, так как это - основа, на которой должно строиться воспитание детей.

История - это память человечества, научный фундамент его деятельности и культуры, его нравственных устоев. Ничего не возникает на пустом месте. Настоящее опирается на уроки прошлого. Весь многовековой путь человечества во всей остроте классовых конфликтов, борьбы правды и лжи, добра и зла, как бы проходят перед нами, заставляя многое узнать, о многом задуматься и понять. История - это опыт жизни наших предков. «Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не знать и не любить историю Родины может только совершенно не развитый умственно» - писал Н.Г.Чернышевский.

Познакомясь с книгой Ишимовой «История России в рассказах для детей», увлеклась ее содержанием, ее идеей нравственности.

В повседневной жизни нашим детям приходится сталкиваться с бездуховностью окружающей жизни общества. Я загорелась желанием приобщить их к истокам русской культуры, чистоты, нравственности. Через занятия по истории России и города повысить их нравственный Уровень, развить любознательность, интерес к истории и окружающей жизни, любовь к Родине. И через знания развивать нравственные качества: коллективизм, честность, правдивость, храбрость - как одну из характерных черт русского народа, доброту к окружающим людям, гостеприимство.

 Знания, которые дети получают на занятиях, экскурсиях, закрепляются и расширяются в повседневной жизни детей, на праздниках.

«ЧЕМ СЛАВИТСЯ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»

Цель занятия

:

1. Расширять знания детей о Родине. Развивать интерес к ее истории.

2. Развивать в детях нравственные качества, пробуждать возвышенные идеалы, честный благородный образ мыслей.

3. Воспитывать чувство гордости за свое Отечество, свой народ, за чудо-богатырей защитников Родины, слава о которых не меркнет в веках.

4. Продолжать развивать речь детей. Обогащать словарь детей новыми словами: отечество, предки, стан, жито.


 Дети встают полукругом у карты России. Предлагаю детям послушать стихотворение:

«Страна, где мы впервые

вкусили сладость бытия

Поля, леса, холмы родные

Родного неба милый свет

Знакомые потоки.

Златые игры первых лет

и первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит

О, Родина святая!

Какое сердце не дрожит

Тебя благословляя!

Задаю детям вопросы:

1. Догадались, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

- О Родине

1. Как называется страна, в которой мы живем?

-Россия        

Обвожу указкой контуры России и говорю:

«Любимый край!

Как ты велик

с границы до границы

и скорый поезд напрямик

в неделю не промчится...»

Издавна живут на этой земле люди сильные, добрые, трудолюбивые. И очень приветливые.

Дети вспомните стихотворение Владимира Солоухина «Здравствуйте.

Здравствуйте

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостнее

сделалась жизнь?

-

 Здравствуйте, - то есть

Будьте в хорошем здоровье

Это главное в жизни

Я вам главного, лучшего в мире желаю!

Я вас встретил впервые!

Но я человек и вы человек

Мы люди на этой земле,

поклонимся же при встрече друг другу

- Здравствуйте!

Как я рад, что могу вам это сказать!

Большие красивые горда выросли на земле русской.

А в старину, в отечестве нашем России...

Говорю детям: продолжите мой рассказ, расскажите о ваших предках, т.е. о людях, живущих много лет назад.

Дети продолжают:

1 «Не было таких больших городов, а на этих местах некогда шумели непроходимые леса, были топкие болота, стояли дымные избушки. Были города, но не такие большие, как сейчас и жили в них люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные и добрые. Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно». И всегда исполняли обещанное».

2. Говорю. «Они были так гостеприимны...»

Дети продолжают:

«Что наказывали всякого хозяина. У которого гость был чем-либо оскорблен или обижен».

Говорю: «Они растили хлеб, охотились и хлеб так много значит для них, что называли они его словом «жито» от слова - жить; и может оттуда из далека дошли до нас пословицы.

Дети вспомните пословицы».

Дети вспоминают пословицы:

о хлебе:

1. Хлеб - всему голова.

2. Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

3. Нету хлеба не куска и в горнице тоска.

4. Худ обед - когда хлеба нет.

5. Хлеб да вода - богатырская еда.

 о труде:

1. Солнце украшает землю, а человека труд.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

4. Долог день до вечера, коли делать нечего.

5. Кончил дело - гуляй смело.

 о доброте:

1. Жизнь дана на добрые дела.

2. Добрый человек придет, словно солнце принесет.

о гостеприимстве:

1 Редкому гостю и двери настежь.

2. Русский человек хлеб-соль водит..

Рассказываю:

«Широко раскинулись степи русские - без конца и края, шло из этих степей на Русь много горюшка, налетели на русские земли злые кочевники - жгли и грабили, уводили людей в плен. Чтобы сберечь от них землю русскую - вставали на ее защиту чудо-богатыри».

Спрашиваю детей: (и показываю картину «Три богатыря»)

Каких вы знаете русских чудо-богатырей,защитников земли Русской? (- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор-богатырь). Расскажите, что вы знаете о них.

Рассказываю:

«Много лет оберегал землю Русскую богатырь Илья Муромец, ростом он велик, умом светел, глазами зорок. Но дома не построил, семьи не завел - все в степи, да в чистом поле правил службу воинскую.

Жила под Киевом вдова и был у нее любимый сын - богатырь Добрынюшка. По всей Руси о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Да и нрав у Добрынюшки спокойный и ласковый. Никого он не заругает, зря не обидит. Недаром люди прозвали его Добрынюшкой».

Об Алеше Поповиче

«В славном городе Ростове, у ростовского попа был один единственный сын. Звали его Алеша, прозвали по отцу Поповичем. Алеша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алеша не большой богатырь, зато смелостью да хитростью взял».

Спрашиваю детей:

1. Какая пословица была у богатырей самой любимой?

- «Один за всех, все за одного»

2. Как вы думаете почему?

- Дружба не раз их из беды выручала и поэтому, что больше всего ценили русские богатыри?

Кто загадку отгадает, тот отгадку получает:

«Ездит старый по святым горам.

 Тут колеблется мать - сыра земля

Осыпаются камни в пропасти,

-Выливаются быстры реченьки».

( Святогор-богатырь.)

 Святогор-богатырь передаёт вам послание от богатырей.

Дети читают послание:

1. Живи счастливо да учись.

2. Ученый водит, неученый следом ходит.

3. Рано веселей вставай

Заря счастья кует.

4. Ходи вправо, гляди браво.

5. Кто помоложе, с того ответ подороже.

6. Будь сын отца храбрее

Дочка матери добрее.

7. Живи с людьми дружно

Дружно не грузно,

8. А врозь, хоть брось

Молодцы ребята, хорошо вы знаете историю своей Родины, своего народа.

А знаете ли вы как называется город, в котором вы живете?

- Санкт-Петербург.

Что означает название города «Санкт-Петербург? (Город святого Петра)

Разгадайте кроссворд:

по горизонтали:

1. Основатель нашего города.

2. Главный проспект города.

3. Первая крепость города.

4. Где находится множество великих фонтанов.

5.Главная площадь города

6.Кроме церквей и храмов, что в нашем городе есть?

7. Название музея, где собраны экспонаты о земле русской.

8. Музей на главной площади города

9.Как называются каменные львы, у которых вы загадывали желание? (грифоны)

по вертикали: название города, где живём.


«Летний сад»

Программное содержание:

Учить детей видеть необычное, волшебное, сказочное среди того, что нас окружает.

- Продолжать развивать у детей образное восприятие.

- Показать детям связь между поколениями людей через их стремление украсить наш город.

- Продолжать воспитывать любознательность и наблюдательность у детей

Словарная работа: Ограда, чугунное кружево, решетка, фонари, балкон.

Предварительная работа:
- беседы;

 - экскурсия с родителями: «Летний сад» - рассматривание иллюстраций,;

 - изобразительная деятельность:  «Чугунное кружево наших садов».


Ход занятия:

Наш город, ребята, один из прекрасных городов мира!

Чем же всё – таки удивителен Санкт – Петербург?

Почему, увидев его однажды, уже не забудешь никогда?

Почему его не спутаешь ни с каким другим городом?

Да потому, что он имеет своё удивительное, неповторимое «лицо», свой удивительный неповторимый характер.

Он необыкновенно сказочно красив, необыкновенно щедр, радушен и гостеприимен, необыкновенно талантлив и богат.

Его украшают парки, музеи, памятники. Его омывают воды реки Невы.

Одним из красивейших памятников архитектуры Петербурга является Летний сад.

Стихотворение:

)

Сказала мама: «Подойди» -

Я подошел поближе.

Сказала мама: «Погляди» -

И я сказал - «Ну, вижу.

 Сказала мама: «Глупый ты пока еще сынище!

Решетка дивной красоты,

 Второй такой не сыщешь

А я сказал: - Простой забор,

Хоть и высокий правда...

 Сказала мама: - Вот позор...

И мы пошли обратно.

Потом я ел, гулял опять.

Играл с соседским Петей

И наконец улегся спать при выключенном свете.

И тут как будто наяву я вдруг увидел четко

Листву, решетку и Неву. Красивая решетка!

Посмотрите на эту дивную решетку, которая известна всему миру (фотография).

Будьте внимательны и постарайтесь описать ее. Что вы видите? Вы очень внимательны и, конечно же увидели все те ажурные кружева, из которых она «сплетена».

Золотятся лепестки цветов среди натянутых струн решётки Летнего сада, и не боятся ни ветра, ни морозов охапки роз в корзинах на его садовых воротах, обращенных к Неве.

Как красиво сочетание чёрного и золотого цвета, это так величественно и царственно.

Ребята, а кто из вас был в Летнем саду летом! Летом там очень красиво. Летний сад очень тенист: старинные липы, клены, дубы украшают аллеи.

Петербуржцы любят отдохнуть, посидеть на скамейках под тенистыми деревьями в жаркий день. Растет здесь и самый старый дуб, посаженный еще Петром I

Летом вы увидите много красивых, зеленых деревьев, сквозь ажурную решетку сада.

Эта решетка кажется тонкой, воздушной и легкой. Наш город давно славится этой «вышивкой». И самым красивым считается «кружево» решетки Летнего сада.

Об этой решетке известно много историй и случаев. Я расскажу вам один из них.

В наш город приехал иностранец осматривать достопримечательности Санкт-Петербурга и решил начать экскурсию с Летнего сада.

Рано утром он сел напротив решетки и просидел так целый день, не спуская с нее глаз. Он увидел, что решетка выглядит по-разному в различное время суток. Красота ее так поразила иностранца, что он на следующий день уехал, чтобы это впечатление навсегда осталось в его памяти и не затмить его другими памятниками города.

Давайте и мы внимательно посмотрим на нее, чтобы запомнить это волшебство». (Фотография с изображением решетки Летнего сада),

«Завидую приезжим, в город мой.

 Их радость увидеть первым взглядом

Неву с ее гранитом, Летним садом

С дворцами, тесно выросшими рядом.

Дивиться черным с золотыми оградами

Вобрать в себя и увезти домой

Жемчужную прозрачность белой ночи,

На Марсовом - пыланъе алых роз.

И радостью наполнится до слез,

Когда разводят многотонный мост. Как детскую игрушку...»

Летний сад был создан по велению Петра 1.

Планировка сада соответствовала модному стилю. Симметрично расположенные аллеи и дорожки пересекали территорию Летнего сада в строго определенном порядке. Кронам деревьев и кустарников при помощи декоративной стрижки придавалась самая разнообразная форма. Для украшения Летнего сада были устроены фонтаны, возведены грот, галереи на берегу Невы, разнообразные павильоны.

В аллеях сада были установлены скульптурные группы, статуи и бюсты. Отовсюду привозили для царского сада редкие деревья и цветы.

Позже увлечение пейзажными парками привело к тому, что кроны деревьев перестали подстригать, и они обрели со временем естественную красоту. К этому времени Летний сад уже не был царской резиденцией и стал излюбленным местом прогулок горожан.

Здесь находился и находится до сих пор, как архитектурный памятник, летний дворец Петра I.

Летний сад украшают мраморные статуи. Особенно много скульптур белеет в темной зелени главной аллеи. Она прямая, широкая, с тенистым сводом вековых деревьев. Летний сад красив в любое время года, но особенно он прекрасен в начале осени. Когда осень только тронула своей кистью деревья и засверкали в густой листве золотые и багряные краски.

Незабываемый «Летний сад и весной»:

День золотой, благоуханный

Весной прекрасен «Летний сад»

Голубоватый и туманный

За сенью кружевных оград!  (В.Княжин)

В» Летнем саду» любили гулять А.С.Пушкин и И.А.Крылов.

Великий русский поэт, и всеми любимый баснописец любили гулять в Летнем саду и здесь они написали многие свои произведения.

А здесь нам надо решить примеры и решив их мы прочтем имя человека, который решил основать этот дивный сад.

6-4         2 = Ё

 8-5          3 = Т

 9-8         1 = П

3+1        4=Р

Молодцы, это, конечно же, Петр I приказал посадить сад, который до сих пор дивит нас своей красотой.

Вот вам задание.

Какое излюбленное место наших горожан изобразил художник?

Вот какой красивый сад!

Здесь есть памятник Крылову
Ваза у пруда стоит.
А решетка - просто чудо:
Вся на солнышке блестит,

Много людей потрудилось, чтобы сделать ее и здесь установить. Смотрите, как красиво стоят колонны, увенчанные вазами и урнами, а между ними высокая решетка - «простая, красивая и очень легкая на вид». Ее архитектор Ю.М.Фельтон, который подарил нам вид этого совершенства.

Ребята, мы часто рассматриваем постройки нашего города и затем пытаемся быть архитекторами и строим новые или воссоздаем эти.

Сегодня мы с вами будем художниками. И вы на листе бумаги попробуете изобразить чугунное кружево решетки «Летнего сада».

 


 В Петербурге - весна!

Как красиво вокруг!
Над Невой солнце ясное светит,
С криком чайки кружат над Невой,
О, прекраснейший город на свете!

(Л. Цебровская        1

.Здравствуй, город наш любимый,
Город музыки, дождя,
Самый лучший и красивый
Град Великого Петра I

(Л.Цебровская)

Всем улыбки даришь ты, И каналы, и мосты.

И соборы-терема, И прекрасные дома!

Даже солнце в синеве, Славит город на Неве,

Петербургу шлем привет, Краше места в мире нет!

(В. Шефнер)

        Наш город. Балтикою пахнущий,
Стоит на невском берегу,
Как хлебосольный дом, распахнутый,
Он гордо смотрит в синеву.

(Ю. Капустина)

Наш город – морская держава,

И с самых далёких веков

Лучшей традицией стало

Балтийских растить моряков.

Мы ребята скажем прямо,

Будущие моряки

Ветер с Балтики студеной

Обжигает нам виски.

Просто город наш такой,

Просто город наш морской

Ну а вид у всех мальчишек,

Независимый мужской.

Я рад, что в славном городе живу,

Люблю его дворцы, люблю Неву

Старинных зданий расписной фасад,

Чудесный, старый Летний сад.

«Летний сад»

День золотой благоуханный,

Весной прекрасен Летний сад,

Голубоватый и туманный,

За сенью кружевных оград!            (В.Княжин)

«Памятник Петру 1»

Вот памятник царю Петру,

И царскому коню,

Фотографируют его

По 200 раз на дню.

Царь много славных дел свершил,

А конь неоднократно

Его на подвиги возил

И привозил обратно.               ( М. Борисова)

«Адмиралтейство»

Над грохотом и пылью

Над шумной суетой,

Плывёт на тонком шпиле

Кораблик золотой.

Летают рядом чайки,

Звезда горит вдали

Он рад был бы причалить

Да в небе нет земли.               (М.Борисова)

Ночи наши сказочные белые,

Всё кругом светло, почти как днём,

Такие ночи, ты мой друг запомни,

Бывают только в городе моём.             (Г.Портнов)

Петербург!

Как горящая в небе звезда,

День и ночь ты нам издали светишь,

Мы не верили в чудо ещё никогда,

Нынче знаем, есть чудо на свете.

Наш город - морская держава,

И с самых далеких веков

Лучшей традицией стало

 Балтийских растить моряков.

Мы ребята - скажем прямо,

Будущие моряки.

Ветер с Балтики студеной

обжигает нам виски.

Просто город наш такой,

Просто город наш морской,

Ну а вид у всех мальчишек,

Независимый, мужской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...