Проект в старшей группе Тема: «Богата мастерами земля Русская»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Устинова Яна Алексеевна

Актуальность

Интерес к теме вызван тем, что каждому человеку нашей богатой, славными традициями, страны, важно знать о ее истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к богатой русской культуре. Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

         Цель: знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев - дымковской и городецкой игрушками, гжельской и хохломской росписями, русской матрёшкой.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о русских народных промыслах.
  2. Развивать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи.
  3. Расширять словарный запас детей за счет названий различных видов росписи.
  4. Совершенствовать умение детей вести диалог, участвовать в беседе, создавать условия для речевой активности.
  5. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.
  6. Формировать эмоциональную отзывчивость, при восприятии изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_promysly.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад №143 Невского района

Проект

в старшей группе

Тема: «Богата мастерами земля Русская»

подготовили воспитатели

Устинова Я.А.

Кузнецова С.В.

г. Санкт-Петербург

2020

Актуальность

Интерес к теме вызван тем, что каждому человеку нашей богатой, славными традициями, страны, важно знать о ее истории, о мастерстве русских умельцев, о народном искусстве. Чтобы чувствовать любовь к Родине, воспитывать чувство прекрасного, принадлежность к богатой русской культуре. Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

        Цель: знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев - дымковской и городецкой игрушками, гжельской и хохломской росписями, русской матрёшкой.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о русских народных промыслах.
  2. Развивать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи.
  3. Расширять словарный запас детей за счет названий различных видов росписи.
  4. Совершенствовать умение детей вести диалог, участвовать в беседе, создавать условия для речевой активности.
  5. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.
  6. Формировать эмоциональную отзывчивость, при восприятии изделий.

Планируемый результат:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Способны отличить особенности, характерные для каждого вида росписи, способны самостоятельно выбрать соответствующую цветовую гамму; овладели новым словами по теме "Русский фольклор", способны назвать промыслы России. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Неделя, предшествующая проекту.

        Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов дымковской и городецкой игрушками, гжельской и хохломской росписями, русской матрёшкой. Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями, силуэтами, обводками. Создание альбома «Народные промыслы». Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей интереса к декоративно - прикладному искусству.  Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». Размещение книг и иллюстраций в РППС среде группы.

В семье:

                Информационный материал в родительские уголки: папки–передвижки на тему «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»».Привлечение родителей к сбору предметов народных промыслов для мини-музея в группе. Привлечение родителей к участию в выставке поделок.

Возраст, особенности развития ребенка

Результат и продукт проекта

Системная паутинка проекта

Дошкольный возраст  сензитивен, наиболее благоприятен для  развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Предшествующие  годы жизни ребенка являются тем  фундаментом, на котором основан  творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста. Приобретенный  детьми  опыт в изобразительной  деятельности поднимается  на новый качественный уровень . К старшему дошкольному  возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Ребенок пяти – шести лет, воспринимая окружающие объекты, уже  пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто  привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке. У детей  пяти - шести лет наблюдается  уже сознательное использование  цвета, формы, построения рисунка и  других творческих работ, как выразительных  средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции.

Социально-коммуникативное развитие:

Дети с уважением относятся к труду мастеров, бережно относятся к изделиям декоративно-прикладного творчества. Способны понять сколько труда вложено мастером в каждое изделие. Эмоционально положительно, с интересом  воспринимают изделия народного творчества. Формируется положительная самооценка, уверенность в себе, чувство принадлежности к родному краю.

Познавательное развитие: знают и называют народные промыслы, имеют представление о дымковской и городецкой игрушках, способны нарисовать несколько узоров дымковской, городецкой, гжельской, хохломской росписи. Различают различные виды росписи, видят их характерные особенности (цвет, детали).

Способны самостоятельно выбрать детали конструктора ТИКО (по форме) необходимые для конструирования макета. Свободно без затруднений соединяют детали конструктора. Овладели навыком создания объемной фигуры из плоскостной.

Речевое развитие:

Способны рассказать что такое народные промыслы. Составить по образцу простые и сложные предложения по теме. С удовольствием пересказывают русские народные сказки, повторяют потешки и скороговорки.

Художественно-эстетическое развитие:

Способны создавать на бумаге узоры по мотивам дымковской, городецкой, гжельской, хохломской росписи. Знают как создать декоративные элементы при лепке богородской игрушки. Овладели умением складывать из бумаги в технике оригами русскую рубашку.  

 

Изготовление Продукта - макеты "Балалайка, самовар, расписная посуда".

1.Рассмотреть иллюстрации  (дымковской и городецкой игрушки, узоров дымковской, городецкой, гжельской, хохломской росписи).

2.Обсудить что такое народные промыслы, что к ним относится.

3.Использовать в художественном творчестве приемы и узоры мотивов дымковской, городецкой, гжельской, хохломской росписи.

4.Обсудить изготовление макетов (что именно будем изготавливать? из какого материала это можно изготовить? какие детали можно использовать? есть ли в группе необходимые материалы для макетов или что-то необходимо принести?).

6.Изготовить макеты "Балалайка, самовар, расписная посуда".

7.Обсудить все ли получилось, можно ли играть с макетами,  можно ли по такому же принципу изготовить макеты других декоративных изделий.


Планирование старшая группа. Продукт - макеты "Балалайка, самовар, расписная посуда".

Первая неделя.

Понедельник. Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Познавательное развитие. Тема: "Народные промыслы России". 

Цель: дать представление о том, что такое промысел. Обобщить знания детей о народных промыслах России. Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов Формировать умение видеть красоту изделий, чувство восхищения талантом русского народа, развивать эстетический вкус. Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России.

Рассматривание иллюстраций дымковской и городецкой игрушки, узоров дымковской, городецкой, гжельской, хохломской росписи.

Заучивание потешек, проговаривание скороговорок.

Вторник. Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Развитие речи. «Обучение рассказыванию «Русская народная игрушка».

Цель: учить составлять описательный рассказ о русской народной игрушке; развивать память и внимание.

Художественно-эстетическое развитие. Оригами Тема:"Русская рубашка".

Цель: Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Среда. Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Познавательное развитие. Конструирование из ТИКО конструктора «Блюдечко и чашка".

Цель: продолжать знакомить с возможностями ТИКО конструктора, закрепить знание основных деталей. Формировать умение без затруднений скреплять детали, создавать конструкцию по образцу. Вызвать желание самому создать что-то своими руками, стать мастером.

 

Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями, силуэтами, обводками.

Предложить детям расписать несколько блюдечек и чашек из ТИКО конструктора. Вызвать интерес к росписи изделий, к выбору узора и цветовой гаммы. Упражнять в рисовании узором гжели и хохломы.

Четверг. Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование:"Золотая хохлома".

Цель: Научить использовать  в рисунках  роспись под «хохлому». Вызвать интерес к  разным видам народного декоративно- прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющую специфику росписи, назначение предметов, материал, узор. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре. Учить рисовать  узоры кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать кистью в разных направлениях.

Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями, силуэтами, обводками.

П/И «У медведя во бору» .

Задачи: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во боу Грибы, ягоды беру,

 А медведь не спит, Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет. В процессе игры могут быть использованы и такие слова:

У медведя во бору Грибы-ягоды я рву.

 А медведь не спит, Все на нас глядит,

А потом как зарычит И за нами побежит!

 А мы ягоды берем И медведю не даем,

Идем в бор с дубинкой, Бить медведю в спинку!

Пятница.  Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Развитие речи. «Чтение русской народной сказки».

Цель: расширить словарь по теме; учить детей пересказывать сказку по плану; развивать внимание и память.

 Художественно-эстетическое развитие. Лепка:"Богородская игрушка мишка".

Цель:  познакомить с богородской игрушкой; учить лепке по мотивам деревянной богородской игрушки.

Вторая неделя.

Понедельник. Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Познавательное развитие. Тема: "Знакомство с городецкой росписью". 

Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.

Обсудить изготовление макетов (что еще кроме пусуды будем изготавливать? из какого материала это можно изготовить? какие детали можно использовать? есть ли в группе необходимые материалы для макетов или что-то необходимо принести?).

Вторник. Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование Тема:«Расписные кокошники (гжель)».

Цель: Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской росписи. Учить расписывать шаблон кокошника, используя элементы гжельской росписи. Закреплять представления детей о народных промыслах. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости.

Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», наносить кайму на изделие.

Конструирование из ТИКО конструктора «Балалайка".

Цель: продолжать знакомить с возможностями ТИКО конструктора, закрепить знание деталей. Формировать умение без затруднений скреплять детали, создавать конструкцию по образцу. Учить создавать из плоской композиции объемную. Вызвать желание самому создать что-то своими руками, стать мастером.

Среда. Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Познавательное развитие. Конструирование из ТИКО конструктора "Самовар".

Цель: продолжать знакомить с возможностями ТИКО конструктора, закрепить знание деталей. Формировать представление о том, что конструкция может сразу создаваться в объеме. Закреплять умение без затруднений скреплять детали, создавать конструкцию по представлению. Вызвать желание самому создать что-то своими руками, стать мастером.

(дети разбиваются на три команды, каждая из которых создает часть конструкции)

 "Бабушка Маланья". Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

Организация: Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все идут по кругу и поют:

У МАЛАНЬИ, У СТАРУШКИ

ЖИЛИ В МАЛЕНЬКОЙ ИЗБУШКЕ

СЕМЬ СЫНОВЕЙ,

ВСЕ БЕЗ БРОВЕЙ,- останавливаются.

ВОТ С ТАКИМИ УШАМИ,

ВОТ С ТАКИМИ ГЛАЗАМИ,

ВОТ С ТАКОЙ ГОЛОВОЙ,

ВОТ С ТАКОЙ БОРОДОЙ

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

НИЧЕГО НЕ ЕЛИ

НА НЕЕ ГЛЯДЕЛИ

ДЕЛАЛИ ВОТ ТАК!

Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4.

Четверг. Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация Тема:«Барышня (дымковская игрушка)».

Цель: Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и элементах росписи. Формировать умение детей выделять элементы и цвет дымковской росписи; составлять узор на готовой форме из кругов, полосок, волнистых линий. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма.

Обсудить все ли получилось, можно ли играть с макетами,  можно ли по такому же принципу изготовить макеты других декоративных изделий.

Пятница.  Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Развитие речи. «Чтение русской народной сказки».

Цель: расширить словарь по теме; учить детей пересказывать сказку по плану; развивать внимание и память.

 Сюжетно ролевая игра "Ярмарка".

Цель: Формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры.

Задачи.

Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных  традициях;

Использовать игру для формирования новых интересов и способностей детей;

Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей;

Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;

Продолжать работу по обогащению словаря детей;

Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;

Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желание товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе тема: «Путешествие в страну русских народных сказок»

Продолжать закреплять жанровые особенности русской народной сказки; учить узнавать и называть сказку по иллюстрации и фрагменту произведения; воспитывать желание помочь герою, оказавшемуся в сложной ...

Конспект О.Д. по развитию речи в старшей группе Тема: «Богато поле пшеном, а беседа умом!»

Данная тема Раскрывает  в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Объясняет детям мотив предстоящей деятельности. Разв...

Проектно-тематическое планирование в старшей группе Тема: «Дело мастера боится».

В старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития детской личности приобретает   приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.  Опрос дет...

Конспект по рисованию в нетрадиционной технике рисования « восковые мелки + акварель» в старшей группе. Тема: «Сказочная страна» (по русским народным сказкам)

Конспект по рисованию в нетрадиционной технике рисования « восковые мелки + акварель» в старшей группе.Тема: «Сказочная страна» (по русским народным сказкам)...

Перспективно-календарный план Тема месяца: «Защитники земли русской» Тема недели: «Богатырская сила русская» старшая группа

Понедельник12.10.20ОД (индивидуальная) Совместная деятельность в режимных моментах Организация самостоятельной деятельности детейУтроД/у с Ангелиной, Арсением «Каким должен быть солдат...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема «СлавнА богатырями земля русская»

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становит...