«Формирование обобщающих представлений о животных с использованием моделей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Высоцкая Яна Анатольевна

Конспект занятия по формированию естественнонаучных представлений и экспериментированию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию естественнонаучных представлений и экспериментированию детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Формирование обобщающих представлений о животных с использованием моделей»

                                                    Воспитатель: Высоцкая Яна Анатольевна

                                                         ГБДОУ №44 Адмиралтейского района

                                                                                   

                                           Санкт-Петербург

Конспект занятия по формированию естественнонаучных представлений и экспериментированию детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Формирование обобщающих представлений о животных с использованием моделей»

Цель:

1.Сформировать обобщённое представление о животных: покрыты шерстью, имеют 4 конечности, пасть с зубами, вскармливают детёнышей молоком.

2. Учить обобщать по существенным признакам группу (животные), пользуясь моделями.

3. Развивать у детей умение формулировать, обобщать, доказывать, строить умозаключения.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счёт введения новых слов. Формировать связную, моно логическую речь.

5.Закреплять знания домашних животных, создавать предпосылки для активизации познавательной деятельности на следующих занятиях.

6. Формировать умение пользоваться простейшими приборами для экспериментирования.

7. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Демонстрационный  и раздаточный материал:

1.Картинки животных: мышь, лошадь, медведь, кенгуру, щенка.

2. Стул, меховая шапка.

3. Кукла Кузьма Сказочкин (хранитель комнаты сказок).

4. Прибор для экспериментирования со звуком (два пластмассовых стаканчика между ними привязана нитка, не более 5 метров).

5. «Волшебные экраны»  на каждого ребёнка.

6. Разрезные картинки животных: кошка-тигр, собака-волк, свинья-кабан.


Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим….Кто-то стучит в дверь, пойду,  посмотрю. Здравствуй, Кузьма.

Кузьма: Я вернулся из путешествия и привёз фотографии, но не могу понять, кто изображён на них. Ребята вы мне поможете разобраться? Ребята, на фото растения?

Дети: Нет.

Кузьма: А кто изображён на фотографиях?

Дети: Животные.

Кузьма: А как вы догадались? ( ответы детей).

Кузьма: Животные? Какое интересное слово. А на какие слова похоже слово животные?

Дети: Живое, живот.

Кузьма: Животные живые? А как вы догадались, что они живые?

Дети: Они дышат, растут, передвигаются, едят.

Кузьма: Все животные живые, значит, они едят. Я тоже люблю поесть. Есть, мне помогает рот с зубами. А у животных тоже рот?

Дети: Нет, у животных пасть с зубами.

Кузьма: Я думаю, что на этой модели («модель» - знакомое детям понятие) изображена пасть с зубами. А чем питаются детёныши животных?

Дети: Их мама кормит молоком.

Кузьма: Все детёныши животных питаются молоком, они млекопитающие.

Дети: Нет, все животные млекопитающие ( если дети затрудняются, понятие даёт воспитатель).

(Выставляется модель). Модель рассматривается.

Кузьма: Ребята, а что это за маленький зверёк на картинке? Он только что вылупился из яйца?  (картинка щенка)

Дети: Нет, животные не вылупляются из яйца -  они рождаются.

Кузьма: Ребята, вы сказали, что животные передвигаются, а как они это делают?

Дети: У животных 4 лапы.

Кузьма: Я понял животные, это те у кого 4 лапы, значит лошадь это не животное, ведь у неё 4 ноги, а не лапы.

Дети: Могут быть ноги, а могут быть лапы, но обязательно 4 конечности.

Кузьма: Ребята, давайте нарисуем, (дети предлагают свои варианты, останавливаемся на модели лошади).

Кузьма: Ребята у меня модель, как вы думаете, что она обозначает? (модель шерсти).

Дети: Все животные покрыты шерстью.

Кузьма: А почему у всех животных шерсть разная. (Дети объясняют некоторые особенности внешнего вида, образа жизни и среды обитания животных).

Воспитатель: Ребята, мы вместе с Кузьмой вспомним основные признаки, отличающие животных от других живых существ, но немного отдохнём.

Физкультминутка.

2 часть.

Кузьма: Я теперь понял. Животные это те, у кого есть пасть, и они самые большие. (Выставляется картинка медведя и слона).

Дети: Нет, мышь тоже животное, но она маленькая.

Кузьма: Тогда животные это те, кто живут в лесу.

Дети: Нет кенгуру тоже животное, но она не живёт в лесу.

Кузьма: Понял, животные, это те, у кого 4 ножки, (выставляет стул).

Дети объясняют обратное.

Кузьма: Животные, это те, кто покрыты пушистой шерстью (достаёт шапку).

Дети опровергают.

Дети: Кузьма, ты ещё забыл, что животные млекопитающие и рождаются живыми.

Воспитатель: Ребята, чтобы Кузьма окончательно всё понял, давайте зарисуем в наш «Волшебный экран» основные признаки животных.

В волшебном экране вам нужно, пользуясь моделями изобразить то животное, про которое вы хотите рассказать. В клеточку посередине мы напишем первую букву от слова животное, (ж). В верхнем поле справа, ту букву, на которую начинается животное, о котором вы хотите рассказать. В верхнем поле посередине нарисуйте сердце. Как вы думаете почему? Животные любят, чувствуют. В среднем поле справа, нарисуйте цвет шерсти животного. В нижнем поле посередине, модель, обозначающую дикое животное, или домашнее.

В остальных клетках нарисуйте те модели, которые отличают животных от других живых существ.

Заслушивается несколько рассказов, по «Волшебному экрану». Вывод делают дети.

3 часть.

Игра « Найди по части целое».

Материал: картинки, разрезанные на две части: кошка-тигр, собака-волк, свинья-кабан.

Ход игры: на столе разложены разрезные части. Детям предлагают рассмотреть и сказать, каких животных они узнали. Ввести игру «Экспериментирование со звуком»  Дж. Ван Клива  «2000 экспериментов».

Один ребёнок подражает голосам животных и произносит в пластиковый стакан:

Хрю-хрю-(заранее обговаривается, что сначала выбираются только домашние животные). Другой ребёнок, приложив стакан к уху должен отгадать животное и сложить его из разрезных частей (свинья).

Аналогично с другими домашними животными, затем с дикими. Собранные из разрезных частей картинки диких животных нужно положить напротив домашних - парами.

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами узнали признаки отличия животных от других живых существ, а также вспомнили некоторых диких и домашних животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные за­дачи ознакомления с временными эталонами четко сформулиро­ваны Е. Щербаковой и ...

«Формирование временных представлений через моделирование и использование элементов системы М.Монтессори».

Материал по теме "Формирование временных представлений у дошкольников" используя метод моделирования и элементов системы М.Монтессори....

"Формирование математических представлений у дошкольников, посредством использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе "

В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по элементарным математическим представлениям, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в ...

Формирование математических представлений у дошкольников с использованием сказочных сюжетов и дидактических игр «Путешествие по сказкам»

Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений, совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5. Задачи: Развивающие: Закреплять представления о частях суток; Упражня...

Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные задачи ознакомления с временными эталонами четко сформулированы Е. Щербаковой и О....