«Формирование временных представлений через моделирование и использование элементов системы М.Монтессори».
материал по математике (средняя группа) на тему

Докукина Наталья Евгеньевна

Материал по теме "Формирование временных представлений у дошкольников" используя метод моделирования и элементов системы М.Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №67»

компенсирующего вида

г. Дзержинск.

Тема:

«Формирование временных представлений через моделирование и использование элементов системы М.Монтессори».

Воспитатель: Докукина Н.Е.

Дзержинск 2015 г.

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего мира.

На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без патологии в развитии. Но, у детей с НОДА все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды.

У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.

Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с НОДА, затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов.

        Работая над темой « Формирование временных представлений у детей» использую метод Моделирования, как метод познания.

В дополнение к моделированию использую элементы методики Монтессори, что актуально для сенсомоторного развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые рекомендует нам использовать в своей работе Л.С.Сековец.

Представления о времени у детей формируется на основе разнообразной совместной и самостоятельной деятельности, за счет насыщения образовательного пространства возможностями обсуждать понятия, связанные со временем; измерять его; многократно повторять работу с моделями, лентами и тем самым расширять свое представление о времени. Важно, чтобы работа велась регулярно изо дня в день.

Поэтому я старалась, чтобы познавательная работа с дидактическим материалом проходила «через руки» каждого ребенка.

Предлагаю Вашему вниманию изготовленные совместно с детьми модели «Части суток», «Разноцветная неделя» , «Неделя»

Цель: Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь;

- Развивать умение соотносить части суток с действиями, характерными для этих отрезков времени.

- Уточнить представления детей о расположении цветов в радуге, познакомить с цветной моделью дней недели.

- Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста

- Развивать мелкую моторику рук ребёнка, синхронизировать работу обеих рук;

- Обогащать сенсорный опыт детей, формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры;

Работая с моделями, используем прищепки, на которых наклеены сюжетные картинки изображающие деятельность детей и природные явления.

Цветные шарики, наполненные различными крупами.

Предлагаю следующие варианты игр.

Игра «Мой день»

Цель: Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь;

- Развивать умение соотносить части суток с действиями, характерными для этих отрезков времени.

Материалы и оборудование: модель, набор сюжетных картинок изображающие деятельность детей на прищепках (день, ночь, утро, вечер.)

Дети рассматривают картинки, распределяют на модели, в зависимости от того, что на них изображено: утро, день, вечер или ночь.

Работа с моделями «Положение солнца»

Цель: формировать временные представления, умение соотносить части суток с природными явлениями, познакомить с моделями «Положение солнца».

Материалы и оборудование: модель, набор сюжетных картинок на прищепках с природными явлениями (день, ночь, утро, вечер.)

Игра «Цвета радуги»

Цель: уточнить представления детей о расположении цветов в радуге, познакомить с цветной моделью дней недели.

Материал: модель дней недели (в соответствии с цветами радуги), сюжетные картинки (помидор, лисица, морковь, солнце, огурец, голубое небо, синее море, фиалка или сирень).  

Дети раскладывают картинки по цветам на модель «недели».

Игра «Разноцветная неделька»

Цель: Продолжать знакомить детей с днями недели, с порядком их следования.

Материал и оборудование: цветные модели дней недели (на примере цветов радуги - разноцветные вагончики и паровозик), разноцветные гномики.

Выбирается семь детей. Каждому дается название дня недели. Ребенок должен выбрать для себя цветную модель дня недели.

Предлагается выстроить детей в шеренгу (построить неделю), в порядке следования дней.

Посади в свой вагончик гномиков, соответствующих по цвету. Сколько гномиков в твоем вагончике? Провести соответствие между количеством гномиков с днем недели по счету.

      Можно усложнить задание: построить неделю с разных точек отсчета. Например, первый в шеренге – среда, затем должны выстроится четверг и т.д.

Игра «Чья неделька быстрее соберется»

Цель: Закрепить знания о днях недели, о порядке их следования.

Материал : наборы цветных моделей дней недели

 (на примере цветов радуги).

Предложить каждому ребенку выложить карточки по порядку следования дней недели, начиная с любого из дней.

Использовать задание как индивидуально, так и коллективно.

Мы с детьми ведем летопись жизни группы, создаем папки - портфолио «Наша жизнь». Яркие и повседневные события записываем на листах, иллюстрируем фотографиями. Эти листы можно выложить на коврике последовательно, что способствует созданию впечатления о протяженности времени.

Для формирования представлений детей о текучести времени ведется работа с доской событий. Ребенок на листе отображает конкретное дело или событие в виде рисунка. Лист помещается под соответствующим обозначением, например, «Настоящее» (или сегодня) - обозначили табличкой желтого цвета. «Прошлое» (или вчера)- табличкой синего цвета. «Будущее» (или завтра)- табличкой красного цвета. На следующий день фиксируется событие текущего дня, событие прошедшего дня смещается. А также заполняется лист того, что нас ожидает в будущем (или завтра).
       А также протяженность времени ребенок может ощутить при работе с
хронометрическими лентами.
Рассмотрим несколько примеров хронометражных лент.

Лента времени «Я расту»

Для работы с лентой времени «Я расту» необходимы следующие
Материалы:
Широкая полоса бумаги, которая состоит из склеенных между собой листов бумаги формата А-4. Сверху у них наклеена полоска другого цвета, на ней надпись «Я расту». Фотографии главных событий различных периодов жизни ребенка. Подписи с обозначением возраста ребенка. Конверт, где все это хранится.
Ход работы:
Попросите родителей принести фотографии ребенка от рождения до настоящего времени.
На них могут быть и другие важные для ребенка люди. Попросите, чтобы родители написали возраст ребенка на обратной стороне каждой фотографии и сложили в конверт.

Разверните ленту. Разложите надписи с возрастом в нижней части листа от 0 до нынешнего возраста. Скажите: «Это будет история твоей жизни. У нас есть несколько фотографий, которые передала нам твоя мама».
Разложите их вместе с ребенком по порядку, рассматривая и обсуждая каждую фотографию.
Когда ребенок закончит работу, сверните ленту и сложите фотографии в конверт.

Можно выполнить несколько упражнений с Лентой времени «Я расту»
Упражнение 1:
Как в презентации. Ребенок может разложить свои фотографии и рассказать историю своей жизни другому ребенку.
Упражнение 2:
В другой раз он может написать свою историю на листе бумаги. Для каждой фотографии берут отдельный лист. Хранят истории в отдельном конверте.
Упражнение 3:
Все, то же самое можно сделать и для других членов семьи.
Цель данной работы:
Увидеть линейное движение времени.

Косвенная цель: развивать память и мышление; учить выстраивать алгоритм действий; формировать информационно – технические навыки: брать по одной фотографии, раскладывать на ленте по кругу

Воспитание и развитие детей, невозможно представить без активной роли родителей. Я предложила родителям изготовить совместно с детьми ленту времени «Я расту». Получились интересные творческие работы.

Рассмотрим следующую ленту времени.

Лента времени «История семьи»

Материал:

Широкая полоса бумаги, которая состоит из склеенных между собой листов бумаги формата А-4. Сверху на них наклеена полоска другого цвета, на ней надпись «История семьи». Фотографии главных событий различных периодов жизни семьи. Подписи к фотографиям, конверт, где все это хранится.

Цель: Увидеть линейное движение времени.

Возраст: от 4 лет.

Ход работы:

Попросите родителей принести фотографии (родителей, где они маленькие, взрослые, свадебную фотографию, ребенка, бабушек и дедушек. Разверните ленту. Скажите: «У нас есть несколько фотографий, которые передала нам твоя мама. Давай, мы с тобой рассмотрим их и разложим на ленте, это будет «История твоей семьи». Разложите фотографии, рассмотрите их вместе с ребенком, обсуждая каждую фотографию, подобрав к каждой фотографии подпись. Попробуйте определить, какие фотографии будут в начале ленты, а какие в конце. Когда ребенок закончит работу, сверните ленту и сложите фотографии в конверт.

Можно выполнить несколько упражнений с

Лентой времени«История семьи»

Упражнение 1: Как в презентации. Ребенок может разложить фотографии и рассказать историю своей семьи другому ребенку.

Упражнение 2: В другой раз он может написать историю своей семьи на листе бумаги. Для каждой фотографии берут отдельный лист. Хранят истории в отдельном конверте.

Упражнение 3: Все то же самое можно сделать и для других членов семьи.

Следующая лента времени для детей старшей и подготовительной группы.

Лента «Месяцы года».

Цель: Дать детям знания о месяцах года их последовательности и принадлежности к каждому времени года. Подчеркнуть цикличность месяцев года.

Косвенная цель: развивать память и мышление; учить выстраивать алгоритм действий; формировать информационно – технические навыки: брать по одной картинке, раскладывать картинки по кругу

Материал: лента «месяцы года» с указанием месяцев окрашенных в цвет, подходящий к определенному времени года; карточки с подписями месяцев года (набор фотографий с изображением праздников, которые проходят в каждом из месяцев года.

Ход работы:

Принести с ребенком материал на коврик: «Я покажу тебе, как работать с лентой».

Разворачиваем ленту. Называем месяц и определяем место карточки с названием месяца на ленте. Спрашиваем: К какому времени года относятся эти месяцы?» и т.д.

«Это месяцы года. Сколько месяцев в году? Сколько месяцев в одном времени года? Какой месяц наступает после сентября, мая и т.д.?

«А как ты думаешь после ноября наступает какой месяц? Декабрь. Давай проверим». Сворачиваем ленту в кольцо (подчеркиваем цикличность месяцев года).

Переворачиваем ленту. «Разложи карточки в правильной последовательности». Берем карточку, читаем ребенку «Декабрь. Куда мы положим эту карточку?» и т.д.

После раскладки переворачиваем ленту, проверяем на соответствие.

«Я покажу тебе, как сворачивать ленту». Сворачиваем ленту. Карточки складываем в конверт.

Можно выполнить несколько упражнений с лентой

Упражнения:

1. Самостоятельная работа ребенка с лентой.

2. Работа с фотографиями.

3. Сочетание лент «Времена года» и «Месяцы года».

4. Выкладывание карточек с названиями месяцы года, не опираясь на ленту (лента является проверкой).

Особый интерес: контрольная лента, сворачивание ленты в кольцо, контроль цветом на оборотной стороне фотографий.

Рассмотрим следующую ленту времени

Лента «Времена года».

Цель: дать детям знания о четырех временах года, уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого, подчеркнуть цикличность этого процесса.

Косвенная цель: развивать память и мышление; учить выстраивать алгоритм действий; формировать информационно – технические навыки: брать по одной картинке, раскладывать картинки по кругу и др.

Материал: лента «Времена года» с подходящим символом возле каждого названия; карточки с подписями времен года (зима, весна, лето, осень); набор фотографий с изображением времен года.

Ход работы:

Принести с ребенком материал на коврик: «Я покажу тебе, как работать с лентой».

Начинаем разворачивать ленту слева направо. Разворачиваем первое слово «зима», после прочтения продолжаем разворачивать ленту по одному слову.

«Зима, весна, лето, осень – это времена года». Задаем ребенку вопросы: «Как ты думаешь, после весны какое наступает время года? А после лета?

«Как ты думаешь, после осени какое наступает время года? Зима. Давай проверим». Сворачиваем ленту в кольцо (подчеркнуть цикличность времен года).

Переворачиваем ленту. «Разложи карточки в правильной последовательности». «Зима. Куда мы положим эту карточку?» и т.д.

После раскладки переворачиваем ленту и, проверяем на соответствие.

«Я покажу тебе, как сворачивать ленту». Сворачивать ленту. Карточки складываем в конверт.

Упражнения:

1. Самостоятельная работа ребенка с лентой.

2. Работа с фотографиями, на которых изображены времена года.

3. Сочетание лент «Времена года» и «Месяцы года».

4. Выкладывание карточек с названиями времен года, не опираясь на ленту (лента является проверкой).

5. Изготовление детьми собственных лент.

Возраст: от 4-5 лет.

Особый интерес: контрольная лента, сворачивание ленты в кольцо, контроль цветом на оборотной стороне фотографий.

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда создает все необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребенка, возможности для успешного преодоления имеющихся у него отклонений в развитии, позволяет ему проявлять свои способности не только в образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности.

Дидактические игры, модели, ленты времени по сенсомоторному развитию размещены в различных уголках и зонах, обусловлены подбором безопасного для жизни и здоровья ребенка материалом используется многофункционально.

Уголки содержат постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности, темы занятий.

Перспективу дальнейшей работы я вижу в усложнении дидактического материала по мере возрастания воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ФЭМП дошкольников с использованием элементов системы М. Монтессори

Долгосрочный проет по формированию элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов системы М.Монтессори...

Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"

Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качест...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домовенок Кузя у ребят" с использованием элементов системы М.Монтессори

Цель: закрепить знания о росте и развитии растений.Программные задачи: Познакомить детей с помощью игр с моделями развития растений и животных.Довести до сознания детей, что каждое живое существ...

Презентация мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в ходе непосредственно образовательной деятельности дошкольников"

Дополнительный материал к докладу, наглядно демонстрирующий способы использования элементов системы М.Монтессори в ходе образовательной деятельности дошкольников...

Презентация к проекту "Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори"

Данная презентация несет дополнительную информацию по проекту "Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори"...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Формирование временных представлений посредством моделирования и дидактических игр у детей с ЗПР»

Как лучше объяснить детям, что такое части суток, дни недели, времена года; запонмить названия, обзначающие эти понятия? Семинар-практикум помогает родителям повысить уровень компетентности по данной ...

Конспект занятия по теме «Лето» с использованием элементов системы М. Монтессори

Конспект занятия по развитию речи по методике М.Монтессори...