Формирование математических представлений у дошкольников с использованием сказочных сюжетов и дидактических игр «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Никулина Анастасия Юрьевна
Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений, совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5. Задачи: Развивающие: Закреплять представления о частях суток; Упражнять в количественном и порядковом счете; Упражнять в последовательном названии дней недели; Закреплять знания о геометрических фигурах; Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Воспитывающие: Воспитывать сдержанность, усидчивость, интерес к математическим знаниям, взаимопомощь, взаимоконтроль. Обучающие: Познакомить с составом числа 5.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Рождественский детский сад

Формирование математических представлений у дошкольников с использованием сказочных сюжетов и дидактических игр

 «Путешествие по сказкам»

                    Выполнила: Воспитатель                                                          Никулина А.Ю.

Цель: Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки  порядкового счета в пределах 5.

Задачи:

Развивающие:

Закреплять представления о частях суток; Упражнять в количественном  и порядковом счете; Упражнять в последовательном названии дней недели; Закреплять знания о геометрических фигурах; Развивать внимание,  память, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Воспитывать сдержанность, усидчивость, интерес к математическим знаниям, взаимопомощь, взаимоконтроль.

Обучающие:

Познакомить с составом числа 5.

Ход занятия

   Воспитатель: Сегодня ребята я предлагаю попутешествовать по сказкам. Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны немного подготовиться. Для начала вспомним сказки, в названии которых есть числа. ( «Три поросенка»,« Три медведя», « Два мороза», «Белоснежка и 7 гномов», « Волк и семеро козлят», « Двенадцать месяцев», « Цветик – семицветик») .                 - Много сказок есть на свете                                                                                          Сказки очень любят дети.                                                                                                                 Все хотят в них побывать,                                                                                                                                                                                                                   И немножко поиграть.                                                                                                               Перед нами в сказку дверь

Открывай её скорей.  

Дверь мы в сказку открываем,

 В мир волшебный попадаем.

- Ребята, посмотрите, какой необычный цветок. Как вы думаете, что в нем такого необычного? (лепестки разного цвета, как цвета у радуги).Теперь мы сможем смело путешествовать по миру сказок.                                                                Отрываем 1-ый лепесток, и читаем задание (отгадай математические загадки).                                                                                                                                       «Длинный нос, как клюв у птицы - это цифра ….(единица)»;                                                                                «Назовите фигуру, у которой 4 стороны,4 угла и все стороны равны?»(квадрат);                                                                                                                                                                                       «За отметку эту будет дома мне головомойка. Я скажу вам по секрету, получил в тетради…(двойку)»;                                                                                       Сколько ножек у стола и углов в квартире, догадались, детвора? Их  всегда…(четыре)»                                                                                                                                                                                        Отрываем 2-ой лепесток, и читаем задание: (показываем фигурки персонажей «Репка»).                                                                                                                                                                 - В какой сказке мы очутились?                                                                                           - Герои этой сказки не могут вытащить репу. Почему?  (стоят не в той последовательности). Может быть, что то не так?                                                                                                  - Поставьте героев сказки по порядку, как в сказке и назовите, кто на каком месте стоит. Сколько всего героев. Если мышка убежит, сколько их останется? Если убежит кошка? И т.д.                                                                                               - Молодцы, двигаемся дальше. Отрываем 3-й лепесток. Теперь нас ждет сказка «Теремок» (на столах лежат картинки с домиками и животные из сказки « Теремок»)- Ребята  перед вами лежат картинки с домиками и стоят тарелочки с героями сказки «Теремок». Приступаем к заданию. Нам нужно расселить героев теремка по квартирам. Слушаем, а потом выполняем:                                                                                                                                - Мышка живет на третьем этаже в квартире, с окном треугольной формы красного цвета.Лягушка живет в квартире, с окном квадратной формы зеленого цвета.В квартире с окном треугольной формы, зеленого цвета - живет заяц. Слева от зайки поселилась лиса, в какой квартире она живет? ( Лиса живет в квартире с окном квадратной формы синего цвета). А справа от зайки живет волк. Где, живет волк? (Волк живет в квартире с круглым окном синего цвета).                                                                                                                                             - Скажите  ребята, всех жильцов из сказки «Теремок» мы поселили в дом? (Остался медведь).                                                                                                                                                - В какой квартире он будет жить?  ( Медведь будет жить в квартире с окном круглой формы красного цвета).                                                                                          - Сколько всего героев? Отлично, всех расселили по квартирам.         Отрываем 4-й лепесток:                                                                                                                                        - В этой сказке живет Любопытная Варвара. Она просит, закончит слова.                                           1.Спят ночью. А делают зарядку…(Утром);                                                                                  2. Завтракаем утром, а ужинаем…(Вечером);                                                                                                 3. Луна видна ночью, а солнце…(Днем);                                                                                                     4. Ужинаем вечером, а спим … (Ночью);                                                                                                                          5. Просыпаемся утром, а спать ложимся… (Вечером).                                                                                                                          - Молодцы ребята справились и с этим заданием. Отрываем 5-й лепесток и попадаем в сказку « Золушка».                                                                                                                                                                  - Мачеха дала Золушке очень трудное задание: разобрать фасоль и горох. Но горох надо положить на один меньше, чем фасоли. Поможем Золушке справиться с этим заданием. Приступайте (горошин 4, фасоли 5).                                                                    Дети раскладывают фасоль и горох на полоски из бумаги                                    - Пять фасолин положите на верхнюю полочку, а горошин на одну меньше.                                                - Всем ли фасолинам хватило пары? Горошины положите на нижнюю полочку так, чтобы горошина лежала под фасолью.                                                                               - Чего больше? На сколько? Что меньше? На сколько? Как сделать, чтобы их стало поровну?                                                                                                                                            - Я думаю, что с работой вы справились и Золушка успеет на бал.      Отрываем 6-ой лепесток.                                                                                           - Незнайка как всегда перепутал дни недели. Ребята, выйдите из-за стола, встаньте в круг, поможем Незнайке вспомнить дни недели по порядку.                                                                                              - В понедельник я купался (изображаем плавание),                                                                                                А во вторник рисовал (изображаем рисование),                                                                В среду долго умывался (изображаем умывание),                                                                                                    А в четверг в футбол играл (бег на месте),                                                                                                                   В пятницу я прыгал,  бегал (прыгаем),                                                                                                 Очень долго танцевал (кружимся на месте),                                                                                                 А в субботу, в воскресенье (хлопки в ладоши),                                                                                                                Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку и засыпают).                                                                                                                  - Спасибо вам! Незнайке помогли  двигаться дальше!                          Отрываем 7-й лепесток и попадаем в сказку « Три поросенка». Убегая от волка, как мы помним из сказки, 3 поросенка спрятались в одном домике. Домик уже есть, наша задача: украсить нашу полянку, чтобы она была красивой.                                                                                                                                      - В левый верхний угол наклеим солнышко, в правый угол облако. Левый нижний угол украсим Ёлочкой, а правый нижний угол грибом.                                              - Я думаю,  что поросята остались довольны. А теперь нам пора возвращаться назад в детский сад, для этого нам надо посчитать от 1 до 5 и обратно.                                                                                                                                - Дверь из сказки открываем, в детский сад мы попадаем.                                                                                                                                                               - Спасибо вам, что вы помогли сказочным героям выполнить все задания. Давайте вспомним с вами в каких сказках мы сегодня побывали? Надеюсь, вам понравилось наше путешествие! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр

Главное научить - мыслить ,логически рассуждать, находить скрытые взаимосвязи и взаимозависимости в этом помогают развивающие игры....

Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием сказочного материала"

В статье описывается работа по использоваванию материала сказок, оказывающего положительное влияние на формирование элементарных математических представлений....

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр

В 2012-2013 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет ». Формирование элементарных математических представлений ...

"Формирование математических представлений у дошкольников, посредством использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе "

В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по элементарным математическим представлениям, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в ...

«Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников»

В своей работе по ФЭМП использую дидактические игры. Использование дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказ...

Использование дидактических игр при формировании математических представлений старших дошкольников

Использование дидактических игр при формировании математических представлений  старших дошкольников...