Формирование математических представлений у дошкольников с использованием сказочных сюжетов и дидактических игр «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ Рождественский детский сад
Формирование математических представлений у дошкольников с использованием сказочных сюжетов и дидактических игр
«Путешествие по сказкам»
Выполнила: Воспитатель Никулина А.Ю.
Цель: Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5.
Задачи:
Развивающие:
Закреплять представления о частях суток; Упражнять в количественном и порядковом счете; Упражнять в последовательном названии дней недели; Закреплять знания о геометрических фигурах; Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
Воспитывать сдержанность, усидчивость, интерес к математическим знаниям, взаимопомощь, взаимоконтроль.
Обучающие:
Познакомить с составом числа 5.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня ребята я предлагаю попутешествовать по сказкам. Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны немного подготовиться. Для начала вспомним сказки, в названии которых есть числа. ( «Три поросенка»,« Три медведя», « Два мороза», «Белоснежка и 7 гномов», « Волк и семеро козлят», « Двенадцать месяцев», « Цветик – семицветик») . - Много сказок есть на свете Сказки очень любят дети. Все хотят в них побывать, И немножко поиграть. Перед нами в сказку дверь
Открывай её скорей.
Дверь мы в сказку открываем,
В мир волшебный попадаем.
- Ребята, посмотрите, какой необычный цветок. Как вы думаете, что в нем такого необычного? (лепестки разного цвета, как цвета у радуги).Теперь мы сможем смело путешествовать по миру сказок. Отрываем 1-ый лепесток, и читаем задание (отгадай математические загадки). «Длинный нос, как клюв у птицы - это цифра ….(единица)»; «Назовите фигуру, у которой 4 стороны,4 угла и все стороны равны?»(квадрат); «За отметку эту будет дома мне головомойка. Я скажу вам по секрету, получил в тетради…(двойку)»; Сколько ножек у стола и углов в квартире, догадались, детвора? Их всегда…(четыре)» Отрываем 2-ой лепесток, и читаем задание: (показываем фигурки персонажей «Репка»). - В какой сказке мы очутились? - Герои этой сказки не могут вытащить репу. Почему? (стоят не в той последовательности). Может быть, что то не так? - Поставьте героев сказки по порядку, как в сказке и назовите, кто на каком месте стоит. Сколько всего героев. Если мышка убежит, сколько их останется? Если убежит кошка? И т.д. - Молодцы, двигаемся дальше. Отрываем 3-й лепесток. Теперь нас ждет сказка «Теремок» (на столах лежат картинки с домиками и животные из сказки « Теремок»)- Ребята перед вами лежат картинки с домиками и стоят тарелочки с героями сказки «Теремок». Приступаем к заданию. Нам нужно расселить героев теремка по квартирам. Слушаем, а потом выполняем: - Мышка живет на третьем этаже в квартире, с окном треугольной формы красного цвета.Лягушка живет в квартире, с окном квадратной формы зеленого цвета.В квартире с окном треугольной формы, зеленого цвета - живет заяц. Слева от зайки поселилась лиса, в какой квартире она живет? ( Лиса живет в квартире с окном квадратной формы синего цвета). А справа от зайки живет волк. Где, живет волк? (Волк живет в квартире с круглым окном синего цвета). - Скажите ребята, всех жильцов из сказки «Теремок» мы поселили в дом? (Остался медведь). - В какой квартире он будет жить? ( Медведь будет жить в квартире с окном круглой формы красного цвета). - Сколько всего героев? Отлично, всех расселили по квартирам. Отрываем 4-й лепесток: - В этой сказке живет Любопытная Варвара. Она просит, закончит слова. 1.Спят ночью. А делают зарядку…(Утром); 2. Завтракаем утром, а ужинаем…(Вечером); 3. Луна видна ночью, а солнце…(Днем); 4. Ужинаем вечером, а спим … (Ночью); 5. Просыпаемся утром, а спать ложимся… (Вечером). - Молодцы ребята справились и с этим заданием. Отрываем 5-й лепесток и попадаем в сказку « Золушка». - Мачеха дала Золушке очень трудное задание: разобрать фасоль и горох. Но горох надо положить на один меньше, чем фасоли. Поможем Золушке справиться с этим заданием. Приступайте (горошин 4, фасоли 5). Дети раскладывают фасоль и горох на полоски из бумаги - Пять фасолин положите на верхнюю полочку, а горошин на одну меньше. - Всем ли фасолинам хватило пары? Горошины положите на нижнюю полочку так, чтобы горошина лежала под фасолью. - Чего больше? На сколько? Что меньше? На сколько? Как сделать, чтобы их стало поровну? - Я думаю, что с работой вы справились и Золушка успеет на бал. Отрываем 6-ой лепесток. - Незнайка как всегда перепутал дни недели. Ребята, выйдите из-за стола, встаньте в круг, поможем Незнайке вспомнить дни недели по порядку. - В понедельник я купался (изображаем плавание), А во вторник рисовал (изображаем рисование), В среду долго умывался (изображаем умывание), А в четверг в футбол играл (бег на месте), В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем), Очень долго танцевал (кружимся на месте), А в субботу, в воскресенье (хлопки в ладоши), Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку и засыпают). - Спасибо вам! Незнайке помогли двигаться дальше! Отрываем 7-й лепесток и попадаем в сказку « Три поросенка». Убегая от волка, как мы помним из сказки, 3 поросенка спрятались в одном домике. Домик уже есть, наша задача: украсить нашу полянку, чтобы она была красивой. - В левый верхний угол наклеим солнышко, в правый угол облако. Левый нижний угол украсим Ёлочкой, а правый нижний угол грибом. - Я думаю, что поросята остались довольны. А теперь нам пора возвращаться назад в детский сад, для этого нам надо посчитать от 1 до 5 и обратно. - Дверь из сказки открываем, в детский сад мы попадаем. - Спасибо вам, что вы помогли сказочным героям выполнить все задания. Давайте вспомним с вами в каких сказках мы сегодня побывали? Надеюсь, вам понравилось наше путешествие! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием развивающих игр
Главное научить - мыслить ,логически рассуждать, находить скрытые взаимосвязи и взаимозависимости в этом помогают развивающие игры....
Дидактические игры на формирование математических представлений у дошкольников.
Простые и доступные дидактические игры для старших дошкольников на закрепление полученных знаний по математике....
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием сказочного материала"
В статье описывается работа по использоваванию материала сказок, оказывающего положительное влияние на формирование элементарных математических представлений....
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр
В 2012-2013 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет ». Формирование элементарных математических представлений ...
"Формирование математических представлений у дошкольников, посредством использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе "
В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по элементарным математическим представлениям, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в ...
«Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников»
В своей работе по ФЭМП использую дидактические игры. Использование дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказ...