Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с термометром"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Карасёва Надежда Ивановна

Экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_termometrom.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с термометром»

Целенаправленность

Проводимая работа по знакомству с термометром охватывает и взаимопроникает в ряд других образовательных областей:

“Познание” – получение детьми конкретных естественнонаучных знаний, встречающихся и применяемых в повседневной жизни;

“Здоровье” – установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и одеждой человека;

“Социализация” – расширение кругозора детей.

“Коммуникация” – развитие свободного общения с детьми в процессе формирования естественнонаучных знаний.

“Труд” – проведение непосредственных измерений показаний в неживой природе. Фиксация их в дневниках наблюдений.

Благодаря организованной работе, у наших воспитанников формируются такие понятия как “взаимодействие организма со средой”, “взаимодействие живой и неживой природы”, “роль человека в природе”. Любознательность детей зависит от окружающих их взрослых, которые научат детей видеть взаимосвязь между температурой воздуха и надеваемой сегодня одеждой, проверить верность народной мудрости, удивиться разнообразию облаков и попробовать предсказать погоду на завтрашний день.

Цель.

Познакомить детей с термометром – прибором, с помощью которого измеряется температура воды, воздуха (на улице и в помещении).

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Развитие логического мышления (умение сравнивать, обобщать).

2. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.

3. Развитие зрительного внимания.

4. Доставить детям удовольствие от проведения опытов; побуждать интерес к исследовательской деятельности.

5. Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.

6. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задание.

Ожидаемый результат. Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе.

Продолжительность реализации проекта.

1 занятие и наблюдение за температурой воздуха в течении года. Материально – технические ресурсы.

1. Группа

2. Магнитная доска для иллюстрации материала на бумажном носителе.

3. Программно – методические материалы.

4. Термометры для измерения температуры воды, воздуха (комнатный и уличный).

5. Схема на сравнение температуры горячей и холодной воды.

6. Схема на сравнение температуры воздуха на улице и в помещении.

7. Макет термометра.

8. Заготовка для изображения графика изменения температуры воздуха на улице.

«Знакомство с термометром»

Ход занятия.

- Ребята, какое сейчас время года? (осень)

-Давайте подойдём к окну и посмотрим. Какие признаки осени вы видите?

- Это какая осень? (осень поздняя)

- А поздняя осень какая? (Хмурая, холодная, ненастная, дождливая, ветреная. Даже осенний снежок покрыл землю, но тут же растаял.)

- А как вы думаете, почему снег сразу растаял? (Потому что не было мороза).

-Правильно. Мороза не было, но как вы догадались? (было не холодно, лужи не замёрзли).

- Как вы думаете, с помощью чего можно определить был мороз или нет и какая температура воздуха на улице? (С помощью термометра).

- Давайте присядем на стульчики и я вам расскажу о термометре.

Температуру воздуха можно определять с помощью термометра. Давайте рассмотрим термометр. Основные его части – это стеклянная трубка, наполненная красной жидкостью, и шкала (пластинка с делениями). Каждое деление на шкале означает 1 градус. В середине шкалы – ноль. Это граница между градусами тепла (эти градусы выше ноля) и градусами мороза (которые находятся ниже ноля). Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает сколько градусов. Бывают термометры, для измерения температуры воздуха. Их крепят обычно за окном. У нас тоже есть такой. Давайте подойдём к окну и попробуем определить температуру воздуха на улице. (дети определяют).

- А теперь ребята давайте подойдем к доске и запишем результат в нашей таблице.

Температура воздуха

на улице Знак Температура воздуха в группе

- Молодцы, справились с заданием. А я хочу вас познакомить ещё с одним термометром. Это термометр для измерения температуры воздуха в группе или в комнате, т. е. в помещении, где живёт или находится человек. Давайте рассмотрим этот термометр.

- Скажите, он отличается от термометра для измерения температуры воздуха на улице (Да, отличается).

- Чем? (У него шкала начинается с ноля градусов).

-А почему? Как вы думаете? (Потому что температура воздуха в помещении всегда положительная, т. е. в жилом помещении не бывает мороза, так как зимой помещения отапливают).

- Давайте определим, какая температура воздуха в группе.

(Определяют температуру). А теперь мы запишем результат работы в нашу таблицу.

- А теперь давайте сравним температуру воздуха на улице и в группе. (На улице холоднее, чем в группе).

- Какой знак мы должны поставить больше или меньше?

- Молодцы. Справились с заданием. Давайте присядем. Я хочу рассказать ещё об одном термометре. Это термометр для измерения температуры воды. Как вы думаете, где и для чего используют такие термометры? (Определяют температуру воды в ванне, бассейне, в море). Давайте рассмотрим водяной термометр. Шкала этого термометра, так же как и шкала комнатного термометра начинается с ноля градусов. Если столбик жидкости в трубке термометра поднимается вверх, значит вода тёплая или горячая, а если опускается вниз, значит вода холодная или прохладная. Давайте, мы вместе проведём опыты. Подходите к столу.

1 опыт. Опустим термометр в стакан с тёплой водой. Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра. (Он поднимается).

Давайте запишем результат в нашу следующую таблицу.

2 опыт. Опустим термометр в стакан с холодной водой. Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра? (Он опускается). Давайте определим температуру воды в этом стакане. И запишем результат в таблицу.

- А теперь давайте сравним, какая температура выше, а какая ниже.

Давайте поставим знак меньше или больше.

Молодцы, ребята, вы старались и у вас всё отлично получилось. Давайте присядем. А теперь попробуйте отгадать загадку:

«Я под мышкою сижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать!»

(градусник).

Правильно, ребята, это ещё один вид термометра. Он называется термометр для измерения температуры тела. А когда мы используем этот термометр? (Когда болеем, а ещё перед прививкой доктор нам измеряет температуру, чтобы проверить здоровы ли мы).

- И так, мы познакомились с разными термометрами, давайте вспомним с какими? (с уличным, с комнатным, с термометром для воды, а так же вспомнили о термометре для определения температуры тела).

И так как мы познакомились с уличным термометром, я вам предлагаю каждый день определять температуру воздуха и записывать результаты в таблицу, которую я для вас приготовила. А в конце месяца мы подведём итоги, и увидим, как менялась температура воздуха в течении месяца.

Ноябрь

1 2 3 4 5

8 9 10 11 12

15 16 17 18 19

22 23 24 25 26

29 30

Давайте рассмотрим таблицу. Здесь написан месяц. В каждой клеточке указано число месяца. Давайте запишем какая сегодня температура воздуха на улице.

-Молодцы ребята! Вы меня порадовали!

Заключение.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию детей, я смогла добиться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, работа в процессе ознакомлении об окружающем мире у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...