Проект "Моя семья" для младшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Проект во второй младшей группе № 3
на тему:
«Моя семья»
воспитатель Кравцева Алёна Викторовна
Тип проекта: долгосрочный, творческий.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
Актуальность темы:
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни. Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья» вызовет большие затруднения. Начав ее изучение, выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают, кто, кому, кем приходится, кто старший в семье, кто младший.
Цель проекта:
Способствовать развитию у детей первоначальных представлений о семье.
Задачи проекта:
- Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
- Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
- Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи;
- Вызвать интерес к собственному имени;
- Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.
Предполагаемый результат:
дети должны получить представления о членах семьи, научиться устанавливать родственные связи в своей семье.
Планирование по реализации проекта
- Этап. Накопительный (информационный, подготовительный)
Мероприятия | Ответственные |
Постановка проблемы Что мы знаем?
Что хотим узнать?
| Воспитатели |
Рассматривание иллюстраций, открыток, посвященных теме «Семья». | |
Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье. Способствовать развитию понимания обобщающего понятия «Семья». | |
Вовлечь родителей в работу над проектом: составление генеалогического древа семьи. | Воспитатели Родители |
2 этап. Практический (организационный, реализация проекта)
Мероприятия | Ответственные |
Цикл бесед на темы: «Кто живет в моей семье?», «Какая у меня мама?», «Что мама делает дома?», Как мама заботиться о нас? Как я могу заботиться о маме, папе? | Воспитатели |
Рассматривание сюжетной картины «Семья», семейных фотографий. Рассказ о каждом ребёнке, беседа об именах детей (воспитывать интерес к собственному имени). | Воспитатели |
Беседа о братьях и сёстрах (продолжать учить устанавливать воспитатели родственные связи в семье; способствовать развитию понимания таких категорий, как старший, младший). | |
Подбор художественного слова, пословиц по теме проекта. | |
Информационная папка «Пословицы о семье» | |
Подбор стихотворений об имени ребенка | |
Информационная папка «Хорошо там и тут, где по имени зовут» |
Интеграция по образовательным областям
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Мероприятия | Ответственные |
Беседа «Моя мама» (познакомить детей с трудом мамы; активизация словаря глаголами и именами прилагательными). | Воспитатели |
Беседа «Я и мой папа» (познакомить с профессией папы; активизация словаря глаголами и именами прилагательными). | |
Беседа о братьях и сёстрах (продолжать учить устанавливать воспитатели родственные связи в семье; способствовать развитию понимания таких категорий, как старший, младший) | |
Беседа с детьми о бабушках и дедушках (расширять словарь прилагательных: молодой – старый, добрый, весёлый, красивая, добрая). | |
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «мама готовит обед», «Помощники» | Воспитатели |
Дидактическая игра «Моя семья» |
Образовательная область «Речевое развитие»
Мероприятия | Ответственные |
Н. Артюхова «Трудный вечер» | Воспитатели |
С. Михалков «А что у вас?» | |
Стихотворения А. Барто | |
Е. Благинина «Посидим в тишине» | |
Л.Н. Толстой «Бабушка и внучка» | |
Сказки: «Гуси – лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Родители |
Словесная игра «Поищем и найдём хорошие слова» (слова прилагательные). | Воспитатели |
Выполнение заданий по карточке «Моя семья» и генеалогическому древу. | Воспитатели |
Дидактическая игра «Назови ласково» (учить образовывать уменьшительно – ласкательные формы имён существительных) | Воспитатели родители |
Дидактическая игра «Как тебя зовут?» (продолжать учить образовывать уменьшительно – ласкательные формы имён существительных) | |
Дидактическая игра «Угадай, о ком говорю» (закреплять названия родственных отношений, расширять словарь прилагательными: молодой – старый, весёлый – грустный, добрая – добрый, красивая – красивый). | |
Дидактическая игра «Назови и покажи» (закреплять названия родственных отношений, расширять словарь с помощью глаголов: убирает, стирает, готовит, вяжет и т.д.). |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Мероприятия | Ответственные |
Лепка «Украшение для бабушки» | Воспитатели |
Аппликация «Укрась салфетку» | |
Рисование «Бусы для мамы» |
Образовательная область «Физическое развитие»
Мероприятия | Ответственные |
«Бусы для мамы» (развитие мелкой моторики, нанизывание шариков на шнурок, упражнять детей в нанизывании и чередовании двухцветных шариков). | Воспитатели |
Пальчиковая игра «Моя семья». | |
«Поможем бабушке» (развитие мелкой моторики, наматывание ниток в клубок). | |
Пальчиковая игра «Ладушки» |
Коррекционная составляющая проекта
Мероприятия | Ответственные |
Упражнение «Кто позвал?» (развитие слухового внимания) | Воспитатели |
Упражнение «Вот так!» (развитие зрительного внимания) | |
Упражнение «Шумовые коробочки» (развитие слухового внимания) | |
Упражнение «Что делают члены семьи?» (развитие зрительного внимания) | |
Упражнения на развитие общих речевых навыков | |
Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки» (развитие артикуляционной моторики) | Воспитатели |
Упражнение «Бабушка удивляется» (закрепление правильного звукопроизношения звука О) | Воспитатели |
Упражнение «Поймай звук О» (развитие фонематического восприятия) | |
Упражнение «Мамины духи» (развитие глубокого вдоха и плавного выдоха) | |
Упражнение «Ау, ау - кричу в лесу» (развитие силы голоса) |
3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)
Мероприятия | Ответственные |
Сюжетно – ролевая игра «Семья» | Воспитатели |
Рассматривание генеалогического древа | |
Составление с детьми рассказов о членах семьи: «Моя семья» | |
Оформление стенда – выставки «Моя семья» | |
Чтение стихов о своей семье |
Планирование работы
Месяц | Тема | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Работа с родителями |
Сентябрь | Диагностика детей на начало учебного года. | Разучивание потешек по данной теме: «Пальчики», «Кто живёт в моей квартире?», «Ладушки», «Поможем бабушке». Беседа об именах детей на тему: « Что обозначает каждое имя» | Сюжетно – ролевые игры в «Семью», «Дочки – матери» с разными вариантами. | Выпуск фотогазет:«Первое лето вместе», «Праздники летом» Привлечь родителей к сбору материала по теме проекта, к созданию личных портфолио на детей. Консультация на тему: «Ошибки, которые совершать нельзя» |
Октябрь | Семья – что это? | Рассматривание иллюстраций, открыток, посвящённых теме «Семья» Рисование на тему: «Ласковое солнышко» методом примакивания к солнышку ладошек ( коллективная работа). | Беседы на темы: «Что такое семья», «Кто живёт в моей семье». | Продолжить сбор портфолио с родителей. Собрание родителей на тему: «Всё начинается с семьи» Консультация на тему: «Какой характер у ребёнка?» |
Ноябрь | Мама, любимая моя. | Познавательное занятие на тему: «Моя семья» Лепка на тему: «Бусы в подарок мамочке» | Разучивание стихотворения «Дома». Сюжетно – ролевые игры в «Нашу семью» с вариантами «Скорая | Консультирование на тему: «История возникновения праздника День |
Изготовление коллективного панно «Мы с моей мамочкой похожи, как две капельки воды!» Аппликация ко Дню Матери на тему: «Сладкая конфетка» Беседа на тему: «Моя мама – самая лучшая» | помощь», «Парикмахерская» | Матери». Тестирование на тему: «Мой стиль воспитания в семье». Совместное проведение Дня Матери. Чаепитие в группе. | ||
Декабрь | Дом, в котором я живу. Наши братья и сёстры. | Рассматривание сюжетной картины «Семья» Беседа на тему: «Наши братья и сёстры» | Изготовление коллажа методом обрывания на тему: «Весёлая семья снеговичков». Рассказывание русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Рекомендация на тему: «Как знакомить ребёнка с историей семьи. Работа с генеалогическим древом». |
Январь | Наши бабушки и дедушки. | Беседа на тему: «Мои бабушка и дедушка». Изготовление из солёного теста на тему: «Подарок моим любимым – весёлые конфетки» | Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Бабушка и внучка» Сюжетно – ролевые игры на тему: « У бабушки скоро день рождения», «Дедушка заболел» Упражнения на развитие речевых навыков: «В гостях у бабушки». | Развлечение совместно с детьми на тему: «Бабушка – Загадушка». Памятка на тему: «Буклет об истории семьи» |
Февраль | Мой папа. | Коллективный разговор на тему: «Папа может». Рисование на тему «Автомобиль для папы». | Составление с детьми рассказов на тему: «Кто живёт в моей семье». | Практическое занятие – тренинг на тему: «Газетная семья». Консультация на тему «Воспитываем мужчину» |
Март | Семья – наш общий дом. | Изготовление сувениров для мам и бабушек. | Чтение С. Михалкова «А что у вас?», Рассматривание альбома группы с семейными фотографиями. | Папки на тему «Стихи о семье», «Русские народные пословицы о семье». Консультация на тему «Права ребёнка. Соблюдение их в семье». |
Апрель | Наша группа – это тоже семья. | Дидактические игры «Отгадай, о ком я говорю», «как тебя зовут?», «Назови ласково». | Рассматривание флага нашей группы, разучивание девиза группы. | Изготовление родителями стенгазет на тему «Хорошо там и тут, где по имени зовут». |
Май | Что мы узнали о семье. Диагностика детей на конец года. | Познавательное занятие на тему «Семья – тепло и ласка». «Воздушные шары наших семей» (дети наклеивают на шарики портреты своих членов семьи). | Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» | Оформление выставки – стенда на тему «Моя семья». Памятка на тему «Основы нравственных отношений в семье». |
Приложение
Приложение 1
Конспект познавательного занятия во второй младшей группе на тему:
«Моя семья»
Программное содержание:
- Обогащение представлений о семье, о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Воспитание любви к близким людям.
- Совершенствование умения рисовать красками.
Задачи:
- Создавать условия для развития у детей представлений о семье, семейной принадлежности. Закреплять умение называть членов семьи.
- Обогащать словарный запас детей (названия пальцев рук), активизировать употребление прилагательных в речи.
- Способствовать развитию умения различать и называть геометрические фигуры, закрашивать контурные картинки.
- Развивать восприятие формы и цвета, внимание, память, речь, общую и мелкую моторику, эмоциональную сферу детей.
- Создавать условия для воспитания любви, внимательного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Материалы и оборудование:
- Кукла Антошка
- макет дома
- силуэт ладошки из картона
- шапочки на каждый палец ладошки с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки, ребенка - контурные картинки
- изобразительный материал
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем подходят к домику:
Что за башенка стоит?
А в окошке свет горит! К этой башне подойдём, А зовётся башня – дом.
- Мы постучим, тук- тук. Никого?
- Постучим по громче, ведь звонка нет, тук-тук.
Кто-то выглядывает в окно.
- Здравствуй мальчик, как тебя зовут?
- Здравствуйте, я Антошка.
- Антошка с кем ты живешь в этом домике?
- Один.
- Один? Ребята, как вы думаете, может ли жить ребенок один в доме? (Нет). А кто должен жить вместе с ним? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Правильно, а все вместе, это семья.
Сейчас внимательно послушайте загадку и постарайтесь её отгадать: Пять да пять - родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку – Держат все одну лопатку.
А зимою все гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот какие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы)
Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся?
(Перчатки)
Давайте поиграем в пальчиковую игру «Семья». Сожмите левую руку в кулак, а правой, будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец.
Движение сопровождается текстом:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот – пальчик мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!
Воспитатель. Как вы думаете, о чем эта игра? (Эта игра о семье) Показывает детям силуэт кисти руки.
Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье самый маленький? Как вас называют дома? Поищем на разносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем её на мизинец.
Садитесь по удобнее и послушайте стихотворение: Мы с мамой делали котлеты, А за окошком дождик шёл. Мы с мамой думали при этом, Как вместе быть нам хорошо.
Почему девочке было хорошо с мамой? Расскажите, какая у вас мама? (Ласковая, любимая, милая, хорошая и т. д.). Найдите шапочку «маму» и наденьте на безымянный палец.
Послушайте еще одно стихотворение:
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И если кому - нибудь надо помочь, Мой папа всегда поработать не прочь.
Что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? (сильный, смелый, храбрый и т. д.) Найдите шапочку «папа» и наденьте её на средний палец.
А сейчас все в круг скорей да играйте веселей.
Педагог читает стихотворение и сопровождает слова движениями.
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони все в морщинки собраны (показывают ладони) А у бабушки ладони добрые - предобрые (поглаживают ладони одну о другую)
Ведь работали ладони долгими годами (постукивают кулачками) Пахнут добрые ладони щами, пирогами (подносят ладони к лицу)
По кудрям меня погладят добрые ладони (имитируют поглаживание) И с моей печалью сладят теплые ладони (подносят ладони к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки, где были? У бабушки (хлопают в ладоши)
Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе с бабушкой? Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…(милая, умная, красивая, добрая, хорошая, умелая). Найдите на разносе шапочку с изображением бабушки и наденьте ее на указательный палец силуэта руки.
У нас остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это? (дедушка).
Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение: У меня есть дедушка, как зима, седой, У меня есть дедушка с белой бородой.
Мне на все мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!
Что вы можете сказать о своем дедушке? Какой он? (Добрый, сильный, умелый, сильный, храбрый). Давайте на большой палец силуэта наденем шапочку с изображением дедушки. Получились большие дружные семейки. Ребята, а где будут жить наши дружные семейки? (в доме)
Посмотрите, какие красивые есть у меня картинки, а на них нарисованы дома. Только они не раскрашены. Что делать? Давайте мы их раскрасим и поселим туда наши семьи.
Дети подходят к столам и рисуют.
По окончании работы проводится игра: «Вот какой красивый дом». Становитесь в круг, и покажем, какой дом мы нарисовали для дружной семейки.
Вот какой красивый дом: раз, два, три, четыре, пять (руки на поясе,
повороты вправо, влево)
Будем рисовать, играть (ритмичные приседания)
Дом большой, высокий строим (на носочках, руки вверх, тянутся)
Окна ставим, крышу кроем (прыжки)
Вот какой красивый дом: будет жить семейка в нём. (показывают руки
вперёд)
А давайте устроим выставку наших домов. Куда мы повесим домики, чтобы их все увидели?
После размещения рисунков дети любуются своими работами.
Приложение 2
Буклет для родителей на тему: «Моя родословная»
Рассматривая свою родословную, ребенок наглядно видит и более отчетливо понимает, что такое «отчество», каково его происхождение.
В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Оно имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. В школьные годы часто стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания или поощрения.
Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение.
Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.
«Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в разных поколениях.
- Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных
традиций;
- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
- Важным условием для проведения эффективной работы по ознакомлению дошкольников с родословной является овладение знаниями о том, что такое родословная, зачем ее составляют, каковы истоки традиции. Родителям самим необходимо разобраться в теоретических вопросах, попробовать составить свою родословную.
- Понятие «родословная» можно определить как перечень поколений людей одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.
- Существует два основных способа ее ведения — по восходящей и нисходящей линиям. Собственно родословная отражает отношения кровного родства. Восходящая прямая линия родства — это та, которая идет от данного лица, от нас с вами, к предкам. Запись поколений можно начать с себя. В таком случае себя и считают первым поколением, мать, отца — вторым, дедушек и бабушек — третьим и т.д. Называется такая родословная смешанной восходящей. «Смешанная» означает, что в родословную включают предков и мужского, и женского пола. «Восходящая» означает, что родословная восходит все к более и более отдаленным поколениям.
- Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки мужчины, называется мужской восходящей родословной.
- Составление родословной лучше всего начинать со смешанной восходящей родословной. Этот вид родословной можно составлять, опрашивая родственников, не обращаясь к архивам. Когда уже имеется смешанная восходящая родословная и установлен наиболее отдаленный предок, появляется возможность составить нисходящую родословную — самый распространенный и обычный вид родословной. Однако для ее составления необходимо обратиться к метрическим книгам, архивам. В составлении родословной могут помочь воспоминания, старинные адресные и справочные издания.
- Родословную можно представить в виде дерева. Имя родоначальника располагается на стволе дерева, имена его потомков — на разветвлениях и ветвях.
- Изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков — задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить.
- В процессе ознакомления с родословной у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства, развивается словеснологическое мышление.
Литература:
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду». // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102.
- Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. «Маленьким детям – большие права»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство» – Пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»
Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Методическая разработка.Проект для детей младшего дошкольного возраста.Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста
Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста...