Авторская программа «Юные экологи»
рабочая программа по окружающему миру
Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны непосредственно на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, не рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой.
Данная рабочая программа «Юные экологи» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи с окружающим миром , рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,
г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., дом 35 тел/факс 8 (3499) 52-35-42, 52-35-47
E-mail: Alenkiy5tsvetochek@mail.ru ОКПО 321317749 ОГРН 1158903000233,
ИНН/КПП 89030343333/890301001
Авторская программа «Юные экологи»
Автор воспитатель: Зембаль Л.Б.
Надым 2017 г.
Содержание программы
1.Пояснительная записка_________________________________________2стр.
2.Цели и задачи программы_______________________________________5стр.
3.Программно методический комплекс образовательного процесса_____7стр.
4.Организация предметно-пространственной среды развития ребенка___8стр.
5.Тематическое планирование по группам_________________________13стр.
6.Содержание психолого – педагогической работы и познавательно – исследовательской деятельности по освоению детьми образовательной области по возрасту____________________________________________________________27стр.
7.Планируемые результаты освоения детьми данной программы.______29стр.
Приложение: (диагностика, анкета для родителей, конспекты НОД)____31стр.
Список литературы_____________________________________________47стр.
- Пояснительная записка
Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны непосредственно на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, не рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой.
Данная рабочая программа «Юные экологи» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи с окружающим миром , рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
Рабочая программа составлена на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы», ФГОС а также использовались технологии программы экологического образования дошкольников «Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А.Воронкевич.
Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система этих знаний.
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания.
На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
У дошкольников должно сложиться обобщенное представление о приспособленности живых организмов к условиям относительно постоянной среды обитания (рыбы, земноводные, некоторые насекомые и звери приспособлены к жизни в водной среде; насекомые – в наземно-воздушной; многие животные ведут наземный образ жизни).
О лесе, парке, луге, водоеме, болоте и т.д. нужно дать знания как об экосистеме – сообществе, образованным живыми организмами и средой их обитания. В процессе знакомства с любой экосистемой дошкольники получают знания о цепях питания, когда одни живые существа питаются другими, а в итоге складывается равновесие. Это поможет им осознать, что в дикой природе все взаимосвязано пищевыми цепями, нарушение одного звена в цепи может вызвать гибель многих живых существ.
У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.
В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.
Выполнение различных заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережно относиться к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа. Долг взрослых закрепить это желание, сделать его осознанным.
Учитывая психологические особенности младшего дошкольного возраста и то, что дети только начали посещать детский сад, основным содержанием первого года обучения должны быть наблюдения и практические действия с объектами природы совместно с педагогом. О чем должен помнить педагог? Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
В основу программы положены принципы:
- современность;
- научность;
- доступность;
- ступенчатость;
- систематичность;
- последовательность;
- наглядность.
Программа состоит в том, что образовательный процесс здесь построен на комплексно – тематическом принципе. Решение поставленных задач предлагается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. В программе разработаны темы для каждой возрастной группы на каждый месяц года. Дополнительно к этому написаны темы совместной деятельности во второй половине дня, которые дополняют, углубляют работу с детьми по основной теме НОД (они написаны в одном столбце с темой НОД). Также даны игры, опыты (в правом столбце программы) на месяц, которые соответствуют теме НОД данного месяца. Их можно проводить на прогулке, в утренние часы и в другие режимные моменты. Во второй младшей группе планируется по 1 НОД в месяц, а в старшей и подготовительной группе по 2 НОД в месяц по природному миру. Совместная деятельность по экологии планируется 1 раз в неделю в каждой группе, то есть 4 темы в месяц. То есть, в младшей и средней группе воспитатель и дети целый месяц работают по одной теме в разнообразных видах деятельности. В старшей и подготовительной группе одна тема рассчитана на 2 недели, которая реализуется как в совместной деятельности воспитателя и детей, так и в самостоятельной деятельности детей. Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами детского сада и родителями в нетрадиционных формах общения. Это и различные КВН, викторины, деловые игры, викторины, круглые столы, праздники, дни открытых дверей с целью привлечь внимание родителей к актуальным проблемам экологического воспитания.
- Цели и задачи программы
Цель программы :
- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи программы
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
В программе отражены разнообразные формы работы:
- Программно методический комплекс образовательного процесса
Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры: | |
Образовательная программа (комплексная, парциальная), технология |
|
Методическое пособие, методический комплекс |
|
Универсальное пособие |
|
Учебно-наглядные материалы | Рабочая тетрадь «Добро пожаловать в экологию!» сост. Воронкевич О.А. |
- Организация предметно-пространственной среды развития ребенка
Развивающая предметная среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.
Развивающая среда создает благоприятные условия для воспитания и обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка.
При организации развивающей среды в данном подходе обеспечено единство социальных и природных средств разнообразной деятельности ребенка. Для этого определены основные элементы предметной среды: архитектурно - ландшафтные и природно-экологические объекты; площадки и их оборудование; крупногабаритные, тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
Развивающая среда обеспечивает атмосферу психологической защищенности, эмоционального комфорта; способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, свободу выбора деятельности; стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества создание.
Организованная развивающая среда предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта; в которой ребенок чувствовал эмоциональный комфорт от осознания собственной ценности через доброжелательное принятие другими (и в первую очередь педагогом) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям.
Предметно-пространственная среда создана с целью решения задач:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных
ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний
№ п/п | Сфера | Принципы, параметры организации среды | |
1 2 | Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры: Формирование интеллектуальной компетентности, основ экологической и информационной культуры | Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости. На разных этапах развития личности ребенка этот принцип обеспечивается разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств элементов среды, природными и социокультурными средствами, объектами и средствами многоплановой деятельности детей, предоставлением возможностей получать информацию, необходимую для постановки и решения задач. Развивающая предметная среда должна быть неисчерпаема, удовлетворять потребности ребенка в новизне. Но она моделирует функциональное развитие деятельности ребенка и тем, что в ней заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает к поиску.
|
На основе вышеуказанных принципов развития работа будет осуществляться через следующие компоненты развивающей среды.
Технические средства обучения | Наглядно-дидактические пособия | Пространственная среда |
|
Домашние животные Дикие животные Птицы Овощи и фрукты Природные зоны Животные жарких стран Морские животные Деревья
Живое - неживое Во саду ли, в огороде (овощи, фрукты, ягоды, орехи, бахчевые культуры) Растения (деревья, травы, кустарники) Растения Татарстана В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом. Эта характеристика относится и к детям 7-го года жизни, но следует отметить некоторые особенности. У детей большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек. Их интересы выходят за пределы наблюдаемого: происхождение человека, инопланетяне, звезды, планеты, вопросы жизни и смерти и т.д. Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитание.
овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, ягоды,
- «Семян, почв» - Морские раковины; - Запахи;
| Центр природы:
|
- Тематическое планирование по группам:
2-ая младшая группа.
Календарный месяц | Темы (НОД и совместной деятельности во второй половине дня) | Дидактические игры, экспериментирование. |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | НОД: 1. Овощи с огорода. 2-ая половина дня: 1. Что выросло у Маши на грядке? 2. Игра: «Чудесный мешочек?». 3.Показ кукольного театра: сказка «Репка». НОД: 1. Осень золотая. 2-ая половина дня: 1. Листопад, листопад… 2. Почему опадают листья? 3. Выкладывание для осени жёлтого и зелёного шарфика. 4. Праздник: «Осень в гостях» НОД: 1.Кто в лесу живет? 2-ая половина дня: 1. Игра: «Маленькие – большие». 2. У Белочки в гостях. 3. Игра: «Посели животное». |
|
Декабрь Январь Февраль Март Апрель | НОД: 1.Покормим птиц зимой 2-ая половина дня: 1. Принести снег в комнату, понаблюдать, что с ним произойдёт. 2. Д/игра: «Цветной снег». 3. Рассматривание снежинок. 4. Наблюдение за снегопадом. НОД: 1. В январе, в январе, много снега во дворе…». 2-ая половина дня: 1. Что такое сугроб? 2. Опыт: если снег липкий, то из него можно лепить. 3. Зимние развлечения. 4. У кого какие шубки? НОД: 1. У меня живёт котёнок. 2-ая половина дня: 1. Домашние животные. 2. Забота человека о животных. 3. Д/игра: «Большие – маленькие». 4. Показ кукольного театра: «Кто сказал «мяу»?» по сказки Сутеева В.Г. НОД: 1.Уход за комнатными растениями. 2-ая половина дня: 1. Знакомство с новым цветком – геранью. 2. Научим Незнайку протирать листья у цветов. 3. Наш цветок заболел. Почему? 4. Д/игра: «Я расскажу, а ты отгадай…». НОД: 1. Проект: «Водичка - водичка». 2-ая половина дня: 1. Опыт: «Узнаем, какая вода». 2. Опыт: «Вода- волшебница». 3. «Не мешайте мне трудиться…» 4. Развлечение: «В гостях у «Мойдодыра» |
|
Май | НОД: 1.Проект «Мир насекомых» 2. Красавица – бабочка. 3. Солнечные лучики. 4. Опыты: почему игрушки нагреваются на солнечной стороне, а не в тени; где ярче цветут цветы на солнечной стороне или в тени. 2-ая половина дня Цветы. 1. Ухаживаем за цветами на клумбе. 2.Наблюдение за вьюнком: закрывается цветок, когда садится солнце; открывается – когда солнце светит. 3. Проблема: «Если я сорву цветок, если ты сорвёшь» |
|
Средняя группа
Календарный месяц | Темы (НОД и совместной деятельности во 2-ой половине дня) | Дидактические игры и экспериментирование |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | НОД: 1. Путешествие в осень. 2- ая половина дня: 1. Осень тонкой длинной кистью перекрашивает листья. 2. Во саду ли, в огороде» 3.Выставка работ: «Осенняя фантазия». НОД: 1. На бабушкином дворе. (коровушка и бычок) 2-ая половина дня: 1. Кошка и собака – наши милые друзья. 2. На птичьем дворе. 3.Опыт с кошкой (определить, хорошее ли обоняние у кошки; выяснить, хорошо ли слышит кошка). 4.Фотогазета: «Домашние любимцы». НОД: 1.Как зимуют дикие звери. 2-ая половина дня: 2. Зачем белке пушистый хвост? 3. Почему ты, ёж, колючий? 4. Как звери готовятся к зиме. | Д / игры: «Найди такой же листок, как на дереве», «Опиши, я отгадаю», «Раз, два, три – к берёзе, тополю… беги!», «Что за детки - на ветке», «Угадай-ка!», «Что с чем схоже?», «Узнай на вкус». Д/игры: «Кто кем становится?», «Хорошо – плохо», «Кто чем питается?», «Кто в хозяйстве живёт, что хозяину даёт?», Загадки о животных.
Д/игры: «Звериная зарядка», «Так бывает или нет?», «У кого - кто», «Охотник и пастух», «Посели животное». |
Декабрь Январь Февраль | НОД: 1.Здравствуй, зимушка – зима!. 2-ая половина дня: 1.Игры со снегом: «Минутка радости». 2. «Снежные фигуры». 3. «Ледяные узоры». 4. Праздник «Здравствуй, гостья зима!». НОД: 1. «Покормите птиц зимой!». 2-ая половина дня: 1. Экологическая акция: «Птичья столовая». 2. Птица-синица в гостях у ребят. 3. Конкурс: «Поможем нашим пернатым друзьям». НОД: 1. Как узнать растение 2-ая половина дня: 1.Познакомим Мишутку с новым цветком - геранью. 2. Научим Степашку поливать цветы. 3. Как помочь растению? | Д/игры: «Кто прошел?», «Путешествие по участку в поиске диковинных снежных фигурок», «Найди дерево по описанию», «Чьи следы?», «Где больше снега?», «Цветные льдинки». Д/игры: « Угадай птицу по описанию», Загадки о птицах, « Это птичка – воробей…», Сравнение живой и игрушечной птицы, «Птичка, птичка, вот тебе водичка, вот тебе крошки на моей ладошке», «Найди, каких птиц мы кормим». Д/игры: «Где спрятался зайчик?», «Какого растения не стало?», «У какого растения цветки?», «Чем отличается герань от хлорофитума?» |
Март Апрель Май | НОД: 1. Светит солнышко в окошко. 2-ая половина дня: 1.Необходимость света для роста растений. 2. Игра: «Поймай солнышко». 3. Кукольный театр: «В гостях у солнышка». НОД: 1. Весенние секреты. 2-ая половина дня: 1. «Пробирается медведь сквозь густой валежник, стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник…» 2. Зелёный наряд Земли. НОД: 1. Весенняя мозаика. 2. «Чудо в паутине» 2-ая половина дня: 1. «В гостях у травушки-муравушки». 2. Проект: « Маленькие Цветоводы». 5. Посев семян цветов. | Д/игры: «Солнечные зайчики», «Где быстрее растаял снег?», « С какой стороны больше сосулек на крыше?».
Д/игры: «Маленькие разведчики», «Весенние новости», «Кто что видел?», «Узнай птицу по описанию», «Покажи птиц, которые прилетают весной». Д/игры: «Когда это бывает?», «Где, что растёт?», «Маленькие путешественницы», «О чем грустит растение?» Д/игры: загадки о цветах, « Научимся различать семена», «Сначала бутон, потом – цветок», «Какой цветок расцвёл?», Загадки о насекомых, Загадки о цветах. Экспериментирование: с водой, воздухом, светом, с песком. |
Старшая группа
Календарный месяц | Темы (НОД и совместной деятельности во 2-ой половине дня.) | Дидактические игры, экспериментирование |
Сентябрь Октябрь | НОД: 1.Во саду ли, в огороде:(овощи и фрукты) 2.Растения – земли украшение. 2-ая половина дня: 1.На грядке у бабке выросли загадки. 2. Могут ли овощи принести вред нашему здоровью? 3. Путешествие растений. 4. Растения лечат. НОД: 1.Что нас окружает? 2.Проект: «Хлеб – наше богатство». 2-ая половина дня: 1. Роль воздуха, воды и света в жизни человека, животных и растений. 2. Чистый воздух и вода – наши лучшие друзья. 3.Откуда хлеб к нам на стол пришёл? 4. Хлеба к обеду в меру бери, Хлеб - драгоценность, его береги. | Д/игры: «Что, где растёт?», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», Кафе «Витаминка», «Вершки и корешки», «Растения – живые», «Узнай и назови», «Созрело – не созрело», «Съедобное – несъедобное», магазин «Семена». Опыты с песком: свойства песка. Д / игры: Опыты с водой, опыты с воздухом, эксперимент: прыжок игрушки с парашютом, состояние почвы в зависимости от температуры. «Очистим воду», «Игра цвета». Пословицы и поговорки о хлебе, «Узнай на вкус», «Узнай по запаху». |
Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | НОД: 1.Как звери к зиме готовятся. 2..Домашние животные – друзья человека. 2-ая половина дня: 1. В гостях у белочки. 2.Проект: « Мой четвероногий друг». 3. Фотовыставка: « Домашние любимцы». НОД: 1.«Вода источник жизни» 2.Беседа о снеге 2-ая половина дня: 1.Как узнать птиц. 2. Как мы можем помочь птицам НОД: 1. Зимушка – зима. 2. Моя лаборатория природы. 2-ая половина дня: 1. Зимние явления в неживой природе. 2. Как живая и неживая природа приспосабливается к зимним условиям. 3. Лаборатория неживой природы: опыты со снегом и льдом. НОД: 1. Растения, как живое существо 2. Рассматривание веток деревьев. 2-ая половина дня: 1. Пересадка растений. 2. Огород на окне: посадка лука. 3.Опыты: проращивание семян;вазы с ветками: одна между оконными рамами, другая на подоконнике. НОД: 1. Человек – часть природы. 2.Как человек познает природу. 2-ая половина дня: 1. Чем люди отличаются друг от друга. 2. Как кожа помогает человеку. 3. Мудрая природа. НОД: 1. Космос. Вселенная. 2. Весенние новости из леса. 2-ая половина дня: 1. Земля – планета, на которой мы живём». 2Развлечение: «Здравствуй лес, весенний лес, полон сказок и чудес…». НОД: 1. Весна – красна. 2.Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. 2-ая половина дня: 1. Как мы искали приметы весны. 2.Экскурсия к цветущим плодовым деревьям. 3.Насекомые – наши друзья. 4. Праздник: «Мы – друзья природы». | Д/игры: «Путаница», «Кто, где живёт?», «Чьи это ноги?», «Узнай по следу», «Спасатели», «Зоопарк», »Выставка собак», «Да – нет». Опыты: защитные свойства снега (вода в трёх бутылках в снегу на разной глубине); разная потребность растений во влаге. Д/игры: «Узнай на вкус». Опыты: свойства воды, «Очистим воду» ,испарение воды (бельё на морозе, вода в чайнике, вода на блюдце). Д/игры: «Где больше снега?», «Как мы следы зимы искали», «Так бывает или нет», «Чьи следы?», «Цветные льдинки», «Кто, где зимует?», «Какое время года?». Опыты со льдом и снегом. Д/игры: «Назовите растение», «Узнай дерево по коре», Опыты: необходимость влаги для роста растений, необходимость света для роста растений, необходимость тепла для распускания срезанных веток. Д/игры: «Что может случиться, если… Ты не будешь чистить каждый день зубы? Ты промочишь ноги на улице?», «О связи живой и неживой природы», «Так бывает или нет», «Природа и человек». Опыты: зависимость состояния воды от температуры. Д/игры: «Кто знает, тот отвечает», «Расположи планеты правильно», «Солнце и планеты». «Кто живёт в лесу?». Д/игры: пословицы и поговорки о весне, «Что перепутали художники?», «Бывает – не бывает», «Разведчики». Опыты: зависимость развития растений от солнечного освещения, рост мать-и-мачехи на различных полянках; влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений. |
Подготовительная группа
Календарный месяц | Темы (НОД и совместной деятельности во 2-ой половине дня | Дидактические игры, экспериментирование. |
Сентябрь Октябрь. Ноябрь
Декабрь
Январь Февраль Март Апрель
Май | НОД 1.Дары осени 2.Гуманное отношение к природе 2-ая половина дня: 1. Перемены в жизни леса осенью. 2. В природе нет ничего лишнего. 3. Развлечение: «Листопад Листопад, листья желтые летят…».
НОД: 1.Экскурсия в осенний лес. 2. Природная стихия – огонь. 2-ая половина дня: 1. Лес в жизни человека. 2. Природа – чудесница. 3. Береги лес от пожара. 4. Лесные правила. НОД: 1. Планета Земля – наш общий дом. 2. Планета Земля – в опасности. 2-ая половина дня: 1. Природа живая и неживая. 2 Природные царства. 3 Воздушный океан. Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране. 4. Царица – водица. Источники загрязнения воды. Меры охраны.
НОД: 1. Зимушка – зима. 2. Нас в любое время года учит мудрая природа… 2-ая половина дня: 1. В царстве снега и льда. 2. Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна… 3. У клеста зимой птенцы! 4.Письмо на снегу. НОД: 1. Жизнь зверей зимой. 2. Зимующие птицы. 2-ая половина дня: 1.Письмо волку и лисе. 2. Письмо лисы и волка. 3. Д/игра: «Перелётные и зимующие птицы». 4. Конкурс: «Поможем нашим пернатым друзьям». НОД: 1. Уход за комнатными растениями. 2. Огород на окне. 2-ая половина дня: 1. Из чего можно вырастить растение? 2. Мы – цветоводы. 3. Посадка лука. Посев семян укропа, огурцов. 4. «Большой секрет для мамы…». (Выращивание тюльпанов из луковицы.) НОД: 1. Лес – жизнь человека. 2. День лесных приключений. 2-ая половина дня: 1. Встреча с волшебной девочкой- Гармонией. 2. Природа знает лучше. 3. Лесная газета. 4. Праздник: «День рождения Леса». НОД: 1. День Земли. 2. Экологическая акция: «С чего я могу начать?» 2-ая половина дня: 1. Проверим чистоту нашего дома. 2. Посадка кустарников. 3. Что мы можем сделать вместе с друзьями. 4. Викторина: «Правила поведения в природе». НОД: 1.Люблю березку русую…» 2. «Строим экологический город». 2-ая половина дня: 1. Природа и здоровье. 2. Весенние заботы птиц.. 3. Игра: «КВН» (с участием родителей): «Береги природу родного края». | Д/игры: «Где что зреет», «Чтобы бы было, если листья не опадали с деревьев», «Как сделали томатный сок», »Следопыты», «Что лишнее?»., «Вершки и корешки». Опыты: Почему желтеют листья?, Проверим осенние приметы. Д/игры: «Кто живёт в лесу?», «Хорошо – плохо», «Узнай дерево по описанию», «Грибная грамота». Пословицы о лесе. Опыты: с водой (превращение в лёд), влияние температуры на рост растений. Д/игры: «Покажи на глобусе», «Расположи планеты правильно», «Солнце и планеты», «Хорошо – плохо». Опыты: «Свойства воздуха», «Свойства воды», «Как рождается речка», «Круговорот воды в природе», опыт с фильтрованием воды, сказка о необыкновенных превращениях Капельки. Опыты со снегом и водой, зависимость состояния воды от температуры; снег, лёд и вода защищают растения от низких температур, как работает термометр. Д/игры: «Найди хозяина», «Спасение, «У кого какой клюв?». Выращивание тюльпанов из луковицы в подарок мамам. 1.Д/игры: «Длинные и короткие ноги», «Узнай, какой зверь?», «Бывает – не бывает», «Полезные или вредные?», «Хорошо – плохо», « Чьи следы». 2. Посадка луковиц тюльпанов для выращивания цветка в подарок мамам. Опыты со снегом и водой, зависимость состояния воды от температуры; снег, лёд и вода защищают растения от низких температур, как работает термометр. Д/игры: «Найди хозяина», «Спасение, «У кого какой клюв?». Выращивание тюльпанов из луковицы в подарок мамам. Опыты: влияние температуры, света, воды на рост растений. Определение необходимости пересадки комнатных растений. Опыт: воздух занимает место. Д/игры: «Опиши, я угадаю» Д/игры: « Живое – неживое»,«Живая пирамида», «Путаница», « «Найди зверя, птицу». Д/игры: ««Посели животное», «Ручеёк», «Бывает или нет?». «Почему меня так назвали?» Проведение опытов на выявление пользы дождевых червей, предсказывания лягушкой дождя. |
- Содержание психолого – педагогической работы и познавательно – исследовательской деятельности по освоению детьми образовательной области по возрасту.
Задачи воспитания и развития детей (3 – 4 лет)
- Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении: обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях («кружатся листочки», «прыгают воробышки, цыплятки»), узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.
- Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.
- Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.
- Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
Задачи воспитания и развития детей (4 -5 лет)
- Постоянно поддерживать активный интерес детей 4—5 лет к окружающей природе, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.
- Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новые растения, животных, людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов (воды, глины, почвы и других).
- В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
- Поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, поощрять обращения с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования.
- Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с ним.
- Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.
Задачи воспитания и развития детей (5 – 6 лет).
- Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтения детей.
- Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях. Объединять в группы растения и животных по признакам (деревья, кустарники и т. д., рыбы, птицы, звери и т. т.).
- Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Развивать самостоятельность в уходе за животными и растениями.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Задачи воспитания и развития детей (6 – 7 лет).
- Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится).
- Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, в парке, в водоёме, в городе), о взаимодействии человека и природы.
- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной литературы. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу. Использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
- Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
- Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.
- Планируемые результаты освоения детьми данной программы.
2-ая младшая группа:
- Ребенок любопытен, многократно задаёт вопросы: «Что такое, кто такой, что делает, как называется?», использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы.
- Ребёнок интересуется животными ближайшего окружения, замечает цветущие растения, явления природы, эмоционально реагирует (присматривается, улыбается, старается приблизиться, потрогать).
- Различает и называет некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы.
- Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам.
- Включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными.
- Эмоционально реагирует на красивое и некрасивое.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить что-то сам.
- Эмоционально сопереживает, если кому-то больно, проявляет нежность и заботу к знакомым животным.
Средняя группа.
- Ребёнок проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни, испытывает радость от общения с животными и растениями – как знакомыми, так и новыми для него.
- Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями со взрослыми, сверстниками, стремится отразить их в продуктивной деятельности: лепит, создает поделки из природного материала, рисует животных и растения простыми способами, раскрашивает контурные изображения.
- С удовольствием включается в поисково – исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослыми, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия.
- Откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями в уголке природы, охотно вместе с воспитателем, оказывает посильную помощь растениям, животным.
- Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных. Может рассказать о них, характеризуя как живые существа.
- Эмоционально откликается на красоту природы, проявляет сочувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь.
Старшая группа.
- У ребёнка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде. Старается придерживаться их в своей деятельности.
- Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, осуществления наблюдения, экспериментирования без поддержки взрослого.
- Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг объектов. С удовольствием, по собственной инициативе, общается с живыми существами, наблюдает за проявлениями их жизни.
- Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
- Отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Подготовительная группа.
- Гуманно-ценностное отношение детей к природе становится более устойчивым. Дети стараются самостоятельно придерживаться правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателем уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде.
- Дети обращают внимание на поведение малышей и сверстников в природе: советуют, как поступить, помочь живому, высказывают замечания, если их поведение вредит растениям и животным.
- Интересуются изучением природного мира, высказывают догадки, размышляют о причинах природных явлений, организуют и осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
- Отличаются широтой кругозора, хорошо ориентируются в природных объектах, интересно и с увлечением рассказывают о них, делятся впечатлениями.
- Самостоятельно ухаживают за растениями уголка природы, ответственно относятся к труду. Владеют трудовыми умениями, достигая качественных результатов.
Анкета для родителей.
1. Считаете ли ВЫ, необходимым знакомить детей с природой нашего края, начиная с детского сада?:
- Да
- Нет
- Не знаю
2 . Заметили ли Вы, что в нашей группе ведётся работа по экологическому воспитанию детей:
- Да
- Нет
- Не знаю
3. Как часто Вы, вместе с ребёнком, совершаете прогулки или выезды на природу?
- Часто
- Нет
- Редко
4. Есть ли у Вас в доме животное? Как к нему относится ребёнок?
- Есть
- Нет
- С удовольствием играет, помогает ухаживать
- Не обращает внимание
- У ребёнка аллергия
5. Считаете ли Вы, что многообразный мир природы помогает общему развитию ребёнка?
- Развивает речь детей, мышление, память, обогащает словарь детей.
- Учит наблюдать, анализировать, делать выводы
- Способствует накоплению знаний об окружающем мире природы
- Развивает эстетический вкус
- Сомневаюсь
6. Считаете ли Вы, что проводимая работа по воспитанию бережного отношения к живой природе будет способствовать воспитанию у детей:
- Доброты
- Отзывчивости
- Сострадания
- Милосердия
- Умения прийти на помощь, попавшему в беду растению, животному, человеку…
- Может быть
7. Хотели бы Вы принять участие вместе с детьми в мероприятиях нашей группы, посвященных охране природы?
- Да (трудовая деятельность на участке, в цветнике; путешествия; прогулки; наблюдения; развлечения; праздники).
- Нет
- Может быть
8. Подумайте и предложите, что можно сделать вместе с детьми по охране природы родного края (конкретные дела около дома, в детском саду, на речке, в лесу).
Конспект
НОД( Познавательно- исследовательская
деятельность в старшей группе)
Тема: «Вода – источник жизни»
Цели НОД:
1. Образовательные:
• показать значение воды в жизни живой природы;
• закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
2. Развивающие:
• развивать наблюдательность;
• совершенствовать внимание, память, логическое мышление;
• принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
3. Воспитательная:
• воспитывать бережное отношение к воде.
Цель экспериментальной деятельности:
1. Учить проводить исследования.
2. Добиваться результатов.
3. Размышлять, иметь своё мнение.
4. Обобщать результаты опытов.
Материал для занятия:
• мультимедийная презентация на тему «Вода в природе »
• запись шумовых эффектов ( море, река, водопад ,ручеёк)
• игрушечные персонаж Капельки.
Материал для проведения опытов:
На каждого ребёнка: 2 стакана, ванночка одна на двух детей, деревянные палочки и железные предметы .Чайная ложка по количеству детей, гуашь,
Ход занятия
Воспитатель: Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку), Ребята Капелька хочет узнать для чего и кому нужна вода ,и где живет вода? Расскажем капельке (ответ детей)
Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку),
И у нас в саду осталась. Ребята как вы думаете где живет вода?(ответ детей )
Воспитатель - ребята, я покажу картинки, где же живет вода посмотрите, что же мы с вами видим – море ( показ №1 слайда море ). А вы хотите послушать шум моря. (дети слушают шум моря).
Воспитатель - Я еще вам хочу показать картинки, где живет вода. Посмотрите и скажите это что такое здесь изображено?
Дети: Река. (показ №2 слайда река)ребята послушайте как течёт река (шум реки)
Воспитатель: Правильно это река. Значит, что мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке. Посмотрите на следующую картину. Это что ребята такое вы знаете?
Дети: Водопад.( показ№3 слайда водопад)
Воспитатель: Ребята послушайте, как шумит водопад. (шум водопада ) Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум. И еще одна картина домика воды (показывает ручей.) Как выдумаете это что?(показ №4 слайда ручей )
Дети: Ручей.
Воспитатель: Правильно. Течет ручей, журчит ручей. Я вам сейчас предлагаю послушать журчание ручейка ( шум ручейка ). Ребята пение ручейка отличается от шума водопада? Чем отличается: у ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада
шумная, громкая, не спокойная.
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Воспитатель: А нам с вами нужна вода в детском саду?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего?
Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цвет
Воспитатель : Ребята, а ели бы не было воды.
Что произошло? Как вы думаете?. Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли
Физминутка « Тучка »
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? - Да! Тогда прошу за столы.
Опыт №1 «Тонет, не тонет».
Воспитатель: Перед вами ванночки с водой а на подносе у вас различные предметы. Дети в ванночку с водой опустите предметы что мы видим Дети: мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули. Воспитатель: А скажите мне, что тяжелее железо или дерево? Дети: Железо. Вывод: Какое первое свойство воды мы с вами увидели. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.
Опыт №2 Воспитатель: Теперь возьмите баночку с водой и понюхайте, имеет ли она запах Вывод: Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3 Воспитатель: Ребята теперь в эту баночку с водой добавьте ложной сахар и размешайте. Что мы видим? Дети: Сахар растворился Вывод: В результате растворения в воде сахара получился раствор сладкий. Мы с вами обнаружили еще одно свойство Воды растворитель, но цвет воды при этом остается прозрачным.
Опыт № 4 Вода окрашивается. Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? В баночку с водой, ложечкой немножко положите гуаши и размешайте . Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? Дети: Да Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавили и растворили.
Итак: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.
1. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.
2. Чистая вода не имеет запаха.
3. Вода является растворителем.
4. Вода может менять цвет, когда ее окрашивают
Капелька дарит на память медальки « Юные исследователи »
Конспект интегрированного НОД
по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
« Чудо в паутине»
Цель:
Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных, рассказать о науках, закрепить правила поведения в природе. Не обрывай паутину в лису, не убивайте пауков.
Материал:
- альбом «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе»;
- картинки с изображением разных пауков;
- листы бумаги с большими кляксами;
- фломастеры.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята в «Жалобную книгу природы» поступила новая жалоба, я прочитаю, а вы догадайтесь от кого она.( воспитатель читает )
- Говорят мы безобразны. Пойдут люди в лес за грибами и ягодами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь на самом деле мы приносим пользу: мух, комаров ловим. Вам ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава, а для нас беда.
Вы догадались, кто жалуется (паук).
Паука люди часто считают ненужным, но оказывается, это очень интересное и полезное животное. Я расскажу вам о нем.
На опушке леса от ветки к ветки, протянул свои сети паук – у пауков 8 ног. Голова и грудь слились вместе. У пауков 8-глаз все они расположены на голове. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть все, что происходит вокруг. Как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?
На брюшке у паука паутинные бугорки. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.
Для чего нужна пауку нить?
- Служит лестницей для спуска и подъема или самолетиком. Ветер подхватит с паучком и перенесет в другое место, но главное – из нити паук плетет паутину.
Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в паутину попадет добыча.
О том, что в паутину кто-то попал, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от паутины. Выбраться из паутины не удается никому, так как паутина смазана клейким веществом.
Стихи про пауков.
Диво дивное паук
Восемь ног и восемь рук
Если надо наутек
Выручают восемь ног
Сеть сплести за кругом круг –
Выручают восемь рук.
Если злиться на кого-то
Словно все кругом враги,
Спину горбит –
Смотрит люто –
Значит, встал не стой ноги.
Вот прямо перед нами
Висит сито, не руками свито
Муха ахнула сперва.
Ах, какие кружева
А попала в кружева
И пропала голова
Бедняжка, словно в тине
Завязла в паутине.
Физ. минутка.
Паучок из паутинки паучатам шьет ботинки,
а игла сосновая, новая-преновая.
Раз-стежок, два-стежок.
Вот и вышел башмачок.
Раз-стежок, два-стежок
Сшил ботинки паучок
Сшил ботинки паучок
И молчок!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь клякс,
видно работал неаккуратный художник.
Посмотрите на кляксы и выберите ту,
которая больше похожа на паука.
(дети выбирают)
Воспитатель предлагает детям подрисовать кляксами ножки.
- Посмотрите, какие красивые у вас получились паучки. Представьте, что вы маленькие паучки, сплетите паутинки. (Дети рисуют паутинки)
Воспитатель: Незабывайте ее нужно плести очень аккуратно. Ребята один маленький паучок хочет нам рассказать стихотворение.
Стих.
Рано утром мы встаем, делом занимаемся
За день быстро устаем
Сеть плести стараемся
Раз кружок, два кружок
В сеть попалась мушка
Для зевак и растяп
Хороша ловушка
Все притихло на дворе
И в лесу стемнело
Завтра утром на заре
Мы возьмемся за дело.
Воспитатель: А сейчас из паучков вы превращаетесь в ребят.
В нашем альбоме «Правила поведения в природе» записано -
Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков
Когда вы пойдете в лес, выполняйте это правило.
Дети приглашают гостей посетить выставку «Чудо в паутинке».
Список литературы:
1.И. Белавина, Н. Найдёнова « Планета – наш дом» ( Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников), Москва 1995 г.
2.А.К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду», Москва 1991г.
3.О.А. Воронкевич Программа экологического воспитания дошкольников « Добро пожаловать в экологию » Санкт-Петербург 2001г., Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
4.Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева Программа « От рождения до школы»
Волгоград 2009г., Изд. « Учитель »
5.. А. И. Иванова « Живая экология» , Москва 2007г., Изд. « ТЦ «СФЕРА»
6.. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова « Формирование культуры дошкольников», Волгоград2008г., Изд. « Учитель».
7.А.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми», Минск 1998г.
8.С.Н.Николаева « Воспитатние экологической культуры в дошкольном детстве » Москва 1995г.
9. Н.А. Рыжова «Не просто сказки », Москва 2002г. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС»
10. Н.А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко », Москва 1998г. изд. « ЛИНКА-ПРЕСС»
11. Н.А. Рыжова «Человек и природа », Москва 2007г. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС»
12.Т.А. Шорыгина « Зелёные сказки», Москва 2006г., Изд. « Книголюб».
13. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
14. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
15. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
16. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
17.Хрестоматия для детского сада ( Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
18.Хрестоматия для детского сада ( Сказки, стихи, рассказы о животных), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
19. Энциклопедия о животных « Планета животных», Москва 2001г., Изд. «МАХАОН».
20.Энциклопедия о космосе « Космос » Москва 2000г.Изд. « МАХАОН».
Журналы « Дошкольное воспитание»:
21 № 7 – 2000г. « Нащ дом – природа», стр 2 -26.
22. №9 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47
23. №7 – 2005г. «» Воспитание бережного отношения к воде» , стр. 37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...
авторская программа по экологии"Природа вокруг нас"
Природа – это уникальная книга.Ее тираж – один экземпляр!Только один! И поэтому, читая ее,Нужно беречь каждую страницу!...
обобщение опыта работы по программе "Юный эколог"
Знакомство с окружающим миром...
Авторская программа "Юные исследователи"
Актуальность программы заключается в создании организационно-педагогических условий в ДОУ, необходимых для развития мотивации к познанию и творчеству, формировании предпосылок исслед...
Авторская программа "Юные интеллектуалы"
В программе представлено тематическое планирование работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления....
Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.
Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....
Технология «Юные защитники природы» составлена на основе программы «Юный эколог» автора Николаевой С.Н.
Технология "Юные защитники природы"...