Авторская программа "Юные интеллектуалы"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
В программе представлено тематическое планирование работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_intellektual_malysheva_l.e.docx | 101.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №18 «Родничок»
городского округа город Шарья
Костромской области
Авторская программа
Автор: Малышева Лариса Евгеньевна
Шарья 2017г.
Малышева Лариса Евгеньевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»
городского округа город Шарья Костромская область
Педагог высшей квалификационной категории
Уважаемые педагоги и родители!
В программе представлено тематическое планирование работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления. Предлагаемая система работы учит детей умению оперировать словами и понимать логику рассуждений. Выполняет такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий.
Программа адресована воспитателям, родителям и гувернерам детей-дошкольников.
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Новизна
Происходящие в наше время процессы модернизации образования в России предполагают создание равных стартовых возможностей для подготовки детей к школьному обучению. В соответствии требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится необходимым использование инновационных педагогических технологий, адекватных возрастным, физическим, психическим особенностям воспитанников для выполнения детьми программных требований. Это определяет поиск оптимальных путей для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Формирование логического мышления — важная составная часть педагогического процесса, которая, в основном, решается средствами занимательности в обучении. Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
Концепция
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решаетпоставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление развивается в три этапа:
- Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
- Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
- Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления.Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.
Проблемами психологии мышления занимались такие ученые как П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Подьякови др.
В книге «Психология» Ж. Пиаже «Концепция детского интеллекта и этапов его становления», заметил, что нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов - свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
По мнению Е.Г. Ревиной, мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
В работах В.В. Левитеса мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.
Рогов Е.И. под мышлением понимает процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано.
А. В. Петровский определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
С.Л. Рубинштейн трактует мышление как обобщенное и опосредованное познание объективной реальности.
В российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей т отношений между предметами, явлениями, фактами.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия межу ними. К.Д.Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: «…сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение…»
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.
Синтез это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Абстракция – это мысленное отвлечение от каких либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков.
Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
Умение логически мыслить, по мнению А.В. Петровского, включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д. Поэтому, для него логическое мышление включает в себя ряд компонентов: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
Таким образом, мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
Цель: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи:
- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям
- учить детей ориентироваться в пространстве
- развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику
Принципы
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:
Принцип системности–работа должна проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течении месяца.
Принцип адресного подхода – учет индивидуальных особенностей детей.
Принцип последовательности –предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип преемственности – взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Формы организации
- Индивидуальная самостоятельная работа детей
- Работа в парах
- Соревнование
- Конкурсы
- Упражнения
- Дидактические игры
В основе лежат следующие образовательные технологии:
- Игровая
- ТРИЗ
- Развивающее обучение
Срок реализации программы - 1 год и предполагает проведениецикла занятий с детьми 6-7 лет в рамках кружка «Маленькие интеллектуалы». Курс рассчитан на 26 самостоятельных занятий, которые проводятся течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.
- Содержательный раздел
Тематический план работы
Месяц | Тема | Материал |
сентябрь |
| Листы с заданиями, карандаши простые |
Октябрь | 1 Неделя – «Сколько треугольников, сколько четырехугольников», «Перекати фигуру», «Какая часть выпала», «Нарисуй картинку», «Подбери ключик к скважине», «Дорисуй по клеточкам». 2 неделя – «Найди двух одинаковых щенков», «Пустое место», «Запоминай-ка», «Испорченная гирлянда», «Дорисуй по клеточкам», «Завяжи узел». 3 Неделя – «Узоры из половинок», «Вид сверху», «Найди осколок», «Что лишнее», «Перекати фигуру», «Запоминай-ка». 4 Неделя – «Нарисуй по клеточкам», «Нарисуй картинку», «Угадай домик», «Расставь по порядку», «Какая картинка лишняя», «Дорисуй по клеточкам». | Листы с заданиями, карандаши простые |
Ноябрь | 1 неделя – «Найди лишнюю картинку», «Найди пару», «Лабиринт», «Дорисуй по клеточкам», «Расставь по порядку», «Вид сверху». 2 неделя – «Продолжи рисунок», «Нарисуй недостающий рисунок», «Лишняя картинка», «Запоминай-ка», «Что пропущено», «Нарисуй картину». 3 Неделя – «Расставь рисунки по порядку», «Найди отличия», «Лабиринты», «Дорисуй по клеточкам», «Найди пару», «Осколки». 4 Неделя – «Соедини по точкам», «Перекати фигуру», «Дорисуй по клеточкам», «Что лишнее?», «Запоминай-ка», «Подбери ключик к скважине». | Листы с заданиями, карандаши простые |
Декабрь | 1 неделя – «Найди отличия», «Недостающий рисунок», «Лишняя фигура», «Лабиринт», «Нарисуй нужный предмет», «Раздели фигуры на три группы». 2 Неделя – «Дорисуй в пустой клеточке», «Продолжи ряд», «Дорисуй гирлянду», «Нарисуй картину», «Что пропущено», «Запоминай-ка». 3 Неделя – «Одинаковые бабочки», «Выпавшие части», «Узоры из половинок», «Найди ошибку», «Найди две одинаковые фигуры», «Найди недостающий предмет». 4 Неделя – «Нужный предмет», «Классификация», «Расположи игрушки по-разному», «Одинаковые мячики», «Нарисуй картинку», «Дорисуй по клеточкам» | Листы с заданиями, карандаши простые |
Январь | 2 Неделя – «»Лабиринт», «Осколки», «Вид сверху», «Найди закономерность», «Лишний предмет», «Найди пару». 3 Неделя – «Подбери пару», «Запоминай-ка», «Продолжи ряд», «Найди ошибку», «Раздели на три группы», «Найди отличия». 4 Неделя – «Найди двух одинаковых щенков», «Пустое место», «Лабиринт», «Вид сверху», «Найди закономерность», «Дорисуй по клеточкам» | Листы с заданиями, карандаши простые |
Февраль | 1 Неделя – «Расставь по порядку», «Лишняя картинка», «Продолжи ряд», «Недостающий рисунок», «Какой предмет нарисован», «Классификация». 2 Неделя – «Найди отличия», «Вид сверху», «Запоминай-ка», «Осколки», «Заплатки», «Найди одинаковые рисунки». 3 Неделя – «Недостающие детали», «Лабиринт», «Нарисуй картину», «Что пропущено», «Перекати фигуру», «Какая часть выпала» 4 Неделя – «Собери картинку», «Найди отличия», «Подбери ключик», «Найди закономерность», «Дорисуй по клеточкам», «Найди пару». | Листы с заданиями, карандаши простые |
Март | 1 Неделя – «Угадай домик», «Расставь по порядку», «какая картинка лишняя», «Дорисуй по клеточкам», «Вид сверху», «Найди пару», «Лишняя картинка». 2 Неделя – «Найди закономерность», «Нарисуй нужный предмет», «Раздели фигуры на три группы», «Дорисуй по клеточкам», «Запоминай-ка», «Найди отличия» 3 Неделя – «Лабиринт», «Что пропущено», «Перекати фигуру», «Какая часть выпала», «Продолжи ряд», «Недостающий рисунок» 4 Неделя – «Раскрась стрелочки», «Расставь знаки по образцу», «Вид сверху», «Нарисуй картинку», «Найди путь по стрелкам», «Продолжи ряд» | Листы с заданиями, карандаши простые |
Апрель | 1 Неделя – «Найди отличия», «Продолжи ряд», «Вид сверху», «Недостающие предметы», «Лишняя картинка», «»Найди нужный предмет». 2 Неделя – «Дорисуй в пустой клеточке», «Продолжи ряд», «Дорисуй гирлянду», «нарисуй картинку», «Лабиринт», «Дорисуй по клеточкам». 3 Неделя – «Найди домик для щенка», «Найди закономерность», «Нарисуй картинку», «Лишняя фигура», «Продолжи ряд», «Найди путь по стрелкам». 4 Неделя – «Запоминай-ка», «Испорченная гирлянда», «Дорисуй по клеточкам», «Завяжи узелок», «Расставь знаки по образцу», Дорисуй по клеточкам», «Найди отличия». | Листы с заданиями, карандаши простые |
Май | Итоговое задание (Приложение 1) |
Ожидаемые результаты
- Дети владеют логическими операциями: анализом, синтезом, сравнением, отрицанием, классификацией, систематизацией, обобщением, умозаключением.
- Умеют ориентироваться в пространстве.
- Дети умеют рассуждать и доказывать.
- Положительные отзывы родителей обучаемых детей
Методический инструментарий
В своей работе по развитию логического мышления мы используем разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские. При выборе метода учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимых дидактических средств и др.
Постоянное внимание к обоснованному выбору методов и приёмов, рациональному использованию их в каждом конкретном случае обеспечивает:
- успешное развитие логических мышлений и отражение их в речи;
- умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме),последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;
- ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнение путём сопоставления, счёта, измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность, чередования признаков, общность свойств.
Ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.).
Характерные особенности практического метода при развитии логического мышления:
- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;
- широкое использование дидактического материала;
- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;
- широкое использование сформированных преставлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т.е. в разнообразных видах деятельности.
Данный метод предлагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.
Наглядные и словесные методы при развитии логического мышления сопутствуют практическим и игровым методам. В своей работе использую приёмы, относящиеся к наглядным, словесным и практически методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:
1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением, или образец воспитателя. Это основной приём обучения, он носит наглядно-действенный характер. Выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, даёт возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:
- чёткость, расчленённость показа способа действия;
- согласованность действия со словесными пояснениями;
- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающий показ;
- активизация восприятия, мышления и речи детей.
2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Это приём связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция даётся полностью до начала выполнения задания.
3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приёмы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т.д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.
4. Вопросы к детям – один из основных приёмов развития логического мышления. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и освоение материала. При развитии логического мышления наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т.е. констатирующих к более сложным вопросам, требующих установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения или использования простейших доказательств.
5. Контроль и оценка. Эти приёмы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приёмы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способа действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.
6. В ходе развития логического мышления у дошкольников сравнение, анализ, синтез,обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приёмы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребёнка в процессе учения. На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приёмы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приёмов, которые тесно связаны между собой, связаны и используются чаще всего в комплексе.
7.Моделирование – наглядно-практический приём, включающий в себя создание моделей их использование с целью развития элементарных математических представлений у детей. В настоящее время положено лишь начала теоретической и контрольно-методической разработке этого приёма, являющегося чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:
- использование моделей и моделирование ставит ребёнок в активную позицию, стимулирует его познавательность;
- дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования; развитие - действенного наглядно-образного мышления;
- все без исключения математические понятия рассматриваются как своеобразные модели реальной действительности.
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды:
- Дидактические игры
- Наборы геометрических фигур, счетные палочки
- Пособия
- Задания на карточках
- Компьютер
- Медиапроектор
Методический аппарат
Условия для развития логического мышления. В дошкольном возрасте важными условиями для развития ребенка являются дидактические игры, правильно организованная развивающая среда и межличностные отношения со сверстниками.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)
Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, пазлы, «Ассоциации», «Найди отличия», «Танграм», «Коломбово яицо», «Палочки Кьюзенера», «Блоки Дьенеша», игры типа "Лабиринт" для старших дошкольников.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа "Краски", "Молчок", "Черное и белое" и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно - логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
Развивающая среда как педагогическое условие развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Безусловно, что развитие ребенка должно происходить в определённых условиях, в определенной среде. Важным педагогическим условием развития мышления детей является развивающая среда.
Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет). Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Межличностные отношения со сверстниками как психологическое условие развития мышления детей в старшем дошкольном возрасте
В последнее десятилетие психологические проблемы отношений дошкольников со сверстниками привлекают пристальное внимание. Основной вопрос, - роль межличностных отношений со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии.
В игровой деятельности развиваются отношения: игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. Межличностные отношения развиваются, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Межличностные отношения не возможны без общения. Сформированность общения является очень важным показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению.
Список литературы
- Асанин С. «Смекалка для малышей: занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки» М., 2010
2. Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 2000 - 304 с.
3. Е. Бортникова. Чудо - обучайка: Математика, моторика, логика - Екатеринбург. Литур, 2009. - 48 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь/ Под. общ. ред. Б. М. Бим - Бэд - М.: Академия, 2002. - 306 с.
5. Л. А. Венгер, В. С. Мухина. Психология: Учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ // - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 304 с.
7. Р. С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000 - 575 с.
8. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психологический словарь - М.: Просвещение, 1990 - 494 с.
9. А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1997. - 95 с.
10. М. Султанова. Весёлые домашние задания для детей. - М.: Хатбер-М, 2005. - 20 с.
Заключение
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, так как развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Необходимопомочь ребенку овладеть такими мыслительными умениями, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Такие умения позволят легко осваивать новое, развить самостоятельность и активность мышления, сформировать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Интеллектуалы"
Цель:повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по развитию детей раннего возраста;установление связи теоретических знаний педагогов с практическим оп...
Психологическая игра для воспитателей "Интеллектуалы"
Психологическая игра "Интеллектуалы" - одна из форм работы психолога с педагогами. Она позволяет раскрыть их творческий потенциал; оптимизировать межличностные отношения, активизировать мыслительную д...
КВН - интеллектуалов"Умники и умницы"
Цель: Обобщить полученные знания; закрепить умения в порядковом счёте;, в сравнении фигур по величине; различать геометрические фигуры; развивать конвергентное и дивергентное мышление. Обра...
Конспект совместного мероприятия детей и родителей КВН «Битва интеллектуалов»
Цель: повышение активности родителей в развитии логического мышления детей для успешного обучения в школе.Задачи:1. Формирование партнёрских отношений с родителями в ходе...
Работа кружка "Маленькие интеллектуалы" "Начинаем играть в шашки"
«Начинаем играть в шашки»Цель: обучение игре в русские шашки.Задачи: 1. Учить правилам расположения доски, расстановки шашек, правилам ходов и взятий....
Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс Интеллектуалов»
Сценарий конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Конкурс Интеллектуалов». Цель конкурса: Стимулирование развития интеллектуального потенциала личности детей старшего дошкольно...
“Без шаяннар һәм тапкырлар» (мәктәпкә әзерлек төркемендә үткәрелгән интеллектуаль уен конспекты).
Максат: - сан составы турында белемнәрне ныгыту; - бала...
- Мне нравится (2)