Проект по экологии в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа)
Дошкольный возраст– самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii_v_sredney_gruppe.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экологии в средней группе «Эколята — дошколята»
Пояснительная записка
«Побудить в детях живое чувство
природы – значит возбудить одно
из самых благодетельных,
воспитывающих душу влияний».
К. Д. Ушинский
Дошкольный возраст– самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М. М. Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Паспорт проекта
Название учебного заведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Пензенской области, Городищенского района, г.Городище.
Название проекта: «Эколята-дошколята»
Руководитель проекта: Тагирова Дина Алиевна, воспитатель МБДОУ Д/С4.
Дата разработки: ноябрь 2019
Срок реализации: средней длительности (ноябрь 2019- декабрь 2019)
Участники проекта:
- дети средней группы (4 - 5 лет);
- воспитатель – Тагирова Д.А.
- родители воспитанников.
Актуальность:
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Основная идея проекта: «Сохранить природу – значит сохранить Родину».
Цель: содействие становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.
Задачи:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы
- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы).
- Развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Краткое описание целевой группы проекта:
Проект «Эколята – дошколята» ориентирован на детей в возрасте от 4 до 5 лет средней группы МБДОУ Д/С 4 г. Городище.
Нормативно-правовая база Проекта:
- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»
- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г.
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка».
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Конвенция о Правах ребёнка
Ожидаемый результат:
- формирование основ экологической грамотности у детей;
- воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- развитие у детей коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.
Этапы реализации проекта
1 Этап – Исследовательский
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
Формулирование задач и цели проекта;
Опрос детей;
Анкетирование родителей;
Беседы с детьми о важности данной темы.
2 Этап – Подготовительный
Сбор информации по теме;
Подбор видео материалов;
Подбор художественной литературы;
Подбор дидактического материала;
Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме;
Оформление консультаций для родителей;
3 Этап – Практический
Формы работы
Работа с детьми:
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
Прослушивание музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность.
Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Реализация проекта
Работа с детьми:
Беседы: «Берегите лес», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Что мы знаем об овощах и фруктах?», «Чистый воздух в городе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Почему воду нужно беречь?», «Знакомство с Лекарственными растениями», «Растения помогают человеку жить», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Что такое «Красная книга».
Восприятие: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы»,А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
О природе.
О диких животных.
О птицах.
О домашних животных.
О деревьях и растениях.
Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «Рассматривание семян различных растений», «И капает дождик опять», «Наблюдение за птицами зимой», «Облака – белогривые лошадки».
Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Песочная страна», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование цветными карандашами и акварелью:
- «Наши друзья деревья»,
- «Братья наши меньшие»,
- «Берегите природу»,
- «Сосновая веточка»
Аппликация/ Конструирование:
- «Горка»,
- «Дикие животные»,
- «Домашние животные»,
- «Кормушки для птиц».
Лепка:
- «Весёлый огород»,
- «Божия коровка»,
- «Цветы».
Дидактические игры:
- «Домашние животные»
- «Времена года»
- «Кто, что ест?»
- «Третий лишний» (птицы)
- «Чудесный мешочек»
- «Что где растет?»
- «Доскажи словечко»
- «Природа и человек»
- «Выбери нужное»
- «Когда это бывает?»
Подвижные и малоподвижные игры:
- «Лиса и зайцы».
- «Эстафета «Собери мусор».
- «Пустое место»
- «Узнай по голосу»
- «Листопад»,
- «Грибники»,
- «Солнышко и дождик»,
- «У медведя во бору.».
Сюжетно - ролевые игры:
- «На даче»,
- «В магазине»,
- «Поливаю огород»,
- «Засолка на зиму».
Музыкальная деятельность:
Ю. Антонов «Не рвите цветы»,
А. Вивальди «Времена года»,
М. Глинка «Жаворонок»,
В. Добрынин «Земля наш дом»,
Л. Коган «Березка».
Просмотр мультфильмов:
Фиксики, серия
«Чему учит экология»,
«Мальчик и Земля»,
Смешарики, серия
«Маленькое, большое море»,
«Мусор».
Пальчиковые игры:
- «Барашки»;
- «Гроза»;
- «Пальчики в лесу».
- «Осенние листья».
- «Паучок».
- «Пчелки»
- «Червячки»
- «Ветер»
Работа с родителями:
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Совместное творчество детей и родителей.
Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги Краснодарского края».
4 Этап – Заключительный этап
Выпуск буклетов «Природа и мы»
Презентация проекта.
Вывод: В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Список используемых источников
1. Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию!» СПб «Детство-Пресс», 2008
2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез», 2017
3. Николаева С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома» Издательство: «Мозаика-Синтез», 2013
Интернет ресурсы:
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозайка – Синтез, 2014.
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. конспекты занятий. – м. : мозайка – синтез
аннотация к проекту: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования.
по экологии «Эколята – дошколята» или практическая (прикладная) экология для дошкольников. Воспитатель 1 квалификаци
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологии в средней группе «Здравствуйте, деревья!»
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологическ...
Проект по экологии в средней группе
Проект "Здравствуй дерево"...
Проект по экологии в средней группе "Вода повсюду"
Экологический проект для дошкольников...
Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»Антуан де Сент-Экзюпери...
Проект по экологии в средней группе " Что за чудесница, водица - волшебница "
Вид проекта: средней длительности (февраль – апрель).Участники проекта: средняя группа детского сада «Огонёк», , воспитатели, родители.Актуальность темы: Когда мы с детьми гуляли осе...
Проект по экологии в средней группе «Секреты воды»
Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает...
Проект по экологии для средней группы.
Познавательно-исследовательский проект по экологии для детей среднего возраста "Кто из нас, из овощей, и полезней, и нужней?"...