Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Почва – живая земля».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Почва – живая земля».
Образовательная область: познавательное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_-_zhivaya_zemlya.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №7 "Березка" города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект
Непосредственно образовательной
деятельности в старшей группе
«Почва – живая земля»
Автор: воспитатель
Ершова Анастасия Валерьевна
Новочебоксарск, 2020
Почва - живая земля
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
Образовательная область: познавательное развитие
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей познавательный интерес через знакомство с понятием «почва», ее значением в жизни растений и человека;
- Дать представления детям о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, рыхлая;
- Формировать у детей элементарные навыки экспериментирования, дающие возможность выявить свойства почвы;
Развивающие:
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность;
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру
- Формировать навыки взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними).
Подготовительная работа: разучивание пословиц о земле
Материал: образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, большая банка, 2 баночки с наклеенными этикетками (силуэты стоп белого и чёрного цвета), электронный альбом с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), чашечки с землёй (по количеству детей), лупы по количеству детей; ПК, мультимедийная установка, мнемотаблица, дидактическая игра «Логический ряд», аудиозапись с музыкой.
Ход образовательной деятельности
- Вступительная часть
Воспитатель. Давайте с вами крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Чтоб не ссориться нам вдруг,
Создадим мы дружбы круг.
- Закроем глазки и представим, что мы одно целое. Откроем глазки, улыбнёмся и подарим свою доброту и частичку сердца друг другу.
- Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешочек зерна, а осенью смотришь – вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горсточка семян превращается в большую кучу огурцов, редиски, морковки. Видели ли вы когда–нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит, смотришь – где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
- Как она называется? (Земля, почва)
- Сегодня мы узнаем много нового о почве (земле).
- Основная часть
Воспитатель демонстрирует картинку с изображением почвы. (Слайд 1)
- Что ещё изображено на картинке? (Почва)
- Хорошо запомнить всё о почве нам поможет таблица.
- Мы будем к ней обращаться на протяжении занятия.
- А как ещё называют почву? Как о ней говорят люди?
- Вы слышали такое выражение: «Земля-матушка, кормилица наша»?
- Почему о ней так говорят? (Земля нас кормит)
- А кормит она не только нас, но и растения. У многих трав, кустарников, и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.
- Еще почву называют «Подземным царством»
- Как вы думаете, почему?
- Да в ней живут разные обитатели.
- Я загадаю вам загадки. Если вы правильно отгадаете, то подземный житель появиться на экране. (Слайд 3)
Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землёй таиться,
В поле ходит покормиться. (Полёвка)
Землеройная машина,
Без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит,
Строит длинный лабиринт.
Темнота и теснота
В подземелье у… (крота).
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдёте вы.
А если вдруг пролился дождик,
Я выползаю на дорожки. (Дождевой червь)
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (муравей).
Воспитатель. Жители подземного царства прислали нам очень ценную посылку – мешочек волшебной земли и карточки с заданиями.
Так мы познакомимся ближе с почвой.
- Ребята, я предлагаю вам побыть маленькими исследователями и выполнить задание подземных жителей!
Опыт 1
- Возьмите лупы и чашечки с почвой. Рассмотрите почву под лупой.
- Какого она цвета? Имеет ли она запах?
Воспитатель поочерёдно открывает карточки мнемотаблицы.
- Что ещё есть в почве?
- Давайте проверим, есть ли в почве воздух.
-Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем.
- Что вы видите? (Из комочка побежали маленькие пузырьки.)
- Что это? (Это воздух выделяется из почвы.)
- Где был воздух? (Воздух был в комочке земли.)
- Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды.
- Если в почве есть воздух, в ней может кто-нибудь жить? Кто может жить?
Физкультминутка
Вырос красивый цветок на поляне,
(Руки вверх, потянуться.)
Утром цветок раскрыл лепестки.
(Руки в стороны)
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
(Покрутиться вокруг себя.)
А теперь будем червячками.
Под землей червяк ползет,
(Ходьба друг за другом в полуприсед.)
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
(Ходьба, руки на поясе.)
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
(Стоя в кругу, лицом друг к другу, держась за руки, руки поднять вверх.)
- Как вы думаете, в какой почве больше воздуха – плотной, утрамбованной или в рыхлой?
- Давайте проверим. Для этого возьмём кусочек рыхлой почвы и кусочек уплотненной почвы.
Опыт 2
Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой с изображением черной стопы человека, а рыхлую почву опускаем в банку с наклейкой белой стопы.
- Где больше выходит пузырьков? Там, где воздуха больше – в рыхлой почве.
- Где подземным жителям легче дышать?
- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?
- Когда мы ходим по земле, то давим на её частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остаётся все меньше и меньше.
Воспитатель открывает на таблице карточку с обозначением воздуха.
Закрепление полученных знаний
Дидактическая игра «Логический ряд»
- Ребята, а в посылке от обитателей почвы есть ещё одно задание, рассмотрите карточки внимательно.
- Что вы увидели справа на карточке? (Черный круг, обозначающий почву.)
- Что увидели слева?
- Рассмотрите внимательно картинки, определите, кому нужна почва. В пустой клетке напротив нужной картинки поставьте точку.
Дети самостоятельно работают, воспитатель подводит итог.
III. Итог
- Что нового вы узнали о почве?
- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
Вывод: Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а с некоторых участков они могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.
Как надо относиться к почве?
Просмотр презентации об окружающей среде.
- Какие пословицы и поговорки о земле вы знаете?
- Поле труд любит.
- Кто не сеет, тот не жнет.
- Земелька черная, а хлеб белый родит.
- Землю пахать – не в бабки играть.
- Земля любит навоз, а лошадь – овес.
- Земля не уродит – никто не наградит.
- Спасибо за работу на занятии.
Литература:
1.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Пособие «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», разработанная педагогическим коллективом детского сада
№ 367 г. Волгограда программа «Детство».
2. Дыбина О.Б. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в сраршей группе (ФЦКМ) "Живая природа"
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Дом, в котором я живу"
Интегрированное познавательно-игровое занятие для старшей группы, в котором дети знакомятся с разными типами домов и частями дома.Дается представление о строительных профессиях, пополняются знания о к...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»
Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»...
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе "Водные ресурсы Земли"
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке»
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке» Цель: Совершенствование представления детей о приемах ухода за расте...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе ДОУ «Город, в котором мы живем»
Материал направленный на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о многонациональности народов России посредством знакомства с людми разных национальностей , проживающих в родно...