Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Почва – живая земля».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ершова Анастасия Валерьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Почва – живая земля».

Образовательная область: познавательное развитие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva_-_zhivaya_zemlya.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №7 "Березка" города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект

Непосредственно образовательной

деятельности в старшей группе

«Почва – живая земля»

Автор: воспитатель

Ершова Анастасия Валерьевна

Новочебоксарск, 2020

Почва - живая земля
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

Образовательная область: познавательное развитие

Задачи: 

Обучающие:

  • Формировать у детей познавательный интерес через знакомство с понятием «почва», ее значением в жизни растений и человека;
  • Дать представления детям о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, рыхлая;
  • Формировать у детей элементарные навыки экспериментирования, дающие возможность выявить свойства почвы;

Развивающие:

  • Развивать мышление, внимание, наблюдательность;

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическую культуру
  • Формировать навыки взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними).

Подготовительная работа: разучивание пословиц о земле

Материал: образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, большая банка, 2 баночки с наклеенными этикетками (силуэты стоп белого и чёрного цвета), электронный альбом с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), чашечки с землёй (по количеству детей), лупы по количеству детей; ПК, мультимедийная установка, мнемотаблица, дидактическая игра «Логический ряд», аудиозапись с музыкой.

Ход образовательной деятельности

  1. Вступительная часть

Воспитатель. Давайте с вами крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. 

Чтоб не ссориться нам вдруг, 

Создадим мы дружбы круг. 

- Закроем глазки и представим, что мы одно целое. Откроем глазки, улыбнёмся и подарим свою доброту и частичку сердца друг другу.

- Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешочек зерна, а осенью смотришь – вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горсточка семян превращается в большую кучу огурцов, редиски, морковки. Видели ли вы когда–нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит, смотришь – где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Как она называется? (Земля, почва) 

- Сегодня мы узнаем много нового о почве (земле).

  1. Основная часть

Воспитатель демонстрирует картинку с изображением почвы. (Слайд 1)

- Что ещё изображено на картинке? (Почва)

- Хорошо запомнить всё о почве нам поможет таблица.

- Мы будем к ней обращаться на протяжении занятия.

- А как ещё называют почву? Как о ней говорят люди?

- Вы слышали такое выражение: «Земля-матушка, кормилица наша»?

- Почему о ней так говорят? (Земля нас кормит)

- А кормит она не только нас, но и растения. У многих трав, кустарников, и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.

- Еще почву называют «Подземным царством»

- Как вы думаете, почему?  

- Да в ней живут разные обитатели.

- Я загадаю вам загадки. Если вы правильно отгадаете, то подземный житель появиться на экране. (Слайд 3)

Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землёй таиться,

В поле ходит покормиться.    (Полёвка)

Землеройная машина,

Без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит,

Строит длинный лабиринт.

Темнота и теснота

В подземелье у… (крота).

Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдёте вы.

А если вдруг пролился дождик,

Я выползаю на дорожки.   (Дождевой червь)

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжёлой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может… (муравей).

Воспитатель. Жители подземного царства прислали нам  очень ценную посылку – мешочек волшебной земли и карточки с заданиями.

Так мы познакомимся ближе с почвой.

- Ребята, я предлагаю вам побыть маленькими исследователями и выполнить задание подземных жителей!

Опыт 1

- Возьмите лупы и чашечки с почвой. Рассмотрите почву под лупой.

- Какого она цвета? Имеет ли она запах?

Воспитатель поочерёдно открывает карточки мнемотаблицы.

- Что ещё есть в почве?

- Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

-Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем.

- Что вы видите? (Из комочка побежали маленькие пузырьки.)

- Что это? (Это воздух выделяется из почвы.)

- Где был воздух? (Воздух был в комочке земли.)

- Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды.

- Если в почве есть воздух, в ней может кто-нибудь жить? Кто может жить?

Физкультминутка

Вырос красивый цветок на поляне,

(Руки вверх, потянуться.)

Утром цветок раскрыл лепестки.

(Руки в стороны)

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

(Покрутиться вокруг себя.)

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет,

(Ходьба друг за другом в полуприсед.)

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

(Ходьба, руки на поясе.)

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

(Стоя в кругу, лицом друг к другу, держась за руки, руки поднять вверх.)

- Как вы думаете, в какой почве больше воздуха – плотной, утрамбованной или в рыхлой?

- Давайте проверим. Для этого возьмём кусочек рыхлой почвы и кусочек уплотненной почвы.

Опыт 2

Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой с изображением черной стопы человека, а рыхлую почву опускаем в банку с наклейкой белой стопы.

- Где больше выходит пузырьков? Там, где воздуха больше – в рыхлой почве.
- Где подземным жителям легче дышать?

- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?

- Когда мы ходим по земле, то давим на её частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остаётся все меньше и меньше.

Воспитатель открывает на таблице карточку с обозначением воздуха.

Закрепление полученных знаний

Дидактическая игра «Логический ряд»

- Ребята, а в посылке от обитателей почвы есть ещё одно задание, рассмотрите карточки внимательно.

- Что вы увидели справа на карточке? (Черный круг, обозначающий почву.)

- Что увидели слева?

- Рассмотрите внимательно картинки, определите, кому нужна почва. В пустой клетке напротив нужной картинки поставьте точку.

Дети самостоятельно работают, воспитатель подводит итог.

III. Итог

- Что нового вы узнали о почве?

- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

Вывод: Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а с некоторых участков они могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.

Как надо относиться к почве?

Просмотр презентации об окружающей среде.

- Какие пословицы и поговорки о земле вы знаете?

  • Поле труд любит.
  • Кто не сеет, тот не жнет.
  • Земелька черная, а хлеб белый родит.
  • Землю пахать – не в бабки играть.
  • Земля любит навоз, а лошадь – овес.
  • Земля не уродит – никто не наградит.

- Спасибо за работу на занятии.

Литература:

1.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Пособие «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», разработанная педагогическим коллективом детского сада

№ 367 г. Волгограда программа «Детство».

2. Дыбина О.Б. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в сраршей группе (ФЦКМ) "Живая природа"

Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Дом, в котором я живу"

Интегрированное познавательно-игровое занятие для старшей группы, в котором дети знакомятся с разными типами домов и частями дома.Дается представление о строительных профессиях, пополняются знания о к...

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе "Водные ресурсы Земли"

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дежурство старшей группы по уходу за растениями в живом уголке» Цель: Совершенствование представления детей о приемах ухода за расте...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе ДОУ «Город, в котором мы живем»

Материал направленный на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о многонациональности народов России посредством знакомства с людми разных национальностей , проживающих в родно...