Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Менщикова Марина Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_rasskaza_n._nosova_zhivaya_shlyapa.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

Цель: знакомство детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор».

Задачи:

  • закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях

Н. Носова;

  • развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета;
  • развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
  • развивать чувство юмора, творческое воображение;
  • воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, знакомство с биографией Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением телефона, огурца, кастрюли, горки, кочерги, клюшки, трости, комода; иллюстрации к рассказам «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Ступеньки», «Леденец»; аудиозапись песни «Пушистый беленький котенок», шляпа, игрушка котенок, схемы.

Ход деятельности.

I. Вводная часть

Готовая литературная форма диалога.

Вы сегодня умывались?

Умывались, причесались.

Вы покушали с утра? 

Каша вкусная была.

Вы спасибо говорили?

Это точно не забыли!

А к работе вы готовы?

Мы готовы каждый день

И трудиться нам не лень!

М. Менщикова

– Вы когда-нибудь были в цирке?

– Кто в цирке показывает фокусы?

– Что используют фокусники для своих фокусов?

– Часто фокусники используют в своей работе шляпы.

– Сегодня шляпа будет помогать мне.

Шляпа мой помощник, дети.

Знают многие на свете

В зной от солнца защищает.

В холод голову спасает.

– В моей шляпе лежит предмет.

– Какой, вы узнаете, задав мне вопросы. Но для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказки.

Дидактическая игра «Вопрос с подсказкой».

Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса.

Карточка с вопросительным знаком – «Что это?», «Кто это?»

Карточка с цветными пятнами, – «Какого цвета?»

Карточка с геометрическими фигурами, – «Какой формы предмет или его часть?»

Карточка с разобранной пирамидкой, - «Какие части есть у предмета?»

Карточка с изображением руки, «Как можно играть с этим предметом?».

Ребята задают вопросы, опираясь на подсказку воспитателя. После того, как ребята отгадают, что лежит в шляпе, воспитатель достает игрушку.

– Кто это?

– Какой котенок?

Работа со скороговоркой «Мой котенок».

– Какую скороговорку про котенка вы знаете?

Мой котенок на окошке,

Кашку кушает по крошке.

Произнесите скороговорку медленно, в полголоса.

Произнесите скороговорку с радостным настроением.

Произнесите скороговорку с грустью.

Произнесите скороговорку обиженно.

Произнесите скороговорку быстро на выдохе.

Инсценирование готовых литературных диалогов.

– Сейчас ребята покажут нам сценки про маленьких котят. (Детям, участвующим в инсценировке, надеваются маски – наголовники).

Два котенка

Два котенка утром рано

Повстречались у дивана.

– Здравствуй, Пуша, как дела?

– Мышку видел я вчера.

– Ты ее поймал, дружок?

– Убежала за шесток!

М. Менщикова

– Что такое шесток? (полочка в русской печи).

Девочка и котенок

Маленькая Настенька с котиком играла,

Пела ему песенки и стихи читала:

– Баю, баю, баюшки, я тебе спою,

А потом в кроватку спать я положу.

Но капризный котик, слушать не хотел

И свою он песенку девочке запел:

– Мяу, мяу, Настенька, спать я не хочу,

Лучше дай сметанки в мисочку мою.

М. Менщикова

Диалог воспитателя и всех детей

Хозяйка и кот

Почему ты черен, кот?

Лазил ночью в дымоход.

Почему сейчас ты бел?

Из горшка сметану ел.

Почему ты серым стал?

Меня пес в пыли валял.

Так какого же ты цвета?

Я и сам не знаю это.

Капризная кошка

– Кошка, как тебя зовут?

– Мяу!

– Стережешь ты мышку тут?

– Мяу?

– Кошка, хочешь молока?

– А в приятели щенка?

– Ф-р-р!

Динамическая пауза.

Танцевальное упражнения под песенку «Пушистый беленький котенок».

Дидактическая игра «Назови героев сказки»

– Вот какой интересный котенок был в моей шляпе.

– Какая моя шляпа?

– Какие еще бывают шляпы?

– Некоторых сказочных героев можно узнать по их головному убору.

– Какие герои сказок, мультфильмов ходят в разных головных уборах?

II. Основная часть

– Сегодня я познакомлю вас с художественным произведением, которое называется «Живая шляпа». Написал это произведение Николай Носов (показ портрета).

– Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение.

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием рассказа

– Что это рассказ, сказка или стихотворение?

– Почему вы так решили?

Вам понравился этот рассказ?

Смешная это история или печальная?

Какой предмет «ожил» в доме Вадика?

Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

С чего упала шляпа на пол?

Что такое комод? Для чего нужен комод?

Расскажите, как мальчики испугались?

Что взял Вадик, чтобы ударить шляпу?

Для чего нужна клюшка? Выберите нужную картинку. (Детям предлагаются три картинки: кочерга, трость, клюшка).

Как мальчики узнали секрет шляпы?

Как звали котенка, оказавшегося под шляпой?

Почему же автор так назвал свой рассказ?

Пальчиковая игра «Котята»

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу.

Составление плана рассказа.

Из скольких частей состоит каждый рассказ?

Какие это части?

В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.

Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?

О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует этой части?

Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать третьей части рассказа?

Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю и нарисуйте рисунок к ней.

Викторина по произведениям Н. Носова.

Сейчас мы с вами проведём викторину по произведениям Николая Носова. Посмотрим, как вы знаете произведения этого писателя. Для этого мы разделимся на команды. Возьмите из моей шляпы картинки и сядьте за стол, на котором лежит такая же картинка. (Собрать картинки). Мы с вами разделились на четыре команды. Сейчас я буду задавать вам вопросы, за каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество фишек. Но для того, чтобы победить, вам нужно быть внимательными и дружными.

1. Задание.

Посмотрите на предмет, который изображен на вашей картинке. Вспомните название рассказа, в котором упоминается этот предмет.

2. Задание.

Сейчас я зачитаю вам отрывки из рассказов Н. Носова. На столе у вас лежит три иллюстрации к рассказам, вам надо будет выбрать иллюстрацию, соответствующую вашему рассказу.

3. Задание.

– Сейчас я буду зачитывать вам вопросы и три варианта ответов. Вам надо будет выбрать правильный ответ.

а). Что разбилось у Миши, когда он доставал леденец?

сахарница

– хлебница

– конфетница

б). Что поставил Бобка себе на штаны?

– латку

– палатку

заплатку

в). Что купили мальчики в игрушечном магазине?

– магнитофон

телефон

– металлофон

г). Какая из этих деталей есть у автомобиля?

– капор

капот

– пузо

д). Что мастерили ребята из снега во дворе?

горку

– полку

– елку

е). Кого больше всего на свете боялся Алик?

– пенсионеров

– миллионеров

милиционеров

ж). Что вернул Котька сторожу?

– репку

– морковь

огурцы

з). Где сидели Мишутка и Стасик и разговаривали?

на реечке

на линеечке

на скамеечке

III. Заключительная часть

Подведение итогов викторины.

10.Рефлексия:

Что мы сегодня делали?

Каким было ваше настроение?

Почему?

Что вам больше понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Дом, в котором я живу"

Интегрированное познавательно-игровое занятие для старшей группы, в котором дети знакомятся с разными типами домов и частями дома.Дается представление о строительных профессиях, пополняются знания о к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.Чтение рассказа Н.Носова « Фантазёры » в старшей группе.

Программное содержание:1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Подвести детей к пониманию идеи рассказа;Формировать умение давать краткие ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Составление рассказа по сюжетной картине «День 8 марта».

ФорФормировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.Упражнять в подборе слов со сходным значением. Ок...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Чтение рассказа А.И. Гунина «Сказка про зайца – грязнулю»

Цель: Формирование навыка продуктивного чтения. Задачи:- воспитывать уважение друг к другу, умение слушать не перебивая;- развивать речь, внимание, память, мышление, воображение;- восп...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Составление рассказа на тему "Домашние животные"

Составление рассказа на тему "Домашние животные" по схеме может пригодится педагогам, работающим на старшей группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

Обучение пересказу длительный и трудоемкий процесс, для этого необходимо на занятиях использовать как можно больше разнообразных методических приемов. В данном конспекте подобраны наиболее оптимальные...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе "Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».Задачи:Образовательные:познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;учить...