Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_rasskaza_n._nosova_zhivaya_shlyapa.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Цель: знакомство детей с рассказом как жанром художественной литературы, его особенностями, понятием «автор».
Задачи:
- закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях
Н. Носова;
- развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета;
- развивать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая;
- развивать чувство юмора, творческое воображение;
- воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова, знакомство с биографией Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением телефона, огурца, кастрюли, горки, кочерги, клюшки, трости, комода; иллюстрации к рассказам «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Ступеньки», «Леденец»; аудиозапись песни «Пушистый беленький котенок», шляпа, игрушка котенок, схемы.
Ход деятельности.
I. Вводная часть
Готовая литературная форма диалога.
– Вы сегодня умывались?
– Умывались, причесались.
– Вы покушали с утра?
– Каша вкусная была.
– Вы спасибо говорили?
– Это точно не забыли!
– А к работе вы готовы?
– Мы готовы каждый день
И трудиться нам не лень!
М. Менщикова
– Вы когда-нибудь были в цирке?
– Кто в цирке показывает фокусы?
– Что используют фокусники для своих фокусов?
– Часто фокусники используют в своей работе шляпы.
– Сегодня шляпа будет помогать мне.
Шляпа мой помощник, дети.
Знают многие на свете
В зной от солнца защищает.
В холод голову спасает.
– В моей шляпе лежит предмет.
– Какой, вы узнаете, задав мне вопросы. Но для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказки.
Дидактическая игра «Вопрос с подсказкой».
Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса.
Карточка с вопросительным знаком – «Что это?», «Кто это?»
Карточка с цветными пятнами, – «Какого цвета?»
Карточка с геометрическими фигурами, – «Какой формы предмет или его часть?»
Карточка с разобранной пирамидкой, - «Какие части есть у предмета?»
Карточка с изображением руки, «Как можно играть с этим предметом?».
Ребята задают вопросы, опираясь на подсказку воспитателя. После того, как ребята отгадают, что лежит в шляпе, воспитатель достает игрушку.
– Кто это?
– Какой котенок?
Работа со скороговоркой «Мой котенок».
– Какую скороговорку про котенка вы знаете?
Мой котенок на окошке,
Кашку кушает по крошке.
– Произнесите скороговорку медленно, в полголоса.
– Произнесите скороговорку с радостным настроением.
– Произнесите скороговорку с грустью.
– Произнесите скороговорку обиженно.
– Произнесите скороговорку быстро на выдохе.
Инсценирование готовых литературных диалогов.
– Сейчас ребята покажут нам сценки про маленьких котят. (Детям, участвующим в инсценировке, надеваются маски – наголовники).
Два котенка
Два котенка утром рано
Повстречались у дивана.
– Здравствуй, Пуша, как дела?
– Мышку видел я вчера.
– Ты ее поймал, дружок?
– Убежала за шесток!
М. Менщикова
– Что такое шесток? (полочка в русской печи).
Девочка и котенок
Маленькая Настенька с котиком играла,
Пела ему песенки и стихи читала:
– Баю, баю, баюшки, я тебе спою,
А потом в кроватку спать я положу.
Но капризный котик, слушать не хотел
И свою он песенку девочке запел:
– Мяу, мяу, Настенька, спать я не хочу,
Лучше дай сметанки в мисочку мою.
М. Менщикова
Диалог воспитателя и всех детей
Хозяйка и кот
– Почему ты черен, кот?
– Лазил ночью в дымоход.
– Почему сейчас ты бел?
– Из горшка сметану ел.
– Почему ты серым стал?
– Меня пес в пыли валял.
– Так какого же ты цвета?
– Я и сам не знаю это.
Капризная кошка
– Кошка, как тебя зовут?
– Мяу!
– Стережешь ты мышку тут?
– Мяу?
– Кошка, хочешь молока?
– А в приятели щенка?
– Ф-р-р!
Динамическая пауза.
Танцевальное упражнения под песенку «Пушистый беленький котенок».
Дидактическая игра «Назови героев сказки»
– Вот какой интересный котенок был в моей шляпе.
– Какая моя шляпа?
– Какие еще бывают шляпы?
– Некоторых сказочных героев можно узнать по их головному убору.
– Какие герои сказок, мультфильмов ходят в разных головных уборах?
II. Основная часть
– Сегодня я познакомлю вас с художественным произведением, которое называется «Живая шляпа». Написал это произведение Николай Носов (показ портрета).
– Во время чтения постарайтесь подумать, почему автор так назвал свое произведение.
Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием рассказа
– Что это рассказ, сказка или стихотворение?
– Почему вы так решили?
– Вам понравился этот рассказ?
– Смешная это история или печальная?
– Какой предмет «ожил» в доме Вадика?
– Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
– С чего упала шляпа на пол?
– Что такое комод? Для чего нужен комод?
– Расскажите, как мальчики испугались?
– Что взял Вадик, чтобы ударить шляпу?
Для чего нужна клюшка? Выберите нужную картинку. (Детям предлагаются три картинки: кочерга, трость, клюшка).
– Как мальчики узнали секрет шляпы?
– Как звали котенка, оказавшегося под шляпой?
– Почему же автор так назвал свой рассказ?
Пальчиковая игра «Котята»
У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. | Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Покачиваем руками, не разъединяя их. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от большого к мизинцу. |
Составление плана рассказа.
– Из скольких частей состоит каждый рассказ?
– Какие это части?
– В каждом произведении обязательно есть три части – начало, середина и конец.
– Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?
– О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует этой части?
– Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать третьей части рассказа?
– Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю и нарисуйте рисунок к ней.
Викторина по произведениям Н. Носова.
– Сейчас мы с вами проведём викторину по произведениям Николая Носова. Посмотрим, как вы знаете произведения этого писателя. Для этого мы разделимся на команды. Возьмите из моей шляпы картинки и сядьте за стол, на котором лежит такая же картинка. (Собрать картинки). Мы с вами разделились на четыре команды. Сейчас я буду задавать вам вопросы, за каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество фишек. Но для того, чтобы победить, вам нужно быть внимательными и дружными.
1. Задание.
– Посмотрите на предмет, который изображен на вашей картинке. Вспомните название рассказа, в котором упоминается этот предмет.
2. Задание.
– Сейчас я зачитаю вам отрывки из рассказов Н. Носова. На столе у вас лежит три иллюстрации к рассказам, вам надо будет выбрать иллюстрацию, соответствующую вашему рассказу.
3. Задание.
– Сейчас я буду зачитывать вам вопросы и три варианта ответов. Вам надо будет выбрать правильный ответ.
а). Что разбилось у Миши, когда он доставал леденец?
– сахарница
– хлебница
– конфетница
б). Что поставил Бобка себе на штаны?
– латку
– палатку
– заплатку
в). Что купили мальчики в игрушечном магазине?
– магнитофон
– телефон
– металлофон
г). Какая из этих деталей есть у автомобиля?
– капор
– капот
– пузо
д). Что мастерили ребята из снега во дворе?
– горку
– полку
– елку
е). Кого больше всего на свете боялся Алик?
– пенсионеров
– миллионеров
– милиционеров
ж). Что вернул Котька сторожу?
– репку
– морковь
– огурцы
з). Где сидели Мишутка и Стасик и разговаривали?
– на реечке
– на линеечке
– на скамеечке
III. Заключительная часть
Подведение итогов викторины.
10.Рефлексия:
– Что мы сегодня делали?
– Каким было ваше настроение?
– Почему?
– Что вам больше понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Дом, в котором я живу"
Интегрированное познавательно-игровое занятие для старшей группы, в котором дети знакомятся с разными типами домов и частями дома.Дается представление о строительных профессиях, пополняются знания о к...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.Чтение рассказа Н.Носова « Фантазёры » в старшей группе.
Программное содержание:1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Подвести детей к пониманию идеи рассказа;Формировать умение давать краткие ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Составление рассказа по сюжетной картине «День 8 марта».
ФорФормировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.Упражнять в подборе слов со сходным значением. Ок...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Чтение рассказа А.И. Гунина «Сказка про зайца – грязнулю»
Цель: Формирование навыка продуктивного чтения. Задачи:- воспитывать уважение друг к другу, умение слушать не перебивая;- развивать речь, внимание, память, мышление, воображение;- восп...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Составление рассказа на тему "Домашние животные"
Составление рассказа на тему "Домашние животные" по схеме может пригодится педагогам, работающим на старшей группе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».
Обучение пересказу длительный и трудоемкий процесс, для этого необходимо на занятиях использовать как можно больше разнообразных методических приемов. В данном конспекте подобраны наиболее оптимальные...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе "Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"
Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».Задачи:Образовательные:познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;учить...