ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»
статья
В данной статье указывается о проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни, а так же раскрыта работа по вопросу приобщения детей дошкольного и младшего школьно возраста к здоровому образу жизни. В ней говорится об организационно-педагогических условиях, необходимых для работы в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu_suvorenkova_l.a.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ «ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА»
Суворенкова Л.А.,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
№6 «Золотой петушок» г. Губкин Белгородская область
Аннотация: В данной статье указывается о проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни, а так же раскрыта работа по вопросу приобщения детей дошкольного и младшего школьно возраста к здоровому образу жизни. В ней говорится об организационно-педагогических условиях, необходимых для работы в данном направлении.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, привитие навыков, ребенок, родитель, взаимодействие.
В современном обществе большое внимание уделяется здоровому образу жизни населения и особенно подрастающего поколения. Забота об охране и укреплении здоровья ребенка стала актуальной на сегодняшний день.
Здоровый образ жизни – это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрелыми и индивидуальными особенностями» [1, 321]. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду в ходе воспитательно-образовательного процесса, а именно в ходе познавательной и физкультурной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
На этапе дошкольного обучения формирование здорового образа жизни осуществляет воспитатель и семья, на этапе школьного – учитель и семья. Критериями сформированности представлений о здоровом образе жизни считаются знания и умения по вопросам ЗОЖ, выбор способов оздоровительной деятельности, личностно-мотивационная направленность на ЗОЖ, улучшение показателей здоровья и развития [8, с. 108].
Система работы в условиях преемственности «Детский сад – начальная школа» по созданию организационно-педагогических условий приобщения детей к здоровому образу жизни включает в себя четыре направления: повышение квалификации педагогов, использование в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, обучение детей, взаимодействие с родителями воспитанников.
Повышать свою квалификацию педагоги могут через посещение тематических семинаров-практикумов, методических объединений, конференций и похождение курсов повышения квалификации и самообразовываясь. Посещая подобные мероприятия педагоги обмениваются опытом, узнают что-то новые и интересные методы и приемы работы с детьми, в том числе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии – это создание условий обучения ребенка (адекватность требований и методик обучения и воспитания, отсутствие стресса); рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки; достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесбережение также предполагает создание эмоционально-комфортной среды, что означает снятие у детей повышенной утомляемости, наличие условий для эмоциональной разрядки (во время творческой деятельности, физкультурных минуток и игр).
Для проведения успешной работы по здоровьесбережению включает в себя четыре компонента:
- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни через оздоровительную гимнастику, игры-релаксации, массаж, физкультминутки во время непосредственно организованной деятельности, привитие детям гигиенических навыков и простейших навыков оказания первой помощи, упражнения для глаз;
- работа семьей (пропаганда здорового образа жизни, выступления на родительских собраниях, консультации, индивидуальные беседы, распространение буклетов, памяток, проведение совместных мероприятий);
- работа с педагогическим коллективом (проведение семинаров-практикумов, выставок, проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение;
- создание условий и развивающей среды, в том числе приобретение спортивных снарядов и оборудования, тренажеров, массажеров, изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, подбор картотек.
Для обучения детей педагогами создается теоретическая и методическая база для проведения работы по данному направлению, в которой систематизированы практические и наглядные материалы, разработки тематических планов. Данная классификация удобна в использовании. Она имеет накопительную систему, что позволяет расширять и разнообразить наглядный и практический материал в образовательном процессе.
Важным аспектом в вопросе здоровья детей является взаимодействие с родителями. Привлекая родителей воспитанников к совместным спортивным и творческим мероприятиям на оздоровительную тематику, педагоги побуждают родителей на личном примере показывать отношение к здоровому образу жизни.
Правильное питание, соблюдение режима дня и выполнение гигиенических процедур является неотъемлемой частью здорового образа жизни. На родительском собрании была обоснована необходимость проведения дополнительной работы по расширению у детей представлений о здоровом образе жизни, принято совместное решение о предъявлении единых требований к соблюдению режима дня и гигиенических процедур. Педагогами ведется пропаганда по организации правильного питания и соблюдение гигиены в домашних условиях.
Только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов. Родители же в свою очередь охотно идут на встречу педагогам: сопровождают детей на городские соревнования, походы в библиотеку, оздоровительные прогулки в парки и скверы города, организовывают встречи с местными спортсменами, походы выходного дня, экскурсии. Каждый родитель хочет чтобы их ребёнок был сильным, бодрым, энергичным: умел бегать, не уставая, кататься на велосипеде, самокате, прыгать на скакалке, отбивать мяч, плавать, играть с ребятами во дворе, а не мучиться простудами или бесконечными насморками, поэтому делает для этого все от него зависящее.
Формирование здорового образа жизни у детей в рамках взаимодействия «Детский сад – школа» необходимо осуществлять в рамках психологического сопровождения. Психологическое сопровождение имеет такие направления, как, просвещение, диагностика, коррекция, профилактика, консультирование [7, с. 10].
Сохранение преемственности прослеживается, прежде всего, при организации системы мероприятий, направленных на приобщение к здоровому образу жизни. На первом этапе у детей формируются представления, на втором – принятие ценностей здорового образа жизни. [5, с. 23].
Комплексный подход в решении проблем к приобщению детей к здоровому образу жизни обеспечивает охрану и психофизическое здоровье ребенка; эмоциональное благополучие каждого воспитанника; осознанное отношение к своему организму и приобщение к физической культуре и спорту; просветительскую деятельность среди педагогов и родителей.
Список используемой литературы:
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: 2000, - 937 с.
5. Смолонская А.Н. Преемственность как фактор формирования жизненных компетенций у детей. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 4. 2014, с. 21-24.
7. Фомина Т.С. Психологическое сопровождение детей в рамках взаимодействия детский сад – начальная школа. Педагогическое обозрение № 9. 2011, с. 10-11.
8. Юрченко М.С. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ – начальная школа». Образование и наука. № 4. 2007, с. 105-112.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»
Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...
Оздоровительные технологии. Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколения
" Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколеия"-программа мастер - класса для инструкторов по физич...
Пропаганда здорового образа жизни – необходимое условие приобщения дошкольников к физической культуре
Опыт работы с родителями воспитанников по приобщению детей к физической культуре и здоровому образу жизни....
Основные проблемы преемственности в обучении основам изобразительного искусства детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемст...
Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (Выпускная квалификационная работа по специальности "Менеджмент организации")
Современное социально-открытое образовательное пространство требует от учреждений социального назначения, муниципальной системы образования, отдельного образовательного учреждения четкой работы ее вну...
Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства
Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства§1. Непрерывное естес...