Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в волшебный мир театра» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сивкова Елена Д. Валентинаса

Знакомство детей с театром; развивать память и мышление, сообразительность; развивать умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы «Путешествие в волшебный мир театра»

Цель: знакомство детей с театром; развивать память и мышление, сообразительность; развивать умение вслушиваться в речь взрослого, отвечать на поставленный вопрос.

Задачи:

Образовательные - расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства; закрепить названия театров (театр оперы и балета, драматический театр, кукольный театр); продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, костюмер, гример, декоратор, кассир).

Развивающие - развивать диалогическую беседу.

Воспитательные - воспитывать культуру общения между детьми, детьми и взрослыми; формировать умение соблюдать правила поведения в театре, желание посещать театр.

Материал: ноутбук, презентация «Виды театров», кукольные театры.

Ход НОД:

- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

- Я хочу сегодня вам пожелать, чтобы у всех было доброе утро, добрый день.

- Ребята, посмотрите, что это за ключ? Какую дверь он может нам открыть? Вы узнаете это, если угадаете загадку.

Много есть домов на свете:

Магазины, библиотеки.

Есть больницы и вокзал,

Ателье и детский сад.

Но такой есть дом один

Что не спутаешь с другим.

С колоннами, красивый и большой

Словно сказочный дворец.

- Догадались? Правильно. Это – театр. Сейчас я приглашаю вас совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Это замечательная страна – театр. Мы познакомимся с его историей, узнаем, каким он был в древние времена и каким он стал сейчас. Но прежде чем начать нашу беседу давайте сделаем зарядку для язычка.

Язычок проснулся (язык внутри шевелится)

Выглянул в окошко (высунуть изо рта)

Посмотрел направо,

Посмотрел налево.

Умылся (облизнуть верхнюю губу)

Причесался (облизнуть нижнюю губу)

И пошел гулять (быстрое движение языком направо и налево)

Давайте отправимся в театр.

 - Были ли вы когда-нибудь в театре? (Да) Тогда вы наверно без труда объясните, что такое театр. (Это место, где показывают спектакли, само представление)

- Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места.

- Со временем театры изменились и на улицах многих городов появились балаганы.

Балаганы – это веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях. В этих представлениях участвовали бродячие актеры, жонглеры, акробаты, веселые театральные куклы – Петрушки.

Выступали актеры прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление.

- Прошли годы и в каждом городе появились большие, красивые здания – театры.

Посмотрите, какое красивое, большое здание, с колоннами, как дворец. Это и есть здание театра.

- Перед ним – красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша). На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях.

- Давайте зайдем в этот красивый дом.  Смотрите, перед нами небольшое окошечко. Это - «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты). А кто же это делает? (кассир) 

- Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями). А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.). Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка). 

- В театре раздевалка называется гардероб. Прежде чем пройти в зрительный зал, люди сначала идут в гардероб, чтобы оставить там свою верхнюю одежду. Как думаете почему? (потому что в зрительный зал нельзя входить в верхней одежде)

- Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал.

- Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале сцену, где скоро будут играть свои роли актёры. А пока сцена еще закрыта театральным занавесом. 

Посмотрите, сколько здесь народа. Это – зрители.

- Ребята, догадались, как называется это место в театре? Да, правильно, это гримерная. С помощью грима можно изменить лицо, и быть похожим на бабу-ягу, или на волка, или на козу, или на лягушку, что в пруду.

- Догадались, как называется это место в театре? Это – костюмерная. С помощью костюмов также можно изменить свою внешность.

- Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорациями. Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу, у избушки на курьих ножках.

- В театре всегда звучит музыка. А как вы думаете, для чего она нужна? (чтобы было интересно). Если не будет музыки, что может произойти? (без музыки, без песен спектакли будут скучными, неинтересными).

- Ребята, а вы знаете какие бывают театры? 

- Драматический театр – в нем разыгрывают спектакли взрослые люди – актеры.

- Спектакль, в котором актёры поют - опера. 

- Спектакль, в котором артисты рассказывают зрителям обо всех событиях помощью танца – балет.

- Спектакль, в котором участвуют животные - театр зверей.

- Кукольный театр – в нем актеры разыгрывают спектакли для детей с помощью театральных кукол.

- театра кукол би-ба-бо. Одеваются такие куклы на руку, как перчатка.

На указательный палец одевается голова.

На средний и большой – руки или лапы игрушки.

Остальные пальцы кукловоды прижаты к ладони.

А рубашка – это туловище.

- Эта кукла называется – марионетка. У этой театральной куклы есть нити, которые крепятся к деревянным палочкам – крестовине. Кукловоды с помощью крестовины и нитей приводят в движение марионеток.

Конечно, управлять марионеткой не так уж и просто. Чтобы кукла легко двигалась, шевелила руками и ногами, кукловод должен обладать сильными, ловкими, крепкими пальцами. Мы тоже можем потренировать наши пальчики с помощью игры

Пальчиковая гимнастика:

Если пальчики грустят – доброты они хотят.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то, значит.

(трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем.

(«моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем,

(поочередно, 1 вверху, 1 внизу)

Гладить ласково начнем.

(гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

(скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

(каждый палец зажимаем в кулачке)

- Посмотрите, эта кукла большая и необычная. У нее есть веревочки, чтобы одевать их на шею, резинки, чтобы одевать их на руки и ноги. Такая кукла называется ростовая. Двигается она с помощью движений рук и ног кукловода. Если кукловод протянет руку, кукла тоже протянет руку, если кукловод начнет шагать – кукла станет двигать своими ногами.

- А эти куклы очень маленькие, они одеваются на пальчики. Называется такой1 театр – пальчиковый.

- Но, есть еще самый таинственный и загадочный театр, для которого нужна темнота, лампа и тени. Как же он называется? (теневой театр)

- Ребята, как вы думаете, неужели куклы сами передвигаются, разговаривают? (Нет, за них это делают люди). Как же их называют? (кукловодами) Но их почему-то не видно, где же они прячутся? (За ширмой)

- Дети, для того, чтобы все эти спектакли состоялись, в театре трудится много людей разных профессий. (актёры, гримёры и т. д.) и все они очень важны. А как вы думаете какая профессия самая ответственная? (режиссер). Почему? (режиссёр, распределяет роли, проводит репетиции с актерами, объясняет им, как двигаться, когда сделать паузу... Он организует все, что происходит на сцене). 

- А когда спектакль окончен, артисты выходят на поклон. А все зрители что делают? (хлопают) Это называется аплодисментами.

                            Упражнение «Аплодисменты»  

Посмотрите на свои ладони и представьте на одной ладони Улыбку, а на другой Радость. И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисменты.

- Ну, а наше путешествие в мир театра подошло к концу! Мы сегодня много беседовали о театре. А вы хотели бы стать артистами? Ведь мы с вами тоже может приготовить сказку и показать театр. Как вы думаете, кому бы мы могли ее показать? (дети предлагают выступить перед детьми младшей группы).

- Как хорошо, я очень рада. Чуть позже мы с вами подумаем, как лучше всего это сделать. Может, мы сделаем пригласительные билеты. Подумаем, какие декорации поставить, выберем сказку, костюмы персонажам.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (опытно-экспериментальной деятельности) для детей старшей группы «Волшебная соль»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в страну Витаминию" в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в страну Витаминию"  формирует представление детей о витаминах, об их пользе для здоровья человека, закрепляет...

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по волшебной стране» для детей с ОВЗ с нарушением зрения

Конспект разработан для детей среднего возраста с ОВЗ, в котором они отправляются в путешествие по волшебной стране, где предлагается выполнить разные задания по познавательному развитию...

Конспект занятия по познавательному развитию по теме "Волшебный магнит" в старшей группе

Сформировать представление о свойствах магнита. Учить самостоятельно принимать решение в русле экпериментальной деятельности. Занятии проводятся через игры - опыты "Не замачив рук", "Ба...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну здоровых зубов» (старшая группа)

ООД направлена на формирование  умения детей заботиться о своем здоровье, закрепление  знаний о профилактики кариеса, знакомство с историей возникновения зубной щетки, закрепление техн...

Конспект НОД по познавательному развитию. «Путешествие по стране вежливости» в старшей группе

Цель: Систематизация знаний детей о правилах  доброго, вежливого поведения....