Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема: Юные исследователи.
Цель: Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
Задачи:
Образовательные: продолжить формировать у детей представления о свойствах воздуха и воды; формировать умение проводить несложные опыты.
Развивающие: развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование и материалы: столы, большие и маленькие пластиковые стаканчики, бутылочки с газированной и простой водой, пустые бутылочки, пластилин, емкость с холодной водой, чайник (ёмкость) с горячей водой, подставка под горячее, краски, кисти, соль, сахар, сода, лимонная кислота, темный пакет, 2 апельсина (мандарина - один очищенный),2 сырых яйца, воздушные шарики, ложечки, соломинки для коктейля, пустая банка, предметы для игры «Тонет – плавает», макет гейзера (баночка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом).
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседы о воде и воздухе, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций, чтение литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_issledovateli.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Комаровка»
Познавательно-исследовательская деятельность
«Юные исследователи»
старшевозрастная группа
Воспитатель: Литвинова Н.Ю.
Тема: Юные исследователи.
Цель: Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
Задачи:
Образовательные: продолжить формировать у детей представления о свойствах воздуха и воды; формировать умение проводить несложные опыты.
Развивающие: развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование и материалы: столы, большие и маленькие пластиковые стаканчики, бутылочки с газированной и простой водой, пустые бутылочки, пластилин, емкость с холодной водой, чайник (ёмкость) с горячей водой, подставка под горячее, краски, кисти, соль, сахар, сода, лимонная кислота, темный пакет, 2 апельсина (мандарина - один очищенный),2 сырых яйца, воздушные шарики, ложечки, соломинки для коктейля, пустая банка, предметы для игры «Тонет – плавает», макет гейзера (баночка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом).
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: беседы о воде и воздухе, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций, чтение литературы.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети и воспитатель входят в лабораторию, здороваются с гостям.
В-ль: Здравствуйте, дорогие гости, здравствуйте профессор. Ой, где же профессор? Ну вот, ребята, профессор пригласил нас в гости, а самого то и нет, опять увлекся своими экспериментами и, наверное, совсем забыл про нас.
Из-за стойки появляется профессор Чудаков
ПЧ: Здравствуйте, дети! И ничего я не забыл, я здесь. Ребята, меня зовут Профессор Гений Евгеньевич Чудаков (ПЧ). Сегодня я пригласил вас в свою научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
ПЧ: Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
В-ль: Профессор наши ребята больше всего на свете любят экспериментировать, и проводит различные опыты, какие только мы с ними опыты не проводили, правда, ребята?
ПЧ: Молодцы, ребята. И сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только вот я опять забыл что-то важное …(чешет затылок, держит в руках плакат с правилами по ТБ)
Воспитатель подходит к ПЧ и показывает на листок
В-ль: Профессор (Гений Евгеньевич), может быть вы хотели напомнить нам правила безопасного поведения в лаборатории:
ПЧ: Ой, ну конечно же!
Обсуждают правила поведения в лаборатории
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши;
- бегать и кричать.
В-ль: Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
В-ль: Конечно, ученые хотят разгадать загадки и тайны природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
Опыт №1
ПЧ: Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку. Перед вами стакан с водой и соломинка для коктейля, возьмите соломинку, опустите в стаканчики с водой и подуйте в неё.
Пока дети дуют, Воспитатель обращается к ним с вопросами.
-Что мы видим? (Дети: Пузырьки воздуха, воздух)
- Откуда же берется этот воздух? (Дети: Мы вдыхаем его и выдыхаем через трубочку)
-Куда исчезают пузырьки воздуха? (Дети: Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)
В-ль: Профессор, а почему пузырьки не остаются в воде?
ПЧ: Потому что воздух это смесь газов, главным образом кислорода и азота, а также углекислого газа и водорода, а газ легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. И несколько из них мы сегодня проведем.
Опыт №2 «Живой пластилин»
ПЧ: Перед вами стоят маленькие стаканчики и бутылочки с водой (с простой чистой водой и газированной). В-ль: Гений Евгеньевич, а как делают газированную воду? ПЧ: Обычную воду насыщают углекислым газом либо кислородом, которые находятся в воздухе и получаются вот такие воздушные шарики. Давайте нальем 2 стакана воды, в первый - чистую воду, во 2- газированную. В каждый стакан бросьте по 5 маленьких кусочков пластилина. Что происходит в первом стакане? А во втором? (Дети: В первом стакане — пластилин оседает на дно. А во втором, кусочки поднимаются на поверхность, переворачиваются и снова идут ко дну) ПЧ: Почему так происходит? (Дети: так как здесь много углекислого газа - маленьких воздушных шариков, которые и облепляют пластилин, помогая ему подниматься вверх). В-ль: Интересно, а какого цвета воздух? (Дети: Никакого, воздух прозрачный) ПЧ: Ребята, а можно ли услышать воздух? (Дети: можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты)
Опыт №3 «Шарик певун» ПЧ предлагает детям надуть шарики, а затем выпустить воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук. - Что мы слышим? (Дети: Воздух)
Опыт №4
ПЧ: Предлагаю вам, познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.
В-ль: А как мы это сделаем?
ПЧ: Давайте, наденем шарик на горлышко бутылки, а теперь поставим бутылку в емкость с горячей водой (Дает детям убедиться, что вода горячая), что происходит? Шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба.
- А теперь поставим бутылку в емкость с холодной водой. (Дает детям убедиться, что вода холодная) Что же происходит теперь? (Воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки)
Дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта.
ПЧ: Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Дети повторяют это свойство воздуха, сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками.
В-ль: Профессор, еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух?
ПЧ: Ребята, помогите мне ответить на этот вопрос.
Дети отвечают, воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.
ПЧ: Да-а-а, много всего вкусненького можно унюхать а потом и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются) .
В-ль:Профессор. ноги?
ПЧ: А, что надо мыть? Уши? Шею? (Дети: руки). А а а а ну- да, руки
Опыт №5
ПЧ: А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами)
ПЧ: Значит, что лежит в этом пакете?(Дети: апельсин). Открываю пакет, он пуст. Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (ПЧ вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).
ПЧ: Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).
ПЧ: Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Все: воздух имеет свойство переносить запахи, хотя сам не имеет запаха.
Опыт №6 ПЧ достаёт два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в ёмкости с водой. ПЧ: Смотрите, ребята, что происходит? (очищенный апельсин утонул, а в кожуре плавает на поверхности воды). Чем можно объяснить этот феномен? Вывод: Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды.
Ребенок: (размышляя) Профессор, а зачем нужна вода?
ПЧ: Вода - это самое важное, и используемое вещество из всех существующих на нашей планете. Она нужна обсалютно всем живым существам - людям, животным, насекомым, растениям. Животные не только пьют воду и плавают в ней, некоторые из них живут в воде постоянно. Растениям тоже необходима вода для жизни и роста, иначе они бы просто засохли. Но больше всех используем воду мы - люди. Если все другие существа в основном только утоляют водой жажду и плавают в ней, то мы используем воду во многих целях: не только для гигиены и приготовления пищи, но и для изготовления лекарств, производства различных вещей необходимых человеку. Без воды невозможно обойтись ни на одном предприятии - фабрике или заводе. От воды также зависит погода на Земле. Вода испаряется с поверхности водоемов и превращается в водяной пар, из которого потом образуются облака. Ветер переносит облака на сушу. Собираясь и накапливаясь в облаках, вода превращается в дождь. Кроме того, вода поступая в почву с дождиком или при таянии снега, просачивается вглубь и образует полезное ископаемое – подземные воды. Без воды у нас никогда не было бы урожая, а значит не было бы хлеба и многих необходимых продуктов - овощей, фруктов. Растения не могли бы расти и существовать без воды. Вода – это еще и удобная дорога: там, где невозможно проехать по суше, по морям и океанам плавают корабли. Электростанции, дающие нам свет - тоже используют воду, вернее силу, энергию большого количества воды для выработки электричества. Как видите без воды жизнь была бы невозможна. Поэтому ее нужно беречь и не тратить попусту - например, закрывать кран когда не пользуешься.
А вот вы знаете, каким цветом вода? (бесцветная.)
- А может она стать цветной? Что для этого надо сделать? (Добавить краску.Дети добавляют краску)
-А у воды есть запах? (Нюхают воду, убеждаются, что она ничем не пахнет.) Что можно сделать, чтобы появился запах (Заварить чай, кофе, растворить варенье.)
-Какая вода на вкус? (Безвкусная) А если бросить в неё соль, сахар, перец, дольку лимона? (Дет добавляют соль, сахар)
П/и «Ходят капельки по кругу»
В-ль: Ребята, давайте немного поиграем. Я буду вашей мамой - тучкой, а вы все моими капельками (слышится шум дождя). Капельки вам пора отправляться в путь (капельки разбегаются, прыгают, танцуют), полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они с друзьями попарно и потекли маленькими веселыми ручейками (дети собираются попарно), встретились ручейки и стали одной большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легким, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой будете, она без вас так скучала.
ПЧ: Вы, ребята, наверняка проводили в группе опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».
Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации можно использовать реальные предметы, картинки или изображения на мультимедийном экране
В-ль: А я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть, многие из вас являются регулярными его участниками. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит). Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
Опыт №6 В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, воспитатель заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Дети активно помогают в проведении опыта.
В заключении нашей встречи предлагаю вам устроить вулкан! Нет, вулкан нельзя, техника безопасности не позволяет… Тогда – водяной вулкан, т. е. гейзер! Мои помощники уже сконструировали кратер (достает макет гейзера), осталось, только его активировать!
Профессор приглашает желающих, дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, ПЧ выливает в кратер воду и, зал ахает от неожиданности – гейзер извергает шипучий фонтан) .
- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)
- На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим воспитателями и родителями!
Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья! (Звучит музыка из передачи «Очевидное-невероятное». ПЧ прощается с гостями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»
Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Пете Иванову стать исследователем»
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности "Поможем Пете Иванову стать исследователем"...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Васе Петрову стать исследователем»...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»
Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).Задачи.I. Образовательные.1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.2. Учить сравнивать м...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе на тему: «Мы – маленькие исследователи воды"
Вода необходима не только людям, но и растениям, животным – всему живомуна земле. Поэтому ее нужно беречь и охранять....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи»
Развитие у детей интереса и конкретных представлений о свойствах воды и магнита через опытно – экспериментальную деятельность....