Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).
Задачи.
I. Образовательные.
1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.
2. Учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами.
II. Развивающие.
1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой
природы (песок, глина, камни).
2. Развивать способность к познанию нового.
III. Воспитательные.
1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в
творческой атмосфере, доброжелательности, закреплять умение работать в группе.
Оборудование: песок, глина, камни, лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, трубочки, одноразовые стаканчики, ложечки, цветные карандаши красного желтого и зеленого цвета.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете что такое научная лаборатория?
Ответы детей. да это где проводят различные опыты
Воспитатель. да все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные. Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?
Дети. Да.
Воспитатель: Хорошо но пока мы с вами еще не очень взрослые мы будем с вами юными исследователями.
– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься?
Ответы детей Будем проводить опыты.
Воспитатель –Да мы будем проводить опыты. С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:
Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети песок, глина камни.
Воспитатель. Да вы все правильно угадали. Сегодня мы будем исследовать песок, глину и камни. Но прежде чем приступить давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности.
Эти правила выглядят так:
1 Проводить опыты только в присутствии воспитателя.
2Начинать опыт только с разрешения
3 Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.
4Материалы сыпучие брать только ложкой.
5 При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.
6 Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.
В группу вбегает профессор Колбочкин (переодетый ребенок)
профессор Колбочки - Здравствуйте ребята. Здравствуйте Екатерина Сергеевна. Мне опять понадобилась ваша помощь.
Воспитатель--- Что случилось чем мы можем тебе помочь?
Воспитатель -Я опять потерял клячи от своей лаборатории, а мне надо провести исследования. Мне надо исследовать свойства глины песка и камней и срочно отправить результаты трем поросятам они хотят делать новую дорогу.
Воспитатель - Ну в этом мы тебе точно сможем помочь.
профессор Колбочки- Для начала я вас должен проверить. Скажите, мне для чего используют камни глину и песок
Ответы детей песок - используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.
• Изготавливают стекла.
• Песочные часы.
• Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.
• Делают художественные изделия из песка и глины, посуду, скульптуры, украшения
Используют для строительства дорог
профессор Колбочки - Вы совершенно правильно все сказали
начнем наши исследования.
Воспитатель- предлагаю вам разделиться на 3 команды выбрать капитанов а потом сравнить ваши результаты.
профессор Колбочки - вот карточки их надо будет заполнить капитанам команд.
Воспитатель давайте посмотрим на карточки и вспомним условные обозначения.
Если на картинке нарисовано лупа что мы делаем.
Дети рассматриваем и зарисовываем что увидели.
Воспитатель сито
Дети проверяем как сыпется
Воспитатель кувшинчик с водой
Дети наливаем воду и смотрим что получилось
Воспитатель баночка с палочкой или как ее правильно называют колба
Дети наоборот насыпаем вещество в воду и размешиваем.
Опыты.
Опыт №1 - рассматривание песка камней глины через лупу.
Воспитатель. Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок глина и камни?
Дети Нужно рассмотреть через лупу.
Воспитатель правильно Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?
Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.
Воспитатель. Как выглядят песчинки?
Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.
Воспитатель. А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички
на глине?
Дети. Нет!
Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не
прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из
которых получаются комочки.
Воспитатель. Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).
Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая. А из чего состоят камни.
Дети. Тоже из мелких песчинок только слипшихся друг с другом.
Опыт №2. Сравнение (сыпучесть).
Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих трех веществ?
Ответы детей. высыпать на тарелочку песок глину и камни.
Правильно, нам нужно высыпать их на тарелочку. Капитаны не забывайте заносить результаты опытов в свои карточки.
Воспитатель. А хотите вы побыть песком, глиной и камнями?
Дети да.
Воспитатель давай те поиграем в подвижную игру я буду называть вещество а вы показывать как в нем расположены песчинки.
Подвижная игра.
Воспитатель молодцы ни разу не ошиблись продолжим наши опыты
Опыт №3 (определение плотности и тяжести)
Воспитатель. Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем
немного воды в тарелочку с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?
Дети. Влажным. Мокрым.
Воспитатель. А куда исчезла вода?
Дети. Она быстро спряталась в песок.
Воспитатель. Затем наливаем немного воды в тарелочку с глиной.
Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?
Дети. Вода впитывается в глину медленно.
Воспитатель. Почему?
Дети. Глина вязкая, тяжелая.
Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?
Дети. Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая
и вязкая, воду впитывает медленно. А что происходит когда воду наливаем в тарелочку с камнями.
Дети вода ни куда не девается
Опыт 4. Что тяжелее песок глина или камни.
• В банку с водой опустить немного песка и камни все перемешивает палкой. Что произошло? (Песок и камни оседают на дно.) дети наблюдают как происходит оседание материалов. Камни осели первыми затем песок глина не оседает долго потому что песчинки очень мелкие и легкие.
Воспитатель. Вы настоящие исследователи, вы провели очень
интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства
песка, глины. Капитаны вы готовы рассказать, у кого из вас готов доклад на нашу тему? (Заслушивают капитанов команд).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunnye_issledovateli.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
«Юные исследователи»
Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).
Задачи.
I. Образовательные.
1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.
2. Учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами.
II. Развивающие.
1. Мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой
природы (песок, глина, камни).
2. Развивать способность к познанию нового.
III. Воспитательные.
1. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности в
творческой атмосфере, доброжелательности, закреплять умение работать в группе.
Оборудование: песок, глина, камни, лупа, бумага, емкости с водой, салфетки, трубочки, одноразовые стаканчики, ложечки, цветные карандаши красного желтого и зеленого цвета.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете что такое научная лаборатория?
Ответы детей. да это где проводят различные опыты
Воспитатель. да все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные. Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями?
Дети. Да.
Воспитатель: Хорошо но пока мы с вами еще не очень взрослые мы будем с вами юными исследователями.
– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься?
Ответы детей Будем проводить опыты.
Воспитатель –Да мы будем проводить опыты. С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:
Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети песок, глина камни.
Воспитатель. Да вы все правильно угадали. Сегодня мы будем исследовать песок, глину и камни. Но прежде чем приступить давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности.
Эти правила выглядят так:
1 Проводить опыты только в присутствии воспитателя.
2Начинать опыт только с разрешения
3 Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.
4Материалы сыпучие брать только ложкой.
5 При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.
6 Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.
В группу вбегает профессор Колбочкин (переодетый ребенок)
профессор Колбочки - Здравствуйте ребята. Здравствуйте Екатерина Сергеевна. Мне опять понадобилась ваша помощь.
Воспитатель--- Что случилось чем мы можем тебе помочь?
Воспитатель -Я опять потерял клячи от своей лаборатории, а мне надо провести исследования. Мне надо исследовать свойства глины песка и камней и срочно отправить результаты трем поросятам они хотят делать новую дорогу.
Воспитатель - Ну в этом мы тебе точно сможем помочь.
профессор Колбочки- Для начала я вас должен проверить. Скажите, мне для чего используют камни глину и песок
Ответы детей песок - используется в строительстве, его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпичи.
• Изготавливают стекла.
• Песочные часы.
• Есть золотоносный песок с крупинками золота, его промывают по крупинкам и собирают золото.
• Делают художественные изделия из песка и глины, посуду, скульптуры, украшения
Используют для строительства дорог
профессор Колбочки - Вы совершенно правильно все сказали
начнем наши исследования.
Воспитатель- предлагаю вам разделиться на 3 команды выбрать капитанов а потом сравнить ваши результаты.
профессор Колбочки - вот карточки их надо будет заполнить капитанам команд.
Воспитатель давайте посмотрим на карточки и вспомним условные обозначения.
Если на картинке нарисовано лупа что мы делаем.
Дети рассматриваем и зарисовываем что увидели.
Воспитатель сито
Дети проверяем как сыпется
Воспитатель кувшинчик с водой
Дети наливаем воду и смотрим что получилось
Воспитатель баночка с палочкой или как ее правильно называют колба
Дети наоборот насыпаем вещество в воду и размешиваем.
Опыты.
Опыт №1 - рассматривание песка камней глины через лупу.
Воспитатель. Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок глина и камни?
Дети Нужно рассмотреть через лупу.
Воспитатель правильно Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?
Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.
Воспитатель. Как выглядят песчинки?
Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.
Воспитатель. А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички
на глине?
Дети. Нет!
Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не
прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из
которых получаются комочки.
Воспитатель. Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).
Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая. А из чего состоят камни.
Дети. Тоже из мелких песчинок только слипшихся друг с другом.
Опыт №2. Сравнение (сыпучесть).
Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих трех веществ?
Ответы детей. высыпать на тарелочку песок глину и камни.
Правильно, нам нужно высыпать их на тарелочку. Капитаны не забывайте заносить результаты опытов в свои карточки.
Воспитатель. А хотите вы побыть песком, глиной и камнями?
Дети да.
Воспитатель давай те поиграем в подвижную игру я буду называть вещество а вы показывать как в нем расположены песчинки.
Подвижная игра.
Воспитатель молодцы ни разу не ошиблись продолжим наши опыты
Опыт №3 (определение плотности и тяжести)
Воспитатель. Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем
немного воды в тарелочку с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?
Дети. Влажным. Мокрым.
Воспитатель. А куда исчезла вода?
Дети. Она быстро спряталась в песок.
Воспитатель. Затем наливаем немного воды в тарелочку с глиной.
Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?
Дети. Вода впитывается в глину медленно.
Воспитатель. Почему?
Дети. Глина вязкая, тяжелая.
Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?
Дети. Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая
и вязкая, воду впитывает медленно. А что происходит когда воду наливаем в тарелочку с камнями.
Дети вода ни куда не девается
Опыт 4. Что тяжелее песок глина или камни.
• В банку с водой опустить немного песка и камни все перемешивает палкой. Что произошло? (Песок и камни оседают на дно.) дети наблюдают как происходит оседание материалов. Камни осели первыми затем песок глина не оседает долго потому что песчинки очень мелкие и легкие.
Воспитатель. Вы настоящие исследователи, вы провели очень
интересные эксперименты в лаборатории, узнали и запомнили свойства
песка, глины. Капитаны вы готовы рассказать, у кого из вас готов доклад на нашу тему? (Заслушивают капитанов команд).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в подготовительной группе "Испытание магнита"
Занятие-эксперимент "Испытание магнита"...
Методическая разработка конспекта занятия по основам безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе"Юные градостроители"
Занятие для старшего возраста включает в себя закрепление материала по знаниям детей правил дорожного движения,знаний что такое улица и какой она должна быть для безопасности людей,находящихся н...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные защитники природы озера Кенон»
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юные исследователи»
Развитие у детей интереса и конкретных представлений о свойствах воды и магнита через опытно – экспериментальную деятельность....
Конспект занятия по физической культуре для детей подготовительной группы "Юные ГТО - шки!"
Конспект занятия...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе (5 – 6 лет) тема «Поможем Пете Иванову стать исследователем»
Конспектзанятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе (5 – 6 лет)тема «Поможем Пете Иванову стать исследователем»Составила и провела вос...