Познавательный проект «Путешествие по временам года» для детей 2-3 лет
проект по окружающему миру (младшая группа)

Колмыкова Елизавета Николаевна

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания – это начальная ступень непрерывного и всеобщего экологического образования. Результат этой деятельности обеспечивает хорошую базу для последующих ступеней системы экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»

города Кирсанова Тамбовской области

Познавательный проект

«Путешествие по временам года»





воспитатель

Колмыкова Е.Н.


г. Кирсанов

2019 г.


«Мы хозяева нашей природы, и

она для нас кладовая солнца

с великими сокровищами жизни.

Мало того, чтобы сокровища эти охранять,-

их надо открывать и показывать»

М. Пришвин

Актуальность проекта. В последние годы, с внедрением ФГОС произошли существенные изменения, связанные с воспитанием детей. Значительному переосмыслению подверглось экологическое воспитания, его роль и значимость в общественной жизни. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания – это начальная ступень непрерывного и всеобщего экологического образования. Результат этой деятельности обеспечивает хорошую базу для последующих ступеней системы экологического воспитания.

Экологическое воспитание в современных реалиях потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. В его основе – воспитание любви к Родине через любовь к окружающему миру. Именно в дошкольном возрасте формируется любовь к Родине, родному краю, родной природе. Поэтому важно не упустить это время и своевременно развивать экологическое сознание ребенка. Ведь в этот период происходит:

  • активный рост и интенсивное развитие ребенка;
  • совершенствование физических и психических характеристик, начало становления личности;
  • формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Значимая роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста отводится практической, исследовательской деятельность в условиях природы. Важная задача педагога и родителей - научить ребенка жить в гармонии с природой, оберегать и защищать мир природы. Общение с природой, познание мира растений и животных развивают такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие, любознательность и др. Заложенные в детском возрасте они станут основой характера человека.


Участники проекта:

  • родители;
  • воспитанники группы;
  • воспитатели.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

По методу:

  • методы, повышающие познавательную активность детей;
  • методы, повышающие эмоциональную активность детей;
  • методы, способствующие установлению взаимосвязи между разными видами деятельности;
  • методы коррекции и уточнения.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный.

Цель проекта. Формирование элементарных представлений о временах года. Воспитание положительного отношения к природе, умения разглядеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

  1. Обогатить представления детей о мире природы.
  2. Сформировать позитивные установки к различным видам труда.
  3. Развить умение замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания.
  4. Развить собственный познавательный опыт.
  5. Развить коммуникативную активность и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
  6. Развить связную речь, обогатить словарный запас.
  7. Расширить перспективы развития исследовательской деятельности детей.
  8. Поддержать детскую инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

Длительность проекта – 1 год

Гипотеза проекта: Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте будет эффективным только при условии:

  • Формирования представлений и наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ и в семье.
  • Построения экологического образования на близких, понятных и эмоционально значимых для ребенка материалах, с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
  • Сотрудничества педагогов и семьи.
  • Систематичного и планомерного формирования экологического воспитания.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированы начальные представления о природном мире.

2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.

3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.

4. Овладение связной речью, как средством общения.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный (сентябрь):
  • создание развивающей среды,
  • анкетирование родителей,
  • подбор дидактических игр, наглядного материала, художественной литературы, картотеки пальчиковых и подвижных игр, материалов для экспериментирования.
  1. Практический (октябрь – май) - организация деятельности детей.
  2. Заключительный (май) - определение результата практической деятельности с детьми.
  3. Пост проектная деятельность (июнь – август) - организация деятельности детей в летний период.



Содержание работы

Блок 1 «Разноцветная осень»: сентябрь – ноябрь

Коммуникативная

Беседы: «Осень в гости

к нам пришла».

Д/игра «Что

нам осень принесла».

Д/игра «Что растет в саду?»

Д/игра «Во саду ли во городе»

Д/игра «Узнай и назови»

Д/игра « Большая и маленькая»

Д/игра « Когда это бывает?»

Д/игра « Назови правильно»

Д/игра « Найди, что назову»

Д/игра « Чудесный мешочек»

Д/игра « Два зайца»

Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку», « Зайчик»

« Солнышко, солнышко, посвети», « Засолка капусты»,

« Варим щи», « Мы делили апельсин», « Компот».

Беседа на тему: «Как

животные готовятся к

зиме»

Рассматривание картин

зайчиха с зайчатами.

Разучивание

стихотворений об осени.

Сбор гербария.

Чтение рассказов об осени.

консультация

«Витамины с грядки»

Родительское собрание:

«Природа как средство

эстетического

воспитания»

Стенгазета «Золотая осень».

Папка-передвижка:

«Учим детей замечать изменения в природе»

Игровая

Сюжетно-ролевые игры с муляжами овощей, фруктов: «Репка», « Овощной магазин»

«Варим компот для мишки»

с/р игра «Кукла Маша готовит салат»

«Зайкин огород», « Мы печем куличи»,

с/р игра «Кукла идет гулять», « Мы грибники»

муз.дид.игра « Репка»,

« Дождик».

Познавательно-исследовательская

Дидактические игры с шишками, листьями, водой:

«Мокрый - сухой»

«Что как плавает»

«Переливание воды»

«Сколько листочков?»

«Найди домик листочку»

«Сложи картинку»

«Большой - маленький»

«Найди такой же листик»

«Разложи овощи по корзиночкам»

Лото «Осень», «Овощи - фрукты», «Грибы – ягоды»

Чтение художественной литературы

И. Бунин «Листопад»,

З. Александрова «Дождик»,

Плещеев «Листопад»,

Е. Бехлерова « Капустный лист»,

Сказка «Репка», белорусская сказка « Пых».

Е.А.Ульева « Семена цветов»,

« Чудесный листопад», « Букет из листьев», « Урожай овощей», « Запасы хомячка», « Зернышки для воробья», « Ягоды рябины», « Медвежья постель».

Наблюдения на прогулке за:

Живой природой Неживой природой

Наблюдение за осенними изменениями в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Наблюдение за осенними цветами, деревьями, листопадом, птицами, насекомыми, одеждой людей, солнцем, небом, дождем, ветром, лужами, почвой, тучами, дождем с мокрым снегом. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Продуктивная деятельность

Раскрашивание «Морковка для

зайчика».

Лепка «Осеннее дерево».

Аппликация «Дождик, дождик – кап, кап, кап».

Рисование «Дождик».

Аппликация «Яблоки».

Лепка «Грибочки».

Рисование «Листопад»

Аппликация «Мухомор»

Лепка «Мухомор»

Трудовая деятельность

Сбор листьев для гербария

Уборка территории от веток, упавших листьев и отцветших растений. Сбор песка в песочницу.

Двигательная активность

П/игра «Солнышко и

дождик».

П/игра: «Листья».

П/игра «Зайка беленький…».

П/игра «Листопад»,

П/игра «У медведя во бору».

П/игра « Ветер и листочки»

Итоговые мероприятия: Выставка рисунков «Осень золотая», осеннее развлечение.


Блок 2 «В гости к зиме» декабрь – февраль

Вид деятельности

Форма реализации

Педагог с детьми

Родители с детьми

Педагог с родителями

Коммуникативная

Беседы на тему: «Пришел мороз-береги уши и нос»

Логические рассуждения: «Что

будет, если одеться не по погоде».

Беседа «Зимние забавы».

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

Дидактические и

настольные игры:

«Найди картинку», «Что зимой бывает?», «Кто спрятался в снегу», «Времена года», «Зима», «Ручки греем», «Зима», «Зимние забавы», «Зимние слова», «Кто что делает?»,

«Чудесный мешочек».

Д/игра « Одеваем Филю», « Да и нет» с мячом), « Где наш зайчик?»

Работа на конкурс - «Лучшая Новогодняя

игрушка своими

руками»

Детско-родительский

рисунок на тему

«Волшебница- зима»

Совместное кормление

птиц дома, в кормушке.

Консультация: «Что мы

знаем о зиме».

Объявление конкурса:

«Лучшая Новогодняя

игрушка своими

руками».

Папка-передвижка:

«Помощь птицам

зимой».

Мастер-класс «Как

интересно провести

зимой прогулку с

ребёнком?»

Игровая

Игры- манипуляции Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры

с фигурками диких животных «Рукавичка», «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят».

Познавательно-исследовательская

Игры с водой, дидактические игры: «Заморозим», «Разогреем», «Цветные льдинки», «Сложи картинку», «Сколько снежинок?»

«Большие- маленькие снежинки», «Какой снежок?», «Собери снеговика», «Что бывает белым?»

Эксперимент с водой

«Что будет с водой, если

вынести на мороз?»

Игра-опыт: «Цветной снег».

Чтение художественной литературы

М. Познанская «Снег идет»,

О. Высотская «Холодно»,

В. Хорол «Зайчик»,

О. Высотская «Покатились санки вниз»,

Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима»,

М.Г. Борисенко « Елочка»,

М.Клочкова « Снежинки».

Е.А.Ульева « Зимние дни»,

« Зимой в лесу», « Злая вьюга», «Зеленая сосна», « Белый медведь», « Полярная сова»,

« Полярный волк», « Зимний сон ежика», « Рыбы подо льдом», « Морковка для кролика», « Зернышки для петушка», « Снежная крепость», « Ледяная горка».

Наблюдения на прогулке за

живой и неживой природой

Наблюдение за: птицами, деревьями, прохожими, трудом дворника, погодой, снежинками, снегопадом, снегом, небом, гололедом, ветром, солнцем, капелью.

Продуктивная деятельность

Рисование: «Падает, падает снег»

Аппликация «Снежинки падают»

Лепка «Угостим птиц»

Рисование «Ветка рябины для снегирей», « Белый снег пушистый…»

Аппликация «Зимняя береза»

Лепка «Снеговик»

Лепка (с элементами конструирования) « Снегопад»

Рисование «Новогодняя елочка»

Аппликация «Украсим новогоднюю игрушку»

Лепка «Разноцветные гирлянды»

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега, перенос снега для сооружения снежных построек, сооружение снежных построек, подкормка птиц.

Двигательная активность

П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Два Мороза»,

«Мороз красный нос»,

« Снежинки и ветер», « Мишки на Севере»

Итоговые мероприятия: выставка рисунков «Волшебница- зима», новогодний утренник.

Блок 3 «Пришла весна» март – апрель

Вид деятельности

Форма реализации

Педагог с детьми

Родители с детьми

Педагог с родителями

Коммуникативная

Словесно-речевые игра «Что весной бывает».

Пальчиковая игра «Возвращение птиц».

Д/игра «Перелетные птицы»,

« Доскажи», « Найди такую же картинку», « Найди свой кораблик»,

Словесно-речевые игры

«Вот пришла весна»,

«Какие сосульки?»

Речевая подвижные

игра «В гости к нам

весна пришла»

Беседа родителей с

детьми на тему:

«Опасный лед»

Изготовление

скворечника с ребенком

дома.

Папка-передвижка:

«Чем же занять ребенка

на прогулке весной?»

Консультация для

родителей о

безопасности

«Осторожно, весна!»

Игровая

Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры

«Заюшкина избушка» «Путешествие в весенний лес»

«Кукла идет гулять»

«Кукла заболела»

Познавательно-исследовательская

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры с песком Игры с водой Д/игры: «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек», «Тонет- плавает», «Теплый- холодный»

«Как тают сосульки», «Большие- маленькие сосульки».

Чтение художественной литературы

А. Плещеев «Сельская песенка»,

« Поет зяблик» пер. с болг.

И. Токмакова,

М. Полянская «Одуванчик»,

закличка «Солнышко-ведрышко», сказка «Заюшкина избушка»,

Чтение В.Берестов «Март»,

Г.Новицкая « Дзинь-дзинь-дзинь»

И.Емельянов « Воробей»

В.Орлов « Весенние певцы»

М. Садовский « В апреле»

Г.Ладонщиков « Ласточка»

М. Зощенко « Умная птичка».

Е.А. Ульева « Последний снежок», « Лужи», « Ледоход»,

« Первый дождик»,

« Подснежники», « Посадка деревьев», « Жаворонок», « Новые гнезда», « Хитрая кукушка», «Нора крота»,

« Почки на деревьях», « Зеленый наряд», « Красивый дуб».

Наблюдения на прогулке за:

Живой природой Неживой природой

Наблюдение за воробьями, набухшими почками, за трудом взрослых, цветами, насекомыми, погодой, солнцем, снегом, снежными постройками, таянием снега, ветром, дождем, небом, ручейками, лужами, облаками.

Продуктивная деятельность

Рисование «Ручеек»

Аппликация «Вот такие у нас сосульки»

Лепка «Большие и маленькие сосульки»

Рисование «Весна пришла»

Аппликация «Почки-листочки»

Лепка «Подснежник»

Рисование «Травка зеленеет» Аппликация «Одуванчики»

Лепка «Солнышко»

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу

Двигательная активность

П/игры: «Веселый воробей», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!»,

Итоговые мероприятия: утренник , посвящённый 8 марта, праздник «Времена года».

Блок 4 «Ах, лето» июнь – август

Вид деятельности

Форма реализации

Педагог с детьми

Родители с детьми

Педагог с родителями

Коммуникативная

Беседы:

«Вот и лето наступило»

«Цветы – краса земли».

«О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму»

Дидактические игры:

«Что бывает летом?»,

«Ковер из цветов»,

«Сложи цветок»,

«Кто летает, а кто ползает».

Словесно-речевые игры

«Лето к нам пришло».

«Летние забавы»

«Кто машет крылышками?»

Экскурсия в летний лес.

Уход за огородом и

цветником с детьми

дома.

Рассматривание

насекомых.

Консультация «Природа

– источник огромного

количества открытий и

находок, источник

счастья и труда (что

можно делать летом)».

Консультация «О летнем

отдыхе детей»

Консультация «Если

ребенка ужалила пчела»

Игровая

Сюжетно-ролевые игры:

«Постираем кукле белье»

Игры с водой и песком:

«Кораблики»,

«Мыльные пузыри»,

«Печем куличики»,

«Рисуем пальчиками по песку».

Игровые упражнения:

«Вымоем посуду»,

«Дружи с водой».

Познавательно-исследовательская

Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по

иллюстрациям, с помощью родителей дома);

3Эксперименты:

-опыты с водой (соленая, цветная и т. д.),

-опыты с песком (сырой, сыпучий, сухой),

-опыты с вертушкой (крутится, не крутится).

Чтение художественной литературы

Потешки:

«Как по лугу»,

«Травка – муравка»,

Сказки:

«Колобок»,

«Теремок»,

Чтение:

А. Барто «Комары»,

Б. Заходер «Муха-чистюха»,

А.Босев « Дождь».

Наблюдения на прогулке за:

Живой природой Неживой природой

Наблюдения на прогулке за: одуванчиками, деревьями, насекомыми, птицами, цветами, растениями, трудом взрослых, солнцем, небом, водой, ветром, почвой, дождем, песком.

Продуктивная деятельность

Рисование: «Солнышко»

Аппликация: «Солнышко лучистое»

Лепка «Лучики для солнышка»

Рисование на асфальте: «Цветы»

Аппликация «Цветные дорожки»

Рисование: «Божья коровка»

Аппликация: «Украсим бабочке крылышки"

Лепка «Гусеничка»

Трудовая деятельность

Собираем веточки, подметаем дорожки, сгребаем песок в песочницу, полив растений.

Двигательная активность

Подвижные игры:

«Пчелки и медведи».

«Солнышко и дождик»

«Мы веселые ребята»

«Солнечные зайчики»

Итоговые мероприятия: Выставка детских рисунков, стенгазета «Как мы провели лето»


Заключительный этап:

Содержание итоговых мероприятий проекта:

  1. Итоговое занятие «Времена года»
  2. Создание платьев «Времена года»
  3. Подведение итогов проекта.
  4. Подготовка презентации по фотографиям.
  5. Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.


Дальнейшие перспективы:

Дети:

  • Сформированы первоначальные представления о временах года.
  • Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.
  • Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
  • Развит познавательный интерес за объектами и явлениями природы.

Родители:

  • Активно взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания.
  • Повысился уровень экологических знаний родителей.
  • Проводят с детьми наблюдения в природе, исключая попытки жестокого обращения с объектами природы.
  • Привлекают детей к совместному труду в природе.

Педагоги:

  • Ведут активную работу по экологическому воспитанию с детьми младшей группы.
  • Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей, современные педагогические технологии.
  • Распространяют и обобщают опыт.
  • Включаются в исследовательскую деятельность, в ее мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Привлекают детей к совместному труду в природе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
  2. Деревянко Т. « Времена года». Библиотека малыша. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2010-64с.
  3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
  5. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
  6. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с
  7. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип./ авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  8. Рыжова Н. А «Воздух-невидимка». Пособие по экологическому образованию. М.: Линка – Пресс 1988,-128 с.илл
  9. Тюменцева С.Н. «Диалоги о воспитании»: Сборник/Тюменцева С.Н., ООО «Референт», - Саранск, 2009. – 2009. – 66с.
  10. Ульева Е.А. Творческие задания. Времена года. Осень.Зима.Весна. Тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ВАКО, 2015. – 48 с.- (Умный мышонок)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Общие и элементарные представления о временах года у детей дошкольного возраста

Проект составила воспитатель : Аксенова Светлана АлександровнаТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: долгосрочныйУчастники проекта: воспитатель, дети, родителиСроки проекта: с...

Конспект ООД по познавательному развитию "Путешествие Зайчонка по временам года" для детей второй группы раннего возраста

Расширять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать словарный запас....

Проект «Путешествие по временам года» для детей младшего дошкольного возраста

Проект позволяет повысить активность детей в освоении окружающего мира. Кроме уточнения и расширения представлений о временах года, проект через разнообразные виды деятельности способствует форми...

Проект «Календарь времен года как мир цветной - красный, желтый, голубой» для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Предлагаемый проект ориентирован на комплексный подход к организации эффективного взаимодействия в условиях организованного педагогического процесса по экологическому образованию. Общий результат вклю...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по временам года» для детей старшей группы (Познавательное развитие)

Данный материал предназначен для детей старшего возраста и направлен на систематизацию знаний детей о сезонных изменениях в природе, жизни животного и растительного мира в разное время года....

Проект «Путешествие по временам года» для детей младшей группы

Формирование элементарных представлений о временах года. Воспитание положительного отношения к природе, умения разглядеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества дете...