Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по временам года» для детей старшей группы (Познавательное развитие)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Ушакова Мария Александровна

Данный материал предназначен для детей старшего возраста и направлен на систематизацию знаний детей о сезонных изменениях в природе, жизни животного и растительного мира в разное время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx129.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                   детский сад комбинированного вида № 38 города Каменск-Шахтинский

        Конспект        

непрерывной образовательной деятельности

на тему:

«Путешествие по временам года»

для детей старшей группы

 (Познавательное развитие)

  Составила:

Ушакова Мария Александровна

воспитатель

1- ой квалификационной

категории.

        Г. Каменск-Шахтинский

2020 год

Цель: Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе, жизни животного и растительного мира в разное время года.

Задачи:

1. Образовательные:

- обогащать словарный запас;

- формировать знания о диких животных

- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.

- учить воспринимать красоту природы;

- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.

2. Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать.

- развивать эстетическое восприятие красоты природы.

- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.

3. Воспитательная:

- воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Чтение стихов о временах года, животном и растительном мире.

Раскрашивание картинок – раскрасок по темам недели.

Беседа о временах года.

Задания на классификацию птиц, животных.

Наблюдения, экскурсии в разное время года.

Чтение рассказов о животных и растениях.

Методы:  

Словесныебеседа

Наглядные: отрывок мультфильма «Дед Мороз и лето», мультимедийная презентация «Времена года», аудиозапись Чайковского «Времена года», интерактивная игра «Зимующие и перелетные птицы»

Практические: дидактическая игра «Что нам лето принесет».

Оборудование: письмо, мультимедийный комплекс, корзина с картинками, рассказывающими о лете, пазлы «Овощи, фрукты», карандаши, листы для рисования.

Ход занятия:

Воспитатель.  Здравствуйте, дети! Я вижу настроение у вас сегодня замечательное! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними. А теперь поздороваемся со всем, что нас окружает.

Здравствуй, небо голубое!   (руки поднимают верх)

Здравствуй, солнце золотое! (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок! (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький дубок! (приседают)

Стук в дверь.     

   Воспитатель. Наверно еще гости к нам спешат.  Это письмо. Интересно от кого.  Ой, смотрите, здесь какая-то картинка! Что здесь изображено? C:\Users\Детский сад\Desktop\e1c1184ae779c576acb6670506f2b1a6.png 

(На картинке изображены четыре времени года). Как вы думаете, почему изображены четыре времени года? (дети высказывают предположения).  А вы знаете какие бывают времена года?

А здесь еще что-то написано. Читаем «Приглашаю вас к себе в гости. Вас ждет много интересного и необычного. Круглый год.» Ребята. ну что, хотите отправиться в гости.

 Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери - Зима, Весна, Лето и Осень. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть. У каждого времени года 3 сына. Что это за сыновья?

(Месяцы)

Воспитатель: А вот в какое время года мы попадем, вам подскажет музыка. Закройте глазки и слушаем музыку, она вам подскажет, в какое время года мы отправимся (П.И. Чайковский - Времена года. Зима, январь).

Воспитатель: Открывайте глазки. В какое время года мы попали?

Дети: Зима

Воспитатель: Какие вы знаете признаки зимы.

Дети: День стал короче, ночь длиннее, солнце выглядывает редко и не греет, прилетели зимние птицы, температура воздуха понижается, дикие животные поменяли шубки, на реке вода покрыта льдом).

Воспитатель: Назовите зимние месяцы.

А почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими?

 Давайте посадим зимующих птиц на ветку слева, а перелётных на ветку справа, проговаривая их названия.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Воспитатель: Молодцы. Пока мы побывали только в гостях у зимы, но нам пора.

Закрываем глаза и слушаем, какое время года нас ждет.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»

Воспитатель: Это весна, прекрасное и чудесное время года. У весны, как и у других времён года есть свои три месяца. Назовите их. А что вы можете сказать о весенней погоде и природе?

Дети: Весной тает снег, бегут ручьи, светит и греет солнце, день становится длиннее, природа просыпается, раскрываются почки, появляются листья на деревьях, трава, первые цветы.

Воспитатель: Давайте вспомним, как весенний дождик бегает по крышам.

 Физминутка

(Дети встают друг за другом)

Массаж спины «Дождик». 
Дождик бегает по крышам, /Похлопывают ладонями друг друга по спине/ 
Бом! Бом! Бом! 
По веселой звонкой крыше - /Постукивают пальчиками по спине/ 
Бом! Бом! Бом! 
- Дома, дома посидите, - /Поколачивают кулачками по спине/ 
Бом! Бом! Бом! 
Никуда не выходите, - /Растирают ребрами ладоней по спине/ 
Бом! Бом! Бом! 
А уйду – тогда гуляйте... /Поглаживают ладонями по спине/ 
Бом... Бом... Бом...

Воспитатель: Продолжаем путешествие. Глаза закрываем и слушаем внимательно, как звучит следующее время года.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»

Воспитатель: Дети, какие признаки осени вам известны?

Дети: желтые листья и желтая трава, листопад. Отлет птиц. Холодно, поэтому люди в плащах и пальто. Идет сбор урожая в садах и на огородах. Сильный ветер и дождь.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, осенние месяцы.

 Воспитатель: Осень шагает по земле косыми дождями и несет с собой полную корзину урожая.

Давайте подойдем к столу и посмотрим, какой урожай собрали осенью.

Игра «Собери пазлы»

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Нас ждет следующее время года. Посмотрите ребята, кто самый внимательный? Какие изменения произошли в природе с приходом лета.

Дети: Летом солнышко светит очень ярко, поэтому на улице жарко. Облака редко закрывают солнце, поэтому небо летом голубое. Даже если летом идет дождь, то он теплый. После дождя на небе всегда есть разноцветная радуга. На деревьях листья Зеленые, трава зеленая. Летом много цветов. В лесу много птиц. Они вьют гнезда, выводят птенцов. По утрам летом всегда слышен звонкий птичий щебет. Летом дни длинные, ночи короткие

Отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето»

– Кто послал нам это сообщение?

Дед Мороз

– О чем он хочет узнать? (Ответы).

– Правильно!!!! О лете и о том, какого цвета лето!!!!

      Давайте расскажем Деду Морозу, что такое лето и почему мы его любим? 

Дидактическая игра «Что нам лето принесет?»

В этом нам поможет волшебная корзина. Сейчас вы подойдете к этой корзине и возьмете картинку, которые помогут вам рассказать Дед морозу о лете. (Рассказ детей о лете).

Воспитатель: Ребята, посмотрите в корзине что-то есть. (конверт). Давайте посмотрим, что там. Какие-то разноцветные треугольники. Ваши предположения, что это? А почему их по три? Ваши предложения, что может из них получится.

Мы будем смотреть на круглый год и вспоминать наше путешествие. Нам пора возвращаться домой. Глаза закрываем. Где мы очутимся сейчас узнаем.

Что вам понравилось?

Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в гостях у Круглого года. Познакомились с его дочерьми- временами года. Давайте вспомним, как их зовут (ответы детей). А как зовут сыновей лета? (ответы детей).  Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы сегодня были очень внимательны и выполнили все задания.

Пройдите к столам и нарисуйте свое любимое время года. Чтобы нашим гостям что-то напоминало о путешествии подарите свои рисунку и расскажите почему вы любите именно это время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе Тема: Путешествие по временам года

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группеТема: Путешествие по временам года...

Конспект занятия на тему «Путешествие по солнечной системе», для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Цель: создать педагогические условия для знакомства детей подготовительного дошкольного возраста с природными явлениями, совершенствования восприятия и формирования социальной позиции личности в отнош...