Проект на тему: "Общие и элементарные представления о временах года у детей дошкольного возраста
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проект составила воспитатель : Аксенова Светлана Александровна
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители
Сроки проекта: сентябрь - май.
Возраст : 3-5 лет
Учреждение представивший проект:
ГБОУ СОШ №2051 «Педагогический комплекс» корп.2 «Почемучка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_proekta.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема :
У дошкольников нет элементарных представлений о временах года. Не имеют представления о труде взрослых в разное время года, о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
Актуальность:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
На основе знаний о происходящих изменениях в природе в разные времена года, у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным.
Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена:
- недостаточной разработанностью данной проблемы на современном этапе.
- важностью проблемы ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Цель:
формировать знания и умения видеть и понимать красоту природы в разное время года
Задачи:
- Формирование у детей интереса и желания изучать сезонные изменения, взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя различные виды деятельности.
- Формирование представлений о труде людей в различные времена года (посев семян, посадка растений, уборка урожая, полив, уборка улиц и т.д.)
- Обобщение всех полученных знаний и их использование в практической деятельности (игры, детские праздники, рисование, аппликация и т.д.)
- Воспитание любви к родной природе, эмоционально значимого отношения к каждому времени года.
Воспитание потребности внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки.
Предмет исследования: сезонные изменения в природе.
Категория участников: Дети дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Возраст : 3-5 лет
Учреждение представивший проект:
ГБОУ СОШ №2051 «Педагогический комплекс» корп.2 «Почемучка»
Тип проекта: Долгосрочный, познавательно- творческий.
Гипотеза:
В процессе формирования у детей представлений о временах года, развиваем память, наблюдательность, получение знаний, умений и навыков в экологическом воспитание.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей целостного образа окружающего мира в рамках проекта «Времена года»
- Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности ребёнка.
- Создание продуктов детской творческой деятельности
- Создание дидактических игр и пособий на тему «Времена года», рекомендаций по их использованию для родителей и специалистов детского сада.
Этапы реализации проекта:
Создание холла по сезонным изменениям.
Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
Проведение занятий, экскурсий по территории сада.
Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап :
Продолжать проведения занятий, наблюдений для формирования представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Научить наблюдать за сезонными изменениями. Осень – детей познакомить с тем, как некоторые животные готовятся к зиме. На улице становится холодно, листья желтеют, часто идут дожди.
Зима - научить наблюдать за особенностями зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильный ветер).
Весна - наблюдать за весенними изменениями в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, появляются первоцветы).
Лето - детям узнавать о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Природа расцветает.
Родителям принимать участие в конкурсах.
Список литературы:
1000 загадок. Пословиц. Поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Сост. В.Г. Дмитриева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010.
В.В. Гербова Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Художественная литература.
Ф. И. Тютчев «Весна»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний тает… »;
И. С. Никитин «Полюбуйся: весна наступает… »
К. Д. Ушинский «Четыре желания»
К. Д. Ушинский «Ласточка»
И. Соколов-Микитов «Весна в лесу»; Н. Сладков «Птицы весну принесли»; Н. Сладков «Соловей и лягушка»; С. Я. Маршак
«Двенадцать месяцев»; Э. Шим
«Камень, ручей, сосулька и солнце» Русская народная сказка
«Снегурочка»
Стихи.
А. Прокофьев «Голуби»
Р. Сеф. «Лицом к весне»
В. Берестов «Песенка весенних минут»
Г. Ладонщиков «Весна»
Н.С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗИК-ДИДАКТИКА», 2007.
Л.П. Молодова Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996.
Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / авт.-сост. Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова. – Волгоград: Учитель, 2011.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Начальная школа / Сост. И.В. Клюхина. – М.: ВАКО, 2010.
Сборник: Стихи, загадки, шарады, ребусы и кроссворды для дошколят и младших школьников
Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 3-6 лет / авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова – М.: Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по теме « Формирование представлений и элементарных знаний об экологии у детей дошкольного возраста»
laquo; Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и прави...
Статья " Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия " Модель времени"
В стаье описывается система рабрты с данным пособием...
Проект "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"
Формировать представления о времени у детей дошкольного возраста во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год, часы)....
Рабочая программа "Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
Курс дисциплины по выбору для студентов педагогических вузов, учебный план на 72 часа....
Статья «Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени»
В статье описывается система работы с данным пособием....
Проект по познавательному развитию " Формирование начальных представлений о временах года у детей младшего возраста" ( для детей 3-5лет)
Продуктивно- творческий проект продолжительсностью 1 год...
Методическая разработка. Технологическая карта долгосрочного проекта Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. с детьми подготовительного возраста
Эта методическая разработка поможет воспитателям ДОУ спланировать работу по ознакомлению с временными понятиями на учебный год...