Проект по познавательному развитию " Формирование начальных представлений о временах года у детей младшего возраста" ( для детей 3-5лет)
проект по окружающему миру (средняя группа)

Гапонова Екатерина Олеговна

Продуктивно- творческий проект продолжительсностью 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda_dlya_publikatsii.docx421.75 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад комбинированного вида №12, п. Романовка, Всеволожский район, ЛО

 

Проект по  познавательному развитию:

 " Формирование у детей  младшего и среднего возраста начальных представлений о временах года "

182.jpg 189.jpg

016_vremena_244.jpg199.jpg

Автор проекта:

Воспитатель: Гапонова Екатерина Олеговна

Участники проекта:

Дети младшего и среднего возраста, воспитатели, родители

 « Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.»                                                В.А.Сухомлинский

 

Актуальность проекта:

Анализ внешней среды:

- Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы.

- Родители не всегда обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы.

- Родители не привлекают детей к совместному труду в природе.

-Некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры.

Целесообразность реализации проекта:

-Развитие интегративных качеств  ребенка: любознательный, активный, отзывчивый.

-Развитие эстетического восприятия окружающего мира.

- Развитие нравственности.

- Развитие продуктивной деятельности.

Анализ внутренней среды:

- Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания.

- К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений.

- Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой.

Цель проекта:

- Сформировать начальные представления о временах года.

-Экологическое образование дошкольников, становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде через  наблюдение, музыкальную, художественную, игровую деятельность.

Задачи:

- Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.

- Сформировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

- Сформировать представления о труде взрослых в природе.

- Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

- Воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы, через различные виды деятельности.  

- Познакомить с пословицами  и  поговорками о разных временах года.

- Развивать познавательную, творческую активность детей.

Направленность проекта:

Продуктивно-творческий, долгосрочный(1учебный год),  для младшего и среднего возраста.

Этапы проектной деятельности:

1. Подготовительный этап (сентябрь)  

- формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

-  Разработка перспективного плана на год  по теме: «Формирование у младших дошкольников элементарных представлений  о временах года».

-  Анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание дошкольников.-  Создание развивающей среды:

-  Наглядный материал – создание альбомов: «Природа в разные времена года»; «Картины художников о природе», «Пословицы и поговорки о временах года в картинках».

-  Создание картотеки стихотворений; загадок про времена года.

 -  Создание мнемотаблиц для заучивания стихотворений про разные времена года.

-  Создание алгоритмов для составления рассказов про времена года.

-  Создание картотеки пальчиковых игр, считалок.

-  Подбор художественной литературы по теме времена года (книги о временах года; рассказы для детей о природе М.М. Пришвина.)

- Создание дидактического материала:

-  Создание дидактических игр для детей  данной тематики.

 - Подбор статей  для  родителей по теме «Времена года»

- Создание картотеки физминуток для детей

 - Подборка раскрасок и игр для мелкой моторики  

 - Создание картотеки конспектов  по НОД с детьми, а также разработка сценариев развлечений для детей.

2. Деятельный  этап (1 октября – 15 мая)

формирование знаний, умений и навыков при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

- Интегрированная НОД

- Труд в природе.

-  Слушание музыкальных композиций (см.*)

- Совместная деятельность воспитателя и детей:

- Рассматривание объектов живой и неживой природы;  рассматривание картин о природе; - рассматривания  альбома: «Пословицы и поговорки о временах года в картинках».

 - Чтение художественной литературы о временах года.

 - Чтение и разучивание стихотворений о природе в разные времена года с  помощью мнемотаблиц.

- Загадывание и отгадывание загадок о  временах года и  о явлениях природы, присущих тому или иному времени года.

- Составление описательных рассказов о временах года с помощью алгоритмов.

- Пальчиковые игры с детьми на тему: «Времена года»

-  Разучивание считалок  о  временах года.

- Дидактические игры.

- Раскраски времена года

-  Проведение физминуток  о временах года.

- Комплекс занятий по формированию экологических представлений.

         -  Проведение праздников и развлечений.

- Слушание классической музыки «Времена года» А. Вивальди; П.И.Чайковский «Времена года»

-  Наблюдения  за природой в разное время года.

3. Заключительный этап (15 мая-31 мая)-результативный

- Выставки детских работ на темы:

- «Осень золотая»; « Волшебница зима»; « Весеннее настроение», « Летний калейдоскоп» -Фотоматериалы развлечений  

- Определение результата практической деятельности с детьми.(проведение мониторинга)

* Интегрированная непосредственно-образовательнная деятельность и развлечения:

Времена

года

Темы интегрированных занятий и праздников

Задачи:

 

Осень (развлечение для детей, совместно с музыкальным руководителем детского сада)

«Осень в гости к нам пришла»

  •  развивать у детей эстетическое восприятие;
  •  вызывать желание передать красоту осенней природы через художественную деятельность;
  •  закреплять знания детей о разных периодах осени её характерных особенностях

Зима

(развлечение для детей, совместно с музыкальным руководителем детского сада)

«Белоснежная, белокрылая наша зимушка - зима»

  •  обучать детей в разных видах худ. деятельности создавать картины зимней природы;
  •  развивать творчество, фантазию, используя холодную гамму цветов для составления зимних узоров.

Весна

(НОД* для детей)

«Пробуждение весны»

  •  создавать у детей эмоц. отклик к весенним явлениям природы, передавать свое отношение через музыку, поэзию, изодеятельность .

Лето

(НОД* для детей)

«Лето - красное»

  •  обучать детей понимать красоту природы произведений народного, декоративно – прикладного и изоискусства;
  •  отображать своё отношение к окружающей действительности

*-НОД- непосредственно-образовательная деятельность с детьми

* Слушание музыкальных произведений:

Времена года

Музыкальный репертуар

Задачи: воспитание слуховой сосредоточенности

Осень

«Озорной дождик» муз. Вихаревой ;

Слушание: «Осенью» муз. С. Майкопара; Пение «Дождик» рус. нар. мел., обр. В Фере

 узнавать явления природы на слух, называть их

Зима

«Колыбельная» муз. Разореновой;

«Зима» П.И. Чайковский; Пение «Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи; Слушание «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

 способствовать накоплению ребенком впечатлений о природе

Весна

«Воробей», муз. Руббах ; Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной; Слушание «Апрель» муз. П. И. Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф. Шопена

 обогащать представления детей о птицах весной

Лето

«Дождик накрапывает» муз. Александровой;

«Лето» П.И. Чайковский Пение «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; слушание «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой,

 развивать разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Сформированы элементарные представления о временах года.

-Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.

- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители:

- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания.

- Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

- Привлекают детей к совместному труду в природе.

Педагоги:

- Ведут активную работу по экологическому воспитанию с детьми, начиная с младшего возраста.

 - Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.

- Используют современные педагогические технологии.

- Распространяют и обобщают опыт

Перспективный план  работы на год  по теме

«Формирование у младших  дошкольников элементарных представлений о временах года» 

Осень

Игровая деятельность

Игры- манипуляции с муляжами овощей, фруктов

Театрализованная игра «Репка»

С/р игры :«Компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат», "Чудесная корзинка»,

«Зайкин огород», «Кукла идет гулять»

Коммуникативная деятельность

Словесно-речевые игры : «Огород», «Спрячем овощи», «Найдем овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла»

Дидактические игры: «Что растет в саду? », «Что растет в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью? », «Чего не стало? »

Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка»,

Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше? »

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры с природным материалом (шишки, листья и др.)

Игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки»

Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды»

Дидактические игры: «Сколько- листочков? », «Найди домик листочку», «Сложи картинку», «Большой- маленький», «Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзиночкам», лото «Осень»  «Времена года» ( для детей 4-5лет)

Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождем, погодой.

Рассматривание альбомов: «Природа осенью» и « Осенняя природа в картинах художников»

Двигательная деятельность

П/И: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад»

Хороводные игры «Огород», «Овощи»

Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идем в сад», «Вкусные овощи», «Золотая осень», «Деревья», «Дождик», «Птицы осенью».

Трудовая деятельность

Сбор листьев для гербария

Сбор семян

Уборка территории

Чтение художественной литературы

«Падают листья» М. И. Венсен, «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В Мирович, «Огуречик- огуречик», «Дождик- дождик», «Репка»

Музыкально – художественная деятельность

Слушание: «Осенью» муз. С. Майкопара

Пение «Дождик» рус. нар. мел., обр. В Фере

Музыкально - ритмические движения «Дождик» муз. и сл Е. Макшанцевой, пляска с листочками

Продуктивная деятельность

Рисование\лепка «Дождик», «Яблоки», «Мухомор», «Листопад»

Зима

Игровая деятельность

Игры-манипуляции с фигурками диких животных

Театральная игра «Зимовье зверей»

С/Р игры: «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят»

Коммуникативная деятельность

Словесно-речевые игры: «В гости к нам зима пришла», «На чем катаются дети», «Что слепил Дед Мороз? », «Снегурочка со снежками», «Какие снежки? », «Нарядим елочку»

Д/И: «Найди картинку», «Что зимой бывает? », «Кто спрятался в снегу», «Одень куклу на прогулку»

Пальчиковые игры: «Зима», «Новый год», «Елочка», «Ручки греем», «Бабушка -погодушка в декабре, январе, феврале»

Дыхательные упражнения: «Снежинки», «Пузырь»

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры с песком: «Следы», «Печем печенье»

Игры с водой: «Поймай льдинку», «Заморозим», «Разогреем»,

«Цветные льдинки»

Д/И: «» Сложи картинку», «Сколько снежинок? », «Большие- маленькие снежинки», «Какой снежок? », «Собери снеговика», Лото «Зима», «Времена года»

«Что бывает белым? »

Наблюдения на прогулке за: снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника.

Рассматривание альбомов: «Природа зимой» и « Зимняя природа в картинах художников»

Двигательная деятельность

П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Дед Мороз», «Снег кружится», «На елку»

Хороводные игры «Елочка», «Дед Мороз»

Речевые подвижные игры «Выпал беленький снежок… », «Снежинки»,

«На дворе Мороз и ветер… », «Мороз»

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, посыпание дорожки песком, подкормка птиц

Чтение художественной литературы

М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол

«Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик? », О. Высотская

«Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима»

Музыкально – художественная деятельность

Слушание Чайковский «Зима»

Пение «Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи

Слушание «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

Музыкально- ритмические движения «Новогодний хоровод», «Дед Мороз», «Как на поле на лужок выпал беленький снежок… »

Продуктивная деятельность

Рисование «Снег идет», «Следы на снегу», «Рябина», «Украсим шарик»

Лепка «Снежки», «Снеговик», «Ягоды для птичек», «Украсим елочку»

Весна

Игровая деятельность

Театрализованная игра «Заюшкина избушка»

С/Р игры «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела»

Коммуникативная деятельность

Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки? », «Кап-кап», «Что весной бывает», «Узнай и назови», «Что изменилось? »

Дидактические игры «Что сначала, что потом? », «Найди и покажи», «Одень куклу на прогулку», «У кого картинка? »

Пальчиковые игры «Весна», «Первые цветы»,

«Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае»

Дыхательные упражнения «Одуванчик», «Плыви, кораблик»

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры с водой «Тонет- плавает», «Теплый- холодный», «Как тают сосульки»

Игры с песком «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек»

Дидактические игры «Сколько лодочек в луже? »,

«Большие- маленькие сосульки», лото «Весна», «Сложи картинку»

Наблюдения на прогулке за: таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника.

Рассматривание альбомов: «Природа весной» и « Весенняя природа в картинах художников»

Двигательная деятельность

Подвижные игры «Веселый воробей», «Перешагни через лужу»«Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два! »

Хороводные игры «Вейся венок», «Колпачок»

Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»

Ритмическая игра «Шаловливые сосульки»

Закличка «Солнышко» с движениями

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу

Чтение художественной литературы

А. Плещеев «Сельская песенка», М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка

«Дождик», сказка «Заюшкина избушка»

Музыкально – художественная деятельность

Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной

Слушание «Апрель» муз. П. И. Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф. Шопена

Музыкально – ритмические движения «Веснянка», «Полянка» р. н. м.

Продуктивная деятельность

Рисование/лепка «Сосульки», «Ручеек», «Травка зеленеет», «Одуванчики"

Лето

Игровая деятельность

Игры с природным материалом (шишками, камешками, косточками и т. п.)

Театрализованные игры «Теремок», «Колобок»

С/Р игры «Кукла идет гулять», «Путешествие в летний лес», «Кукла Маша готовит салат», «Едем на дачу», «Едем отдыхать на речку»

Коммуникативная деятельность

Словесно- речевые игры «Летние забавы», «Лето к нам пришло», «Кто машет крылышками? », «Принесла я вам цветок», «Кап –кап –кап»

Дидактические игры «Одень куклу на прогулку», «Ковер из цветов», «Что бывает летом? »

Пальчиковые игры «Лето», «Насекомые», «Бабушка – погодушка в июне, июле, августе»

Дыхательные упражнения «Ветерок»», «Бабочка, лети! »

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры с водой «Прозрачная – мутная», «Разноцветная водичка»,

«Достань камешек»

Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку», «Посыпалки», «Зоопарк из песка»

Дидактические игры «Лото», «Сложи картинку», «Найди цветок для бабочки», «С какого дерева листик? », «Сколько цветочков? »

Наблюдения на прогулке за: деревьями, цветами, травой, насекомыми, животными, птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей.

Рассматривание альбомов: «Природа летом» и «Летняя природа в картинах художников»

Двигательная деятельность

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мы веселые ребята», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору»

Хороводные игры «Вейся венок», «Веселый хоровод»

Речевые подвижные игры «Летом», «Бабочка», «В лес с ребятами идем», «Два жука»

Трудовая деятельность

Уборка территории, подметание дорожки, сгребание песка в песочницу, полив растений

Чтение художественной литературы

Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка»

Н. Павлова, стихотворение «Солнечные зайчики» А. Бродский

Музыкально – художественная деятельность

Пение «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой

Слушание «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой, «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н, Френкель

Музыкально –ритмические движения «Пляска с платочками», «Пляска с цветами»

Продуктивная деятельность

Рисование/лепка «Цветы», «Божья коровка», «Мухомор»,

«Украсим бабочке крылышки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Общие и элементарные представления о временах года у детей дошкольного возраста

Проект составила воспитатель : Аксенова Светлана АлександровнаТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: долгосрочныйУчастники проекта: воспитатель, дети, родителиСроки проекта: с...

Рабочая программа "Развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

Курс дисциплины по выбору для студентов педагогических вузов, учебный план на 72 часа....

Педагогический проект по физическому развитию (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) «Я здоровье берегу», средняя группа

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей. Основная идея проекта заключается в том, чтобы, создавая стимулирующую, соревновательную среду пос...

Проект по познавательному развитию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» для детей старших групп

Прект финансовой  и экономической направленности поможет детям сформировать представления об экономических понятиях....