Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) «Подводный мир океана»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Знакомить детей с жителями морей и океанов, особенностями их строения и поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nepreryvnoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx114.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей

старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)

«Подводный мир океана»

  • Знакомить детей с жителями морей и океанов, особенностями их строения и поведения.
  • Развивать умение видеть зависимость между строением морских обитателей и образом их жизни.
  • Уточнить представления детей о том, что придумал разумный человек для своего пребывания под водой.
  • Развивать словесно - логическое мышление: умение выдвигать предположение и обосновывать его.
  • Развивать наблюдательность, зрительную и слуховую память, способность анализировать и делать самостоятельно выводы.
  • Активизировать употребление в речи существительных и прилагательных по теме «Подводный мир» (батискаф, акваланг, медуза, щупальца, прожектор, иллюминатор, названия рыб и т. д.).
  • Развивать воображение, фантазию.
  • Вызывать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  • Воспитывать интерес к подводному миру, желание охранять и беречь его.

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО:

  • речевое развитие
  • социально-коммуникативное развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие.

Речевое развитие:

  • Формировать навыки заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы, закреплять интонационную выразительность, правильное речевое дыхание
  • Закреплять представление о названиях подводных жителей в единственном и множественном числе
  • Совершенствовать грамматический строй речи детей Социально-коммуникативное развитие:
  • Развивать коммуникативные навыки ребенка в общении с взрослым и сверстникам
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Художественно-эстетическое развитие:

-   Развивать музыкально-слуховые представления детей

Физическое развитие:

-   Развивать координацию речи с движением

-   Развивать мелкую моторику рук

Современные образовательные технологии:

1. ИКТ - технология, презентация «Подводный мир океана»

2. Мнемотехника (заучивание стихотворения «У реки» при помощи мнемотаблицы)

3. Технология музыкального воздействия (использование лицензионного диска «Звуки подводного мира»).

4. Здоровье сберегающая технология – пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Материалы и оборудования:

  • Ноутбук + проектор
  • Презентация «Подводный мир»
  • Шапочки-маски рыбок для физминутки «Рыбка»
  • Разрезные картинки (кит и дельфин)
  • Запись шума моря
  • Схема составления описательного рассказа

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы
  • Разгадывание загадок о морских обитателях
  • Разучивание стихотворений о рыбах
  • Рассматривание фотографий подводного мира
  • Аппликация «Аквариум»

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1. Организационная часть

Включается 1 слайд: (заставка. Звучит тихая музыка «шум моря».)

Настройка, создание положительной атмосферы.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в необыкновенное путешествие на морское дно.

Как вы думаете, кого мы можем увидеть под водой?

Дети: Рыб, водоросли...

Воспитатель: Да, но в морях и океанах живут не только необыкновенно интересные рыбы, но и животные. Скажите, чем отличаются рыбы от животных?

Дети: У рыб есть плавники, нет ног, нет шерсти, они могут жить только в воде, дышат с помощью жабр...

Воспитатель: Вы правы, но в морях тоже есть животные, которые приспособились для жизни в воде. Это киты, дельфины. Эти морские животные, не имеют жабр, а дышат с помощью легких. Чтобы глотнуть воздух, они всплывают на поверхность, когда у них рождаются детеныши, они кормят их молоком, поэтому их называют - млекопитающие. Это очень умные животные, они могут спасти утопающих людей, подталкивая их вверх на поверхность воды, а еще они могут разговаривать друг с другом с помощью звуков. Как вы думаете, зачем этим животным плавники и хвост?

Деты: Для того, чтобы плавать под водой...

Воспитатель: Да, эти животные приспособились для жизни под водой. А может ли человек жить под водой? Почему?

2. Основная часть

2 слайд: (иллюстрации водолаза, подводной лодки, аквалангиста, батискафа)

Воспитатель: А что придумал человек для того, чтобы спускаться под воду?

Дети: Водолазный костюм, подводную лодку, акваланг, батискаф.

(Рассмотреть костюмы водолаза, аквалангиста.)

Воспитатель: Для чего нужна маска, кислородные баллоны, ласты? (Выслушать ответы детей, уточнить назначение).

3 слайд: батискаф

Воспитатель: Вы хотите отправиться на морское дно на батискафе? (Рассмотреть макет). Это маленькая подводная лодка. У него есть двигатель и руль, иллюминаторы, прожекторы. Для чего они нужны?

  • Ответы детей.

4 слайд: физминутка

Воспитатель: Прежде чем погружаться, я проверим, умеете ли вы плавать.

Речь с движением «Речка» (дети показывают разные стили плавания).

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

(дети идут по кругу, наклоняются, трут лицо руками)

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс,

Одной рукой - это кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

(показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(идут по кругу в обратную сторону)

Воспитатель: Я вижу, что вы все умеете плавать, значит, нам можно отправляться в путешествие. Садитесь удобнее около иллюминатора, начинаем погружение. Мы опустились не очень глубоко, здесь светло. Как вы думаете, почему?

Дети: Солнечные лучи освещают воду...

5 слайд: кит и дельфин

Воспитатель: А вот и морские жители. Вы узнаете их, если соберете правильно картинки.

Игра «Разрезные картинки» (изображения кита и дельфина).

Правильно, это кит и дельфин.

Расскажите, что вы знаете о них (рассказы детей).

6 слайд: медузы

Воспитатель: Погружаемся дальше, становиться темнее. Почему? А что это за красивое существо? Так и хочется ее погладить (медуза) Опишите, какая она?

Дети составляют описательный рассказ о медузе): Медуза голубая, почти прозрачная, красивая, нежная...

Воспитатель: А вы знаете, что медузы бывают очень опасными, бывают ядовитые медузы, кто их коснется, обожжется и может утонуть, если ему не помогут. Так медузы защищаются от своих врагов. Как вы думаете, кто может быть врагом медузы?

  • Ответы детей.

(Среди главных врагов медуз - тунец, морские черепахи, океанская луна-рыба и некоторые океанские птицы)

7 слайд: прожектор

Воспитатель: Мы уже глубоко спустились, стало совсем темно. Почему? Что же делать?

Дети: включить прожекторы.

8 слайд – 9 слайд: рыба молот, рыба пила, акулы

Воспитатель: Посмотрите, кто это? (Рыба- молот, рыба-пила) Почему их так назвали?

Дети: Потому, что нос похож на молоток, на пилу.

Воспитатель: Рыба-молот и рыба-пила - это акулы. Чем питаются акулы? Какие они?

Дети: Они питаются рыбами, могут напасть на человека. Они хищные, опасные, огромные, страшные, злые, голодные...

Воспитатель: Да, акулы очень опасные, в их пасти находится до 3000 острых, как бритва, зубов, которые расположены в 6 - 20 рядов. Она набрасывается на всё, что движется.

10 слайд: осьминог

Воспитатель: Плывем дальше. А это что за чудовище?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Почему его так назвали?

Дети: У него 8 ног.

Воспитатель: Это не ноги, это щупальца. Для чего они ему нужны? А что за кружочки на щупальцах? Это присоски. С их помощью он добывает себе пищу, присасывается и удерживает ими свою добычу.

11 слайд: морской конёк, морской петух

Воспитатель: А это что за странные рыбы? Это морской конек и морской петух. Почему их так назвали? Как вы думаете, есть ли у них враги? Эти рыбы тоже придумали, как защищаться. Морской конек может изменять свой цвет, около водорослей он становится зеленым, так он прячется. А своим изогнутым хвостом он цепляется за водоросли, чтобы удержаться на одном месте. А рыба-петух отпугивает хищников своей яркой окраской. Какими словами мы можем сказать про них, какие они?

Дети: Хитрые, необычные, интересные, яркие, разноцветные...

12 слайд: физминутка

Воспитатель: Хотите представить себя маленькими рыбками?

Физминутка «Рыбка»

Дети выполняют движения на слова:

Рыбка плавает в водице (дети стоят по кругу),

Рыбке весело играть (волнообразные движения руками).

Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать (бегут друг за другом).

Рыбка спинку изогнула

(по тексту), Крошку хлебную взяла; Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.

(М. Клюкова)

13 слайд: аквалангисты

Воспитатель: Давайте наденем акваланги и выйдем погулять по морскому дну, как эти рыбки. Что сначала мы наденем? (имитация ныряния, перешагивают через ткань, лежащую на полу как море).

14 слайд – 15 слайд: морское дно, морские камушки

Воспитатель: Вот мы с вами на морском дне, смотрите здесь очень много камней. Возьмите на память со дна морской камушек. Какие они?

Дети: Гладкие, разноцветные, блестящие...

Воспитатель: А почему они все такие гладкие?

Дети: Они долго лежали в воде, и вода обточила их острые углы...

Воспитатель: Правильно. Есть даже такая поговорка «Вода камень точит». Ребята, посмотрите, а это осколок стекла. Откуда он взялся на морском дне? Что может случиться, если люди будут сбрасывать в воду мусор или грязную воду?

Дети: Вода станет грязной, и могут погибнуть рыбы и морские животные...

Воспитатель: Что мы должны делать для того, чтобы морским обитателям хорошо жилось?

Дети: Не засорять воду, не бросать в нее мусор, очищать воду ...

Воспитатель: Когда вы вырастите и станете взрослыми, может быть, вы придумаете такую машину, которая бы очищала воду. Что эта машина будет делать?

16 слайд

Мнемотаблица «У реки…». Дети заучивают наизусть стихотворение при помощи мнемотадлицы.

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине глубина - Там гуляла ры-би-на.

Эта рыба - рыбий царь,

Называется пескарь.

16 слайд: возвращение домой (заключительная часть)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, так много знаете о морских обитателях. Но, к сожалению, нам пора возвращаться на батискаф, а то у нас скоро закончится воздух в баллонах. Снимите акваланги и занимайте свои места.

Звучит тихая музыка «шум моря».

Воспитатель: Пока мы будем всплывать, расскажите, какой морской житель вам больше всего понравился, почему, как он выглядит. А в группе вы сможете нарисовать его, и мы сделаем выставку рисунков, чтобы все могли полюбоваться.

Рассказы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну логики»

Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Путешествуя по стране логики, дети не заметно для себя во время игр, будут продолжать развивать логическое мышление....

Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет) «Морские жители»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)«Морские жители»Познакомить детей с обитателями мо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в страну "Спорта и здоровья»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (ЗОЖ)Тема: "Путешествие в страну "Спорта и здоровья"Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие&ra...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Планета Земля – наш общий дом»

Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культурыЗадачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природы;- формировать первичные представлен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Про овощи»

Тема: «Овощи. Огород» «Огородная сказка»Цель: Расширять и уточнять представления детей об овощах и их отличительных особенностях: форме, цвету.Образовательные задачи:&bull...