Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Планета Земля – наш общий дом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культуры
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природы;
- формировать первичные представления об экологии как науке;
- формировать общие представления об экологических проблемах человечества, о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
Развивающие:
- развитие познавательной активности, интереса к природному миру, его богатствам;
- развитие умения действовать совместно в парах;
- развитие наблюдательности при выполнении заданий;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные:
- воспитывать качества доброжелательности, отзывчивости в отношениях между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- воспитывать гражданскую ответственность, бережное отношение к природе.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевой словарь, закрепить в речи детей слова и понятия: планета Земля, глобус модель Земли, живая и неживая природа, цивилизация, радиоактивные отходы, экологическая катастрофа, экология,
- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_planeta_zemlya_nash_obshchiy_dom.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему:
«Планета Земля – наш общий дом»
Воспитатель
Захарова
Людмила Анатольевна
г. Новомосковск
2022 г.
Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культуры
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природы;
- формировать первичные представления об экологии как науке;
- формировать общие представления об экологических проблемах человечества, о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
Развивающие:
- развитие познавательной активности, интереса к природному миру, его богатствам;
- развитие умения действовать совместно в парах;
- развитие наблюдательности при выполнении заданий;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные:
- воспитывать качества доброжелательности, отзывчивости в отношениях между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- воспитывать гражданскую ответственность, бережное отношение к природе.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевой словарь, закрепить в речи детей слова и понятия: планета Земля, глобус модель Земли, живая и неживая природа, цивилизация, радиоактивные отходы, экологическая катастрофа, экология,
- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное, социально - коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Оборудование:
Презентация к занятию, разрезные картинки «Планета Земля», дидактическая игра «Посади дерево» с применением ИКТ; для экспериментирования – 3 стакана, один с водой, земля, ватные диски, целлюлозные салфетка, сито; контейнеры для утилизации отходов с обозначениями.
Предварительная работа:
- беседы с детьми на тему: «Растения и животные нашего края», «Водоёмы и их обитатели», «Домашние животные и уход за ними», «Комнатные растения», «Человек-часть природы», «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
- чтение художественной литературы В. Степанов «Родная природа», Г. Снигерев «Кто сажает лес», Н. Осипов «В воде и у воды», М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
- рассматривание альбомов с иллюстрациями о природе, животных и растениях;
- организация и проведение экскурсий по городу, Экопраздник «Маша идёт в гости к Мишке»
- продуктивная деятельность: изготовление «Экосумки», «Огород на окошке»
- работа с родителями: проектная деятельность в рамках акции «Наши домашние питомцы», «Собери мусор», «Покорми птиц зимой»
Ход непрерывной образовательной деятельности
- Часть Вводная (создание проблемной ситуации)
Дети стоят с воспитателем на ковре в кругу
Воспитатель: здравствуйте, ребята!
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Я очень рада вас видеть! Сегодня нас ждут с вами увлекательные игры, эксперименты и еще много всего интересного. Я хочу, чтобы у нас с вами все получилось, и у всех было хорошее настроение!
- Часть Основная (познавательно - практическая)
Воспитатель обращает внимание детей на глобус.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это? (ответы детей)
Воспитатель: это глобус – модель нашей планеты Земля, на которой живут люди, животные, растут растения. Наша планета прекрасна и удивительна, благоприятна для жизни. (Слайд)
Все что нас с вами окружает реки, леса, поля, небо, солнце, животные – всё это природа. Все что растет, размножается, питается – это живая природа. К ней относятся животные, рыбы, насекомые, деревья и растения. (Слайд) Солнце, воздух, земля, вода – это неживая природа. (Слайд)
Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа».
Ход игры: воспитатель называет объекты живой и неживой природы. Если дети слышат и определяют объект живой природы, то они хлопают в ладоши, если неживой природы – топают ногами.
После игры на экране появляется значок видео звонка, воспитатель обращает внимание детей на экран.
Воспитатель: Ребята с нами кто – то хочет выйти на связь!
На экране появляется картинка пришельца.
Пришелец: приветствую вас Земляне! Я прилетел к вам из будущего за помощью. На Земле возникла экологическая катастрофа вследствие развития цивилизации. Загрязнена атмосфера и почва радиоактивными отходами. Наши учёные отправили меня сюда к вам в прошлое, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе и помочь изменить печальное будущее. Хотите увидеть, какая стала ваша планета Земля в моем мире? (Слайд)
Вы хотите жить на такой планете? (ответ детей)
Воспитатель: оказывается не всё так прекрасно на нашей планете Земля. Планета в опасности. Что-то мы, люди, делаем неправильно.
Ребята, как вы думаете, почему так получилось? (ответ детей)
Воспитатель: совершенно, верно, люди построили много заводов, фабрик, электростанций и их отходы загрязняют реки и водоёмы. Дым от предприятий загрязняет воздух и от этого страдает всё живое. (Слайд)
Воспитатель: как же исправить эту ситуацию! (ответы детей)
Ребята, на нашей планете есть ученые, которые стоят на страже нашей природы, борясь за чистоту воздуха, воды. Называют их экологами (дети повторяют новое слово), а науку экологией. Слово экология состоит из двух греческих слов «экос» -дом, «логос» -наука. Экология — это наука о доме, о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека — этот дом наша планета Земля.
Воспитатель: ну что же, ребята, надо нам с вами исправлять ситуацию, и помочь нашей планете.
Но прежде, чем, мы начнем помогать нашей планете, пройдемте в нашу лабораторию и проведем небольшой эксперимент: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать (Ответы детей)
Воспитатель: правильно, без воздуха мы не сможем дышать и погибнем. Воздух нужен всему живому. Деревья называют «лёгкими нашей планеты», потому что помогают «дышать». Каким же образом? Зеленые листочки поглощают углекислый газ, а обратно выделяют кислород, необходимый всем живым существам для дыхания.
А как вы думаете, где воздух чище в лесу или в городе? Почему? Ответы детей (Слайд).
Что можно сделать, чтобы воздух на планете стал чище? (ответ детей)
Воспитатель: правильно, ребята! Нам надо посадить деревья! Посмотрите перед вами горшок с отростком дерева, сейчас весна, теплое солнышко пригрело землю, и мы с вами можем высадить наш отросток на участке в детском саду. Но сначала мы потренируемся высаживать деревья и поиграем.
Д/игра «Посади деревья». Цель: учить детей распознавать деревья по силуэту. Дети соотносят картинку дерева с тенью.
Воспитатель: молодцы, подумайте и скажите, а без чего еще не может прожить человек? Обращает внимание детей на слайд
Дети: без воды.
Воспитатель: правильно, на нашей планете очень много водоёмов, а какие водные источники вы знаете? (ответы детей река, океан, море, ручейки, пруд ы т.д.)
Воспитатель: очень хорошо, тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Ручейки – озера».
Игра «Ручейки – озера». Цель игры: учить детей действовать слаженно, по команде; развивать двигательные качества. Ход игры: дети строятся в колонны в разных частях помещения. По команде «Ручейки побежали!» дети передвигаются друг за другом (каждый в своей колонне). На сигнал педагога «Озера», «ручеек» игроки берутся за руки и строят фигуру.
Воспитатель: дети, а как человек использует водные ресурсы, для чего нам с вами нужна вода? (Ответы детей) (Слайд)
Мы готовим еду, моем посуду, стираем и моющие средства, остатки пищи попадают в водоемы. А еще человек использует воду на производстве: заводах, фабриках и сливают свои отходы на землю, а через землю она попадает в водоемы. (Слайд)
Чтобы сохранить водные ресурсы нашей планеты фабрикам и заводам необходимо использовать очищающие фильтры, которые будут помогать задерживать вредные вещества и мусор. Сейчас я вам покажу каким образом фильтры могут помочь.
Экспериментирование. Цель: познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов.
Берем стакан с водой, насыпаем землю размешиваем, обсуждаем цвет и консистенцию воды. Берем пустой стакан, сверху накладываем сито, процеживаем грязную воду, обсуждаем с детьми результат данного опыта.
Берем пустой стакан, делаем многослойный фильтр: первый слой целлюлозная салфетка, второй слой ватный диск, третий слой целлюлозная салфетка пропускаем воду, делаем заключение и выводы.
Воспитатель: ребята, какой же вывод мы с вами можем сделать? Чем плотнее и многослойнее фильтр, тем чище будет вода. Обращает внимание детей на экран.
Пришелец: ребята, как я рад вы убедили меня, что можно очистить воду и воздух, тем самым помочь нашей планете. Но что делать с мусором, каждый день горы мусора растут и растут! Как быть? Ответы детей.
Воспитатель: в наш современный век люди построили заводы, которые перерабатывают мусор (слайд). Весь мусор привозят сюда. Мусор сортируется и помещается в разные контейнеры. Уже давно люди научились использовать старую бумагу, металл и стекло, чтобы сделать из них новые вещи. Например, из бумаги делают упаковочный материал, картон. Металл переплавляют и используют при производстве металлической посуды, труб. Разбитое стекло перерабатывают и добавляют в строительные материалы.
Воспитатель: ребята, предлагаю показать нашему гостю как мы умеем сортировать отходы и поиграем в игру.
Игра «Собери мусор». Дети сортируют мусор в разные контейнеры. Цель: осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов)
- Часть Заключительная (рефлексия)
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, вы были сегодня настоящей командой. Мы научились с вами очищать воздух и воду. Узнали, что есть наука и ученые, которые борются за чистоту на нашей планете. Поняли, что надо беречь наш общий дом-планета Земля (Слайд).
Ребята, давайте дадим обещание нашему гостю, что будем беречь нашу планету и не допустим экологической катастрофы.
А еще подарим ему картину нашей прекрасной планеты.
Дети собирают картину –пазл «Планета Земля»
Пришелец: Ребята вы большие молодцы, вы всё сделали правильно. Если вы будете беречь свою планету, то катастрофы точно не произойдет! А теперь мне пора! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Проказница Кока-кола»
Методическая работа в ДОО...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лаборатория Добрых Дел»».
Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Лаборатория Добрых Дел»».с использованием современных (социо-игров...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Шарик – путешественник».
Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Шарик – путешественник».с использованием современных (социо-игров...
Конспект проведения образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ребята и стана Микробия»
Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Форма организации: подгруппа.Цель: сформировать у детей элеме...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Сбережем удивительный мир растений и животных леса»
Конспект на тему: «Сбережем удивительный мир растений и животных леса». Средняя группа...