Конспект беседы «Живые барометры» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_besedy.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы «Живые барометры» в старшей группе
Цель: познакомить детей с «живыми» барометрами, сравнивать их с барометром промышленного производства.
Задачи: Расширять представление детей о живой природе, систематизировать и уточнить народные приметы о природе, на основе наблюдений по живой природе.
Развивать связную речь, формировать и активизировать словарный запас, наблюдать, развивать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений живого мира.
Воспитывать в детях любознательность, интеллектуальную активность, бережное отношение к природе.
Оборудование : барометр, изображения животных, презентация опытов, викторина на закрепление пройденного материала.
Ход НОД
Воспитатель: Среди живой природы у нас много с вами есть друзей и помощников, ведь для человека- природа сама учитель и помощник. Ребята, вы обращали внимание на погоду за окном? (ответ детей)
А как можно узнать какая погода будет завтра (ответ детей: газета, телевидение, радио). Педагог показывает изображения.
А кто нам сообщает о погоде? (ответ детей: синоптики).Демонстрация изображения.
Синоптики –люди, которые при помощи различных методов и приборов предсказывают людям погоду, одним из таких приборов –барометр. (демонстрация прирбора,Этот прибор, под названием барометр, собирает информацию для анализа погоды на ближайшие дни. Это современный прибор придуманный человеком в современном мире, а как раньше до появления барометра люди узнавали погоду?.
Вот об этом сегодня мы с вами и поговорим. Часто мы можем услышать от бабушек и дедушек, взглянувшие на небо что скоро начнется дождь. Как они могут знать, ведь специальных приборов у них с собой нет. Не прав дали чудо, когда через некоторое время и вправду на землю падают первые капли дождя. Чудо? спросите вы!А чудеса –это «живые барометры». Оказывается, перед дождем воздух становится влажным, у насекомых тяжелеют крылья, и они уже не могут лежать высоко и ласточки пытаясь поймать их, летают низко. Чем не барометр? Вывод : если ласточка летает низко, значит будет дождь.
Английский врач Дженнер, большой знаток и любитель природы и народных примет, написал об этом вот такие строки. (изображение автора стихотворение, презентация стихотворения с приметами)
В ночи сверкнули огоньки- Зажгли лощину светлячки. В БАРОМЕТРЕ УПАЛА РТУТЬ. Вот ветер начинает дуть. Стал будто ближе дальний лес. Стал ниже будто свод небес. К ЗЕМЛЕ ПРИЖАТЫ ОБЛАКА, И РЕЖЕТ УШИ ПЕСНЬ СВЕРЧКА Ей вторит редкий крик дрозда. Вода чиста как никогда. Рыбешка занята игрой- Хватает мушек над водой. Из сети выглянул паук. Меня к дивану тянет вдруг, И пес мой бросил грызть мосол, Махнул хвостом, и спать пошел. Послушна ветру, пыль дорог Свилась в крутящийся клубок. На скаты крыш садится дым. Пастух предчувствием томим. Кусают злые мухи скот. Все ниже ласточки полет Лягушка изменила цвет: На ней коричневый жилет. И жабы выползли в траву. Свинья тревожится в хлеву. Свежо, хотя июльский день. Потрогай: влажен старый пень. Грачи спустились с вышины. Как будто пулей сражены. Слегка потрескивает шкаф. Пахнуло сыростью канав. У очага пригрелся кот, Усы пушистой лапой трет. Даль под закатная бледна. За тучи спряталась луна. Да быть дождю! Пора смириться
Прогулка впрямь не состоится.
И, действительно, многие насекомые, рыбы, птицы и животные, как издавна замечено было в народе, способны предсказывать изменения погоды. Примеров много и вот некоторые из них. (демонстрирует изображения) Например: - Сом перед самой грозой обязательно всплывает на поверхность водоема, покинув любимое им дно реки. - Лягушка-хороший синоптик, ее предсказания всегда точны. «Почему?»- спросите вы. Кожа лягушки быстро отдает влагу. Когда сухо и тепло, лягушки сидят в воде, а когда собирается дождь, вылезают на поверхность, вода с поверхности ее кожи не испаряется. - Пауки-тоже чувствуют перемены в атмосфере. Глядя на паутину, можно узнать, какая будет погода. Если паук затаился-быть дождю; если он плетет свои хитрые нити-быть хорошей погоде. - Муравьи – перед дождем тщательно заделывают входы в муравейник, если в хорошую погоду их днем с огнем не сыскать, жди дождя. - Комары и мошки вьющиеся вечером столбом предвещают хорошую погоду, ясную - Птицы- многие обладают даром предвидения погоды: перед ненастьем ворона нахохлившись сидит против ветра и каркает, а грачи громко кричат. -Волк в солнечный день издает звуки, напоминающие чистую мелодию флейты, а если он визжит, как кошка-плохой погоды не миновать.
И многие растения оповещают человека об изменениях погоды:: если у папоротника с утра закрутились листья – будет теплый солнечный день. А цветы желтой акации перед дождем раскрываются и очень сильно пахнут. Клевер «засыпает», никнут цветы чистотела - пасмурно. А знаете ли вы, что животные предчувствуют землетрясение? За день до этого события гусей не загонишь под навес, кошек в дом, а ласточки не садятся в свои гнезда. Верные наши друзья – собаки пытаются всеми способами выманить хозяев из дома.
Примеров связанных с погодой, много, нужно всего лишь наблюдать за «живыми барометрами» и никакие перемены погоды не страшны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование регионального модуля «Мы в Мордовии живем» для детей старшей группы
Сентябрь«Природа Мордовии»Программное содержание: Расширять представления о природе, климатических условиях, растениях и животных, имеющихся на территории Мордовии и родного поселка. Продолжить знаком...
Конспект занятия на патриотическую тему "Я живу в России". Старшая группа.
Одной из основных задач воспитания ребенка является его патриотическое воспитание.Воспитатель прививает своим воспитанникам любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, селу,где живет ре...
Зеленова, Осипова Мы живем в России, старшая группа
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. — 112 с...
ООД по развитию речи «Живая шляпа» в старшей группе № 1
Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.Задачи:1.Обучающая: Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова. Формировать умение давать кр...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Ведь мы - островитяне, живем на островах» (старшая группа) С использованием современных технологий: 1. ИКТ 2. Триз 3. Игровые 4. Здоровьесберегающие
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:«Ведь мы - островитяне, живем на островах»(старшая группа)С использованием совре...
Серия опытов на тему «Живые растения» в старшей группе
Опыты направлены на формирование у детей представлений о растениях как о живых организмах....
Проект "Живая связь времен" старшая группа
Проект "Живая связь времен"старшая группа...