Серия опытов на тему «Живые растения» в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Опыты направлены на формирование у детей представлений о растениях как о живых организмах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seriya_opytov_na_temu_zhivye_rasteniya.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия опытов на тему «Живые растения»
в старшей группе
Составитель: воспитатель группы «Любознайки» Кучерявый К.И.
Цель: Сформировать у детей представление о растениях как о живых организмах.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Систематизировать и уточнить представления детей о растениях.
- Расширить представления детей о значимости растении в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие задачи:
- формировать у детей интерес к объектам живой природы;
- развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- актуализировать знания о строении растении;
- активизировать словарь: росток, семена, бутон, стебель, фотосинтез;
- актуализировать знания о потребностях растении;
- развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность;
- развивать умение делать выводы и умозаключения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям;
- формировать у детей бережное отношение к природе посредством обогащения знания о растениях;
Опыт №1 «Как прорастают семена?»
Цель: выявить что у растения есть потребности.
Задачи:
1. Вспомнить условия необходимые для роста растении.
2. Выяснить чем отличаются условия необходимые для роста растении и прорастания семян.
Воспитатель спрашивает детей как они думают, какие условия нужны для прорастания семян.
Предположения:
- Свет;
- вода;
- почва и т.д.;
Ход:
Возьмите три прозрачные емкости, изнутри постелите бумажные салфетк. Налейте в них немного воды. На влажную бумагу положите сухие бобы. Одну ёмкость поставьте в тёплое и светлое место, другую уберите в темный шкаф, а третью вынесите в холодное помещение, например тамбур, и т.д. в зависимости от предположениq детей. В течение недели наблюдайте и сравнивайте, что происходит с бабами в емкостях.
Предпологаемst результаты: лучше всего семена развиваются в емкости, которая находится в теплом светлом месте. Семена набухнут, затем появятся корешки и проклюнулся листочки.
Опыт №2 «Как растению пьют воду?»
Цель: Выявить что корни растения впитывают воду и распространяют ее по всему растению.
Вопрос: Как растения пьют воду?
Предположения:
1. Через корень
2. Через листья, когда идёт дождь или опрыскивают при поливе растение.
Ход:
1. В стакан с водой опустите веточку сельдерея
Растворите в стакане несколько капель чернил.
2. В течении недели не поливать растение, а только опрыскивать листья водой. Через неделю посмотреть что стало с растением: изменилось ли оно или по-прежнему в порядке.
Предполагаемые результаты: вода движется вверх по стеблю растения от корней к листьям, насыщая клетки растения.
Опыт №3 «Может ли растение дышать?»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.
Вопрос: Дышат ли растения?
Предположения:
1. Дышат
2. Не дышат
Ход:
Воспитатель спрашивает, как доказать дышит растение или нет?Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.
Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;
б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Предпологаемы результаты: Растение дышит. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
Опыт №4 «Что выделяет растение?»
Цель. Установить, что растение выделяет кислород..
Перед прогулкой поставить одно растение возле окна под солнцем, предварительно полив, а другое тоже возле окна, предварительно полив, но в тени.
Вопрос: Почему окно возле растения, на которы падает солнечный свет запотела, а окно возле цветка на который солнечный свет не падает, не запотело? Когда окно запотевает?
- Когда на него дышим.
- Давайте проверим (дышат дети на окно и оно запотевает)
- Значит растение тоже дышит?
Прдположения:
Дышит так же как и человек.
Ход:
Помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Поджигают его. Кислород горит из-за внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Процесс называется «фотосинтез».
Предпологаемый результат: Выделенный растением кислород наберется в емкости и затем сгорит.
Опыт №5 «Куда деваетя лишняя вода?»
Цель: Установить что растение испарят лишнюю влагу.
Вопрос: Как вы думаете, всю ли воду что растение впитывает оно использует? Если нет, то куда девается лишняя вода?
Предположения:
1. Экономит воду и потом ее использует.
2. Выводит ее из растения (испаряет лишнюю влагу).
Ход: В солнечный день комнатное растение накройте прозрачным полиэтиленовым пакетом и завяжите пакет вокруг стебля лентой. Горшок с растением поставьте на подоконник, освещенньй солнцем.
Предпологаемый результат: Через три часа на стенках пакета появятся мелкие капли воды.
Опыт №6 «Почему листья желтеют?»
Цель: Выяснить что причиной того, что листья желтеют является недостаток света.
Вопрос: Почему листья желтеют?
Предположения:
1. Холод;
2. Отсутствие света;
3. Ветер;
Ход:
1. Продолжить растение в самое холодное место в группе и посмотреть что с ним будет через день, два, три.
2. Вырежи из фольги какую - нибудь небольшую фигурку - кружок , ромбик , звёздочку. Затем во дворе выбери растение с большими зелеными листьями. к одному из этих листьев с наружной стороны приложи свою фигурку из фольги и закрепи ее скотчем. Через 3-4 дня сними фольгу с листочка.
3. Вентилятор поставить рядом с растением, чтобы поток воздуха был направлен на растение.
Предпологаемая результаты: Когда сняли фольгу с листочка, то на нем остался желтый отпечаток в форме фигурки из фольги.
Опыт № 7 «Умные цветы»
Цель: Выявить что растения двигаются и поворачиваются по направлению к солнцу.
Вопрос: Как вы думаете, растения могут двигаться?
Воспитатель спрашивает у детей, как они думают, растения двигаются или стоят неподвижно?
Предположения:
1. Двигаются я (спросить, как они думают, зачем двигаться растению? – Затем что ему нужно (солнышком => поворачиваются к солнышку));
2. Не двигаются;
Ход:
С утра нужно отправиться во двор, захватив с собой компас. По дороге собрать с десяток палочек. Найти где - нибудь на солнечном месте один красивый одуванчик . Внимательно посмотреть на сам цветок - его головка повернута в определенную сторону. Положи вдоль направления цветка палочку. Через часик вернуться к одуванчику. Снова отметить второй палочкой его новую позицию. Каждый час нужно наведываться к одуванчику и отмечать его движение новой меткой.
Предпологаемый результат: Цветок не стоит на месте весь день, а активно поворачивается к солнышку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на патриотическую тему "Я живу в России". Старшая группа.
Одной из основных задач воспитания ребенка является его патриотическое воспитание.Воспитатель прививает своим воспитанникам любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, селу,где живет ре...
Презентация на тему "Комнатные растения" для старшей группы.
"Комнатные растения" - презентация для занятий по ознакомлению с миром природы в ДОУ....
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: "Прогулка на луг"беседа о цветах, лекарственных растениях. для старшей группы
Продолжать знакомить детей с окружающей средой....
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Ведь мы - островитяне, живем на островах» (старшая группа) С использованием современных технологий: 1. ИКТ 2. Триз 3. Игровые 4. Здоровьесберегающие
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:«Ведь мы - островитяне, живем на островах»(старшая группа)С использованием совре...
Презентация по лексической теме "Комнатные растения" в старшей группе
Рекомендации для родителей по закреплению с детьми материала по лексической теме...
Рекомендации для родителей по теме "комнатные растения" в старшей группе
Данный материал позволит родителям закрепить с детьми тему "Комнатные растения"...