Комплексно-тематическое планирование регионального модуля «Мы в Мордовии живем» для детей старшей группы
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Сентябрь «Природа Мордовии» Программное содержание: Расширять представления о природе, климатических условиях, растениях и животных, имеющихся на территории Мордовии и родного поселка. Продолжить знакомить с достопримечательностями республики Мордовия, с гербом, флагом и гимном Мордовии. Воспитывать гордость за достижения земляков. Мероприятие: Игра-путешествие по историческим местам Саранска. | |||||
недели |
| ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Физкультурное развитие | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Презентация «Моя Мордовия» Прог.содерж.: Уточнить знания детей о республике Мордовии, о главном городе - столице Саранске. Расширять и активизировать словарь по теме; Учить составлять рассказ по схеме. | Чтение произведений о природе: Ю. Азрапкин «Наша речка» Прог.содерж.: закреплять представления о деревьях, кустарниках и травянистых растениях ближайшего окружения | Аппликация «Украшение платья мордовским орнаментом» Прог. содерж.: Учить украшать рукавичку мордовским орнаментом по образцу. Создать условие для реализации творческого замысла. Продолжать совершенствовать восприятие цвета, формы. | СРИ: «В столовой» Прог. содерж.: обогащать речь именами существительными, обозначающими предметы бытового окружения | Игра «В салки» (Варинес понгома) Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры |
3 | Беседа: «Рыбы, реки, озера Мордовии» Прог.содерж.: Закрепить знания детей о реках и озерах Мордовии. Учить детей называть рыб на эрзянском языке, различать их. Воспитывать интерес к эрзянскому языку. | Заучивание наизусть прибаутки «Ах ты, кошка, кошечка» («А, катоня, катоня» мокш.) Книга для чтения к программе «Валдоня», с. 97 | Разучивание песни «В солнечной Мордовии» муз. Г. Сураева – Королева, сл. А. Громыхина Прог.содерж.:продолжить знакомство с мордовскими песнями, произведениями композиторов Мордовии | Экскурсия в музей боевой Славы. Прогр.содерж.: познакомить с именами знаменитых земляков – героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн. | Игра «В ключи» (Панжоминесэ) Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры |
Февраль Мордовское народное искусство Программное содержание: Продолжать знакомить с мордовским декоративно-прикладным искусством. Продолжать знакомить с мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей республики. Мероприятие: Выставка творческих работ | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Рассматривание мордовских народных игрушек (птичка – свистулька, матрешка – мордовочка) иллюстраций к произведению мордовской детской литературе. Прогр.содерж. Познакомить с мордовским декоративно – прикладным искусством. Воспитывать любовь к прекрасному. | С. Люлякина «Нурька пулыне» Прогр.содерж.: учить выразительно читать стихотворение, продолжить побуждать дошкольников к заучиванию потешек. | Лепка: «Блюдо» Прогр.содерж.: учить детей лепить посуду из целого куска пластилина, воспитывать у детей интерес к лепке предметов по мордовским мотивам. | СРИ: «Магазин» Прог. содерж.: учить детей порядковому и количественному счету (числа 1-5) | Игра «В платки» (Пацинесэ) Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры |
2 | Конструирование: «Фартук» Прогр.содерж.: развивать умение конструировать геометрические элементы мордовского орнамента по рисунку-эскизу. Закреплять умение анализировать последовательность выполнения элемента мордовского орнамента | Беседа «Наша группа» Прогр.содерж.: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков эрьзянского языка. Пополнять и активизировать словарь детей на данную тему | Составление рассказов, сказок по мордовским пословицам. Прогр.содерж.: Пополнять и активизировать словарь детей на данную тему Киркина Е.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск, Мордовское книжное издательство. 2004г
| Презентация « Ф. В. Сычков» Прог. содерж.: познакомить с творчеством художника, формировать чувство гордости за знаменитых земляков | Игра «Наша горка» (Минек пандось) Прогр.содерж. развивать силовые качества детей) |
Апрель Мордовская народная культура и традиции Программное содержание: Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа. Продолжать знакомить с народным музыкальным и художественным искусством. Формировать интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии и родного края. Мероприятие: Мордовский фольклорный праздник «Инечи» (Пасха). | |||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Беседа: «Образ жизни мордовского народа» Прог.содерж.:познакомить с образом жизни мордовского народа(особенности ведения домашнего быта. С отношениями в семье, с основными занятиями мордвы, с обрядами и праздниками) | Заучивание наизусть мордовской колядки. Прогр.содерж.: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о праздниках мордовского народа: формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения мордовских колядок, воспитывать любовь к устному мордовскому народному творчеству. Киркина Н.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск. Мордовское книжное издательство. 2004 г | Разучивание песни «Кавто церан тикше ледить» эрз. нар. песня Прог.содерж.:продолжить знакомство с мордовскими песнями | СРИ: «Моя семья» Прог. содерж.: формировать элементарные представления о национальной принадлежности | Игра «В курочек» (Саразкесэ) Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры |
4 | Проект: «Моя семья живет в Мордовии» Прогр.содерж.: презентация проектов, воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, её природе, обычаям, традициям.
| Пересказ мордовской легенды «Злой дух и охотник» Прогр.содерж.: Воспитывать интерес к произведениям мордовской литературы, развивать образность речи при ознакомлении с легендами и преданиями. Развивать у детей способность к целостному восприятию легенды в единстве её содержания и художественной формы. Легенды и предания мордвы / Сост. Л.В. Седова. Лит.пер. С.Г. Фетисова - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. С.23 | Рисование «Тарелочка» Прог.содерж.: развивать чувство цвета и композиции, учить располагать элементы узора, ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звезда», « ступеньки», «квадрат с продленными сторонами» | СРИ: «Мой день» Прог. содерж.: помогать дошкольникам употреблять слова и фразовые конструкции в точном соответствии со смыслом:валске марто, чокшне, стямс и т. д. | Игра в бусы (Эрьгинесэ) Прогр.содерж. учить детей ориентироваться в пространстве, укреплять физич. здоровье детей |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_v_mordovii_zhivem.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование
регионального модуля «Мы в Мордовии живем»
для детей старшей группы
Сентябрь «Природа Мордовии» Программное содержание: Расширять представления о природе, климатических условиях, растениях и животных, имеющихся на территории Мордовии и родного поселка. Продолжить знакомить с достопримечательностями республики Мордовия, с гербом, флагом и гимном Мордовии. Воспитывать гордость за достижения земляков. Мероприятие: Игра-путешествие по историческим местам Саранска. | |||||
недели | |||||
Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Физкультурное развитие | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2 | Презентация «Моя Мордовия» Прог.содерж.: Уточнить знания детей о республике Мордовии, о главном городе - столице Саранске. Расширять и активизировать словарь по теме; Учить составлять рассказ по схеме. | Чтение произведений о природе: Ю. Азрапкин «Наша речка» Прог.содерж.: закреплять представления о деревьях, кустарниках и травянистых растениях ближайшего окружения | Аппликация «Украшение платья мордовским орнаментом» Прог. содерж.: Учить украшать рукавичку мордовским орнаментом по образцу. Создать условие для реализации творческого замысла. Продолжать совершенствовать восприятие цвета, формы. | СРИ: «В столовой» Прог. содерж.: обогащать речь именами существительными, обозначающими предметы бытового окружения | Игра «В салки» (Варинес понгома) Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры |
3 | Беседа: «Рыбы, реки, озера Мордовии» Прог.содерж.: Закрепить знания детей о реках и озерах Мордовии. Учить детей называть рыб на эрзянском языке, различать их. Воспитывать интерес к эрзянскому языку. | Заучивание наизусть прибаутки «Ах ты, кошка, кошечка» («А, катоня, катоня» мокш.) Книга для чтения к программе «Валдоня», с. 97 | Разучивание песни «В солнечной Мордовии» муз. Г. Сураева – Королева, сл. А. Громыхина Прог.содерж.:продолжить знакомство с мордовскими песнями, произведениями композиторов Мордовии | Экскурсия в музей боевой Славы. Прогр.содерж.: познакомить с именами знаменитых земляков – героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн. | Игра «В ключи» (Панжоминесэ) Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры |
Февраль Мордовское народное искусство Программное содержание: Продолжать знакомить с мордовским декоративно-прикладным искусством. Продолжать знакомить с мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей республики. Мероприятие: Выставка творческих работ | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | Рассматривание мордовских народных игрушек (птичка – свистулька, матрешка – мордовочка) иллюстраций к произведению мордовской детской литературе. Прогр.содерж. Познакомить с мордовским декоративно – прикладным искусством. Воспитывать любовь к прекрасному. | С. Люлякина «Нурька пулыне» Прогр.содерж.: учить выразительно читать стихотворение, продолжить побуждать дошкольников к заучиванию потешек. | Лепка: «Блюдо» Прогр.содерж.: учить детей лепить посуду из целого куска пластилина, воспитывать у детей интерес к лепке предметов по мордовским мотивам. | СРИ: «Магазин» Прог. содерж.: учить детей порядковому и количественному счету (числа 1-5) | Игра «В платки» (Пацинесэ) Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры |
2 | Конструирование: «Фартук» Прогр.содерж.: развивать умение конструировать геометрические элементы мордовского орнамента по рисунку-эскизу. Закреплять умение анализировать последовательность выполнения элемента мордовского орнамента | Беседа «Наша группа» Прогр.содерж.: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков эрьзянского языка. Пополнять и активизировать словарь детей на данную тему | Составление рассказов, сказок по мордовским пословицам. Прогр.содерж.: Пополнять и активизировать словарь детей на данную тему Киркина Е.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск, Мордовское книжное издательство. 2004г | Презентация « Ф. В. Сычков» Прог. содерж.: познакомить с творчеством художника, формировать чувство гордости за знаменитых земляков | Игра «Наша горка» (Минек пандось) Прогр.содерж. развивать силовые качества детей) |
Апрель Мордовская народная культура и традиции Программное содержание: Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа. Продолжать знакомить с народным музыкальным и художественным искусством. Формировать интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии и родного края. Мероприятие: Мордовский фольклорный праздник «Инечи» (Пасха). | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
3 | Беседа: «Образ жизни мордовского народа» Прог.содерж.:познакомить с образом жизни мордовского народа(особенности ведения домашнего быта. С отношениями в семье, с основными занятиями мордвы, с обрядами и праздниками) | Заучивание наизусть мордовской колядки. Прогр.содерж.: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о праздниках мордовского народа: формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения мордовских колядок, воспитывать любовь к устному мордовскому народному творчеству. Киркина Н.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск. Мордовское книжное издательство. 2004 г | Разучивание песни «Кавто церан тикше ледить» эрз. нар. песня Прог.содерж.:продолжить знакомство с мордовскими песнями | СРИ: «Моя семья» Прог. содерж.: формировать элементарные представления о национальной принадлежности | Игра «В курочек» (Саразкесэ) Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры |
4 | Проект: «Моя семья живет в Мордовии» Прогр.содерж.: презентация проектов, воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, её природе, обычаям, традициям. | Пересказ мордовской легенды «Злой дух и охотник» Прогр.содерж.: Воспитывать интерес к произведениям мордовской литературы, развивать образность речи при ознакомлении с легендами и преданиями. Развивать у детей способность к целостному восприятию легенды в единстве её содержания и художественной формы. Легенды и предания мордвы / Сост. Л.В. Седова. Лит.пер. С.Г. Фетисова - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. С.23 | Рисование «Тарелочка» Прог.содерж.: развивать чувство цвета и композиции, учить располагать элементы узора, ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звезда», « ступеньки», «квадрат с продленными сторонами» | СРИ: «Мой день» Прог. содерж.: помогать дошкольникам употреблять слова и фразовые конструкции в точном соответствии со смыслом:валске марто, чокшне, стямс и т. д. | Игра в бусы (Эрьгинесэ) Прогр.содерж. учить детей ориентироваться в пространстве, укреплять физич. здоровье детей |
Методическое обеспечение
- Бурляева О. В. Мы в Мордовии живем: пример. Регион. Модуль программы дошк. Образования – Саранск: Мордов. КН. Изд-во,2011.
- Брыжинский В.С. Мордовские народные игры. – Саранск: Мордов. КН.изд-во,2009.
- День обычный на дворе: Рассказы.Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки./сост: М.М.Мудрова, И.П.Пачколина, Н.М.Мирская. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1990.
- Исайкина А.И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Мордовии: программа и методические рекомендации. – Саранск: Неккомерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО РМ, МРИО, 2007.
- А.И.Брыжинский. Лисьмаприне: вишикинетнень туртов хрестоматия. Родничок: хрестоматия для маленьких. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1993.
- Л.П.Карпушина, О.С.Ерюшкина. Хрестоматия к программе «Валдоня». (раздел «музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»). Для ДОУ.,Саранск,2007.
- Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»). Пособие для ДОУ РМ./Авт. – сост. Е.И.Киркина – Саранск: Мордов. КН. Изд-во,2004.
- Ознакомление дошкольников с произведениями жанровой живописи художников Мордовии: Метод. реком.)Авт. – сост.:Костюнина Т.Д., МО РМ, МРИО. – Саранск,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦИКЛОГРАММА - МОДУЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. Соответствует ФГТ
Не секрет, что многим воспитателям до сих пор приходиться писать календарные планы от руки, а с введением ФГТ эта работа увеличилась в разы. Я предлагаю выход. Вам необходимо только распечатать ...
Региональная программа "Мы в Мордовии живем"
В разных врзрастных группах...
Мордовский региональный компонент "Мы в Мордовии живем"
Календарно-тематическое планирование...
календарно-тематическое планирование на тему: Региональная программа "Мы в Мордовии живем"
календарно-тематическое планирование на тему: Региональная программа "Мы в Мордовии живем"...
Перспективно-тематическое планирование по программе «Мы в Мордовии живем» 2-я младшая группа
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир
Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...
Региональный модуль "Мы в Мордовии живем"
Средняя группа...