Комплексно-тематическое планирование регионального модуля «Мы в Мордовии живем» для детей старшей группы
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Жданкина Наталья Михайловна

Сентябрь

«Природа Мордовии»

Программное содержание: Расширять представления о природе, климатических условиях, растениях и животных, имеющихся на территории Мордовии и родного поселка. Продолжить знакомить с достопримечательностями республики Мордовия, с гербом, флагом и гимном Мордовии. Воспитывать гордость за достижения земляков.

Мероприятие: Игра-путешествие по историческим местам Саранска.

недели

 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физкультурное развитие

 

1

2

3

4

5

2

Презентация «Моя Мордовия»

Прог.содерж.: Уточнить знания детей о республике Мордовии, о главном городе - столице Саранске. Расши­рять и активизировать словарь по теме; Учить составлять рассказ по схеме.

Чтение произведений о природе: Ю. Азрапкин «Наша речка»

Прог.содерж.: закреплять представления о деревьях, кустарниках и травянистых растениях ближайшего окружения

Аппликация «Украшение платья мордовским орнаментом»

Прог. содерж.: Учить украшать рукавичку мордовским орнаментом  по образцу. Создать условие для реализации творческого замысла. Продолжать совершенствовать восприятие цвета, формы.

СРИ: «В столовой»

Прог. содерж.: обогащать речь именами существительными, обозначающими предметы бытового окружения

Игра «В салки» (Варинес понгома)

Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры

3

Беседа: «Рыбы, реки, озера Мордовии»

Прог.содерж.: Закрепить знания детей о реках и озерах Мордовии. Учить детей называть рыб на эрзянском языке, различать их. Воспитывать интерес к эрзянскому языку.

Заучивание наизусть прибаутки «Ах  ты, кошка, кошечка» («А, катоня, катоня» мокш.)

Книга для чтения к программе «Валдоня», с. 97

Разучивание песни «В солнечной Мордовии» муз. Г. Сураева – Королева, сл. А. Громыхина

Прог.содерж.:продолжить знакомство с мордовскими песнями, произведениями композиторов Мордовии

Экскурсия в музей боевой Славы.

Прогр.содерж.: познакомить с именами знаменитых земляков – героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн.

Игра «В ключи» (Панжоминесэ)

Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры

Февраль

 Мордовское народное искусство

Программное содержание: Продолжать знакомить с мордовским декоративно-прикладным искусством. Продолжать знакомить с мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей республики.

Мероприятие: Выставка творческих работ

 

1

2

3

4

5

1

Рассматривание мордовских народных игрушек (птичка – свистулька, матрешка – мордовочка) иллюстраций к произведению мордовской детской литературе.

Прогр.содерж. Познакомить с мордовским декоративно – прикладным искусством. Воспитывать любовь к прекрасному.

С. Люлякина «Нурька пулыне»

Прогр.содерж.: учить выразительно читать стихотворение, продолжить побуждать дошкольников к заучиванию потешек.

Лепка: «Блюдо»

Прогр.содерж.: учить детей лепить посуду из целого куска пластилина, воспитывать у детей интерес к лепке предметов по мордовским мотивам.

СРИ: «Магазин»

Прог. содерж.: учить детей порядковому и количественному счету (числа 1-5)

Игра «В платки» (Пацинесэ)

Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры

2

Конструирование: «Фартук»

Прогр.содерж.: развивать умение конструировать геометрические элементы мордовского орнамента по рисунку-эскизу. Закреплять умение анализировать последовательность выполнения элемента мордовского орнамента

Беседа «Наша группа»

Прогр.содерж.: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков эрьзянского языка. Пополнять и активизировать словарь детей на данную тему

Составление рассказов, сказок по мордовским посло­вицам.

Прогр.содерж.: Пополнять и активизировать словарь детей на данную тему

Киркина Е.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск, Мордовское книжное издательство. 2004г

 

Презентация « Ф. В. Сычков»

Прог. содерж.: познакомить с творчеством художника, формировать чувство гордости за знаменитых земляков

Игра «Наша горка» (Минек пандось)

Прогр.содерж. развивать силовые качества детей)

Апрель

Мордовская народная культура и традиции

Программное содержание: Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа. Продолжать знакомить с народным музыкальным и художественным искусством.

Формировать интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии и родного края.

Мероприятие: Мордовский фольклорный праздник «Инечи» (Пасха).

 

1

2

3

4

5

3

Беседа: «Образ жизни мордовского народа»

Прог.содерж.:познакомить с образом жизни мордовского народа(особенности ведения домашнего быта. С отношениями в семье, с основными занятиями мордвы, с обрядами и праздниками)

Заучивание наизусть мордовской колядки.

Прогр.содерж.:

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о праздниках мордовского народа: формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения мор­довских колядок, воспитывать любовь к устному мордовскому народному творчеству.

Киркина Н.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Са­ранск. Мордовское книжное издательство. 2004 г

Разучивание песни «Кавто церан тикше ледить» эрз. нар. песня

Прог.содерж.:продолжить знакомство с мордовскими песнями

СРИ: «Моя семья»

Прог. содерж.: формировать элементарные представления о национальной принадлежности

Игра «В курочек» (Саразкесэ)

Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры

4

Проект: «Моя семья живет в Мордовии»

Прогр.содерж.: презентация проектов, воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, её природе, обычаям, традициям.

 

Пересказ мордовской легенды «Злой дух и охотник»

Прогр.содерж.: Воспитывать интерес к произведениям мордовской литературы, развивать образность речи при ознакомлении с легендами и преданиями. Развивать у детей способность к целостному восприятию легенды в единстве её содержания и художественной формы.

Легенды и предания мордвы / Сост. Л.В. Седова. Лит.пер. С.Г. Фетисова - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. С.23

Рисование «Тарелочка»

Прог.содерж.: развивать чувство цвета и композиции, учить располагать элементы узора, ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звезда», « ступеньки», «квадрат с продленными сторонами»

СРИ: «Мой день»

Прог. содерж.: помогать дошкольникам употреблять слова и фразовые конструкции в точном соответствии со смыслом:валске марто, чокшне, стямс  и т. д.

Игра в бусы (Эрьгинесэ)

Прогр.содерж. учить детей ориентироваться в пространстве, укреплять физич. здоровье детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_v_mordovii_zhivem.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое  планирование

регионального модуля «Мы в Мордовии живем»

для детей старшей группы

Сентябрь

«Природа Мордовии»

Программное содержание: Расширять представления о природе, климатических условиях, растениях и животных, имеющихся на территории Мордовии и родного поселка. Продолжить знакомить с достопримечательностями республики Мордовия, с гербом, флагом и гимном Мордовии. Воспитывать гордость за достижения земляков.

Мероприятие: Игра-путешествие по историческим местам Саранска.

недели

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физкультурное развитие

1

2

3

4

5

2

Презентация «Моя Мордовия»

Прог.содерж.: Уточнить знания детей о республике Мордовии, о главном городе - столице Саранске. Расширять и активизировать словарь по теме; Учить составлять рассказ по схеме.

Чтение произведений о природе: Ю. Азрапкин «Наша речка»

Прог.содерж.: закреплять представления о деревьях, кустарниках и травянистых растениях ближайшего окружения

Аппликация «Украшение платья мордовским орнаментом»

Прог. содерж.: Учить украшать рукавичку мордовским орнаментом  по образцу. Создать условие для реализации творческого замысла. Продолжать совершенствовать восприятие цвета, формы.

СРИ: «В столовой»

Прог. содерж.: обогащать речь именами существительными, обозначающими предметы бытового окружения

Игра «В салки» (Варинес понгома)

Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры

3

Беседа: «Рыбы, реки, озера Мордовии»

Прог.содерж.: Закрепить знания детей о реках и озерах Мордовии. Учить детей называть рыб на эрзянском языке, различать их. Воспитывать интерес к эрзянскому языку.

Заучивание наизусть прибаутки «Ах  ты, кошка, кошечка» («А, катоня, катоня» мокш.)

Книга для чтения к программе «Валдоня», с. 97

Разучивание песни «В солнечной Мордовии» муз. Г. Сураева – Королева, сл. А. Громыхина

Прог.содерж.:продолжить знакомство с мордовскими песнями, произведениями композиторов Мордовии

Экскурсия в музей боевой Славы.

Прогр.содерж.: познакомить с именами знаменитых земляков – героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн.

Игра «В ключи» (Панжоминесэ)

Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры

Февраль

 Мордовское народное искусство

Программное содержание: Продолжать знакомить с мордовским декоративно-прикладным искусством. Продолжать знакомить с мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей республики.

Мероприятие: Выставка творческих работ

1

2

3

4

5

1

Рассматривание мордовских народных игрушек (птичка – свистулька, матрешка – мордовочка) иллюстраций к произведению мордовской детской литературе. 

Прогр.содерж. Познакомить с мордовским декоративно – прикладным искусством. Воспитывать любовь к прекрасному.

С. Люлякина «Нурька пулыне»

Прогр.содерж.: учить выразительно читать стихотворение, продолжить побуждать дошкольников к заучиванию потешек.

Лепка: «Блюдо»

Прогр.содерж.: учить детей лепить посуду из целого куска пластилина, воспитывать у детей интерес к лепке предметов по мордовским мотивам.

СРИ: «Магазин»

Прог. содерж.: учить детей порядковому и количественному счету (числа 1-5)

Игра «В платки» (Пацинесэ)

Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры

2

Конструирование: «Фартук»

Прогр.содерж.: развивать умение конструировать геометрические элементы мордовского орнамента по рисунку-эскизу. Закреплять умение анализировать последовательность выполнения элемента мордовского орнамента

Беседа «Наша группа»

Прогр.содерж.: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков эрьзянского языка. Пополнять и активизировать словарь детей на данную тему

Составление рассказов, сказок по мордовским пословицам.

Прогр.содерж.: Пополнять и активизировать словарь детей на данную тему

Киркина Е.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск, Мордовское книжное издательство. 2004г

Презентация « Ф. В. Сычков»

Прог. содерж.: познакомить с творчеством художника, формировать чувство гордости за знаменитых земляков

Игра «Наша горка» (Минек пандось)

Прогр.содерж. развивать силовые качества детей)

Апрель

Мордовская народная культура и традиции

Программное содержание: Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа. Продолжать знакомить с народным музыкальным и художественным искусством.

Формировать интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии и родного края.

Мероприятие: Мордовский фольклорный праздник «Инечи» (Пасха).

1

2

3

4

5

3

Беседа: «Образ жизни мордовского народа»

Прог.содерж.:познакомить с образом жизни мордовского народа(особенности ведения домашнего быта. С отношениями в семье, с основными занятиями мордвы, с обрядами и праздниками)

Заучивание наизусть мордовской колядки.

Прогр.содерж.:

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представления о праздниках мордовского народа: формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения мордовских колядок, воспитывать любовь к устному мордовскому народному творчеству.

Киркина Н.Н. «Хрестоматия к программе «Валдоня»», Саранск. Мордовское книжное издательство. 2004 г

Разучивание песни «Кавто церан тикше ледить» эрз. нар. песня

Прог.содерж.:продолжить знакомство с мордовскими песнями

СРИ: «Моя семья»

Прог. содерж.: формировать элементарные представления о национальной принадлежности

Игра «В курочек» (Саразкесэ)

Прогр.содерж. формировать умение самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры

4

Проект: «Моя семья живет в Мордовии»

Прогр.содерж.: презентация проектов, воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, её природе, обычаям, традициям.

Пересказ мордовской легенды «Злой дух и охотник»

Прогр.содерж.: Воспитывать интерес к произведениям мордовской литературы, развивать образность речи при ознакомлении с легендами и преданиями. Развивать у детей способность к целостному восприятию легенды в единстве её содержания и художественной формы.

Легенды и предания мордвы / Сост. Л.В. Седова. Лит.пер. С.Г. Фетисова - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. С.23

Рисование «Тарелочка»

Прог.содерж.: развивать чувство цвета и композиции, учить располагать элементы узора, ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звезда», « ступеньки», «квадрат с продленными сторонами»

СРИ: «Мой день»

Прог. содерж.: помогать дошкольникам употреблять слова и фразовые конструкции в точном соответствии со смыслом:валске марто, чокшне, стямс  и т. д.

Игра в бусы (Эрьгинесэ)

Прогр.содерж. учить детей ориентироваться в пространстве, укреплять физич. здоровье детей

Методическое обеспечение

  1. Бурляева О. В. Мы в Мордовии живем: пример. Регион. Модуль программы дошк. Образования – Саранск: Мордов. КН. Изд-во,2011.
  2. Брыжинский В.С. Мордовские народные игры. – Саранск: Мордов. КН.изд-во,2009.
  3. День обычный на дворе: Рассказы.Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки./сост: М.М.Мудрова, И.П.Пачколина, Н.М.Мирская. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1990.
  4. Исайкина А.И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Мордовии: программа и методические рекомендации. – Саранск: Неккомерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО РМ, МРИО, 2007.
  5. А.И.Брыжинский. Лисьмаприне: вишикинетнень туртов хрестоматия. Родничок: хрестоматия для маленьких. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1993.
  6. Л.П.Карпушина, О.С.Ерюшкина. Хрестоматия к программе «Валдоня». (раздел «музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»). Для ДОУ.,Саранск,2007.
  7. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»). Пособие для ДОУ РМ./Авт. – сост. Е.И.Киркина – Саранск: Мордов. КН. Изд-во,2004.
  8. Ознакомление дошкольников с произведениями жанровой живописи художников Мордовии: Метод. реком.)Авт. – сост.:Костюнина Т.Д., МО РМ, МРИО. – Саранск,2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛОГРАММА - МОДУЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. Соответствует ФГТ

Не секрет, что многим воспитателям до сих пор приходиться писать календарные планы от руки, а с введением ФГТ эта работа увеличилась в разы. Я предлагаю выход. Вам необходимо только распечатать ...

Региональная программа "Мы в Мордовии живем"

В разных врзрастных группах...

Мордовский региональный компонент "Мы в Мордовии живем"

Календарно-тематическое планирование...

календарно-тематическое планирование на тему: Региональная программа "Мы в Мордовии живем"

календарно-тематическое планирование на тему: Региональная программа "Мы в Мордовии живем"...

Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир

Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...