Экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста "Опыты с водой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ "СВОЙСТВА ВОДЫ"
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, картинки с отгадками, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), различные соки, лимон, кисти, баночки для воды, краски, бутылка питьевой воды, кусочки пластилина.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Ребята, вставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Сухое – мокрое».
Я буду произносить слово, если это слово связано с водой – хлопните в ладоши, если не связано с водой – топните ногой.
Слова: лужа, дом, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан, пруд, родник. Молодцы!
Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Опыт №1 «На определение формы воды»
Ребята, посмотрите, во что у вас налита вода?
- правильно в кувшин. Какую форму сейчас имеет вода?
- форму кувшина
- а теперь я перелью ее в стаканы. Какую форму приобрела вода?
-вода приняла форму стакана
А- а теперь перелейте ее в колбы. Что мы видим?
-что вода приобрела форму колбы
-а теперь налейте воду в поднос. Какой вывод можно сделать из наших опытов?
- вода льется и не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Опыт №2 «Вода прозрачная»
Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.
Воспитатель:
Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей).
Опыт: Поставьте ладошку за стаканом с водой и посмотрите, видна ли она? Опустите в стакан с водой пластилину. Видите его в стакане? Да. Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная".
Опыт № 3 «На определение вкуса воды»
У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"
Опыт № 4 «На определение запаха воды»
Воспитатель Дети
Ребята, скажите пожалуйста, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет.
Нет, вода не пахнет (возможны разные ответы детей).
Правильно, вода ничем не пахнет!
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?
Есть запах.
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет?
Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет.
Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.
Давайте попробуем теперь воду. После добавления лимона вкус воды изменился? Да, она стала кислой. Вывод: вкус воды меняется от добавления в нее какого-нибудь продукта.
Опыт № 5 «На определение цвета воды»
Воспитатель: Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_s_vodoy.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ "СВОЙСТВА ВОДЫ"
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, картинки с отгадками, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), различные соки, лимон, кисти, баночки для воды, краски, бутылка питьевой воды, кусочки пластилина.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Ребята, вставайте в круг, мы с вами поиграем в игру «Сухое – мокрое».
Я буду произносить слово, если это слово связано с водой – хлопните в ладоши, если не связано с водой – топните ногой.
Слова: лужа, дом, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан, пруд, родник. Молодцы!
Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Опыт №1 «На определение формы воды»
Ребята, посмотрите, во что у вас налита вода?
- правильно в кувшин. Какую форму сейчас имеет вода?
- форму кувшина
- а теперь я перелью ее в стаканы. Какую форму приобрела вода?
-вода приняла форму стакана
А- а теперь перелейте ее в колбы. Что мы видим?
-что вода приобрела форму колбы
-а теперь налейте воду в поднос. Какой вывод можно сделать из наших опытов?
- вода льется и не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают.
Опыт №2 «Вода прозрачная»
Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.
Воспитатель:
Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей).
Опыт: Поставьте ладошку за стаканом с водой и посмотрите, видна ли она? Опустите в стакан с водой пластилину. Видите его в стакане? Да. Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная".
Опыт № 3 «На определение вкуса воды»
У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"
Опыт № 4 «На определение запаха воды»
Воспитатель Дети
Ребята, скажите пожалуйста, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет.
Нет, вода не пахнет (возможны разные ответы детей).
Правильно, вода ничем не пахнет!
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?
Есть запах.
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет?
Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет.
Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.
Давайте попробуем теперь воду. После добавления лимона вкус воды изменился? Да, она стала кислой. Вывод: вкус воды меняется от добавления в нее какого-нибудь продукта.
Опыт № 5 «На определение цвета воды»
Воспитатель: Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный город».
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самос...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебница-Вода»
Цель. Создание условий по формированию умений исследовательских действий окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста путем проведения опытов с водой....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы "В лаборатории воды"
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы "В лаборатории воды"...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы "В лаборатории воды"
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы "В лаборатории воды"...
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Воздух и вода».
quot;Вода и воздух" опытно-эксперементальная деятельность в средней группе...
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Воздух и вода».
Цель: Формировать и расширять знания детей о свойствах и значении воды и воздуха в жизни человека...