НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный конспект предназначен для воспитателей старших дошкольников для. формирования обобщённого представления о зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Светлячок» Тверская обл. г. Осташков
НОД
«Зимующие птицы»
(подготовительная группа)
Воспитатель Антонова Е.В.
2019г.
Цель:
Углублять и закреплять представления детей о зимующих птицах нашего края.
Задачи:
1. Формировать обобщённое представление о зимующих птицах.
2. Обогащать активный словарь путём введения слов: корм, зимующие, кочующие.
3. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц.
Ход занятия:
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой - это воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки.
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой, клесты - шишками.
Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди. Птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит
А только лечит (дятел)
Дятла называют лесным доктором деревьев.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...(сорока)
Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит лакомиться несоленым сало на кормушке.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине,
Он появится опять.(снегирь)
Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят ягоды, зерно, семена ясеня и клена.
Синяя косынка,
Тёмненькая спинка.
Маленькая птичка
Звать её (синичка)
Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.
Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (ворона)
Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)
Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шищки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клёст)
Клесты любят лакомиться шишками.
Умывается росой,
Спинка с жёлтой полосой.
Слышит лес и слышит дол
Как поёт с утра( щегол.)
Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти (свиристели)
Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.
Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.
А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом .Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли. А остались зимовать
Заодно с людьми.
Используемая литература:
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». 2001г.
2. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
3.Соломенникова О.А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г.
4. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....