Конспект организованной образовательной деятельности «Лес и его обитатели»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сизова Ирина Анатольевна

Цель: Развитие экологического мышления и воспитание ответственного, бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_les_i_ego_obitateli.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в старшей группе

«Лес и его обитатели».

Составитель: Сизова И.А
Цель: Развитие экологического мышления и воспитание ответственного, бережного отношения к природе.
Задачи.
Образовательные. Познакомить детей с млекопитающим животным, занесенным в Красную книгу, живущие  на Урале.
Продолжить знакомство детей с разновидностями лесов, ввести в активный словарь слова: дубрава, березняк, смешанный лес. 
Направлять мысли и восприятие детей на поиск и открытие закономерностей и связей в природе.
Развивающие. Продолжать развивать творческое воображение, умение разгадывать загадки, делать выводы, находить логические ответы на поисковые вопросы.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Материал и оборудование. Лесная поляна, посылка от жителей леса, дидактическая игра «Правила поведения в лесу», картинки с животными, птицами.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня я снова приглашаю вас на прогулку, а куда мы отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открытый
Он резною крышей крытый.
Приходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.
Дети. Лес.
Воспитатель. Почему вы так думаете? Мне кажется, что в этой загадке говорится о каком-то доме. 
Дети. Лес-это дом для диких животных, птиц, растений и т.д.
Воспитатель. Да. В этой загадке говорится о зеленом доме.
Дети. Летом лес утопает в зелени.
(Стук в дверь. Почтальон приносит посылку, в которой находится карта - схема и письмо).
Воспитатель (читает письмо) «Зеленый дом ждет вас в гости».
Рассматривает посылку, старается ее открыть. Влетает Баба-Яга, вырывает посылку.
Баба-Яга. Я тоже люблю посылки получать. Чтобы найти вам ее, надо выполнить все задания, которые я вам приготовила. (Теряет карту-схему и улетает).
Воспитатель. Ребята, не отчаивайтесь. Ведь Баба-Яга потеряла схему по которой мы можем найти посылку.
Задание детям. Назвать лесных жителей и сделать шаг вперед. Если загорится сигнальная лампочка, то ответы правильные.
Дети. Кабан, волк, лиса, заяц, рысь и т.д.
(Вскрывают конверт, рассматривают схему)
Воспитатель. Лес - это не только дом для диких птиц и животных, это дом и для растений. Назовите знакомые растения. 
На какие группы можно их разделить?
Дети. Деревья, кустарники, трава.
Воспитатель. А знаете ли вы, как получает свое название лес? Его название зависит от того, какие деревья растут в лесу. Посмотрите на карту. Какое это дерево?
Дети. Ель.
Воспитатель. Как называется лес?
Дети. Еловый.
Игра «Найди дом для дерева». (Дети получают карточки с деревьями, на доске большие карты с разновидностями лесов « дубрава», «смешанный», «березняк».)
Воспитатель. Вот мы и нашли дом для деревьев. В каком лесу мы находимся.
Дети. В смешанном.
Воспитатель. А вот и лесная полянка. Лес принял своих гостей.
Давайте поприветствуем земного хозяина.
Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою ?
Ночкой темной грозовою.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь? Какая птица?

Реклама 23

Все открой - не утаи-
Ты же видишь-мы свои!
Воспитатель. Что это нам приготовила Баба-Яга. ( На деревьях висят листочки с загадками).

На ветке не птичка
Зверек-невеличка.
Мех теплый как грелка
Кто это? (белка)

Кто в лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)

Это, что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы?(заяц)

Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Хвост пушистый- краса
Кто же это? (лиса)
Воспитатель. Назовите еще животных, которые обитают в наших лесах.
(Подходим к озеру)
Загадка. Нос хоботочек, гусиные лапки
Голенький хвостик плоский и гладкий.
Плавает ловко, отлично ныряет
Быстро пиявок в воде догоняет.
Только вот видит она плоховато
Вы узнали зверюшку, ребята?
Воспитатель. Вижу затрудняетесь. Это выхухоль. (Рассказ воспитателя о зверьке).
Появляются Баба-Яга и Леший.
Баба-Яга. Чего- то я сегодня вредная. Не люблю я, когда красиво. Давай мы все здесь переделаем по-своему.
Леший. Давай, Бабуся Ягуся (начинает ломать деревья).
Воспитатель. Хорошо они делают или плохо?
Дети. Плохо!
Воспитатель. А давайте их остановим. Разве можно так делать? Крикнем громко - Нельзя!
От крика Леший падает с дерева и за ним падает гнездо с птенцами.
Баба-Яга. Ой, что это? Гром что ли? Или сила нечистая?
Леший. Ой, боюсь. Сгинь, сгинь, нечистая сила.
Воспитатель. Это что вы тут хулиганите, гнезда разоряете?
Леший. Ой, бабуся, к нам гости пожаловали!. Они наверное тоже вредные, не любят красоту, все живое, все цветущее, все поющее. Давай пригласим их с нами повредничать.
Баба-Яга. Давай пригласим. Проходите, гости дорогие, будем вместе вредничать.
Воспитатель. Ах, вы, нехорошие! Это, что же вы творите? (обращается к Лешему и Бабе-Яге).
Разве можно лес обижать? Цветы и веточки ломать? Грибы и ягоды топтать?
Дети. Нельзя!
Воспитатель. Конечно, нельзя. Ведь деревья, цветы, трава, птицы - они живые.
Баба-Яга. Деревья живые?
Леший. Цветы живые?
Воспитатель. А как, вы, дети, думаете?
Ответы детей.
Баба-Яга. А кто сказал, что они живые? А я говорю, что неживые.
Леший. Да они не ходят, да кашу не едят (оба смеются).
Воспитатель. Растения живые, и вот почему: цветок растет-дышит. Если бы он не дышал, он бы не рос. Он впитывает своими корнями воду и только за счет этого растет и размножается. Так и все растения растут. Посмотрите, сколько цветов сорвали и выбросили. Сколько веточек сломали, гнездо разорили. (Баба-Яга и Леший стоят, понурив головы).
Баба-Яга. А мы сейчас посадим снова цветы, веточки на место приделаем, гнездо на место поставим.
Воспитатель. Ну и что? Если сорванный цветок воткнуть в землю, он приживется? А если веточку приставить к сломанному месту она приживется?
Ответы детей.
Воспитатель. Сломали ветку, она теперь живая или неживая?
Дети. Неживая.
Воспитатель. А цветок? Живой или неживой?
Дети. Неживой.
Воспитатель. Слышите, Баба-Яга и Леший. Это вы постарались, сделали их неживыми. Вы вредные.
Баба-Яга. Мы больше не будем такими плохими, а станем хорошими.
Воспитатель. А вы знаете правила поведения в лесу? Сейчас мы проверим.
Игра «Правила поведения в лесу» 
Воспитатель. Баба-Яга, что означает этот знак? 
Дети. Нельзя в лесу разжигать костер! От огня погибнут и задохнутся многие животные, птицы, растения.
Воспитатель. Леший, а этот знак, что означает?
Леший. Рви побольше и бросай.
Дети. Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе.
Воспитатель. (Бабе-Яге) А что же означает этот знак?
Баба-Яга. Ходи где тебе нравится.
Дети. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого могут погибнуть насекомые и растения.
Воспитатель. ( Лешему). А что означает этот знак?
Леший. А это значит, топчи муравейники.
Дети. Нет! Берегите муравейники! Помни: муравьи- санитары леса!
Воспитатель. (Бабе-Яге). А что означает этот знак?
Баба-Яга. Разоряй гнезда.
Дети. Не подходи близко к гнездам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!
Воспитатель. Запомните все правила эти!
Баба-Яга и Леший. Мы хорошо запомнили. Будем теперь правильно себя вести.
Дети. Баба-Яга, отдай нам посылку. Все твои задания мы выполнили.
(Баба - Яга приносит посылку).
Воспитатель. Давайте откроем. Да это же жители леса прислали нам варенье. Да земляничное. А еще альбомы, в которых рассказывают сами о себе, чтобы мы как можно больше о них узнали.
Вот и побывали мы с вами в Ельниковском заказнике. Научили Бабу-Ягу и Лешего правилам поведения в лесу. Сделали доброе дело.
Итог занятия.
Воспитатель. Что же вы можете сказать о сегодняшней прогулке?
Дети. Окружающая нас природа- наше богатство, наша гордость, краса, наша жизнь.
Воспитатель. Мне хочется познакомить вас со стихами Игоря Мазнина.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтобы нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем, беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
Воспитатель. Вот какие прекрасные слова. Я надеюсь, что теперь мы с вами всегда будем беречь и охранять природу.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/11/08/konspekt-zanyatiya-po-ekologii-v-starshey-gruppe-beregite


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (лепка) в старшей группе на тему «Обитатели морского дна».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (лепка) в старшей группе на тему «Обитатели морског...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы на тему: «На помощь обитателям леса»

Возрастная категория детей:  средняя группа.Вид детской  деятельности: познавательно-исследовательская.Тип непосредственнообразовательной  деятельности: интегрированная.Образовательная...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Знакомство с лесом и его обитателями"

Формирование первичных ценностных представлений о животных как братьев наших меньших у детей младшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЦКМ в старшей группе "Водоемы и их обитатели"

Цель: Расширить  и углубить знания и представления детей о водоемах земли и их обитателей....

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности. Тема: "Дикие животные. Обитатели наших лесов"

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Задачи:1. Закреплять знания детей о диких животных наших лесов, их детенышей.2. Закреплять знания детей о частях тела диких ...