"Птицы – наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие направленно на воспитание у дошкольников любви к птицам. Обогащения словаря и расширение кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 933.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Тополек»
"Птицы – наши друзья"
Занятие по экологии
МБДОУ д/с №8 «Тополек»
Воспитатели: Зуева И.Н.
г. Топки 2016 год
Цели: Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить птиц: на перелётных и зимующих. Учить детей узнавать голоса птиц. Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.
Задачи:
- рассказать детям о том, что птицы очень полезны, и они уничтожают вредных насекомых;
-воспитывать у детей доброту, умение заботится о перелетных и зимующих птицах, наблюдать за ними;
-научить испытывать радость от сознания, что, делясь крохами можно спасти птиц от голода;
Активизировать словарь:
зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные.
Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки, корма; записи «Голоса птиц»; шапочки птиц; картинки для фланелеграфа с изображением птиц и корма для них, кормушка.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Изготовление кормушек. Проведение акции «Подари кормушку птицам».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I Вводная часть:
Воспитатель: Ребята к нам в группу пришел Старичок – Лесовичок. \воспитатель заносит куклу/
- Здравствуйте ребята! Сегодня он нам придумал вот такое задание, мы отправляемся в путешествие в мир птиц. А для этого необходимо ответить на вот такие вопросы Старичка – Лесовичка!
Беседа с детьми:
- У кого есть крылья? /у птиц/
– Чем отличаются птицы от животных? / они летают/
– Как птиц можно назвать по-другому? /пернатые/
– Как называют птиц, которые улетают на зиму? /Перелетные/ Назовите их.
– Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? /Зимующие/ Назовите их.
– Почему птицы улетают? /перечисляют признаки/
– Чем питаются птицы? /перечисляют корма/
Воспитатель: Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. Старичок – Лесовичок позвал к нам в гости птиц, они и расскажут о себе. (Звучит музыка «Леса», входят дети в шапочках птиц.)
II Основная часть:
Воспитатель: Первая птица, которая к нам прилетела: А кто это так бойко перелетает с одной березки на другую?
Звучит запись голоса синицы.
Воспитатель: Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: "Синь-синь-синь"?
Девочка в шапочке синички встает и проходит перед ребятами.
Воспитатель: Ребята, вы ее узнали? /это – синица/
Девочка в шапочке синички: Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я очень люблю жить в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.
Воспитатель: Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.
Девочка в шапочке синички: Ребята! какая же птица у нас появилась?
Наша ласточка!
Девочка в шапочке ласточки. Я ласточка-красавица. Грудка белая, спинка черная. Послушайте пословицы про нас, про ласточек:
Без первой ласточки весна не обходится.
Ласточка лепит гнезда, пчелка — соты.
Ласточка день начинает, соловей кончает.
-Что же вы знаете об этой птице?
Воспитатель: Ласточка - маленькая перелетная птица, на зиму ласточки улетают в теплые страны. Ласточки питаются насекомыми-мухами, каморами, жучками, они ловят и поедают их на лету. Ласточки не вьют гнезда, как другие птицы. Они лепят себе из комочков земли и глины очень прочные домики, и лепят свои домики они обычно высоко на стенах зданий. В них ласточки растят своих птенцов. Люди говорят, это к счастью, если у них дома живут ласточки.
Посмотрите, что за интересная птичка сидит рядом со мной.
перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.
Мальчик в шапочке дятла встает и проходит перед ребятами и загадывает загадку:
Хоть я не молоток –
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Воспитатель: Кто же это, ребята? Вы догадались? /Дятел/
Ребенок в шапочке дятла: Правильно, ребята! Я птица дятел.
Воспитатель: Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: "Дятел – лучший друг леса", о вас складывают загадки.
Ребенок в шапочке дятла: Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так, как у других птиц: два пальца направлены вперед, а два – назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.
Воспитатель: Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы.
А что вы еще знаете о дятлах?
Дети. У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.
Ребенок в шапочке дятла: А как можно найти эти "кузницы" в лесу?
Дети. Вокруг пня, где расположена кузница, очень много пустых шишек.
Ребенок в шапочке дятла: Молодцы, ребята!
Ребята! Посмотрите, что за маленькая птичка сидит рядом со мной.
Звучит запись голоса снегиря.
Воспитатель:
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это... (Снегири).
Ребенок в шапочке снегиря проходит перед детьми.
Ребенок в шапочке снегиря: Я – снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы.
Воспитатель: Ребята, эта птица тоже прилетает к нам зимой.
Воспитатель: А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: "чуть-жив, чуть-жив?"
Звучит запись с голосом воробьев. Несколько детей в шапочках воробьев прыгают по группе.
Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – шумные птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку. Нас любят и заботятся.
Воспитатель: Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой.
Физкультминутка
Воспитатель: А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру.
Она называется "Перелетные и зимующие птицы”. Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть. Ворона, снегирь, воробей, сорока, свиристель, голубь, клест, галка, синица, ласточка. Молодцы!
Проводится игра «Птички на кормушках».
Воспитатель (загадывает загадку): «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили.
На магнитной доске находятся изображения кормушки, птиц и корма.
1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.
2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.
3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.
4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.
5. В пятницу прилетел молодчик в красной шапочке. Птица нужная и полезная. Он лекарь леса. Выискивает жучков и лечит деревья. Отгадайте: кто это?
6. В субботу прилетела птичка, вестница весны. Любит мелких мошек и сладкие крошки. А хвостик у нее как «вилочка», белая грудка черная спинка. Назовите ее.
7. В воскресенье у нашей кормушки собрались все птицы. Назовите их.
Свои ответы дети сопровождают показом картинки.
1)Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
2) Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
3) Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает,
По полям кочует,
Коноплю ворует. (Воробей.)
5) Гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует,
Дружка целует. (Голубь.)
Воспитатель: А теперь расскажите правила кормления птиц.
Дети: Во время подкормки птиц нельзя сорить в лесу, парке, саду: не оставлять там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше нераскрашенными.
Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала.
Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Воспитатель: Ребята, а какие стихотворения о птицах вы знаете?
Дети читают стихи.
1. Прилетели свиристели,
На свистульках засвистели,
Краснуягоду поели
И за речку улетели.
2. Я особа всем известная,
Я – крикунья наша местная.
Лишь увижу тучку темную,
Я взлечу на ель зеленую.
И смотрю я словно с трона
Чернокрылая ворона.
3. Не люблю сидеть на месте,
На хвосте несу я вести.
Может в них и мало прока,
Но горда собой сорока.
4. Я без молотка, без рук
По стволу стучу: тук-тук,
Вылечу деревья-ели,
Чтоб росли и не болели!
Вытащу за спинку
Всякую личинку.
III Заключительная часть
Воспитатель: Вот мы и с вами совершили путешествие в удивительный мир птиц. Старичок – Лесовик спрашивает вас:
-У какой птицы снежное имя?
Дети. У снегиря. Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной, когда снег стает, улетают на родину, в северные леса.
Воспитатель: Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?
Дети. Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинках коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и многие их них поедают.
Воспитатель: Чем страшна птицам зима?
Дети. Голодом.
Воспитатель: Наш гость прощается с вами ему пора в лес. / Педагог уносит персонажа «Старичка – Лесовика»/.
Воспитатель: Что нового вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Чему вы научились? И в заключении нашего занятия мне бы хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо
План конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...
Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.
Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...
Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)
quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.
Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...