ПРОЕКТ «КРАСКИ ОСЕНИ ЧУДЕСНОЙ»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №98 комбинированного вида»
Проект
«Краски осени чудесной»
Подготовила:
Паркина Т.Н.
:
«Краски осени чудесной»
Старший дошкольный возраст.
Вид проекта: познавательно – творческий, практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца)
Сроки реализации: сентябрь-ноябрь
Участники проекта: воспитатели; дети старшей группы, родители, музыкальный работник, инструктор по физкультуре.
Тематическое поле: познание
Цель проекта
Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Откуда хлеб пришел», «Грибы. Ягоды», «Деревья».
Задачи:
- Расширять знания детей об осени, ее признаках и явлениях.
- Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих в осенний период;
- Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
- Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
- Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
- Развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
- Способствовать развитию памяти, восприятия.
- Воспитывать эстетические чувства.
Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.
Актуальность темы:
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Формы и методы реализации проекта
- Непосредственно- образовательная деятельность;
- наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
- создание и просмотр презентаций;
- чтение художественной литературы о природе, о временах года;
- утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
- выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
- индивидуальная работа с детьми;
- взаимодействие с семьей.
Предполагаемые результаты:
- Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях.
- Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
- Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
- Пополнится словарный запас;
- Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Этапы проведения проекта:
Этапы проекта | Содержание | |
1 | Подготовительный |
|
2 | Практический |
|
3 | Итоговый |
|
Ресурсное обеспечение проекта
- Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека для родителей и педагогов и т.д.
- Подборка художественной литературы по лексическим темам.
- Материал для художественного творчества.
- Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.
Приложение.
1.Этапы проведения проекта «Краски осени чудесной»
№ | Этапы проекта | Участники |
Подготовительный этап | ||
1. | Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?» | Воспитатели, дети |
2. | Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстраций, фотографий, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми. Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта | Воспитатели |
3. | Родительское собрание с презентацией проекта (знакомство родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы) | Воспитатели, родители |
4. | Консультации, буклеты, памятки в родительский уголок:
| Воспитатели |
Практический этап | ||
1. |
| Воспитатели и родители |
2. | Непосредственно образовательная деятельность
«В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт», «Осенняя прогулка», «Рисуем пейзаж»
| Воспитатели и дети |
3. | Наблюдение
Беседы
Труд в природе
| Воспитатели и дети |
4. | Дидактические игры:
| Воспитатели и дети |
5. | Составление загадок с использованием символов | Воспитатели и дети |
6. | Экскурсия по аллее. Пешеходные прогулки по улицам города. Наблюдения за деревьями и другими растениями на участке ДОУ | Воспитатели |
7. | Музыкальные тематические праздники и развлечения «Золотая осень» КВН «Мир осени» «Осень в гости к нам пришла» | Музыкальный руководитель воспитатели, дети, родители |
8. | Физкультурные тематические досуги «Веселые старты», «Витамины спешат на помощь» |
Воспитатели, дети |
9. | Подвижные игры« У медведя во бору», «Зайцы в лесу», «Волк во рву», «Зайцы и волк» | Воспитатели, дети |
Итоговый этап | ||
1. | Итоговая мультимедийная презентация «Какая же ты – осень?» | Воспитатели |
2. | Инсценировка р.н.с. «Репка» | Воспитатели, дети |
3. | Выставка-ярмарка творческих работ детей и родителей «Золотая осень!» | Воспитатели, родители, дети |
4. | Музыкально-литературный вечер «Осень в гости к нам пришла» | Воспитатели, дети, родители |
5. | Оформление фотовыставки «Волшебница Осень» | Воспитатели, родители |
2. Предметно-развивающая среда.
В группе | За пределами группы | |
1 | Календарь наблюдений за погодой | Деревья, другие растения на участке ДОУ, в лесопарковой зоне. Картины, фотоматериалы, репродукции в музеях и выставочных залах города. |
2 | Различные виды календарей | |
3 | Каталог развивающих игр по тематике | |
4 | Альбомы, фотоальбомы о природе | |
5 | Художественная литература | |
6 | Мультимедийные презентации, м/ф. | |
7 | Атрибуты для сюж.рол.игр | |
8 | Материалы для художественного творчества |
3.Работа с детьми
Образовательная область | Форма организации(виды деятельности) | тема | Место проведения | количество |
Познание | Познавательно-исследовательская (Наблюдения) | «За деревьями», «Какие листья на деревьях». «Рассмотрим кору» «Как расположены ветки у разных пород деревьев» «Какая это ягода?» «Гриб-грибок» | Участок ДОУ Аллея | ежедневно |
Игровая (Дидактические игры) | «Узнай по описанию» «Четвёртый лишний» «Собери дерево» «Бывает – не бывает» «От какого дерева листок» «Времена года». «Когда это бывает?» «Что перепутал художник» «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды) «Обведи по контуру» «Овощной магазин» «Много – мало» «Узнай дерево» «Чем отличаются и чем похожи деревья?» «Загадай загадку» | Группа, участок ДОУ | Ежедневно | |
Познавательно-исследовательская (Рассматривание альбомов, фотографий) | «Деревья» «Осенний лес» «Природа Мордовии» | группа | ежедневно | |
Целевые экскурсии, пешие прогулки) | Центральная аллея по ул.Войнова | город | 1 раз в месяц | |
Коммуникация | Коммуникативная (Составление описательных рассказов) | «Опиши дерево», «Опиши листок», «Продолжи рассказ…» | Группа, участок ДОУ | По плану |
Чтение художественной литературы | Коммуникативная (Заучивание стихотворений) |
И. Бунин «Листопад» Трутнева «Листопад» Е.Благиной « Золотая осень», А.К. Толстого «Осень» | группа | По плану |
Коммуникативная (Чтение стихов, загадок, рассказов, пересказ рассказов, обсуждение) | Пушкина «Уж небо осенью дышало» рассказ Г.Скребицкого «Осень» басня Крылова «Стрекоза и муравей» Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки». | группа | По плану | |
Художественное творчество | Рисование, аппликация, лепка. | «Рисуем пейзаж», «Лес словно терем расписной», «Пластилиновое дерево», «Красавица береза» «В осеннем лесу», «Рисуем натюрморт», «Осенняя прогулка», «Корзина с фруктами и ягодами», «Превращение осеннего листочка». «Витамины с грядки» | группа | По плану |
Рассматривание и обсуждение репродукций пейзажей |
Серов «Октябрь» Репродукции Левитана Золотая осень» М.Нестеров «Осенний пейзаж». | группа | По плану | |
Музыка | Непосредственно образовательная деятельность | Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени | Музыкальный зал | По плану. |
Физкультура | Двигательная (Непосредственно образовательная деятельность, досуги) | Включение игр по теме | Участок детского сада, физкультурный зал | По плану |
Культурно-досуговая деятельность | Физкультурный досуг Музыкально-литературные вечера и праздники. | Музыкальный, физкультурный залы | По плану |
Диагностика знаний детей о сезонных изменениях, признаках осени.
Начало проекта: сентябрь
Конец проекта: ноябрь
Уровень знаний | Начало проекта Кол-во детей | Конец проекта Кол-во детей | примечание | |||
1 | высокий | 3 | 12% | 10 | 38% | |
2 | средний | 22 | 85% | 16 | 62% | |
3 | низкий | 1 | 3% | 0 |
Выводы и результативность: Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Республики Мордовия, повышению познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний детей об осени, сезонных изменениях и признаках осени значительно повысился.
С детьми были организованы ежедневные наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Ребята учились отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных.. На прогулках и во время целевых экскурсий обращали внимание на особенности внешнего вида растений.. Наблюдая с детьми за изменением цвета листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. В процессе наблюдений уточнялись знания детей о том, что такое «ранняя», «золотая «,«поздняя осень»- чем они отличаются.
Собирали семена цветов. Дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда берутся хвойные деревья?» и поразмышляли над вопросом «Для чего нужно беречь лес?»
Дети с большим желанием оказывали помощь персоналу ДОУ в сборе сухой листвы.
В ходе проекта дети посетили овощной магазин, где увидели разнообразие даров природы осенью. Результатом экскурсии у детей возникла самостоятельная сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин».
В ходе работы по проекту «Краски осени чудесной» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в музыкально-литературном вечере, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
Социальная – взаимодействовали друг с другом, с педагогами и родителями..
Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки.
Информационная – получали информацию из разных источников, делились ею.
Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта (от рисунков до сценария инсценировки).
Здоровьесберегающая – играли в подвижные и хороводные игры и пр.
Совместно с детьми и родителями в уголке природы нашей группы мы поместили муляжи и иллюстрации даров осени- овощи и фрукты, грибы и ягоды, фотоальбомы, мультимедиа
презентации. Родительский уголок пополнился различными материалами, буклетами, памятками, папками-передвижками по тематике проекта.
Проект «Краски осени чудесной» предоставил каждому ребенку нашей группы возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.
КВН «Мир осени». (План мероприятия)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об осени, узнаем, хорошо ли вы знакомы с природой, смекалистые ли вы, и выясним, кто самый эрудированный.
Воспитатель: За каждый правильный ответ вам будет даваться жетон.
Итак, вы готовы?(да). Тогда начнём с разминки.
Разминка.
Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Разминка прошла успешно, жюри приступает к оценке.
Воспитатель: А теперь первое задание «Ответь правильно».
- По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).
- Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).
- Какое время года наступает следом за осенью? (зима).
-Какие деревья сбрасывают на зиму листья?(лиственные) . Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны, кедры, ели) -Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).
Загадки.
1. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья…(осень).
2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).
3. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осень с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево).
4. Рыжий Егорка
Упал в озёрко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул (лист).
5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).
6. Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стаи? (птицы).
Жюри подводит итоги конкурса.
Воспитатель: Следующий конкурс тоже очень сложный. Но вы ведь справитесь? (да).
Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Следующий конкурс «Урожайный».
«Отгадать дары осени».
1. Желтая курица под тыном дуется (тыква) .
2. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слёзы проливает (лук).
3. Золотое решето черных домиков полно, сколько черненьких домиков столько беленьких жильцов. (подсолнух) .
4. Красненькие сапожки. В земельке лежат (свекла) .
5. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь) .
6. Семьдесят одежек, а все без застежек (капуста) .
7. На бору на яру стоит старичок красный колпачок (гриб) .
«Назвать пословицы, поговорки, народные приметы.
Гром в сентябре – теплая осень.
Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
Осенней иней – к сухой солнечной погоде.
Если осенью снегу нанесет рано, то и весна ранняя.
Появится поздний грибок, так и будет поздний снежок.
Игра «Скажи иначе»
Осенью небо серое - темное , хмурое, пасмурное.
Осенью деревья нагие – голые, обнаженные.
Осенью цветы высохли – завяли.
Осенью птицы улетают – косяком, стаями.
Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания.
Осенью путь на юг долгий – длинный, продолжительный, длительный.
«Угадай на вкус»
Сейчас поиграем в игру «Узнай на вкус». Вы должны с закрытыми глазами узнать на вкус дары осени (капуста, морковь. свекла, семечки, лук, чеснок, тыква) .
«Что перепутал художник»?
Детям предлагается по два изображения со временем года – 1) осень; 2) зима. Нужно внимательно рассмотреть и сказать, что не так на картинке.
Подведение итогов. Вручение наград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Краски осени чудесной"
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Краски осени чудесной» (для младшего дошкольного возраста)
Учитывая особенности детей раннего возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно пер...
Отчет о проделанной работе над проектом «Краски осени чудесной» в младшей группе
Отчет о проделанной работе над проектом «Краски осени чудесной» в младшей группе...
Проект "Краски осени", календарно-тематическое планирование по недельному проекту
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о красоте природы. Явления и объекты природного мира привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. В условиях о...
Совместный проект музыкального руководителя и воспитателя «Краски осени чудесной»
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе...
Проект "Краски осени чудесной"
Краткосрочный проект...